Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Formula Bowriders
Тема: Formula; Автор: Водолазов Стас; Страница в журнале: 32;

Стремительная эпоха диктует свои законы. Чтоб не отстать от конкурентов, малые судостроители вынуждены регулярно обновлять модельные ряды – иначе ты уже не брэнд. Вот и Thunderbird Products, учитывая пожелания заказчиков и новейшие веяния (или, как сейчас модно говорить, «трэнды») водномоторных мод, ежегодно обновляет производимые ею Formula – хотя бы по одной лодке в каждой линейке. Так что к уже известным боурайдерам (240Br, 260Br, 280Br и 310Br) прибавилась и модель 2009 года – Formula 240Br Sport.

Как известно, Thunderbird Products строит моторные лодки под брэндом Formula. Слово это ассоциируется со скоростью вполне закономерно. Ведь первооснователем одноимённой компании был Дон Аронау – многократный и легендарный чемпион «Формулы1». И делал он только гоночные лодки, лично тестируя свои суда! (Позже, захватившись участием в соревнованиях, Аронау продал и прибыльный бизнес, и «громкую» торговую марку).
Поскольку корпус «Формулы» испытывает повышенные ходовые нагрузки, Thunderbird Products разработала особую технологию: высокомодульный фибергласс усиливают мультиаксиальными стекломатами, что в сочетании с гидрофобным пенозаполнителем, сваренными из морской нержавейки (316L) каркасом и системой продольной балки обеспечивает лодкам достаточный запас прочности. Вместо сосновых (обычно) силовых элементов – полиуретановые, не подверженные гниению. Палуба и корпус не склеены – стянуты болтами, стык закрывает нержавеющий привальник со вставкой из ПВХ. Гелькоутное, с антифоулингом, покрытие может быть оформлено графически – это одна из опций, выбираемых заказчиком.
Палубные усиления, вытяжные швартовные утки, обрамление люков и лобового стекла, «формульный» логотип и прочая металлическая оснастка – из той же «316L». Оба кокпита (вообще вся внутренность) полностью обтянуты фирменного дизайна винилом. Подушки, сиденья, подлокотники и т.п. заполнены толстым слоем DriFast – пористого полимера с открытыми, быстро просыхающими ячейками. Так что после морского похода кокпит можно смело мыть пресной водой – высохнет быстро.
Фирма уверена в прочности своих Formula: все боурайдеры имеют NMMA-свидетельства на 10-летнюю структурную целостность корпуса, включая 5-летнюю гарантию с возможностью его перепродажи (Guard Limited).
Каждое судно поставляется на своём трейлере и оборудовано: туалетной кабиной (в торпедо левого борта), вэт-баром, съёмным обеденным столом (прячется в рундук либо в моторный отсек), междудонным хранилищем водноспортивного снаряжения. Также имеется кринолин, трёхсекционное ветровое стекло с дворниками (обычно только перед рулевым) и откидной форточкой-проходом по центру, стереосистема со встроенными у каждого дивана водостойкими динамиками, спаренные подстаканники из нержавейки (американцы их обожают! Этот аксессуар у них на полном серьёзе выражает «крутизну» лодки), рундуки под всеми сиденьями, гидрофор (система подпора пресной воды), транцевые плиты («трим») и небольшой складной якорь – за небольшим исключением даже на 240-й лодке всё это «в стандарте». Скажем, только на младшей модели нет спутникового радио с 6-месячной предоплатой (Sirius satellite radio – стандартная «фишка» почти всех брэндовых лодок).
В носу, под крышкой – телескопическая лестничка для схода на берег, у старших моделей имеется и небольшой якорный рундук, снабжённый крышкой с замочком. Горн, швартовочные огни (обычно – опция). Носовой кокпит стандартный: два мягких дивана с высокими спинками, в бортовой нише – стереоколонки, подстаканники; на стоянке проход можно закласть подушками – получим обширный солярий. В неиспользуемых носовых объёмах устроены блоки плавучести.
Туалетные кабинки оборудованы стационарными унитазами, так что фановые воды собираются в бак. Есть освещение, небольшой умывальник (нерж.), зеркало. Для проветривания гальюна можно открыть маленький иллюминатор. Подобно обоим кокпитам стены, подволок и Г-образная туалетная дверь сплошь обшиты мягким винилом. Это и шумоизоляция, и дополнительная комфортность. Ведь на боурайдере туалет – единственное помещение, где можно спокойно переодеться, привести себя в порядок…
Пост управления – в духе «Формулы». Мягкое глубокое кресло рулевого (или спаренное – штурмана/рулевого) оснащено больстером, регулируется. Подножный упор оборудован сливом в трюм. Стереосистема Clarion управляется как с пульта, так и с транца. Приборы от Livorsi, компас от Ritchie, регулируемый штурвал от Dino…
Тумба вэт-бара – по левому борту. В кориановую верхнюю плоскость вделана нержавеющая мойка с краном пресной воды, ниже – отсеки для мусорного ведра, холодильника (последние, впрочем, на разных моделях по-разному).
Кормовые диваны трансформируются в полноразмерные солярии.
Кринолин (кормовая площадка): нескользящее покрытие, под крышкой – раскладная лестница для подъёма купающихся на борт, вытяжной душ пресной воды (к сожалению, вода без подогрева), «мокрый» рундук.
Доступ к двигателю(-лям): щелкнул тумблером на панели управления – крышка плавно пошла вверх, открывая моторное отделение. Там обязательно имеется местное освещение, автоматические помпа и система пожаротушения. Также – детектор СО и блоки плавучести.
Даже на одномоторных боурайдерах аккумуляторных батарей две. Это для надёжности: в случае чего всегда можно переключиться с одной на другую (имеется спецпереключатель).
Ну что ж, теперь – персонально о каждой лодке.

