Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Коммерческая эксплуатация прогулочной яхты
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Мельников Николай, Лебедев Вячеслав; Страница в журнале: 90;

Многие собственники яхт, особенно владеющие супер-яхтами, рассматривают возможность сдавать яхты в аренду хотя бы для покрытия расходов на их содержание. Но учитывая тот факт, что аренда яхт предполагает коммерческую деятельность, автоматически возникают вопросы, связанные с организацией такой деятельности, а именно: необходима ли специальная регистрация или перерегистрация яхты? Необходимо ли получение специальных или дополнительных судовых сертификатов в связи с коммерческой эксплуатацией яхты? Существуют ли специальные требования, которые предъявляются к коммерческим яхтам? И т.д.

В соответствии с законодательством отдельных стран и требованиями судовых реестров, яхту можно зарегистрировать в судовом реестре в качестве прогулочной или коммерческой.
Мы подали отдельные запросы в Морские администрации Мальты, Панамы и Джерси для получения разъяснений касательно возможности и условий коммерческой эксплуатации прогулочных яхт. Вышеуказанные Морские администрации дали однозначный ответ: прогулочные яхты не могут использоваться в коммерческих целях. В частности, Морская администрация Панамы дала следующее разъяснение: прогулочная яхта не может сдаваться в чартер. Только коммерческая яхта может сдаваться в чартер, так как она рассматривается как пассажирское судно.
Следует обратить внимание, что государства-члены ЕС, в том числе Мальта, предусматривают особые преференции для яхт, которые зарегистрированы в качестве коммерческих. Главная льгота здесь – освобождение от уплаты НДС с доходов, полученных в результате эксплуатации коммерческих яхт, а также на любые сопровождающие товары (например, топливо) и услуги (например, ремонтные работы, заправка), напрямую связанные с осуществлением коммерческой деятельности яхт. Кроме того, например, деятельность мальтийских судоходных компаний, владеющих коммерческими яхтами, облагается по сниженной налоговой ставке, равной 4,17% (обычная ставка корпоративного налога на Мальте составляет 35%).
Тем не менее, важно отметить, что уровень интереса таможенных и налоговых органов ЕС к подобным яхтам намного выше в связи с освобождением от уплаты НДС и предоставлением других льгот компаниям-собственникам. Таможенные органы отслеживают соблюдение условий коммерческого использования (то есть, арендное пользование яхтами). В случае, если таможенные или другие органы получают сведения, что лица, использующие яхту, не являются её арендаторами (например, яхта регистрировалась как судно для частного использования – прогулочное), могут возникнуть неблагоприятные последствия. Таким образом, коммерческая эксплуатация яхты должна быть всегда подтверждена хотя бы наличием договора чартера.
Если говорить о классических оффшорах, которые широко используются для регистрации яхт, в том числе коммерческих (Панама, Либерия, о. Джерси, о. Гернси и др.), то независимо от статуса яхты – прогулочная она или коммерческая – законодательством этих стран предусматривается полное освобождение от налогообложения:

  • отсутствует налогообложение деятельности судоходных компаний, в том числе коммерческой эксплуатации яхт;
  • отсутствует тоннажный сбор на яхты;
  • отсутствуют налоги и пошлины при продаже яхт, оформлении залога на яхты и т.д.

Тем не менее, наряду со льготами и преференциями, которые предоставляются коммерческим яхтам, не следует забывать об особых требованиях, предусмотренных законодательством флага. Требования эти различны в зависимости от флага. Некоторые применяют английский Свод правил (UK Code of Practice), другие разрабатывают свои собственные правила, третьи требуют предоставления международных сертификатов установленного образца (Сертификат грузовой марки, соответствующий Сертификат о безопасности судна и т.п.).
Такими могут быть:

  • ограничения по тоннажу. Так, например, в Джерси могут быть зарегистрированы яхты: прогулочные – до 400 рг.т; коммерческие – до 150 рг.т.
  • требования к национальности компании – владельца коммерческой яхты. Например, собственником коммерческой яхты, зарегистрированной в ЕС, может быть только гражданин ЕС или компания, зарегистрированная в ЕС;
  • требования к регистрационным документам. Независимо от флага для регистрации коммерческой яхты необходимы дополнительные документы: 1. Международный тоннажный сертификат (International Tonnage Certificate); 2. Сертификат грузовой марки (Load Line Certificate) и другие, в зависимости от требований конкретной Морской администрации.

