Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Каневское водохранилище: от Украинки до Канева
Тема: ------; Автор: Горбань Сергей; Страница в журнале: 58;

(Продолжение. Начало в №1/2010)
Итак, имея общее представление об акватории и береговой линии Каневского водохранилища, давайте пройдём маршрутом по его северной части, двигаясь вниз по течению, от Украинки до Ржищева.

Правый берег. В районе г.Украинка Днепр разливается вширь: в среднем с 800-900 м выше села Плюты и до 4 км в районе села Кийлов (оно на левом берегу). Здесь, по сути, и начинается Каневское водохранилище, хотя, говоря строго, водохранилища считаются таковыми от шлюза до шлюза.
Фарватер в районе Украинки сравнительно узкий, хорошо обставленный и оживлённый. Бойкое судоходство на этом участке реки требует повышенного внимания при расхождении с местными катерами и моторными лодками, парусными яхтами из двух близлежащих яхт-клубов, транзитными самоходными баржами и другими плавсредствами. Усложняют навигационную обстановку крупные земснаряды на левобережной стороне фарватера, а также всевозможные судёнышки, зачастую перегруженные людьми и не несущие в тёмное время суток никаких ходовых огней.
Волнение в этом районе небольшое, лишь при свежих ветрах в узком русле напротив Украинки развиваются короткие крутые волны, не превышающие 0,6-0,8 м. А ветра здесь могут быть сильные, порывистые и непостоянные, СЗ или ЮВ направлений. Они разгоняются на этом отрезке, как в аэродинамической трубе (из-за многоэтажных домов на набережной ветер вырывается на фарватер порывами шквальной силы с отходами и заходами до 30 градусов). Течение здесь также существенное: 2-3 км/ч летом и до 5-7 км/ч весной. Глубины на фарватере от 6 до 9 м, вне судового хода они падают постепенно, опасных мелей и банок в непосредственной близости от фарватера я не припомню.
В километре к северу от Украинки, по правому берегу в Днепр впадает древняя река Стугна. В её устьи расположились два яхт-клуба: «Стугна» и «Південний». Подход к ним с фарватера – прямо на запад от пары буев №82 (красный) и №83 (чорный). При входе нужно соблюдать осторожность: прямо напротив выдающейся к фарватеру длинной узкой косы яхт-клуба «Стугна» имеется мель, а также сплошные мели при подходе к «Південному» со стороны дамбы справа по ходу. Причалить к яхт-клубу «Стугна» можно как с северной, так и с южной стороны косы. Все причалы яхт-клуба частные, поэтому следует спросить разрешения, если планируете там ошвартовываться. С южной стороны косы есть хороший длинный пирс, к которому удобно причалить для схода на берег. Глубины на подходах к этому причалу достаточные для любой килевой яхты. В клубе есть электричество, но нет питьевой воды. До Украинки пешком отсюда 30 минут.
Яхт-клуб «Південний» киевского национального авиационного университета (НАУ) расположен напротив, на дамбе. Вход в этот яхт-клуб узкий, с глубинами до двух метров, а летом, когда его бухточка зарастает водорослями, и до полутора метров. С наступлением темноты вход во внутреннюю гавань перегорожен тросом. В «Південном» тесновато для больших яхт – здесь расположены два бона, к которым яхты ошвартованы кормой или носом. Летом найти свободное гостевое место проблематично. Из инфраструктуры имеется только электричество. До Украинки отсюда также идти минут сорок.
Выходить из устья Стугны обратно на фарватер следует курсом "В" (восток) – проще говоря, перпендикулярно фарватеру. Не «срезайте угол», поворачивая направо сразу после восточной оконечности косы яхт-клуба «Стугна» – там мель. Нужно пройти на "В" почти до самого фарватера и только примерно в 200 м от него безопасно уходить правее.
Украинка примечательна своей красивой и длинной набережной, с которой открывается дивный вид на просторы Каневского водохранилища. На центральной части набережной имеется большой, советской постройки, бетонный причал для крупных судов. К нему периодически подходят буксиры и другие рабочие и прогулочные суда. Яхтам и маломерным лодкам также можно ошвартоваться, но ненадолго и лишь имея достаточно кранцев на борту – волнение у причала ощутимое, а стенки грубые, бетонные. Швартуясь, будьте внимательны: местные жители ловят рыбу с причала и можно запутаться килем или винтом в их снастях. Инфраструктура в Украинке полностью городская – вблизи причала есть несколько продуктовых магазинчиков, а хозяйственный и продуктовый рынки – в 15 минутах ходьбы.
