Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Каневское водохранилище: от Украинки до Канева
Тема: ------; Автор: Горбань Сергей; Страница в журнале: 112;

 

Мы с вами уже прошли маршрутом по северной и срединной частям Каневского моря. Теперь перед нами — самая южная, широкая и протяжённая часть водохранилища, простирающаяся от Переяслава-Хмельницкого до Канева.

Южная часть Каневского моря начинается за мысом Трахтемиров по правому берегу и Переяславом-Хмельницким — по левому. Протяжённость этого участка с севера на юг составляет приблизительно 28 км по фарватеру, при максимальной ширине 11,3 км в районе села Григоровка. Оканчивается Каневское водохранилище плотиной, дамбой и шлюзом в Каневе. Это самый большой, открытый и глубоководный участок Каневского моря, и условия плавания здесь соответствующие. На этой акватории, при ветрах С-З, Ю, Ю-В, были зафиксированы волны высотой выше 2-х метров (Лоция Госгидрографии, 2007 г.). При слабых ветрах и штилях, которые нередки летом, вся огромная водная поверхность неподвижна и гладка, как масло. Но стоит задуть ветру, как на поверхности воды появляется рябь, постепенно переходящая в волну, короткую и крутую, но всё же более длинную и развитую, чем в северной и срединной частях водохранилища. При этом погода может ухудшиться очень быстро, и в течение 30-40 минут ветер иной раз развивается до 15 м/с и волна до метра высотой. Нелегко придётся судну, которое окажется у подветренного берега в таких условиях! Поэтому здесь очень важно следить за изменением погоды и постоянно наблюдать за состоянием неба и моря, соответственно выбирая маршрут плавания и планируя стоянки и ночёвки.
Течение в южной части водохранилища почти не ощущается – сказывается многокилометровый разлив воды. Лишь на траверзе мыса Трахтемиров, где русло Днепра делает поворот на 90 градусов, иногда может ощущаться течение со скоростью 1,5-2 км/ч. Интересно, что островов на этом участке моря нет вообще, равно как и нет всевозможных узкостей фарватера – лишь огромное зеркало водной глади. Это самая глубоководная часть Каневского моря, и яхты могут смело ходить вне фарватера между правым и левым берегами. Исключения составляют три района. В северной части, на подходах к Переяслав-Хмельницкому заливу, следует строго придерживаться судового хода, так как левый берег здесь мелководный и вытянут на многие сотни метров в море. Акватория также изобилует песчаными банками, и чем ближе вы находитесь ко входу в Залив, тем больше банок вокруг. Южнее Переяслав-Хмельницкого залива мелководно практически всё левобережье до села Цибли и урочища Змеиного (см. на карте). В юго-восточной части моря, под левым берегом, также мелководно. Остальная часть моря судоходна для яхт, средние глубины здесь 4-6 м, местами 16-19 м.
Ветра в южной части водохранилища преимущественно З, Ю-З и В, Ю-В направлений. В большинстве случаев северные и южные ветра при выходе на русло реки отклоняются от своего генерального направления и ложатся вдоль русла либо сверху, либо снизу по течению. Возле высоких обрывистых холмов правобережья ветер иногда срывается порывами перпендикулярно руслу реки, особенно напротив оврагов и понижений береговой линии. Наиболее сильные ветра дуют с апреля до первой половины мая и со второй половины сентября по ноябрь. Средние и слабые ветра характерны для лета, особенно в августе. Однако бывают исключения: в июне или июле здесь можно встретить горячие ветра постоянных направлений, дующие несколько дней подряд. Как правило, ветер на водохранилище раздувает к 11.00 и дует до19.00. Ранним утром и к вечеру ветер стихает, ночи также, как правило, маловетреные. Исключение составляют облачные дни во время проходящих циклонов низкого давления, тогда ветра северных направлений дуют и ночью, ослабевая с рассветом.
Фарватер здесь хорошо обставлен и освещён в тёмное время суток. Он проходит в относительной близости от правого берега, то приближаясь к нему на 150 м, то удаляясь на 3-5 км. Судовой ход широкий, местами до километра. На траверзе мыса Трахтемиров и восточнее 3-х створных знаков от основного судового хода ответвляется вспомогательный фарватер, ведущий к левому берегу, в Переяслав-Хмельницкий залив. Судоходство в этих местах минимальное, а вне фарватера и подавно нет никакого регулярного движения – лишь промысловые рыбачьи лодки да браконьерские моторки иногда перемещаются по своим, одним им известным, делам.
