Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
VOR: Аликантэ – Кейптаун
Тема: Volvo Ocean Race; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 120;

Уже более месяца восемь команд ведут борьбу с океаном и между собой. Сегодня 11 октября, день старта гонки Вольво Оушен Рейс 2008, кажется далёким прошлым. Однако вспоминаю то напряжение и дух тревожного ожидания, который царил в Аликантэ, да и среди неравнодушных к яхтингу во всех странах: кто-то следил за событием на официальном сайте гонки, кто-то читал прессу, и достаточно много людей в мире могли видеть телевизионные, хоть и не прямые, трансляции этой гонки.

Предвкушение нешуточной и зрелищной борьбы подогревалось прогнозами погоды по Испанскому побережью. Более всего взвинтили интригу результаты портовой регаты, которая была проведена в Аликантэ 4 октября. Фактически гонок было две, проведенные в один день. И обе выиграла испанская команда, что меня удивило. Были некоторые сомнения лишь относительно того, кто будет первым: Black или Blue? Хотя, если внимательно изучить составы команд, «фаворитом» в родных водах выступала Blue.
Но нельзя сказать, что остальные команды были просто статистами. Если первую гонку положил «в карман» Боу Беккинг, то во второй лидировала «Пума». Американская команда первой применила Код Зеро – очень плоский геннакер, предназначенный для лёгких ветров на курсах от галфвинда до острого бейдевинда. Этот парус впервые был разрешён на соревнованиях Вольво Оушен Рейс, и логично, что директор американского офиса North Sails первым применил его. И только на последнем знаке неудачный маневр Кена Рида позволил Беккингу вырвать вторую победу с разницей менее минуты на финише. Команда Фернандо Эчаварри на Black была третьей.
Но кому запомнилась портовая гонка в Аликантэ, так это рулевому «Косатки» Стигу Вестергарду (Родион Лука к тому моменту ещё не стал за штурвал этой лодки) и шкиперу Delta Lloyd Геру О'Рурку. Позже в интервью Стиг заявил: «Я совершил огромную ошибку. Из-за меня лодка получила повреждение. Я чувствую себя ужасно. Мы были зажаты в правой части лей-лайн и нужно было что-то делать. Теперь на лодках предстоит много работы».
К сожалению, видеоматериалов этого инцидента практически нет. А произошло вот что: во время стартовой процедуры второй гонки «Косатка» оказалась в правой части стартовой линии – прямо возле катера судейского комитета. По левому борту заходила Delta Lloyd. Свободного места между лодками было немного и «Косатка» ударила бушпритом транец «Дельты». Позже стало известно, что «Косатка» также столкнулась и с катером судейского комитета. После гонки обе лодки были вынуты из воды и в течение нескольких дней на них проводились ремонтные работы.
На специальной пресс-конференции президенты СЕО Volvo Group Лейф Йоханссон и СЕО VOR Нат Фростад объявили, что следующая гонка будет проведена в 2011-12 годах. Старт и маршрут будут известны в 2010 году. Класс яхт-участниц остаётся неизменным: Volvo Open 70. Новая, третья версия правил этого класса, будет обнародована в июле 2009-го – вероятно, сразу после подведения итогов нынешней гонки.
Впервые формат и время проведения следующей гонки серии VOR объявлены ещё до старта текущей. Менеджеры VOR объясняют это желанием дать участникам достаточно времени для подготовки к новому сезону. Также можно смело предположить, что достигнута окупаемость инвестиций в данное мероприятие и его организаторы уверенно рассматривают VOR как перспективный долгосрочный проект. Подтверждением этому служит проведенный 12 октября семинар для топ-менеджеров компаний – потенциальных участников следующего сезона. Стало известно, что семинар посетили 120 делегатов, которые представляли и спортивные, и деловые круги со всего мира.
Утро 11 октября было ветреным и облачным. В 14 часов прогремел стартовый залп.
Перед выходом в открытое море команды должны были обогнуть два знака. В условиях порывистого ветра в 25-30 узлов все лодки взяли один риф на гроте и подняли штормовые стакселя. Только Green Dragon выбрал обычную геную. Первой на знаке стала Ericsson 4. Вторым подошёл Кен Рид на «Монстре». Третьими – Ericcson 3. «Косатка» на первом знаке была пятой.
Прогноз погоды для Средиземного моря обещал не менее 12 часов хорошего ветра. Однако далее прогнозировался спад до 5 узлов. Кто успеет подойди к проливу до того, как ветер стихнет?
