Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Cтационарные системы кондиционирования
Тема: ------; Автор: Маляренко Владимир; Страница в журнале: 106;

Портативные кондиционеры для безгенераторных прогулочных катеров и парусных яхт мы представили в №4/2008. Но большинство владельцев устанавливают на своей лодке стационарную систему кондиционирования воздуха (СКВ). Её главное преимущество – постоянная готовность к работе. Дооборудование судна стационарной системой предполагает автономный источник энергоснабжения – генератор и/или блок аккумуляторов. Мы даём рекомендации по установке моноблочных СКВ на судах длиной до 12-13 м (40 футов), поскольку их в Украине подавляющее большинство.

Что такое моноблочный кондиционер
В нём все основные узлы (компрессор, конденсатор, испаритель, вентилятор) компактно смонтированы на едином каркасе. Такой агрегат особо надёжен, безопасен и практически не требует обслуживания. Кроме того, он дешевле и проще в монтаже. Современные судовые моноблочные кондиционеры настолько малошумны, что при их работе можно спокойно спать! Благодаря этому системы на основе моноблочных кондиционеров получили наибольшее распространение на маломерных судах.

СКВ на основе моноблочного кондиционера
Для примера рассмотрим Climma Compact Quattro итальянской фирмы Veco S.p.A. В этом варианте система обслуживает только одно помещение (салон). Кондиционер установлен под диваном, а охлаждённый воздух подаётся в салон по гибкому теплоизолированному воздуховоду через воздуховыпускную решётку, встроенную в столешницу за спинкой дивана.
Весь монтаж стандартной системы занимает 6-8 часов, и эту работу могут самостоятельно выполнить многие водномоторники. Нужно только точно следовать детальным указаниям прилагаемых инструкций. (Для облегчения установки СКВ многие фирмы предлагают готовые монтажные комплекты для контура забортной воды и воздухораспределительного контура по типу «сделай сам».)

Что нужно для установки СКВ

  1. Прежде всего определиться: нужен ли, кроме охлаждения воздуха, ещё и обогрев. Это может существенно повлиять на общую смету проекта.
  2. Произвести замеры площади кают и определить требуемую холодопроизводительность/теплопроизводительность системы.
  3. Определить архитектуру СКВ. Если лодка небольшая (до 10 м), можно обойтись одним кондиционером, который будет обслуживать несколько помещений. Если же лодка больше, может потребоваться деление её на зоны, которые будут обслуживаться двумя кондиционерами.
  4. Определить:
  • месторасположение кондиционера и точек забора и сброса охлаждающей забортной воды. При этом учитываем, что насос забортной воды и фильтр должны располагаться НИЖЕ ватерлинии, а фитинг сброса воды за борт – не выше, чем на 20-25 см над ватерлинией;
  • можно ли разместить в выбранном месте теплоизолированный воздуховод и разделитель потока (фасонный элемент), если требуется подача воздуха также и в смежную каюту?
  • позволительно ли воздуховыпускные решётки расположить как можно выше (скажем, в районе подволока), и при этом без лишних поворотов воздуховода?
  • как отводить конденсат из дренажного поддона кондиционера?
  • тип источника энергии, от которого будет работать система.

Наиболее эффективным (хотя и дорогим) решением будет установка автономной системы отопления на базе жидкотопливного отопителя, интегрированного в СКВ. Такую систему под маркой Blue Comfort Classic предлагает немецкая фирма Webasto AG. Подача подогретого воздуха в каюты – через штатный воздушный контур СКВ. Для работы отопителя не требуется генератор – важное преимущество для парусных яхт. Правда, для монтажа такой системы потребуются специалисты.

Холодопроизводительность СКВ
Вы уже знаете, как можно приблизительно подсчитать требуемую холодопроизводительность кондиционера для маломерного судна стандартной постройки. Если же лодка нестандартная (катамараны, круизеры с большой площадью остекления…), придётся вносить коррективы в коэффициенты теплонапряжённости (К). В этом случае термодинамический анализ тепловой нагрузки лучше доверить опытному специалисту.
Главное: никогда не нужно рассчитывать СКВ на максимальные тепловые нагрузки, иначе система у вас окажется чересчур дорогой, шумной и дискомфортной. А ещё – нужно учитывать временной фактор тепловой нагрузки в течение суток. То есть, каюты «ночной» и «дневной» зон не должны кондиционироваться одновременно. Если нужно обслуживать, например, 3 каюты, лучше всего установить два кондиционера: один – для кают-компании и гостевой каюты, а второй – для каюты владельца. Кроме того, два меньших по размеру кондиционера, включающиеся не одновременно, оказывают меньшую пусковую нагрузку на генератор, чем большой кондиционер такой же суммарной производительности. Для обоих кондиционеров используется общий насос забортной воды с расходомерным клапаном.