Хочу отметить цвет воды в этой части моря. Он пепельно-синий, очень красивый. В яркий солнечный день вода принимает цвет неба, живой, искрящийся светом и переливающийся в серебряных брызгах волн. По-настоящему морской цвет. Но стоит облакам затянуть небо, как вода принимает пепельно-серый, свинцовый цвет, море становится грозным и холодным, и сразу хочется укрыться где-нибудь в камышах, чтобы уютно обустроиться и вскипятить чаю. Вообще южная часть моря имеет свой ярко выраженный микроклимат. Здесь явно чувствуется южная природа: более мягкий климат, чище небо, меньше дождливых и пасмурных дней.
Ночное небо в этих местах огромное и фантастически яркое от звёзд. Берега мало заселены, освещённость их слабая. Такого яркого Млечного Пути и такого количества падающих в августе звёзд, как здесь, я не видел нигде.
Говоря об августе, нужно отметить ещё одну особенность водохранилища – цветение воды. С конца июля по начало сентября водоросли буйно разрастаются, практически везде, где малые глубины. Водоросли заплетают ранее судоходные протоки и каналы, преграждают подходы к берегу. Кроме того, в жаркие летние месяцы в водохранилище стоит зелёная взвесь из мельчайших частиц речного «планктона». Бывают дни, когда абсолютно вся акватория покрыта этой «зелёнкой», с удушливым болотным запахом. Однако есть на реке места, где бьют родниковые ключи – и чистая, холодная вода разгоняет зелёную массу.
Начиная с середины июня и до поздней осени по обе стороны фарватера акватория активно используется для постановки сетей, причём со стороны левого берега сетей значительно больше. На открытой воде, как правило, стоят промысловые сети по несколько сот метров – они обозначены буйками-вехами с флажками чёрного, красного или белого цветов. Ближе к берегу и в протоках левобережья встречаются браконьерские сети – они значительно короче, мало заметны, но часто лежат на поверхности воды и представляют навигационную опасность (см. «Фарватер» №1/2010).

Описание маршрута. Левый берег
Вход в Переяслав-Хмельницкий залив хорошо обозначен буями. Двигаясь к Переяславскому заливу, не стоит сходить с фарватера – здесь много мелей и банок. Максимальная ширина залива 800 м, минимальная – 350 м. Общая протяжённость около 7 км. Глубины на местном фарватере 3…6 м. Русло узкое, петляет. Опять же, не рекомендую «срезать углы» на извилистом фарватере – в заливе множество мелей прямо рядом с судовым ходом. По этой же причине в заливе сложно найти непосредственный подход к берегам: есть лишь несколько глубоких подходов к восточному берегу примерно в середине залива – здесь можно подойти носом яхты прямо в берег. При таком подходе обязательно рекомендую завести якорь с кормы на глубину, на случай прижимного ветра – здесь нередки неожиданные шквалы. Подход к западному берегу вплотную на килевой яхте невозможен – уже метров за 100 до берега глубины стремительно падают до 1,2…1,0 м. Волнение в заливе незначительно, сказывается узкость акватории. Переяслав-Хмельницкий залив – отличное место, чтобы спрятаться здесь от шторма: оно частично укрыто от ветра и полностью защищает от волн. Кроме того, это очень красивое место – его узкое, извилистое русло обрамлено живописными берегами, покрытыми сосновым лесом. Здесь приятная энергетика, чистый, напоенный хвоей воздух и вдоволь якорных стоянок.
