Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Кубок Америки: 32-й и последний?
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 126;

Уверен, разработчики официального сайта Кубка Америки не кривили душой, когда по завершении соревнований в 2007 году оставили на сайте сообщение: «Для освещения 33-го Кубка Америки вскоре будет создан новый сайт, а пока что все новости будут размещаться здесь»… Но до сих пор дата, формат и список участников 33-го Кубка остаются неизвестными.

Причиной этого послужили длительные судебные разбирательства, которые были начаты иском команды BMW Oracle Racing зимой 2007 года в окружной суд Нью-Йорка. Объектом притязаний стал Протокол 33-го Кубка Америки. Как известно, такой документ составляется настоящим обладателем Кубка и выступает своего рода гоночной инструкцией для проведения следующего сезона соревнований. Протокол был обнародован на пресс-конференции 5 июля 2007 Бредом Баттервудсом, шкипером команды Alinghi. Он содержал много новшеств: участвовать будет новый класс лодок AC90 (90 футов), соревнования будут проводиться по новой формуле и пройдут не ранее 2009 года, но не позже 2011-го.
Баттервудс заметил, что введение нового класса лодок «позволит новым командам присоединиться к соревнованиям и начинать с чистого листа на равных с уже опытными участниками Кубка Америки»; 90-футовые лодки «будут более скоростными, более трудными в управлении и более зрелищными, что позволит обратить на 33-й Кубок ещё больше внимания, чем было привлечено к последнему соревнованию».
Безусловно, сказанное звучит более чем благородно. Что же не устроило Лари Эллисона (владельца команды BOR) и заставило команду BMW Oracle Racing подать иск на Женевский яхт-клуб (который представляет интересы Alinghi)? По мнению влиятельной газеты «Геральд Трибьюн», изложенному в статье «Кубок Америки плывёт в мутные воды» (20 марта 2008 года), схватка между BMW Oracle Racing и Alinghi имеет следующие предпосылки: после совместной победы в 31-м Кубке Рассел Каутс (ныне шкипер BMW Oracle Racing) и Эрнесто Бертарелли (владелец команды Alinghi) расстались по непонятным причинам. Более того, последний добился судебного решения, согласно которому Каутц не мог выступать ни за какую другую команду на 32-м Кубке. Сейчас же, получив более чем выгодный контракт с командой BMW Oracle Racing, Каутс ищет возможность отомстить своему бывшему коллеге и руководителю.
Но это было бы слишком просто. Только специалист в парусном спорте смог бы уже на пресс-конференции команды Alinghi (июль прошлого года) отметить подозрительную поспешность, с которой некий «Испанский морской парусный клуб» (заявленный как представитель интересов команды Desafio Espaniol), успел принять все положения, едва обнародованного Протокола 33-го Кубка. Согласно правилам соревнования, утверждение Протокола между Защитником (последним победителем) Кубка Америки и хотя бы одним Претендентом означает, что все остальные Претенденты не имеют права влиять на положения Протокола и должны полностью ему подчиниться.
Учитывая благородность целей, изложенных в Протоколе командой Alinghi, указанная выше перспектива не могла напугать будущих Претендентов на обладание Кубком Америки. Так зачем всё-таки идти в суд?
В одном из интервью представители BMW Oracle Racing заявили, что причиной совсем уже не спортивной борьбы между командами стали положения упомянутого Протокола. В частности, Протокол даёт право команде Alinghi менять правила соревнований в любой момент; на своё усмотрение отказывать в участии любому Претенденту; самостоятельно назначать Гоночный Комитет, Управляющий совет по организации Кубка и других официальных лиц; назначать параметры класса яхт-участниц; назначать даты проведения квалификационных соревнований и самим участвовать в них. Кроме этого, Защитник Кубка (Alinghi) имеет право менять лодки (в рамках Box Rules класса) непосредственно перед каждым этапом соревнований, в то время как Претенденты должны участвовать во всех раундах соревнований только на одной и той же лодке. А больше лодок у них и нет: согласно логике Alinghi, изложенной в Протоколе, все команды имеют право построить только по одной лодке нового класса. Неудивительно, что положения Протокола «были расценены многими, в кругах Кубка, как беспрецедентная попытка узурпации власти командой Alinghi», комментирует «Геральд Трибьюн».
