Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Круизер для средних широт
Тема: Nordic; Автор: Nordic Украина; Страница в журнале: 24;

Круизный катер или, тем более, моторную яхту нельзя рассматривать только как транспортное средство. Те, кто при выборе своего первого судна руководствовался исключительно показателями мощности двигателей, скорости и вместимости, быстро разочаровались и в своём приобретении, и в яхтинге вообще. А причина – в мелких бытовых сложностях, способных отравить любой отдых. Ведь судно – это ещё и место жительства.

Даже в законодательстве многих стран катера и яхты рассматриваются двояко – и как движимое, и как недвижимое имущество. И при покупке к ним нужно относиться соответствующе. Ведь мало кто согласится приобрести квартиру с биотуалетом в углу спальни, без отопления, канализации, водопровода и электричества? И оплачивать эту «квартиру» 12 месяцев в году, при возможности пользоваться ею всего 2-3 месяца? Такую покупку каждый посчитает как минимум нерациональной. Именно поэтому к выбору круизера необходимо подходить со всей тщательностью. Но обо всём по порядку.

Климатическая зона
Мы живём в умеренно-континентальном климатическом поясе. Это означает частую смену погоды, регулярные осадки, длительные весну и осень, ярко выраженную смену времён года. Мы приспособились к такому климату, к нему приспособили свои вещи. Соответственно катера и яхты тоже должны быть приспособлены к эксплуатации именно в таких условиях. В идеале при выборе производителя следует обратить внимание на верфи, расположенные в такой же климатической зоне и имеющие длительный положительный опыт эксплуатации своих судов. В первую очередь они базируются в странах северной Европы – с многовековыми морскими традициями, где яхтинг занимает огромный пласт в обычаях, образе жизни и культуре местного населения. Поэтому к катерам и яхтам здесь предъявляются самые высокие требования. Усиленные высокопрочные корпуса, надёжные системы жизнеобеспечения, автономные системы отопления и водоснабжения – всё это стандарт для местных производителей и обеспечивает длительное комфортное пребывание на борту при практически любых погодных условиях. В лодках же, созданных для тёплых вод тропиков и субтропиков, многие из этих функций изначально отсутствуют за ненадобностью, а попытки дооборудовать и доукомплектовать на месте не всегда заканчиваются удачно.

Автономность
Перечитывая книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», в очередной раз сталкиваюсь с не очень приятной мыслью: в Англии более 100 лет назад инфраструктура на воде была на гораздо высшем уровне, нежели сейчас в Украине. Обилие пристаней и причалов, отелей, кафе и всевозможных развлечений для путешественников просто поражает. Сравнивать же существующее положение вещей не берусь, поскольку это унизительно. Но, как говорится: «маємо те, що маємо». И оно обязывает при выборе судна уделять особое внимание такому показателю, как автономность. Что же и каким образом на неё влияет?
Во-первых: запас и вид используемого топлива. И если размер баков у всех катеров более-менее пропорционален – на 75% мощности (оборотов по тахометру) он должен обеспечивать 7-10 часов непрерывного хода, – то вид топлива может существенно изменить этот показатель. Так, дизельный мотор экономичнее бензинового аналогичной мощности в 1,5-2 раза, особенно на малых и средних оборотах – соответственно в такой же пропорции увеличивается запас хода. А с учётом того, что встретить заправку на Днепре достаточно сложно (мягко говоря), вы получаете дополнительную и весьма существенную степень свободы.
Сильно влияет на расход топлива также мощность устанавливаемых двигателей. И вот тут вступает в действие ещё такой малоизвестный среди неспециалистов фактор, как грамотная гидродинамика обводов корпуса. Верфи, которые ежегодно штампуют новые модели, не имеют ни времени, ни желания производить доводку корпусов: на рынок выводятся «сырые» модели, в которых конструкторские недоработки компенсируют повышением мощности. В результате часто встречаются ситуации, когда, к примеру, на 33-футовый круизер для достижения равных скоростных показателей один производитель рекомендует двигатели суммарной мощностью в 380 л.с. максимум, а у другого рекомендуемая линейка с 520 л.с. только начинается. Разница в расходе топлива, я думаю, понятна.
Во-вторых, энергообеспечение судового оборудования. Современные катера и яхты представляют собой достаточно сложный механизм, зачастую напичканный сложнейшим оборудованием по последнему слову техники. И всё это необходимо обеспечить энергией. Очень распространённый вариант – устанавливается недорогое и практичное электрооборудование: кухонные электроплиты, микроволновые печи, электроводонагреватели, электрообогреватели и т.п. Всё это современному человеку привычно и удобно, и всё это работает, пока вы стоите в хорошем яхт-клубе и подключены кабелем к береговому питанию. Но если в странах, для которых такие лодки были предназначены, это не проблема, поскольку у кафе, ресторанчиков и пляжей в изобилии причалы со всем необходимым, то у нас, как только вы оказываетесь на воде, всё это оборудование превращается в груду бесполезного барахла… Сей казус решается двумя способами: или установкой автономного генератора (весьма дорогостоящего), что вполне оправданно на больших моторных яхтах, или установкой оборудования на альтернативных источниках энергии – дизельных систем отопления, жидкотопливных или газовых кухонных плит, дополнительных аккумуляторных батарей с мощными инверторами. На наш взгляд, для 8-12-метровых круизеров вторая схема предпочтительнее, поскольку она зачастую дешевле и надёжнее. Да и наслаждаться утренним пением птиц под тарахтенье дизель-генератора не всегда приятно.