Левый берег. Акватория по левобережную сторону фарватера напротив Украинки разливается на 2-3 км, на ней разбросаны острова и камышовые заросли. По левому берегу от самого Киева тянется защитная дамба с автодорогой, которая обрывается у села Кийлов. Этот район мелководный и летом почти полностью зарастает водорослями. Между камышовыми островками есть протоки, иногда достаточно глубокие для яхт – но их немного и чем дальше на юг, тем дремучее становятся заросли водорослей (я их называю «Саргассы»). Я пытался искать левобережный пассаж прямо на Вытачевский мыс, благо «Тинувиэль» у меня швертбот – но безуспешно. Пройти на швертботе насквозь можно, виляя среди водорослей по едва заметным каналам, продираясь через перешейки из сплошной травы и увязая в них пером руля – но это занимает столько времени и усилий, что я предпочитаю обход по фарватеру. Ниже Украинки – там, где заканчивается городская набережная, – можно с фарватера уйти влево, за остров, и двигаться параллельно судовому ходу на юг. Это довольно интересный проход с глубинами в среднем 5 м, к тому же остров прикрывает собою некрасивые и дымящие трубы Трипольской ТЭС. При выходе на фарватер важно держаться не ближе 150 м к ухвостью этого длинного узкого острова – там отмель – и дальше до самого фарватера держать прямо на красный 70-й буй.
Ниже по течению русло реки направляется с запада на восток и заметно разливается вширь, освобождаясь от островков и камышовых зарослей. К левому берегу от фарватера очень мелко и сплошные водоросли. По правому берегу расположены сёла Триполье и Халепье.

ТРИПОЛЬЕ
Розташоване на правому березі Дніпра, в долині річки Красної. Назва його пов'язана з характером місцевості: тут сходяться три родючі долини, три поля, розмежовані річками Стугною, Красною та Бобрицею. Біля р. Бобриці три поселення трипільської культури.
При в'їзді в село височіє Дівич-гора, на якій було розкопано жертовник богині-діви зарубинецької культури та залишки давньоруського городища – рештки міста Треполя, згаданого в літописі від 1093 р. як уже існуюче. Вірогідніше за все, побудоване воно було близько 1032 р., коли Ярослав Мудрий, укріплюючи кордони Русі, ставив міста по Стугні.
Місто Треполь відігравало значну роль у Київській Русі. Вже у другій половині XI ст. воно було одним із центрів ремесла й торгівлі і вважалося "водними воротами". Біля нього знаходилися стоянки торгових суден, що ходили по Дніпру. Треполь був також важливим укріпленням, що захищало Русь від нападів печенігів, а пізніше – половців, а також збірним пунктом для військ руських князів, які вирушали на боротьбу з кочовиками. У 1177 р. літописець розповідає про будування фортеці й згадує про “водные врата”. І дійсно, Трипілля оточує подвійний, а в деяких місцях і потрійний вал. У Трипіллі жили свої удільні князі. Відомо, що в Трипіллі осіли сини Всеволода Юрієвича, князя Володимирського в 1196 р.

ХАЛЕПЬЕ
Давньоруське місто Халеп, з яким ототожнюється городище на околиці сучасного села з майже ідентичною назвою, вперше згадується у літописі під 1093 р. У своєму "Повчанні дітям" Володимир Мономах пише:
"... на Стугні билися ми з половцями до вечора, билися коло Халепа, города над Дніпром, а потім мир уклали з їхніми князями". Як фортифікований "город" Халеп виник у XI ст. Згадується Халеп у літописах і в XII ст. Так, літа 1136-го чернігівські князі Ольговичі взяли його разом із Треполем: "взяша Треполь и Халеп пуста". Халеп був зруйнований татарами в 1240 р.

Правый берег. В Триполье можно укрыться от штормовой погоды, а также высадиться на берег – здесь есть бухта «Туристический причал» и ещё одна небольшая безымянная бухточка в 2-х км ниже. Глубина там не очень, но отстояться на якоре можно. Ниже по течению, в Халепье, также есть бухта, в ней расположена рыбачья артель, но эта бухта мелководна даже для швертбота, так что я в ней ни разу не был. В обоих сёлах можно сойти на берег – пополнить запасы продовольствия и набрать питьевой воды. В бухте «Туристический причал» есть магазин на берегу, где можно купить свежую и вяленую рыбу, хотя я предпочитаю брать рыбу прямо у рыбаков или ловить самостоятельно.