Пройдя 20 миль от Аликантэ, команда Telefonica Blue услышала устрашающий треск на одном из перьев рулей. «Мы попытались поставить большой спинакер, но поскольку работало только одно перо руля, мы чуть было не пошли в брочинг, – сообщил в штаб Боу Беккинг. – Поэтому вынуждены были опустить спинакер и шесть часов идти медленнее всех». 12 октября Blue заходит в порт г. Алджесирас для ремонта руля. Это было не простое решение, так как, согласно правил гонки, любые непредусмотренные остановки в портах караются 12-часовым штрафом.
Первыми в пролив вошли обе Ericsson, которые после 25 часов с момента старта значительно оторвались от всего флота. На расстоянии более 30 миль за ними шла Green Dragon. Пока Blue ремонтировалась, Black возглавляла вторую группу, на расстоянии порядка 60 миль от лидеров. «Косатка» шла шестой, когда пришли первые плохие новости о команде Андреаса Ханакампа.
«Мы поставили свой новый Cuben кайт-спинакер и сразу же начали догонять Green Dragon и Telefonica Black. Ветер был порядка 20 узлов, скорость росла, настроение – тоже». Примерно тогда Ник Бабб, капитан вахты, сообщил, что один из клапанов пришёл в негодность и пропускает воду внутрь. «Это не была непосредственная угроза: корпуса спроектированы так, чтобы течь не распространялась на всю лодку. Однако в этом отсеке было много электроники и мы, конечно, не могли так идти до самого Кейптауна, – сообщил Андреас в электронном письме на берег. – Возле Кабо де Палос нам пришлось взять пару градусов выше, чтобы обогнуть риф. Давление в кайте росло, вероятно, более чем нужно, потому что вскоре парус треснул. Одна его часть болталась на топе мачты, другая, удерживаемая одним брасом, полоскалась в воде. Мы собрали обе части, достали швейную машину и Бен (Кастелло) с Джереми (Элиот) принялись штопать порванный парус».
Ремонт паруса занял около 24 часов. Для ликвидации течи в задней части лодки Ник Бабб изобрёл инновационную помпу из вещевых сумок команды. В таком состоянии «Косатка» продолжала свой путь в направлении знака у побережья Бразилии.
На подходе к Канарским островам подхваченные пассатом лодки стремительно шли вперёд, но необходимо было предугадать заход ветра и правильно обогнуть острова, чтобы сохранить скорость до вхождения в штилевую зону экватора. На отрезке от Гибралтара до Канарских островов флот сменил несколько лидеров. 14 октября вперёд вырвалась Telefоnica Black, выбравшая западное направление для огибания Канар. Андреас Лавендер решил идти прямо между островами, тогда как остальной флот пошёл на восток, к побережью Африки.
На следующий день вперёд вырвалась Green Dragon, которая поверила прогнозу. Вместе с «Косаткой» и Delta Lloyd она пошла ближе к берегу в поисках более сильного прибрежного ветра и приливного течения. Непосредственно перед островами Ян Вокер принял решение воспользоваться «Стелсом» (это одно из нововведений нынешней VOR).
Режим «Стелс» позволяет каждой лодке один раз в течение этапа на 12 часов стать «невидимой» для других участников регаты. Фактически, лодку видят только спасательные службы в Лондоне. Остальные же участники не имеют ни малейшего представления о том, где в течение 12 часов находится лодка. Согласно идее организаторов, такая возможность добавит остроты в тактическую борьбу шкиперов.
Пробыв 12 часов неизвестно где, Green Dragon не сумела закрепиться в лидерах и оказалась на четвёртом месте. Лидером флота стал Кен Рид. Непосредственно за ним шли Торбен Граэль и Андреас Лавендер. Ян Вокер был четвёртым, проигрывая лидеру 55 миль и двигаясь уже на запад. Расстояние между Telefonica Black на западе и лидером Puma на востоке составляло 211 миль. «Косатка» обогнула острова в составе «восточного» флота и 15 октября занимала 6 место.
16 октября «Монстр» резко уваливается и отходит от африканского побережья. «Это игра в кошки-мышки: все выжидали, кто же первый повернёт на запад, – писал Кен Рид в почте на берег. – Иногда бывает, что правильность решения может стать очевидной только через несколько дней. Я уверен: скоро мы узнаем, кто же выбрал правильный курс».