Выбор кондиционера
Наиболее простой и недорогой вариант – кондиционер, рассчитанный только на охлаждение. На рынке кондиционеров по разнообразию предложений, цене/качеству доминируют американские фирмы – Cruisair, Marine Air Systems (входят в корпорацию Dometic), Mermaid Mfg. и др. Только помните, что заказывать их нужно в европейском исполнении – 230В, 50 Гц. Там же рекомендую приобрести и полный комплект оборудования СКВ: насос, шланги, необходимые фитинги и арматуру (останется только докупить комплект воздуховодов с фасонными элементами и выпускными решётками). Для экономии нужное оборудование можно поискать на сайте Ebay...

Место для кондиционера
Как правило, моноблочный кондиционер устанавливают под диваном салона, V-образной койкой носовой каюты, в выгородке или мебельной секции. Кондиционер нельзя размещать в машинном отделении или в трюме, где он может захватывать и нагнетать в жилые помещения выхлопные или взрывоопасные газы и запахи. Доступ к кондиционеру должен быть свободен и его нужно поддерживать в сухом состоянии. И постарайтесь не допускать проникновения тёплого влажного воздуха из трюма, иначе кондиционер будет только потеть и никогда не справится с сыростью.

Монтаж контура забортной воды
Контур забортной воды СКВ включает (по ходу потока в контуре): водозаборный фитинг, кингстон (шаровый кран), сетчатый фильтр, циркуляционный насос и сливной фитинг. Естественно, понадобятся ещё шланги, соединительные и крепёжные элементы. Контур забортной воды от водозаборного фитинга должен быть проложен с плавным уклоном вверх к фильтру, затем так же плавно вверх к насосу, причём оба эти узла должны находиться НИЖЕ ватерлинии. (Если насос несамозатапливающегося типа (стандарт), то он должен быть установлен горизонтально со стороной нагнетания вертикально вверх. На катерах с малой осадкой можно применить самозатапливающийся насос).
Затем, с таким же плавным подъёмом, трубопровод прокладывается к конденсатору кондиционера и, поднимаясь по змеевику конденсатора, вода выходит к фитингу сброса за борт. При этом – никаких петель трубопровода до конденсатора, и во всей системе должна быть только одна высокая точка. В принципе (хотя не рекомендуется), для охлаждения конденсатора можно поставить тройник на входной шланг забортной воды гальюна – тогда не нужны шаровый кран, водозаборный фитинг и отверстие в днище лодки. Только не забудьте при этом установить на шланге обратный клапан!

Прокладка воздуховодов
Старайтесь расположить приточные решётки как можно выше и подальше от решётки рециркуляционного воздуха. Воздуховоды нужно прокладывать через мебель, рундуки и т.п., стараясь избегать лишних изгибов и поворотов. Учтите: каждый игиб воздуховода под прямым углом снижает эффективность системы на 14%. Вентилятор кондиционера может проворачиваться для подсоединения к горизонтальному или вертикальному воздуховоду, а также на 45 градусов.

Контур электропитания
Высокий пусковой ток кондиционера требует надёжного источника питания. Проконсультируйтесь со специалистом.
На кондиционерах имеется клеммная колодка со схемой подключения к бортовой сети. Для подключения используйте плоский 3-жильный кабель судового назначения сечением не менее 3 мм. Для каждого кондиционера должен быть предусмотрен отдельный выключатель на щите. Для защиты от повреждения блуждающими токами кондиционер должен быть подсоединён к общесудовой системе заземления.
И еще: нужно понимать, что нельзя ожидать быстрого изменения микроклимата, если вы явились на лодку в разгар полуденного зноя и включили систему. Судно – это масса мебели и других накапливающих тепло материалов, так что пройдёт часов шесть, прежде чем система выйдет на нормальный рабочий режим.