(От редакции: здесь же, прямо на берегу, отличный частный музей Трипольский культуры – рекомендуем зайти.)
Береговая линия от Халепья становится высокой и обрывистой, растительность всё гуще покрывает берега, построек всё меньше. Перед мысом – сервисный комплекс для катеров «Адамант» с заправочной станцией, расположенный на месте бывшего кирпичного завода. Его современные желто-синие ангары видны издалека в любую погоду. Расположение этого комплекса очень удобно, особенно заправка: подходишь бортом к причалу, и местный работник заливает бензином или дизелем. Цены лишь незначительно выше, чем на автозаправках. Приятная мелочь – холодильник с пивом на расстоянии вытянутой руки от причала!
Двигаясь дальше по фарватеру на СВ, мы подходим к высокому и крутому, укрытому густым лесом полуострову Вытачев. Наивысшая точка этого мыса (яхтсмены отчего-то прозвали его «мыс Горн») 189 м над уровнем моря. Выступающий в Днепр мыс виден издалека, как с левого берега, так и с правого, от самой Украинки, и служит своеобразным ориентиром, границей, за которой начинаются наиболее интересные, дикие места Каневского моря.

ВЫТАЧЕВ
С. Витачів вчені пов’язують з літописним містом Витачевим. Воно згадується як великий порт на Дніпрі у творах візантійського імператора Костянтина Багрянородного, який жив у середині Х ст. Літописець пише, що до Києва прибуває багато човнів з верхнього Дніпра. У Києві човни купують руси, забирають із старих човнів у нові все те, що треба, і купують нові потрібні речі. По цьому в червні місяці їдуть униз по Дніпру й доїздять до города Витачева, котрий платить дань русам. Прибувши сюди, вони чекають ще два-три дні, поки з’їдуться всі човни, а тоді рушають вже далі Дніпром. У 1103 р. недалеко від Витачева відбулася нарада князів (біля Долобського озера).
Ще раніше, в 1100 р., в самому Витачеві відбулась така ж нарада за участю князів Святополка київського, Володимира Мономаха, Давида і Олега; однак князі між собою не порозумілися. У Витачеві збереглися сліди старих валів. Частина старого городища рушилася вже в Дніпро, а частину забудовано оселями.

Днепр в районе мыса Вытачев разливается на 2-2,5 км, а русло реки здесь делает поворот на 90 градусов, огибая мыс с СВ на ЮВ. Ветра на этом участке могут быть порывистыми, а на самом мысу усиливаются до шквала. При свежих СЗ и ЮВ ветрах развивается умеренное волнение до 1,0 м, что нужно учитывать судам, продвигающимся вверх по течению против ветра – «маломеркам» иногда трудно обогнуть мыс в таких условиях. Течение здесь практически не ощущается из-за широкого разлива водохранилища. Фарватер проходит у самого мыса, он хорошо обставлен и освещён в тёмное время суток. Минуя мыс, судовой ход уходит в сторону левого берега и села Кийлов. Там, в районе 63-го поворотного буя, фарватер устремляется к ЮВ, снова приближаясь к правому берегу. Но есть и альтернативный проход вблизи крутых склонов мыса Вытачев – нужно просто держаться в коридоре 50-200 м от правого берега и следовать изгибу мыса до самого 61-го буя на фарватере. Будьте осторожны на отрезке между 64-м и 62-м буями – здесь между фарватером и берегом разместилась длинная банка, и этот участок нужно обходить либо по фарватеру, либо прижимаясь поближе к коренному берегу. Общая рекомендация: обязательно обзаведитесь эхолотом, это незаменимый помощник при плавании вне фарватера, залог уверенности и безопасности плавания.
На мысу высоко на холмах расположено село Вытачев. Его практически не видно с воды, видны только единичные дома и красивая деревянная каплычка (часовенка), примостившаяся на вершине круч, покрытых густым лесом и волнообразно спускающихся к Днепру. Вид на каплычку с воды открывается, только когда вы полностью обогнёте мыс Вытачев, – ниже 51-го знака. Наверх от Днепра ведёт тропинка через лес, и если подняться на вершину холма, то открывается великолепная панорама Днепра и всего Левобережья. В каплычке стоят образа в рушныках, пахнет сухим деревом, травами и чем-то чистым. Возле каплычки – настоящий млын, или ветряк, деревянный, с размашистыми крыльями. Очень живописное место, определённо стоит туда взобраться. Подойти яхтой вплотную к кручам затруднительно. Метрах в 30 от берега глубины стремительно падают до 2 м, а подход преграждается полосой водорослей. Поэтому приходится становиться на якорь и добираться на тузике. Берега и дно здесь глинистые, глина жирная, вязкая. Чтобы не перепачкать палубу, отмывать обувь и якорь надо очень тщательно.