Позже 16 октября пришли новости: все команды шли со скоростью порядка 25-27 узлов. Green Dragon и Telefonica Blue развили 28 узлов. Остальные не превысили 27-ми. «У нас был чудесный день! Одна проблема: мы пока не знаем, как догнать лидеров, – писал шкипер Team Russia Андреас Ханакамп. – Кажется, до вхождения в экваториальную зону мы не сможем их догнать». «Косатка» весь день провела «на хвосте» у Delta Lloyd, которая занимала пятое место. Telefonica Black, несмотря на высокие скорости, шла последней, с отрывом порядка 100 миль от лидера. Решение обогнуть острова с запада переместило команду на последнее место буквально в течение суток, в то время как Blue с учётом 24-часовой остановки, находилась на более высокой позиции.
На подходе к экваториальной зоне навигаторы и шкиперы команд ломали голову над метеоданными, просчитывая возможные варианты развития событий. Puma и Ericsson 4 поочерёдно лидировали. За это время Puma снова свернула на юг, продолжая матч-рейс с Ericsson 4. Последнюю, в свою очередь, преследовала «тройка». Перед командами стоял сложный вопрос: как лучше обогнуть знак возле побережья Бразилии – пройти к нему с более надёжного западного направления или рискнуть и начать спускаться на юг? Большая часть флота, кроме тройки лидеров, выбрала надёжность.
В любом парусном соревновании везение и случай могут сыграть решающую роль. Торбен Граэль, вероятно, бывал в таких ситуациях, что позволило ему принять мужественное и важное решение: эвакуировать с борта австралийца Тони Мюттера (его колено было повреждено). Бортовой медик провёл консультацию с главным врачом регаты, и неподалёку Кабо Верде пострадавшего сняли с лодки рыбацким катером. Ericsson 4 только незначительно снизила скорость. Однако этого хватило, чтобы до 19 октября Ericsson 3 заняла второе место, преследуя Puma.
Во «втором» дивизионе участники также вели упорную борьбу. Фернандо Эчаварри нёсся «как демон», пытаясь догнать флот после неудачного поворота на запад ещё перед Канарскими островами. Боу Беккинг рвал один парус за другим – к началу второй недели гонки на борту уже не было ни одного полного нештопаного комплекта парусов. «Косатка» совершила удачный маневр у Канарских островов и плотно уселась на хвост Delta Lloyd. Расстояние между ними к 18.00 18 октября составляло всего 4 мили. Андреас Ханакамп исправно отправлял весёлые И-Мейлы в штаб квартиру. Последнее его сообщение касалось «забавного» случая на борту: в рубке лопнул один из матрацев, вследствие чего вся лодка была покрыта «снегом» из полипропиленового наполнителя. «Не смотря на это, мы идём со скоростью 19 узлов», – закончил своё письмо Андреас. Впереди него происходило ирландское дерби Яна Вокера и Гера О'Рурка: все участники флота отмечали исключительно мудрые действия шкипера Delta Lloyd и высокие качества лодки первого поколения. Но пока это не давало большого результата. В итоге Ян Вокер повернул на запад, а Delta Lloyd – на восток, обозначив, таким образом, диагональные фланги ромба, в котором компактно пребывал весь флот. На южной оконечности этой фигуры находились Puma и Ericsson 3. Так команды вошли в экваториальную зону.
Встреча с экватором была волнующей для всех участников, но более всего для Яна Вокера: он впервые в жизни пересекал эту условную линию. Более того, Green Dragon «дышал огнём»: поворот на запад пару дней назад вывел «Дракона» на первое место. Правда, радость была недолгой: преимущество в несколько миль быстро испарилось, когда его догнала Telefonica Black. Кто мог предположить, что более выигрышным будет всё-таки западное направление? Но до финиша ещё более 3000 миль, да и «Монстр» был прямо за спиной.
В это время на побережье Бразилии зарождалась область низкого давления. Все навигаторы и метеорологи команд прикипели к мониторам: если проскочить, не дождавшись её развития, можно попасть в зону высокого давления и лёгких ветров; если же сильно углубиться в депрессию – «можно пропустить всю гонку». Так выразился метеоролог «Косатки», которая подходила последней к знаку возле мыса Фернандо де Норонья. Первым же был на знаке Green Dragon. «Сегодня мы достигли того, о чём никто не осмеливался подумать на старте в Аликантэ. Мы получили такие необходимые очки для общего зачёта, когда пришли первыми на знак», – писал Ян Вокер. За ирландцем «паровозиком» выстроились Ericsson 4, Puma, Telefonica Black, Blue, Ericsson 3, Delta Lloyd и последней – Team Russia. Причём, уже стало традицией, что расстояние от третьей до первой команды исчисляется несколькими милями. Шёл тринадцатый день гонки – 24 октября, согласно «сухопутному» календарю.