Также Переяслав-Хмельницкий залив характерен своим замечательным яхт-клубом. Чуть выше бетонной пристани для крупных судов (ориентир – высокий судовой кран) перпендикулярно фарватеру на запад, влево к берегу уходит протока, обозначенная небольшим железным буем, расположенным метрах в 50-80 после схода с фарватера. Двигаясь самым малым ходом мимо этого буя, проходим на расстоянии 10-20 м от камышового полуострова (левее его – мели). И прямо по курсу на берегу откроется яхт-клуб и спасательная станция рядом с ним. Яхты с осадкой больше 2-х метров могут чиркнуть дно на подходах, грунт здесь мягкий, илистый. При входе в бухту яхт-клуба глубины увеличиваются до 5-7 м, сама бухта также глубоководна. Гавань невелика, метров 80 в диаметре, и окружена деревьями и камышом. В яхт-клубе есть два деревянных причала, к ним швартуются местные яхты (некоторые из них регулярно гостят в киевских яхт-клубах). Гостевым яхтам здесь всегда рады. Из инфраструктуры есть электричество (не всегда) и колодец с относительно питьевой водой. На территории расположен домик вахтенного и несколько контейнеров для снаряжения. Насколько мне известно, круглосуточной охраны в яхт-клубе нет, зато на спасательной станции сторожа с собаками. За территорией яхт-клуба стоят контейнеры для мусора. К ближайшей заправочной станции с магазином пешком около получаса, в яхт-клуб можно вызвать такси, до центра Переяслава-Хмельницкого отсюда 10 минут на машине.
Выходя из Переяслав-Хмельницкого залива, снова рекомендую держаться судового хода во избежание посадки на мель. От Переяслава на юг по левому берегу акватория очень мелководная, затопленная вырубка тянется вдоль берега до села Цибли и на многие километры южнее. Возможно, и существуют глубоководные подходы к левому берегу, в том числе и к селу, но мне их обнаружить не удалось. Цибли расположены прямо на берегу водохранилища. В селе можно добыть продукты, питьевую воду и топливо. Над водой стоят три холма: на первом – коровник, на втором – кладбище, а на третьем – каменный крест, очень древний, вытесанный из цельного гранита, и на нём ещё можно различить древнеславянские письмена. Камень этот стоит на склоне, обращённом к Днепру. А на противоположном берегу, в Акациевой роще на горе, как раз напротив Циблей, высится такой же старинный каменный крест. И стоят они так, обращённые друг к другу, многие века.
От Циблей до самого Канева нет ни одного населённого пункта. Обрывистые сосновые берега перемежаются камышовыми протоками, ведущими вглубь, к лесным озёрам. К некоторым местам на берегу есть подъезд автомобилей, и летом здесь стоят палатки отдыхающих. Я видел в этих местах рыбаков с подводными ружьями и в гидрокостюмах, которые бьют сома и другую рыбу.
Интересное место расположено примерно в середине водохранилища по левому берегу. На некоторых картах оно обозначено как урочище Змеиное (я его называю Сказочная бухта). Его координаты 49*51,5' N и 31* 32' E.
Это полуостров, отделенный от коренного левого берега дугообразным песчаным перешейком шириной не более 20-30 м. Внутри перешейка – удивительной красоты дикое озеро. Юго-западная оконечность полуострова – обрывистый сосновый берег, выдающийся в море и образующий отличное укрытие от северных и восточных ветров. А самое главное – в южной части этого полуострова находится своеобразная бухта, с глубинами 5-7 м и прекрасным глубоким выходом в открытое море! Это место идеально подходит для стоянки или ночёвки на левом берегу при подходах к Каневу. Кроме того, здесь нетронутая природа и тишина. Если высадиться на берег и пройтись по лесу, то можно убедиться, что это один из самых малопосещаемых районов Каневского водохранилища.
Если же продолжать движение вдоль левого берега на юг (помним: глубины вблизи берегов нестабильные и малоисследованные), то следующее интересное место, которое встретится нам по пути, это Пиратская бухта (так мы её назвали): 49*49’34” N и 31*31’27” E.
Бухта трудноразличима с воды – вход в неё узкий и почти сливается с зелёной полосой деревьев и камышей на берегу. Подходы к бухте мелководны, поэтому яхты с осадкой более 1,2 м сюда не зайдут. Зато внутри глубины – 3…5 м. С северной стороны бухты есть маленький песчаный пляж, к которому можно причалить носом (глубины здесь почти вертикально падают до 5 м). От пляжа есть выход сквозь камыши в сосновый лес на обрывистом берегу.
К югу от бухты расположена база отдыха, а ещё южнее, почти возле начала Каневской дамбы – пионерлагерь «Гайдаровец». Внешне он такой же, как и двадцать лет назад, а что сейчас внутри – не знаю.