В рамках данной темы немаловажен вопрос – подпадают ли коммерческие яхты под регулирование международных морских конвенций, а именно:

  • Международной конвенции «Об охране человеческой жизни на море» 1974 года (SOLAS ‘74);
  • Международной конвенции «О грузовой марке» (LOAD LINES 66);
  • Международной конвенции «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW 78/95);
  • Международной конвенции «О предотвращении загрязнения с судов» MARPOL 73/78);
  • Международной конвенции «О международных правилах предотвращения столкновений судов на море» (COLREG 72);
  • Международной конвенции «По обмеру судов» (TONNAGE 69);
  • Международной конвенции «О минимальных стандартах на торговых судах» (ILO 147)?


Следует отметить, что в международных морских конвенциях фигурируют два вида яхт:

  1. Яхты, не занимающиеся коммерческими перевозками (“yachts not engaged in trade”);
  2. Яхты, занимающиеся коммерческими перевозками (“yachts engaged in trade”).

Соответственно, возникает вопрос: считается ли периодическая сдача яхт в чартер коммерческим использованием яхт? Указанные конвенции не дают чётких определений прогулочных и коммерческих яхт, в связи с чем Морские администрации флагов самостоятельно трактуют данный вопрос и выдвигают соответствующие требования при регистрации яхт под их флагом, о чём речь шла выше.

Контроль судовых документов/сертификатов осуществляют главным образом:

  1. Морская администрация государства флага:
    a. Непосредственно при издании/переиздании регистрационных документов,
    b. Опосредованно через уполномоченные классификационные общества.
  2. Администрация портов захода судна:
    a. Непосредственно при оформлении прихода/отхода судна;
    b. Опосредованно через службу Порт надзора (Port State Control, PSC) при проведении проверок судна после прихода, перед отходом либо во время стоянки у причала.

Перечень международных Договоров и Конвенций, являющихся инструментом проверок инспекторов Портнадзора (PSC), действующих в рамках Парижского меморандума о взаимопонимании (PMOU) и Меморандума о взаимопонимании Черноморского региона (BSMOU), с указанием сферы их применения, приведен в таблице.
Необходимо отметить, что указанные конвенции, являясь инструментами при проведении инспекции судна, определяют предмет проверки. Статус «неконвенционного судна», т.е. судна, на которое не распространяется действие той либо иной конвенции, не исключает возможность проверки судна инспектором Портнадзора (PSC). Более того, в соответствии с п.2.4 Парижского меморандума, суда неконвенционного размера не должны быть в более выгодном положении по отношению к конвенционным судам. Для таких судов определён особый порядок проверок (раздел 3, Приложения 1 Меморандума).
Черноморский Меморандум (п.2.5) также отдельно определяет процедуру проверки судов валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн (Приложение 3 Меморандума).
В заключение необходимо отметить, что рассматриваемые изменения статуса яхты влекут определённые изменения и в порядке её эксплуатации.
Так, например, если яхта будет заходить в украинский яхт-клуб, расположенный на территории морского порта с целью посадки/высадки пассажиров, то возникнет обязанность по уплате портовых сборов (Примечание 3 к п. 1 Постановления КМУ «О портовых сборах»).
При этом яхта получит возможность перемещаться по акватории порта, швартоваться и принимать пассажиров у портовских пассажирских причалов (вне яхт-клуба).
Что касается, например, эксплуатации яхты в пределах ЕС, то для коммерческих яхт, с одной стороны, предусмотрены определённые льготы, в том числе освобождение от уплаты НДС, с другой стороны, существует повышенный интерес налоговых и таможенных органов в связи с предоставлением выше указанных льгот.
В связи с этим яхты, которые сдаются в чартер или перевозят пассажиров, должны соблюдать два главных требования:

  1. Яхта должна быть зарегистрирована в качестве коммерческой;
  2. Яхта должна эксплуатироваться только в коммерческих целях.