Formula 240 BR
Модель 2006 года. Приборная панель аскетична: компас, спидометр, из переключателей – лишь наиболее необходимые. Одиночные кресла штурмана и рулевого (по обеим бортам) вращающиеся: на стоянке можно развернуться лицом к столу, к компании. Позади штурманского места устроен рундук для подушек, пикниковой утвари. Гальюн – с ручной откачкой. Подстаканников – 13.
Портативный айс-бокс прячется под диванное сиденье. Якорь (без цепи) хранится в междудонном лыжном отсеке, обеденный стол – в моторном. Над моторным отделением – двухместный лежак-солярий.
Транцевый душ, мягкие носовые подушки, вейктауэр, бимини, ручная помпа – всё опции. В комплекте только кемпинговая антимоскитная сетка.
Судно очень приёмисто, начинает глиссировать почти без задирания носа. С бензиновым Volvo 5.7lt V8 (320 л.с.) при 4600 об./мин. (винт – DuoProp) незагруженная лодка развила 37,5 узлов; под предельно допустимым мотором – 41 узел. Килеватое днище спокойно отрабатывает небольшое волнение.
Это летняя лодка выходного дня для одного-двух семейств.

Formula 260 BR
Модель 2006 года. Сиденье штурмана/рулевого сдвоенное, потому у левого борта вместо кресла – кушетка, лицом в корму. Туалет прокачной. Холодильник Igloo (17 quart), 12 подстаканников. Подмостовой габарит с вейк-тауэром (опция) – 1,55м.
Volvo Penta 8.1 Gi (375 л.с.), Duoprop. Благодаря большей допустимой мощности двигателя по ходовым качествам лодка заметно превосходит 240-ю модель. Предназначение – то же.

Formula 280 BR
Модель 2006 года. Казалось бы, всего на два фута длиннее – но какая прибавка в комфорте!
Во-первых, здесь уже автоматический туалет (VacuFlush);
Во-вторых: транцевый душ, эхолот (Livorsi), VHF-антенна, транцевые плиты – всё «в стандарте». Кнопки «тримма» (Bennetti) удачно интегрированы в хромированный регулируемый штурвал Dino. То же сдвоенное кресло штурмана/рулевого и кушетка слева.
Но наибольшие восторги вызывает вэт-бар, трапециевидная тумба которого примыкает к левому борту рядом с проходом на корму. По его центру, как бы разделяя кориановую крышку надвое, – три полированных подстаканника. Под крышками: мойка с краном (слева) и одноконфорочная спиртовая горелка (справа). Внизу, за дверцами – хозяйственный отсек (мусорное ведро, огнетушитель…) и большой холодильник Igloo с морозильной камерой.
Предусмотрена установка одного или двух двигателей. Помимо привычных детектора дыма, систем пожаротушения и водоосушки, пары 12-вольтных АБ с переключателем в моторном отсеке имеются аккумуляторная зарядка и гальваническая система защиты от коррозии. Можно установить один или два двигателя – на выбор.
Что и говорить – лодка повышенной комфортности, вместительности. Такой боурайдер легко возьмёт и десятерых, погожим днём доставит их в чудное место. Под двумя 210-сильными двигателями развивает 85 км/час.