Чуть выше по течению, напротив 51-го буя, на склонах правого берега установлены 4 больших столба со знаками «Якорь не бросать» (круглый белый щит с перечёркнутым якорем). Такие же знаки есть и на противоположном берегу, в районе Кийлова. Они обозначают линию, пересекающую Днепр, по которой проходит проложенный ещё в советские времена, по одной версии, кабель спецсвязи, по другой – газопровод. На правом берегу, практически сразу за знаками, есть замечательная бухта для маломерных судов. Она защищена от волн насыпным молом из бутового камня. Внутри бухты – бетонная причальная стенка с рымами, к которой удобно швартоваться (помещается здесь 5-6 яхт). Глубины в бухте небольшие, меньше 2 м, подход к ней довольно мелкий, также около 2 м, поэтому заходить следует на малом ходу. Место для маневра в бухте ограничено как пространством, так и глубинами. От этой бухты к Вытачеву (селу) ведёт просёлочная дорога. В селе есть магазины и колодцы с питьевой водой. Летом на берегу – скопление автомобилей отдыхающих, а также местных рыбаков. Это – единственное место на мысу, где можно укрыться от шторма любых направлений и безопасно переночевать.
По левому берегу, напротив мыса Вытачев, – село Кийлов. Хотя левый берег в основном несудоходный, к Кийлову ведёт судовой канал – он обозначен створным знаком по линии от буя №63 в сторону берега. Средние глубины здесь около 4 м. Выше и ниже по течению от канала – мели и водоросли. Кийлов расположен между Днепром и сосновым лесом, там, где оканчивается защитная дамба. На берегу стоит дебаркадер и множество деревянных домиков в стиле турбаз советской эпохи. Рядом –небольшой песчаный пляж, куда летом съезжаются местные и дачники из окрестностей. В селе есть несколько магазинов, а летом прямо на пляже работают небольшие киоски. От Кийлова вниз по течению на ЮВ идёт судоходный канал протяжённостью более 10 км, параллельный фарватеру. Этот канал проходит вдоль урочища Рудяки, мимо 1-го песчаного острова в районе базы «Кальне» и соединяется с фарватером в районе 51-го буя. Проход очень живописный, извилистый и удалённый от цивилизации, здесь отличная рыбалка, по берегам встречаются цапли и косули. Вместе с тем, он узкий, местами менее 60 м, часто заросший водорослями или перегорожен блуждающими песчаными банками. Поэтому, путешествуя здесь, нужно быть готовым ко всяким неожиданностям вроде посадок на мель, борьбы с водорослями или тупиковых проток, где квакают лягушки и стоит удушливый запах тины и лилий – ни дать, ни взять, Амазония, только днепровская.
Ниже по течению на юг мы идём вдоль очень красивого высокого правого берега. Холмы, укрытые лесами, перемежаются оврагами, спускающимися к самой воде. Если присмотреться, то можно увидеть в небе парящих орлов. Сёла Стайки и Гребени расположены высоко над Днепром. Подход к берегу здесь выполняется так же, как и в районе Вытачева (в Стайках есть бетонная стенка, к которой можно подойти бортом. Но по большому счёту делать там нечего – ред.). Между Стайками и Гребенями на склонах Днепра расположился дачный кооператив «Дніпровські хвилі». Его дома выходят к самой воде, но дачники не любят «чужих», и хотя не прогоняют, но особого дружелюбия также не выказывают.
Укрыться от штормовой погоды на правом берегу от Вытачева до Ржищева негде – это важно помнить при выборе стоянки и ночёвки. Если непогода всё же застала на этом отрезке, то нужно либо отстаиваться на якоре на глубине (имея с подветренной стороны достаточно места для манёвра), либо прятаться под левобережными островами, что не всегда возможно из-за малых глубин.
