Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Украинская Бизнес-регата: когда живёшь по-настоящему!
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 90;

Феномен притягательности парусных регат необъясним, но он существует. Его суть в том, что регату трудно назвать одним словом. Это тусовка – и не только тусовка. Это соревнование, но не соперничество, потому что нет проигравших. Это бизнес – хотя, скорее, это отдых, и в то же время все деловые партнёры – вот они, здесь.
Регату можно рассматривать с разных сторон, и все определения будут правильными. Вероятно, поэтому вечеринки в яхт-клубах – одно из самых заметных мероприятий города. Здесь непременно будут успешные, интересные и нужные люди, а обстановка – без хамства стадиона или дымовой завесы спорт-бара.

Потому и не удивительно, что группа молодых предпринимателей из Киева и Одессы поддалась такому феномену. Мысль быстро переросла в украинскую Бизнес-регату. Узнав об идее, все, к кому обращался оргкомитет, хотели присоединиться, стать частью феномена Регаты. Турецкая чартерная компания PUPA Yachting первой откликнулась на инициативу: нам достались новенькие прекрасные яхты по выгодным ценам, PUPA помогла с формой для участников, тепло принимала Регату и оказывала всяческую поддержку!
Первый сезон украинской Бизнес-регаты состоялся осенью 2009 года в Турции. Сейчас на подходе второй сезон, но хочется вспомнить несколько мгновений премьерной гонки в лазурных водах Средиземного моря...
С горной дороги Мармарис открылся, как лес мачт. Кажется, все яхты мира собрались здесь. Не терпелось стать частью того элитного клуба – ведь нас ждали новенькие Beneteau Cyclades 50.5!
Сбросить волнение первых минут помог ужин. Компания Pupa Yachting любезно предоставила угощение и вина. Вкус Украины был «уважен» коньяками «Коктебель». Знакомство и правильное представление друг другу – ключевой момент Регаты. Все участники – люди успешные и независимые, каждый достоин отдельного рассказа, но главное – команда – с дисциплиной, взаимопомощью, пониманием друг друга.
Шесть человек экипажа для 50-футовой лодки – более чем комфортное размещение. В полной степени это оценили только те, кто раньше ходил в море большой командой. А новички собственную двухместную каюту восприняли как само собой разумеющееся.
…Утро, первый выход. Погода прекрасная, хотя можно бы больше ветра. Может, за островом, который прикрывает бухту Мармариса, дует лучше? Идём вдоль главной марины прямо в открытое море. Ветер минимальный, как раз момент, чтобы обстоятельно рассказать о «курсах/галсах».
Трудно сказать, что заставляет людей, однажды вышедших на яхте в море, продолжать эту практику. Вчера одет в галстук и рубашку, сегодня – шорты, кепка, яхтенные рукавицы. И ты – другой человек…
Тем временем дали старт. Яхты разделились, дистанция примерно километр. Скорость практически одинаковая. Перед нами остров, который надо обогнуть. Команде Tequila везёт – похоже, они пользуются преимуществом берегового бриза, который до нас не доходит. И мы замедляемся.
Через час Tequila огибает остров впереди нас. Яхты в пределах слышимости и мы обмениваемся первыми впечатлениями.
Тем временем ветер совсем стихает и появляется неприятная зыбь: лодку мотает, паруса хлопают. Придётся идти дальше под мотором. Это шанс для первого из наших встать за руль. Первая стоянка – бухта Экинчик.
Когда мы её увидели – просто дух захватило. Небольшая марина расположилась под утёсом, вырастающим из хвойного леса. Десяток мачт, огни ресторанчика на склоне, розовеющее закатное небо – хочется просто пищать от восторга.
Терраса ресторана. На высоте ста метров над бухтой мы распиваем белое вино и любуемся своими “Кикладами”. В свете заката яхты просто прекрасны. Уверен: это запомнится каждому навсегда. Такой мы и хотели видеть Регату.
…День второй. Пока мы после завтрака домываем посуду, на Tequila проходит совет капитанов. Наш генеральный план – быть в Гёчеке во вторник. Но хватит ли ветра, чтобы дойти туда за день?
Выходим на стартовую линию. Можно было бы сказать, «поднимаем» или «ставим» паруса, но так как у нас всё на скрутках – мы их раскручиваем. Вода вокруг темнеет, даже одинокие барашки появляются – есть ветер! Пятиминутная процедура, несколько поворотов и – старт! Мы в центре залива, Tequila слева, под мысом. Идём пока одним галсом. Tequila отрывается: к заливу примыкает устье реки, откуда дует чистый ветер. Подхватив этот порыв, Tequila уверенно идёт вперёд, но тактика их непонятна – под берегом ветра будет меньше.