На самой дамбе ничего примечательного – бетонка и железная дорога. Магазинов вблизи нет. Если идти вдоль дамбы, то через 4,5 км придём к Каневскому шлюзу.

Описание маршрута. Правый берег
Мыс Трахтемиров отмечает границу южной части Каневского моря. За ним Днепр поворачивает своё русло на 90 градусов вправо и широко растекается на юг. За мысом берега по-прежнему высокие, около 120 м над уровнем моря, дикие, покрытые густым лесом, разрезанные непроходимыми оврагами. На вершинах холмов есть множество достопримечательностей – Зарубинецкие пещеры, Поляна камней, остатки скифских валов и древних городищ. Очень рекомендую походить по этим местам. Наилучшее место для старта – бухта Трахтемиров, что выше по течению за мысом. Там же безопаснее всего оставить на якоре яхту (см. «Фарватер» №3/2010).
Сразу за мысом я не рекомендую слишком приближаться к берегу – во-первых, за 100 м от берега можно налететь на подводные гранитные валуны, а в километре южнее за мысом начинается конус выноса оврагов, отмелью выдающийся на 800 м в море. Его можно легко определить по понижению рельефа берега. Ещё южнее, на подходах к Григоровке, глубины устанавливаются в пределах 7-12 м даже возле берега.
Село Григоровка выходит на побережье водохранилища. Когда-то сюда подходили рейсовые «Ракеты» (сейчас железная плавучая пристань сохнет на мели). Село живописное и довольно оживлённое. Есть несколько магазинов (перерыв на обед с 12.30 до 14.30), колодцы с питьевой водой. Насколько мне известно, заправки топливом здесь нет.
Между сёлами Григоровка и Бучак расположилось знаменитое урочище Рожена Криниця (49*53’00” N и 31*25’30” E), по названию одноимённого родника, вот уже много столетий известного местным жителям своими целебными свойствами. Возле Бучака есть изумительной красоты озеро, спрятанное среди холмов совсем недалеко от берега. А если пройти вдоль побережья ещё южнее, километра три, то можно увидеть остатки громадных бетонных конструкций – нереализованный проект советской эпохи, гидроаккумулирующая станция, которой, к счастью, не суждено было испортить девственную природу этих мест. Далее Днепр делает плавный поворот на юго-запад – и открывается вид на Канев и аванпорт шлюза перед ним. Но до них ещё шесть километров по прямой! А пока у нас на пути села Студенец и Бобрица. Последнее имеет прямой выход к воде, здесь же в Днепр впадает небольшая речка Бобрица, через её устье переброшен небольшой мост, по которому проходит дорога в Бучак. Места здесь живописные, удалённые от цивилизации. Вообще каботажное плавание вдоль правого берега до Канева – это большое удовольствие.
И вот перед нами Канев! Фарватер уверенно устремляется к маяку на окончании оградительного мола, и мы заходим в Каневский аванпорт.
Приближаясь к аванпорту, нужно сбавить ход и быть внимательным на предмет выходящих навстречу судов, особенно в тёмное время суток. Глубины здесь хорошие, от 8 до 15 м. Для укрытия от морской волны аванпорт – очень надёжное место, от ветра же он защищает не очень хорошо. Для ночёвки место неподходящее – во-первых, со всех сторон окружено бетоном, вдобавок якорь здесь держит плохо. Для коммерческих судов на северо-восточной стороне аванпорта оборудована причальная стенка – место предназначено для стоянки судов, ожидающих шлюзования, яхтам здесь ночевать запрещено! Я же на своей яхте, как правило, либо становлюсь на якорь, либо медленно дрейфую в западной части гавани с работающим двигателем. Ещё при подходе к аванпорту я всегда набираю номер Каневского шлюза (т. +380 47 363 2947), сообщаю название яхты, порт приписки, и диспетчер (женщина с приятным спокойным голосом) говорит, как скоро освободится шлюзовая камера. Остаётся только вовремя войти в аванпорт, спокойно подождать – и как только загорится зелёный сигнал светофора, на малых оборотах заходить в шлюз. Шлюзование начинается! Но об этом – в следующей статье.