Перед командами встал новый вопрос: когда совершить поворот в сторону Аликантэ? Все ожидали, что кто-то сейчас включит режим «Стелс», но пока команды находились в зоне видимости друг друга, использование «невидимки» не дало бы никакого результата. Кроме того, подходил фронт низкого давления, нужно было готовить силы к порывам, которые, по прогнозу, должны были составлять до 40 узлов. «Мы по нескольку раз произвели проверки, каждый в своей зоне ответственности. Когда грянет ветер, никто не захочет оказаться за бортом или повредить лодку, – комментировал приготовления Фернандо Эчаварри. – Мы идём по самому краю области высокого давления, я уже вижу, как ветер начинает ослабевать». В это время «Косатка» показывает самую высокую скорость дня и покрывает самую длинную дистанцию. Расположение команд изменилось незначительно после прохождения зачётной марки.
Последние дни октября были переполнены тревожными сообщениями от навигаторов команд. Все переживали и готовились к шторму. «Это будет либо новый мировой рекорд, либо настоящая драма. А может и то, и другое вместе – писал Ян Вокер. – Мы ушли очень далеко на юг и за несколько дней потеряли два места. Кроме того, сломанная краспица не позволяет нам лавировать. Мы идём всё время левым галсом». Впереди «Дракона» шли Puma и Ericsson 4. 27 октября «Косатка» снова показала самую высокую скорость и прошла самую длинную дистанцию за сутки, однако это был не рекорд и даже не повышение в турнирной таблице. Рекорд был ещё впереди.
В 3.55 последнего дня Ericsson 4 прошла 565 миль, повторив последний мировой рекорд для однокорпусных яхт (он был установлен на предыдущей гонке VOR командой ABN AMRO Two и шкипером Себастианом Хоссе). К 13.00 Ericsson 4 прошла 593 мили, что уже было новым рекордом, а в 18.54 историческая отметка в 600 миль была взята. К этому времени Граэль прошёл уже 602.66 мили. Средняя скорость лодки составляла 25.11 узлов.
«Это совсем невесело, – комментировал рекорд Торбен Граэль уже на берегу в Кейптауне. – Одно дело ветер в 40 узлов, но совсем другое – огромные волны! Особенно тяжело было ночью: при сплошной облачности ты совершенно не видишь, на что налетает лодка. Удар о волну следует один за другим».
Рекорд Ericsson 4 будет признан WSRC 17 ноября, однако этот авторитетный международный орган пересмотрел спутниковые данные позиции и времени лодки и признал рекорд с суточной дистанцией в 596,6 морских миль.
Для турнирной позиции рекорд также был полезен: Ericsson 4 оторвалась от Кена Рида на 46 миль. Хотя и «Монстр» не стоял на месте: его суточная дистанция составила 561 милю, что на милю меньше предыдущего рекорда ABN AMRO Two. Остальные преследователи отстали больше: Green Dragon в 105 милях от лидеров, относительно недалеко за ними испанские лодки и Ericsson 3. Больше всех отстали Delta Lloyd и Team Russia: +355 и +376 миль до лидера.
До финиша в Кейптауне оставались считанные дни. На выходе из шторма лодки сильно потрепало, и уже никто не ожидал значительных изменений в расположении команд. Никто, кроме Кена Рида. За сутки до финиша, пребывая на второй позиции в 60 милях позади Ericsson 4, «Монстр» пропадает с экранов радаров флота. «Для нас это очень ответственный момент, – комментировал положение Фил Джеймсон, баковый Ericsson 4. – Мы не знали, что предпримет Кен Рид, и всё, что нам оставалось, это просто выжимать наивысшую скорость из нашей лодки».
Через 12 часов окажется, что Puma ушла намного северней Ericsson 4 и прибавила ещё 10 миль к расстоянию до лидера. Хотя Кен Рид шёл практически с той же скоростью, что и Граэль – 22,5 узла, – предпринятый маневр ничего не дал: за последние часы до финиша все лодки значительно отстали от лидера. Только россиянам удалось подняться с последнего места на шестое.
Удивительными были последние часы первого этапа. На входе в залив Кейптауна, уже в нескольких сотнях метров от финишной линии, ветер неожиданно стих и Ericsson 4 – рекордсмен скорости – не могла сдвинуться с места. Наконец поймали лёгкий зефир, и лодка финишировала на рассвете 2 ноября в 07.55 по местному времени.