Так и случилось. Через некоторое время Tequila замедляется. Вот наш звёздный час! Ветер появляется на воде пятнами и отходит, вынуждая и нас подходить ближе к берегу. Рыскаем от пятна к пятну. Через часик мы уже поравнялись с Tequila. Изучаем приёмы ловли ветра парусом: все заняты удержанием гика и стакселя на ветру. Команда недоумевает: это и есть экстрим, о котором вы нам говорили? Думаю себе: погодите, всё впереди, ведь это Регата, где всё меняется быстро!
До сих пор непонятно, откуда Tequila нашла больше ветра под берегом. Медленно, метр за метром команда опытного тренера Игоря Леончука (капитана-инструктора экипажа Tequila) начала нас обходить. Огибаем мыс и идём к острову Баба – там финиш. На открытой акватории ветра не больше.
Стать на якорь… Это была первая постановка, все полны сил, а вот лебёдка не хотела отдаваться. Удивительная вещь в парусном деле: можно быть чемпионом мира на швертботе, но обилие технических устройств на килевой яхте делает такого чемпиона почти беспомощным. Важно иметь опыт хождения на разных плавсредствах. Благо, Богдан Парфенюк (капитан-инструктор команды Barnie) в этом не новичок.
День клонится к вечеру, а нас ещё ждёт переход в бухту возле Гёчека. Так называемое место «дикой» стоянки. Это страшно интригует. Поскольку темнеет быстро, решаем идти под мотором. Расстояние порядка 20 миль. Для скорости развернули стакселя. Любуемся закатом на ходу. Сумерки сгущаются, включаем навигационные огни. Красиво.
Народ бездельничал недолго. Богдан заметил, что показания электронного и магнитного компасов не совпадают на 50 градусов! Думал ли тогда наш Игорь, что этот компас, а с ним и плоттер, будут занимать его ближайшие двое суток? Игорь и Богдан принимаются чинить «прецизионную» технику…
Тем временем стало совсем темно, на воде не видно ни зги. Только где-то далеко блещут огни Гёчека, напоминая, что кроме тебя в этом мире существуют люди.
Ветер усилился (чувствую по рулю), лодку мотает. Расстояние до скал совершенно невозможно определить в темноте, не говоря уже о наличии отдельно стоящих камней. Tequila идёт за нами.
Поворачиваем от Гёчека в сторону и входим в узкий пролив между скал. Далее открывается большая акватория в окружении высоких гор. Оказывается, тут настоящая тусовка на воде! Слышал о таком, но выглядит лучше. Это вам не ночной клуб! Под скалой ресторан с причалом, на рейде несколько яхт. А вокруг... Вокруг скалы, поросшие лесом, и звёзды на чистом небе.
Тиха и спокойна турецкая ночь на дикой якорной стоянке. Рядом гремят немецкие марши, с другой стороны рассказывают анекдоты или что-то вроде этого. А мы осваиваем методику употребления анисовой ракии. Участник команды Tequila, владелец нескольких бизнесов в Украине и Турции Озкан разбавляет напиток водой. Это всем нравится, и ракия уходит быстро. Где ещё такой человек будет учить вас пить? Феномен Регаты! Любуемся небом, ездим на динги друг к другу в гости, делимся впечатлениями…
Следующее утро выдалось просто летним. Солнце и буйная зелень вокруг никак не сопоставлялись с пониманием позднего октября. Голубой залив окружён высокими горами, поросшими хвойным лесом. Чуть дальше виднелись какие-то древние развалины. Богдан назвал их «Купальни Клеопатры».
Несмотря на свежий ветер, было решено поставить «студента» рулевым, а шкипера оставить в качестве тактика и тренера. Тем более, что и шкипер Tequila Игорь Леончук уже второй день участвовал в действиях команды только советами. Лодки начали «разминку»: несколько поворотов оверштаг и фордевинд для повторения материала, пройденного вчера.
Первый старт был тренировочный, следующий – уже настоящий. Не могу назвать его блестящим, но действовали мы уверенней и вышли прямо в корме Tequila. Начался лувинг. Лодки шли между высокой скалой и небольшим островом, но как только остров уступил место заливу – ветер сразу изменил направление. Мы поменяли галс и начали отдаляться от Tequila. Маневр выглядел удачным, так как Tequila попала в безветренное пятно и остановилась, хлопая парусами. Мы же уверенно отдалялись, но по более длинной траектории относительно финиша, и поворот был неизбежен. Вопрос – когда? Регата – это борьба тактик!
Залив, где находится финишная линия, представляет собой некий треугольник. Уйдя далее по гипотенузе, Tequilа возвращается как бы по катету, а мы застряли в «пятне» прямо посреди треугольника. Сначала Tequila шла медленно, но понемногу начала разгоняться и, о ужас: опять найдя ветер под берегом, соперник первым был на финише. Это сюрпризы Регаты.