Кроме этого клуб, который первым согласился с положениями Протокола, вызывал ряд вопросов. В частности, согласно правилам проведения Кубка, изложенным в Deed of Gift («Акте Дарения», составленном в 1887 году и регулирующем с тех пор проведение данных соревнований), оспаривать кубок может только «общеизвестный и давно существующий яхт-клуб, который… регулярно проводит парусную регату под своим флагом». Как выяснили юристы команды BMW Oracle Racing, «Испанский морской парусный клуб» не только не «известный и давно существующий» и не проводит никаких регат, но и не имеет никакого формального почтового адреса, Интернет-страницы или просто собственного номера телефона! Эти факты послужили основой судебного иска команды BMW Oracle Racing к команде Alinghi. Целью разбирательства было признание «Испанского морского парусного клуба» не соответствующим требованиям Deed of Gift и таким, который не может быть признан Претендентом на Кубок Америки. Это бы открывало путь команде BMW Oracle Racing к обсуждению и изменению Протокола 33-го Кубка Америки.
Таким образом правда оказывается на стороне BMW Oracle Racing. Так же посчитал и суд Нью-Йорка, признавший весной 2008-го BMW Oracle Racing Претендентом на Кубок Америки, вместо испанского клуба. Казалось бы, все вопросы сняты. Но здесь начинается самое интересное.
По словам Эрнесто Бертарелли, после оглашения решения суда Alinghi была готова к обсуждению Протокола и сделала это с рядом представителей других команд. В интервью Итальянскому телевидению, опубликованному на яхтенном сайте Zero Gardi Nord, Бертарелли заявил, что «вместе с представителями других команд (потенциальных Претендентов), уже сделано 13 изменений в Протоколе. И после решения суда (в пользу BMW Oracle Racing — прим. автора) мы приглашали BMW Oracle Racing к диалогу, но они отказались. Поэтому мы приняли решение и подали апелляцию».
Именно так они и сделали. Разбирательства длятся много месяцев, в течение которых происходит ряд важных событий. В частности, компания Луи Вуиттон объявляет о прекращении спонсирования соревнований, которые служили отборочным раундом для определения Претендента в формате матч-рейса с текущим Защитником. Власти города Валенсия с сожалением объявляют о прекращении действия статуса города, принимающего Кубок Америки. Но что самое главное, команды-участницы Кубка прекращают подготовку к соревнованиям, а некоторые из них оказываются на грани выживания.
По словам Рода Дэйвиса, спортивного директора команды Emirates Team New Zealand, «в команде осталось не более пяти человек». Весь коллектив, а это более 75 специалистов и спортсменов, был распущен из-за недостатка финансирования. Вероятно, большинство команд испытывает подобные проблемы. «Наши спонсоры сказали, что продолжать разговор будут только после утверждения Протокола и назначения даты проведения гонки», жалуется в интервью той же «Геральд Трибьюн» Майк Сандерсон, директор новой команды Team Origin, которая должна была стать Претендентом в рамках 33-го Кубка Америки от Великобритании. Нетрудно догадаться, каким был предмет разговора со спонсорами команды.
В августе 2008-го Апелляционный суд Нью-Йорка выносит решение, которым отменяет предыдущее решение районного суда и возобновляет права испанского клуба, как Претендента к оспариванию Кубка Америки. Наученное горьким опытом мировое парусное сообщество не спешит делать какие-либо выводы. И верно. Не прошло и недели, как пресс-атташе BMW Oracle Racing заявил о подаче апелляции на последнее решение в Верховный суд США. Согласно процессуальному законодательству, разбирательство по апелляции длится не менее шести месяцев. Так что дата, формат, класс яхт, участники, правила, место проведения 33-го Кубка Америки и на сегодняшний день под вопросом.