Formula 310 BR
Модель 2008 года – боурайдерный вариант очень популярной 310SS. Само собой, по стандартной оснащенности и удобствам новая лодка – лидер, как и подобает флагману. Дизайн, наполнение, двигатель – всё индивидуально, выбирается покупателем.
Туалетная кабина приятно удивляет своими размерами. Vacuflush-унитаз, моечка в кориановой плоскости. А напольный настил – американская вишня!
Пост управления здесь заметно обособлен – этакий «кокпит в кокпите». Шикарное двойное кресло пилота, панель прекрасно оснащена индикаторными и навигационными приборами; есть VHF Radio, «трим» с цифровыми индикаторами и т.д. Тут же – стерекомплекс Kenwood с возможностью удалённого управления (пультик) и отдельными ВЧ-динамиками: 200-ваттный сабвуфер одинаково безупречно воспроизведёт вам Вивальди или же роковый Kiss. Само собой – спутниковое радио с 6-месячной предоплатой, iPod/MP3-выходы... Обидно только, что опциями идут система DTS (Digital Throttle & Shift – цифровая регулировка дросселя) и рэймариновские GPS/Chartplotter.
U-образный диван заполняет кокпит. В крышку съёмного стола (он хранится в укрытии правого борта) интегрированы 4 подстаканника. Вэт-бар здесь «покруче», чем на 280-м: всё то же самое + гриль из нержавейки. Однако (вот странно!) 36-квартовый холодильник Igloo (американская кварта = 0,946 л) почему-то в опциях. Зато – радарная арка, светодиодная подсветка кокпита.
Проход на кринолин (по левому борту) закрывается плотной дверцей (такая же одностворчатая, кстати, имеется и в межкокпитном проходе). На корме – лежаки-солярии, конвертируемые в кресла. Кроме всего прочего на кринолине предусмотрено место для хранения грильных решёток. Тиковый настил – опция.
Двух MerCruiser 6.2 (движители – Bravo III) вполне достаточно, чтобы хорошенько разогнать даже полностью загруженное судно. Скажем, пустая лодка с тремя людьми на борту и на ¾ заполненном топливном баке, ветер 3-5 м/с, выходит на глиссирование за 4,1 сек. (2500 об./мин., 15,8 узлов, то есть 30 км/час); 26 узлов (30 сухопутных миль/час) набирает за 6,4 сек.
Шикарное судно для дневного выезда большой компанией!

Formula 240 BR Sport
Модель 2009 года. Функционально почти не отличается от 240Br. Приставка «Sport» означает более мощный двигатель («в стандарте» – 350 MAG B3, 300 л.с.), наличие буксировочной стойки. В самом деле спортивная лодка.
Подмостовой габарит 1,37м, с поднятым бимини – на два фута больше.

Заключение
Стандартное наличие на каждой модели стереокомплекса, вэт-бара, обособленной туалетной кабины говорит само за себя – перед нами брэнд.
Однако! Даже 240-я модель порожнем весит 2,5 тонны, а вместе с двухосным дюралевым трейлером – и все три. Во многих странах для буксировки трейлера со сверхстандартными габаритами надо получать спецразрешение, причём буксировка такого груза возможна лишь в светлое время суток. Опять же: для спуска на воду верфь рекомендует мощный «полнопривод» (читай – джип) – иначе, сами понимаете…
Тем не менее для многих плюсы от времяпрепровождения на такой лодке с лихвой перевешивают все эти минусы. Скорость!

«Фарватер» информирует: эксклюзивный дистрибьютор Formula на территории России и Украины – компания "Гранд Марин".



Статьи