Переделываем финишную линию в стартовую и начинаем процедуру. Финиш будет уже в Гёчеке. Мы решили нагло воспользоваться тактикой Tequila и пойти под берегом, где они обошли нас в предыдущей гонке. Однако Tequila пошла на открытую воду и на условном первом знаке, которым служил момент огибания одного из мысов, мы были раньше. Но всего на несколько корпусов.
Дальше, в подветренной схватке, лодки шли рядом. Команды обменивались шутками. Где-то в настройке парусов таился секрет того, что в одинаковом ветре и акватории Tequila всё-таки оторвалась на полкорпуса и победила в очередной раз.
После дикой стоянки и затерянной в ущелье марины Экинчик Гёчек показался большим городом. Не успели мы занять отведенные места в части марины, которую арендовала Pupa Yachting, появился наш датчанин Питер Колос. И вечером был задуман большой ужин в его честь.
Бывалый моряк Дальневосточного рыболовного флота, а ныне успешный бизнесмен и весельчак Серёжа из нашей команды, который и раньше поражал кулинарными способностями, решил приготовить пасту (макароны) под соусом «болоньезе» с морепродуктами. Сказано – сделано. Через два часа на камбузе Barnie было жарко: варилась паста, шкворчала зажарка для соуса, нарезались овощи и булькали в кастрюле креветки.
И вот все уселись за стол в кокпите Barnie. Кроме официального представления Питера командам поздравляли Озкана с днём рождения его дочери. Далее тосты уже сыпались без перерывов.
Как остановить время хоть на чуть-чуть, чтобы насладиться теплом морской ночи? Спал всего несколько часов, но если бы знал, что сулит нам следующий день, – лёг бы ещё засветло.
Утро было, как всегда, очень приятным. Мы завтракали и вспоминали прошедший день. Пока я ходил в администрацию марины, шкиперы решили совершить переход Гёчек – Экинчик за один световой день и разделить дистанцию на две гонки.
…Стартовали при 5-узловом ветре, когда яхты скользили на минимальной скорости. Опять мы разошлись по разным сторонам залива. Гёчек медленно удалялся, прячась между мысов. Дистанция предоставляла тактический выбор по огибанию островов, цепочка которых предваряла выход в море.
Поскольку ветер стихал, было решено скорее выходить из-за островов на открытую акваторию, где нас мог ждать более крепкий ветер. Сменив галс, Barnie направилась в ближайший пролив. Tequila последовала прежним курсом, надеясь выйти в море в другом проливе. Мы потеряли друг друга из виду примерно на час. Вспомнился Stealth mode в Volvo Ocean Race.
Солнце поднялось выше и даже на более открытой воде ветер начал сильно крутиться. Мы медленно продвигались, пристально вглядываясь в горизонт, где белело несколько парусов. Через некоторое время в бинокль стала заметна яхта с большим флагом на штаге. Это была Tequila и шла она с большим креном. Но откуда такой ветер, когда мы почти не движемся?
Через час всё стало понятно. На выходе из залива ветер начал усиливаться. Анемометр показывал сначала 5, потом сразу – 6, 7, 8 узлов. Лодка побежала веселее, а Tequila уже скрылась за мысом. Ветер продолжал крепнуть. Показатели силы ветра перевалили за 10 узлов, и это было только начало. Когда Barnie вышла на траверз мыса, который обозначал вход в залив города Гёчек, яхту резко закренило в порыве больше 20 узлов. Правый борт был в воде, 50-футовая яхта вылетала из волны, как виндсерфер. Давление на перо руля становилось всё больше, и подчас с этим было трудно справиться.
Команда притихла. У всех одна мысль – не перевернётся ли яхта? Вот теперь и новичкам стало понятно, что Регата – это действительно экстрим.
Каждый реагировал на жёсткие условия по-своему. Чтобы как-то отвлечь экипаж, Богдан начал показывать разные необычные узлы на концах. Через некоторое время мы всё-таки нашли силы поздравить команду Tequila с очередной победой в гонке и обсудили возможность старта второй. Но волнение усиливалось, ветер на порывах достигал 32 узлов (и это при абсолютно чистом небе и ярком солнце!).
Tequila сообщила, что далее они продолжат путь под мотором. Все уставились на нашего шкипера с немой просьбой последовать их примеру. Но Богдан невозмутимо заметил, что второго шанса попробовать себя в таких условиях может и не представиться. Кроме этого, мы на парусной Регате, значит, нужно бороться до конца! И мы пошли под парусом.