Но самое неприятное то, что спор между BMW Oracle Racing и Alinghi разделил остальные команды на два лагеря. Так, Маскальзоне Латино от итальянского Претендента Кубка заявил, что BMW Oracle Racing самоотверженно борется за правду с Alinghi. В то же время Майк Сандерсон с Team Origin возражает: «ребята с «Оракл» немного переигрывают, когда говорят о том, что борются за лучшие условия для всех. Когда все узнали, что их новый тримаран уже построен, впаривать нам заявления о правде для всех уже не так просто. Мне кажется, что всем стало понятно, что эти ребята (BMW Oracle Racing – прим.автора) борются только за свой бизнес».
И вправду, зачем BMW Oracle Racing построил свой невероятный 90-футовый тримаран? Почему никто, кроме них, такой тримаран не строит? По мнению Эрнесто Бертарелли, намерения BMW Oracle Racing были понятны уже давно: они просто желают лишить все команды возможности участвовать в следующем Кубке Америки. В частности, по словам Бертарелли, в заявке на признание американской команды Претендентом очень приблизительно были указаны параметры лодки, на которой BMW Oracle Racing собирался оспаривать Кубок. Сейчас же юристы Ларри Эллисона пытаются через суд доказать: тримаран соответствует понятию «килевой яхты», что необходимо для участия в Кубке согласно Deed of Gift. Вероятно, BMW Oracle Racing пытается повторить опыт Кубка Америки 1988 года, когда в матч-рейсе соревновались катамаран и однокорпусная яхта J класса. Считается, что именно после 1988 года интерес в мире яхтинга к Кубку Америки стал угасать. Параллели можно продолжить, вспомнив, что и в те годы такой «неспортивный» формат соревнований был определён именно через ряд судебных решений.
Несмотря на безрадостную цепочку событий, совершенно неприемлемой кажется мысль о том, что старейший трофей во всём спорте потеряет свою славу на наших глазах. Но анализ происходящего был бы неполным, если не упомянуть последнюю инициативу компании Луи Вуиттона.
15 сентября 2008 года в парусных медиа появилось сообщение о том, что известная компания Луи Вуиттон объявляет о планах провести серию матч-рейсов в Окленде (Новая Зеландия) в январе-феврале 2009 года. Соревнования будут называться Луи Вуиттон Трофи. К участию приглашаются все команды, которые когда-либо принимали участие в Кубке Луи Вуиттона, который, как говорилось выше, служил отборочным раундом перед матч-рейсом на право обладать Кубком Америки. Соревнования будут проводиться на лодках команды Emirates Team New Zealand по двухмильной наветренно-подветренной дистанции в заливе Вайтемата.
Пресс-секретарь компании Луи Вуиттон Бруно Трабл заявил: «Соревнования в Окленде никак не соперничают с Кубком Америки и не являются частью 33-го Кубка Америки». Кроме, безусловно, Emirates Team New Zealand своё участие в будущих соревнованиях уже подтвердили K-Challenge (Франция), Mascalzone Latino (Италия) и BMW Oracle Racing (США). Представители всех команд в унисон утверждают, что предстоящее событие будет прекрасным поводом вернуть соперничество обратно «на воду». Вероятно, имеется в виду вернуть «из судебных залов»? Некоторые издания опубликовали новость о предстоящем Луи Вуиттон Трофи под заголовком «Новый Кубок Америки!»… Однако это может быть всего лишь ирония.
Многие обозреватели высказывают следующее предположение о будущем 33-го Кубка Америки. Если суд поддержит Alinghi и соревнование запланируют к проведению согласно положениям уже упомянутого Протокола, BOR постарается доказать (возможно, через суд), что их тримаран подходит под определение нового класса AC90. Для этого будет усиленно использоваться шверт основного корпуса тримарана. Если же суд признает требования американцев справедливыми, будет проведена гонка с теми участниками, кто найдёт возможность построить что-то подобное тримарану команды Ларри Эллисона. Таким образом, как это уже было не раз в истории Кубка, американцы опять добиваются выигрыша не совсем спортивными методами. И ведёт их Рассел Каутс, для которого, по словам Эрнесто Бертарелли, «победа важна любой ценой».