Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Евгений Коваленко – человек-оркестр и… простой моряк
Тема: ------; Автор: Наконечная Ирина; Страница в журнале: 108;

Порой нам кажется, что жизнь публичного человека – открытая книга. Но, как правило, это мнение ошибочно.
Знакомьтесь: Евгений Коваленко – художественный руководитель ВИА «Кобза», уникальный знаток песенного фольклора, человек-оркестр и в то же время простой моряк. Да, не удивляйтесь – Евгений около двух лет ходил в рейсы не только как музыкант и певец, но и как старший матрос (о чём указано в паспорте моряка).

Я, конечно, палуб не драил, а работал музыкантом.., – вспоминает Коваленко. – Но могу сказать точно: тот, кто поработал на море и ощутил его «вкус», пусть даже как я, полупрофессионально, получил вирус на всю жизнь… У меня до сих пор при одном только взгляде на судно и на море что-то ёкает в груди и хочется туда вернуться…
Как певца и музыканта занесло на судно?
Это был 1969 г. Я только закончил 4-й курс Ростовской консерватории, но мы уже создали коллектив под названием «Берендей». Как каждому уважающему себя студенту, нам хотелось летом немного подзаработать, а заодно и отдохнуть. Чтобы совместить это, мы решили выступать на судне: и пляж рядом, и работа непыльная. Как раз в Одесском порту стоял здоровенный теплоход – «Шота Руставели». Помнится, когда я его впервые увидел, он произвёл на меня незабываемое впечатление – весь чёрный, огромных размеров, на 8-9 палуб (точно не помню), с двумя бассейнами… Наша группа взяла диски и пошла проситься к капитану работать в музыкальном салоне. И он нас взял. Оказалось, что у них в тот момент как раз не было музыкантов, аппаратура простаивала. Кстати, очень хорошая фирменная аппаратура, для нас, советских, – огромный дефицит. И вот мы на этом судне пошли в каботажное плавание – от Одессы до Батуми. Так прошло лето… Когда каникулы закончились, капитан – Александр Николаевич Назаренко – говорит: «Хотелось бы с вами ещё поработать, есть потребность в таком коллективе». Работа нам понравилась, и мы поехали в ректорат отпрашиваться. К тому же капитан дал нам сопроводительное письмо от Одесского пароходства, в котором было написано, что без нас пароходство умрёт и что искусство Украины и России и всех народов Советского Союза может быть презентовано только через этот коллектив… Только он должен пропагандировать наше искусство на всех параллелях и меридианах мира. После такого пафосного письма нам безоговорочно дали академический отпуск… Вот так и началась моя морская жизнь. Конечно, для такой работы пришлось подобрать специфический репертуар, ведь публика на судне была не простая…
А в чём выражалась эта специфика публики?
Судно «Шота Руставели» было зафрахтовано английской компанией «CTC» (Charter Travel Company) и, соответственно, пассажиры были в основном англичане. Поэтому пришлось выучить все знакомые им мелодии и песни из «Битлз» и т.п. Но мы также пели народные украинские и русские песни и, конечно, свои обработки... Ещё тогда я понял, что это непочатый край работы: во-первых, фольклорный материал огромный, а во-вторых, на то время наше творчество было ново и оригинально. А ещё у нас была музыкальная программа «Пять часов». Каждый день в пять часов вечера, когда англичане пьют чай, я играл на фортепиано. Как правило, они просили исполнить что-то из джаза или весёленькое… Кстати, «Калинку» они знали и даже подпевали. Не понимали ни единого слова, но музыка им нравилась.
Что Вы ещё взяли для творчества из тех странствий?
Это был большой глоток свежего воздуха. Теми впечатлениями я живу до сих пор. А тогда я написал множество произведений, сделал немало аранжировок.
Так, может, повторить путешествие?
Мы с «Кобзой» в 70-е и 80-е каждое лето всем составом и с семьями работали на теплоходах «Тарас Шевченко», «Иван Франко» и т.д. – это однотипные с «Шота Руставели» суда. Уходили в небольшой рейс на две недели. Но в 90-е наши плавания прекратились.
А уйти в дальний рейс?
Человек как старая обросшая водорослями ракушка – дом, семья, работа… Если в начале своего жизненного пути ещё можно оторваться, то позже это сделать гораздо тяжелее. А что такое рейс? Это когда тебе нужно полностью «порвать» с берегом и уйти в другую жизнь. Когда ты молод и тебе 20 лет, ты ещё ищешь свою ноту, имидж, ты можешь пробовать всё. Со временем не то чтобы сорваться – даже поднять такой груз сложно… Можно, конечно, но для этого должно что-то в жизни произойти.
Я ностальгирую по тем временам, все мои близкие знают об этом. Я всю жизнь вожу с собой фотоаппарат и камеру и всегда всё снимаю. И у меня есть с того парохода чёрно-белые снимки. Когда ко мне приходят друзья, которым это может быть интересно, я обязательно показываю им эти кадры и вспоминаю...

Будем надеяться, что это не последний рейс «кобзаря» Коваленко. Что-то произойдёт в его жизни, и сорвёт он якорь, обросший ракушками, и снова отправится бороздить просторы Мирового океана, открывая новые запахи и звуки.


Для справки:
Коваленко Евгений Владимирович родился 14 апреля 1948 года в Житомире. Закончил Житомирское училище, Ростовскую консерваторию. Народный артист Украины. С 1977 г. – художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Кобза». Название группы сам объясняет так: «Кобза – это старинный музыкальный инструмент, с которым неразрывно связано песенное искусство Украины. Это как символ… Символ Украины, чистоты и благородства». А мы от себя добавим: таким же чистым и благородным осталось для нас и творчество «Кобзы» – непревзойдённого украинского песенного ансамбля «днів тих незабутніх».