Первым делом уменьшили площадь грота – яхта избавилась от лишнего крена. За руль встал Серёжа, а наш оператор начал «петь морю песни» с носового релинга. Богдан сделал несколько снимков, которые позже все поставили себе в качестве заставки на компьютеры.
Постепенно мы привыкли к качке, и настроение начало подниматься. До вечера все уже опробовали себя в качестве рулевого, а некоторые – по нескольку раз. Когда в свете заката на горизонте появился Родос, мы почувствовали себя настоящими моряками. Тем более, что в акватории были одни. Ветер немного стих – порывы достигали только 25 узлов. Волны продолжали захлёстывать палубу и наконец-то пригодились «непромы», которые до того лежали мёртвым грузом в сумках.
Быстро стемнело, появились звёзды. Мы начали обсуждать секстанты и ориентирование без GPS. Я снова встал за руль, чтобы впервые в жизни вести яхту в таком ветре ночью. Оказалось не так страшно, потому что не видно провалов между волнами, куда стремительно падает яхта, слетев с волны. До входа в залив Экинчик оставалась одна смена галса.
Когда наконец-то появился маяк Экинчика, все почувствовали, что пережили одно из величайших приключений в жизни. Паруса были убраны, до марины мы шли под мотором. Оказалось, мы отстали от Tequila всего на 50 минут, несмотря на то, что проделали в лавировке в полтора раза больший путь.
Обсуждение пережитого заняло не один час. Так закончился самый главный день Регаты – день, когда все поняли, что такое Море.
В четверг отправились на экскурсию в древний город Каунас. (Этот город, а также «Турецкая Венеция» описаны Богданом в «Фарватере» №4/2008).
«Ленивый день» продолжался, но не бесполезно. Прогуливаясь по марине, мы случайно наткнулись на несколько российских экипажей, за капитаном одного из которых безуспешно «охотились» с первого дня, чтобы посоревноваться. Россияне поначалу не могли понять, чего мы от них хотим, и для настройки общения кстати пришлась «Українська з перцем». Российская команда угостила нас ужином, и был согласован завтрашний общий старт. Регата – это общение!
Ветер не подвёл, и последний старт на Мармарис прошёл динамично. Tequila завязалась в спарринге с российской White Pepper – как всегда, под берегом… Мы стартовали по центру залива и на открытой воде соперничали с другой российской яхтой «Питер Пенн».
После 25-узлового ветра и волнения спокойная вода и 7 узлов ветра казались праздником и отдыхом. Вся команда чувствовала себя значительно уверенней и действовала более точно. После нескольких смен галса мы быстро обошли всех соперников и продвигались к выходу из залива Экинчик. В конце концов Tequila справилась с White Pepper и, как всегда, шла под берегом.
Ближе к скале Barnie осталась почти без ветра, так как приближался полдень. Tequila тем временем пользовалась бризом и выходила на огибание мыса уверенней.
Не успели мы повернуть, как ветер на открытой части моря исчез. Больше получаса наши яхты болтались на волнах. Россияне, которые появились через какое-то время из-за мыса, помахали нам рукой и включили двигатели.
Мы пристально наблюдали за движением экскурсионных судёнышек, когда с горизонта начал приближаться порыв. Он шёл полукругом, в форме молодого месяца. Казалось, вот один луч обогнёт Tequila и подхватит нас. Но случилось наоборот: луч «подобрал» соперника, а мы оказались в центре «месяца» – меж двух порывов. На наших глазах Tequila бодро пошла в направлении финиша. Когда, наконец, и нам удалось забраться в ветер, Tequila уже была недосягаема.
До Мармариса пришлось идти под мотором. Через час были на месте, ошвартовались и готовились к процедуре сдачи яхты. Вечером нас ждал торжественный ужин и награждение.
В марине Pupa Yachting бурлила жизнь: прибыли экипажи для участия в Marmaris Race Week. Не успели мы сойти с яхты, как встретили Альберта Кабакова – капитана и бизнесмена из Одессы, и Григория Голембиевского, учёного и тренера из Киева. А рядом швартовались россияне, немцы, голландцы. Царила приподнятая атмосфера ожидания большой гонки, и мы невольно поддались этому. Бизнес-регата как бы перетекала в следующий фестиваль паруса.
На торжественный ужин от Pupa Yachting мы пригласили всех украинцев, которых встретили. Вечер получился очень тёплым. Все поднимали бокалы за развитие парусного дела и поздравляли участников Бизнес-регаты. Подумать только – ты провёл всего неделю в море, но уже получил медаль! Неважно, какого достоинства. Теперь каждому, кто будет спрашивать: «Откуда это?», можно гордо ответить: «Я был на морской Регате! Не хотите принять участие?»