Вечером того же 2 ноября в 19.44 финишную линию пересёк «Монстр», заняв вторе место в первом этапе. Кен Рид, который никогда раньше не ходил по этой дистанции и в таких условиях, проведя в море 22 дня, четыре часа и 44 минуты, заработал 13 очков, отставая всего на 1 очко от Ericsson 4 и Торбена Граэля, который возглавил турнирную таблицу. Андреас Лавендер и Ericsson 3 финишировали 3 ноября в 6.08 местного времени, добавив в свой зачёт 4 очка. Это с учётом снятых двух очков за финиш и одного очка за огибание знака возле Бразилии. Кроме того, команда была лишена одного очка из накопленных ею в портовой гонке в Аликантэ.
Следует уточнить, что к этой лодке применялись штрафные санкции: судьи определили киль лодки как не соответствующий правилам класса. Более того, за несколько дней до старта был поставлен вопрос о недопуске лодки к участию, но руководство Ericsson пообещало заменить киль при первой же возможности и лодку оставили в гонке. Ко времени финиша лодки в Кейптауне новый киль уже был доставлен. Ericsson рассчитывал выйти на второй этап уже без штрафных санкций.
Через несколько часов после Лавендера в залив Кейптауна вошёл Green Dragon. Для Яна Вокера, новичка гонки, это был более чем удачный финиш, хотя, вероятно, ирландского шкипера посещали более амбициозные мысли. Лишившись всех спинакеров, потеряв краспицу мачты и врезавшись «неизвестно во что» в одну из ночей последнего шторма, Ян Вокер признался: «Первое, что я сделаю в Кейптауне, так это сяду в баре и буду травить морские байки, как это делают все моряки. Ведь мы пережили столько приключений, что я не знаю даже, с чего начать».
Первой из испанской пары финишировала Blue. Близко к полудню 4 ноября Боу Беккинг уже давал интервью в марине Кейптауна: «Мы отлично прошли этот этап и выложились на все сто. Даже заняв пятое место, мы чувствуем себя, как будто заняли первое». Совсем близко, но ещё в море, оставалась Team Russia.
Финиш Андреаса Ханакампа был принят в 15.29 GMT того же дня. При входе в Кейптаун за штурвал встал триммер команды Камрон Виллис, который родом из Южной Африки. «Для меня как будто мечта стала реальностью. Я жду не дождусь, когда покажу город нашей команде», – сказал Виллис. Для Камрона это первое участие в VOR, чего нельзя сказать о другом южноафриканце «Косатки» – баковый Микки Джуберр уже четвёртый раз участвует в этой гонке. Микки прославился тем, что после окончания предыдущей регаты заявил: «Я больше никогда не пойду в эту гонку».
Для «Косатки» первый этап оказался настоящим испытанием. В первые 48 часов после выхода из Аликантэ команда уже была вынуждена ликвидировать течь в помпе киля. Далее треснул асимметрик. Он же порвался снова перед входом в экваториальную зону. Решение пройти зону в южном направлении оказалось неправильным, и команда провела глазами весь флот, обогнув знак последней. Однако Team Russia не пала духом и, хорошенько подготовившись к шторму, сумела обогнать Telefonica Black и Delta Lloyd. И это при том, что вскоре сломалась антенна и стало невозможно принимать метеорологические данные. А за 48 часов до финиша снова порвался асимметрик.
«Постоянно обновляемые данные по позициям команд сделали эту гонку суперзахватывающей! С одной стороны это как игра в шахматы, с другой – настоящий серфинг и безостановочная борьба один на один на пределе возможности!» – комментировал первый этап навигатор Вутре Вербраак.
Delta Lloyd и Telefonica Black финишировали соответственно 3 и 4 ноября. Но для «Чёрной» Тelefonica это был настоящий зигзаг удачи. Последнее место, затем первое и снова в самый конец списка – так можно коротко описать путь Фернандо Эчаварри в первом этапе. «Что интересно, так это жизнь на лодке. Никто не сможет понять, как 11 мужчин могут уживаться в течение трёх недель в таком маленьком пространстве. А мы можем. Потому что мы настоящие друзья», – говорил Фернандо в своём интервью по прибытию в Кейптаун.
До старта второго этапа оставалось десять дней. Наступило время работы для команд технического обеспечения. Все лодки предстояло поднять из воды и детально осмотреть. Яхтсмены проводили время с родными и отдыхали. Организаторы регаты готовили семинар для шкиперов по вопросу пиратства. Все понимали: впереди второй этап гонки, который пройдёт по местам, где ещё не проходили трансатлантические регаты. С другой стороны: это те же пассаты, тот же экватор, та же экваториальная зона… Но волнение перед стартом второго этапа не уступало атмосфере в Аликантэ начала октября.