Стоимость и комплектация
Теперь о том, что обычно интересует покупателя в первую очередь – о ценах! Из чего они складываются и как формируются?
Можно выделить 3 основных ценообразующих фактора:

  1. Корпус. Это основа вашего судна. Прочный корпус – залог безопасности. А также гарантия долговечности всего судна и его высокой остаточной стоимости. Цена корпуса напрямую зависит как от качества применяемых материалов, так и от их количества. Можно положить 3-4 мм наружного слоя стекловолокна и дальше забить пеной, а можно 25 мм... Можно использовать последние достижения химической промышленности с пятилетней гарантией от осмоса и отсутствием неприятных запахов уже к выходу судна с верфи, а можно взять дешёвые смолы, которые будут ещё долгие годы отравлять вам существование своим неприятным запахом. При этом стоимость ежегодного ремонта и восстановления некачественного корпуса быстро сведёт на «нет» все выгоды при его покупке.
  2. Двигатели. Составляют порядка 30% стоимости судна. При этом стоимость бензинового и дизельного двигателя аналогичной мощности может отличаться в разы. Дизель дороже, но экономичней и намного долговечней. Да и опасность возгорания у дизеля намного ниже. Тут решать вам.
  3. Оборудование. И самая скользкая тема – комплектация. Тоже может составлять от 20% до 30% полной стоимости катера. Почему скользкая? Некоторые производители для привлечения покупателей включают в стандартную комплектацию только корпус и мотор, предлагая по вполне привлекательной цене фактически «пустышку»: на таких лодках даже обеденный столик в кокпите иногда идёт как дополнительная опция. Всё остальное обещают доставить потом, «в процессе». В результате владелец обычно получает судно, доведенное до желаемого отечественными Кулибиными, часто некачественно и дороже, нежели стоила бы заводская лодка в полной комплектации.

На что следует обратить внимание при анализе комплектации? Поскольку верфи сами оборудование не изготавливают, а закупают у сторонних производителей, то желательно, чтобы оно было известных и хорошо зарекомендовавших себя брэндов. Стоит также поинтересоваться, всё ли оборудование работает в автономном режиме, внимательно изучить его функциональные особенности. И, сравнив комплектации нескольких лодок, вы поймёте, почему стоимость простенького круизера с бензиновым двигателем, электрооборудованием, работающим только от берега, пластиковой мебелью, тонкостенным корпусом, без отопления, с биотуалетом и чугунным якорем на капроновом шнуре, но, возможно, с очень красивой и блестящей дизайнерской панелью приборов чуть ли не в 2 раза ниже, чем катера в таком же размере, но с мощным корпусом, отделкой из натурального дерева, дизельным двигателем, автономными системами отопления и горячего водоснабжения, прокачным гальюном, якорем на цепи из нержавеющей стали, дизельной плитой и экономным холодильником.
...
Итак, некоторые советы:

  1. Выбирая круизный катер или моторную яхту, подумайте, сколько времени вы бы смогли семьёй комфортно прожить на якорной стоянке вдали от берега? Если этот срок превышает неделю – такое судно стоит рассматривать, как кандидата на приобретение. Желательно провести на покупаемом или аналогичном судне хотя бы пару часов. Не почувствуете ли тесноты, неудобств?
  2. Пункт 1 примените не только к летнему сезону, но и к прохладной весне и дождливой осени. Можно ли согреться, сварить обед, принять душ? Насколько сложно приготовить чашечку утреннего кофе?
  3. При сравнении цен обязательно запросите окончательную стоимость лодки в необходимой вам комплектации.

Nordic Ocean Craft
Всё началось с банального поиска лодки «для себя». После безуспешных попыток найти что-либо достойное в Украине взор устремился на европейский рынок. Длительный поиск привёл к норвежскому брэнду Nordic Ocean Craft. На наш взгляд, его катера и яхты оказались очень удачными для украинских климатических и национальных особенностей. Все модели рассчитаны в первую очередь для использования на море с соответствующим запасом автономности и прочности. Стандартная комплектация включает всё необходимое – от якорной лебёдки до горячего водоснабжения, автономной системы отопления и вентиляции. Дополнительные опции тут действительно дополнительные: это и всевозможные системы GPS-навигации, телевизор, DVD, тиковая отделка палубы.
При выборе круизного катера обратите внимание на этот брэнд, изучите его поближе, послушайте отзывы состоявшихся владельцев. В любом случае вы узнаете много интересной и полезной информации.

Владимир КИСЕЛЁВ, директор компании «Life in boat» – эксклюзивного дистрибьютора катеров Nordic Ocean Craft в Украине.