Иван БИДЗИЛЯ (команда Barnie).

С программой Второго сезона украинской Бизнес-регаты можно ознакомиться и подать заявку на участие на официальном сайте
Украинская Бизнес Регата благодарит за помощь в организации Первого сезона чартерную компанию PUPA Yachting, а также торговую марку «КОКТЕБЕЛЬ».

 


Что вы почувствовали, впервые ступив на борт яхты?
Саша КАПУСТИН (инвестиционный бизнес, команда Barnie):
Ну вот и я, наконец-то, как толстопузый олигарх, на большой белоснежной яхте. Ещё бы красивых женщин сюда!


Что, по-вашему, самое трудное в управлении яхтой?
Юра ПАЛГУЕВ (внешняя торговля, команда Tequila):
Понять, что должны делать эти самые шкаторины, и что это вообще такое!


Какие чувства вы переживали, когда впервые встали за штурвал?
Озкан СУРУКУТ, Турция (агробизнес, команда Tequila):
Такие же, как в далёком детстве, когда впервые управлял автомобилем и проехал целых 10 м по прямой.


Вы приехали из морской страны, но никогда ранее не ходили на яхте. Легко согласились на участие в гонке?
Питер КОЛОС, Дания (инвестиции, команда Tequila):
Жизнь очень коротка, чтобы упускать возможности попробовать что-то новое. Для меня решающим фактором было то, что в командах опытные шкиперы.


Что самое трудное в управлении яхтой?
Женя КОЖИРНОВ (продюсер телеканала UBC, команда Tequila):
Пожалуй, швартовка. Ещё ни разу на неё не отваживался. Но всему надо учиться. Буду пробовать, потому что, как я убедился, в управлении яхтой нет ничего такого, чему нельзя было бы научиться на практике.


Спортивный азарт чувствовался?
Сергей ПИВЕНЬ (владелец сети магазинов, команда Barnie):
Каждый раз во время пятиминутной процедуры старта!


Какой момент Регаты вспоминаете чаще всего?
Саша КАПУСТИН (команда Barnie):
Героическое и крайне опасное хождение под парусами на большом крене при ветре в 30 узлов в тёмное время суток.

Женя КОЖИРНОВ (команда Barnie):
Мне лично больше всего запомнилось лицо нашего шкипера, когда нам наконец-то удалось пройтись под хорошим ветром. Раньше я не замечал, чтобы Богдан выражал особое удовольствие от нашего мероприятия, но когда задуло, как следует, и команда наконец-то начала работать, как положено, как одно целое... Такого счастливого капитана не всякий матрос видел!


Случалось ли обещать, что больше никогда не поддадитесь на провокацию выйти в море?
Игорь ТАРИЕЛАШВИЛИ (рекламный бизнес, команда Barnie):
НИКОГДА!!!


Ваш первый выход совпал со штормовой погодой. Было страшно?
Питер КОЛОС, Дания (команда Tequila):
Очень страшно! Я был удивлён, что никто, кроме меня, не одевал спасательный жилет. У меня семья, и я чувствую себя ответственным за них. Это, кстати, хорошая иллюстрация того, что происходит в Украине: если бы ваши политики заботились не только о себе, не было бы вирусов и люди бы жили лучше!


Увлекательно ли соревноваться на парусных яхтах?
Сергей СЕРЕДА (девелопмент, команда Tequila):
Очень и очень! Это как в бизнесе: побеждает не тот, кто больше, а тот, кто умнее! В спокойную погоду ты должен обладать выдержкой и всегда следить за тем, где есть ветер.