(За фарватером, почти напротив дачного кооператива «Дніпровські хвилі» с севера на юг протянулся остров Швейцария – так его называл очень любивший эти места капитан Самусь. Остров очень симпатичный, но стать носом в берег не получится – подходы мелкие. За островом есть проход, правда глубина местами меньше 2 м. Если яхта мелкосидящая, да с бортовой динги – очень рекомендуем зайти. Ред.)
В 5-6 км до Ржищева открывается замечательная протока, ведущая вглубь левого берега. Она параллельна коренному берегу и выходит в открытое море на много километров южнее Ржищева, в средней части Каневского моря. Вначале с фарватера должен открыться по левому берегу Хороший остров (многим яхтсменам он известен как «Генеральский») – высокий, покрытый сосновыми деревьями, приметный издали высокими песчаными откосами. Увидев его, нужно пройти с десяток метров ниже чёрного буя №47 и свернуть в левый берег курсом СВ, перпендикулярно фарватеру и по направлению к низколежащему длинному острову, укрытому камышом. Огибать этот островок нужно с севера, по широкой дуге, держась не ближе 100 м к нему. Обогнув островок, держим курс прямо на песчаные откосы Хорошего Острова. Глубины вначале будут прыгать в пределах 2-3 м, а затем установятся в районе 5-6 м. На подходах к Хорошему острову канал поворачивает правее, на ЮВ, и идёт дальше, вглубь левого берега. К Хорошему острову есть глубокий подход для яхт – с южной стороны. Берег приятный, песчаный, с чистой проточной водой. Поднявшись по песчаному откосу, попадаешь в сосновый лес – отличное место для лагеря. Остров довольно большой, но с северной и восточной части сильно зарос камышом и водорослями. Хотя я на своей яхте с поднятым швертом однажды обошёл его вокруг. В северной части острова разбита летняя база рыбаков. В летние месяцы, и особенно в выходные, все стоянки у южной оконечности острова заняты судами туристов и рыбаков.
Минуя Хороший остров и скользя по красивой протоке дальше на юго-восток, мы приходим в замечательную Акациевую бухту – первую протоку слева вниз по течению. Шириной в 80-100 м, она идёт вглубь коренного левого берега на 2-3 км и оканчивается камышами. Но протока эта не тупиковая, а сквозная, только несудоходная в своей дальней части. Вода здесь исключительно чистая и приятная для купания, даже когда на всём Днепре цветёт зелёнка – из дна бьют родники. По берегам много деревьев. Есть несколько глубоких и удобных подходов для яхт. Берега – песчаные, заросшие соснами и дубами, между которыми встречаются небольшие озерца. И вокруг – ни души!
Выходя из этой протоки обратно в левобережный пассаж, поворачиваем влево, на ЮВ, и через 2 км перед нами открывается остров Лысый или Песчаный (это местные названия, а я лет 20 назад окрестил его «остров Хопкинса» – в честь главного героя «Острова сокровищ»). Он находится возле рыбацко-охотничьей базы «Гусинці» и состоит из нескольких песчаных холмов высотой до 124 м над уровнем моря; виден с воды на многие километры. К острову есть прекрасный глубоководный подход с западной стороны – яхта утыкается носом прямо в берег. Обязательно поднимитесь на вершину острова – вид открывается потрясающий. На 360 градусов вокруг простирается Днепр, Левобережье просматривается на десятки километров; видно, как Днепр убегает далеко на юг, а на севере из дымки проступает мыс Вытачев. Хорошо усесться на тёплый песок, открыть бутылочку пива и долго-долго смотреть вдаль… Достопримечательность острова – знаменитая Затопленная церковь, расположенная с восточной стороны. Подход к ней начинается с северной стороны острова – влево на восток уходит неширокая протока, в конце которой и виднеется церковь. Протока достаточно мелководна, средние глубины здесь 1,5-2 м, однако небольшие килевые яхты на малом ходу проходят. Держаться нужно правой стороны протоки и церковь проходить тоже справа. Когда-то здесь было село Гусинці, которое затопили в 60-е годы ХХ века, когда строили каскад днепровских плотин. Как память о нём, осталась церковь, со всех сторон окружённая водой. Внутри церкви на куполах и стенах сохранились остатки росписей и фресок. Несколько лет назад здесь появился батюшка, который взял шефство над церковью и понемногу, своими силами и на пожертвования, начал приводить её в порядок. Он же построил и причал. Батюшка ездит в церковь на гребной лодке раз в несколько дней. Если повезёт, можно попасть к нему на службу, расспросить о церкви и об истории этих мест – он с удовольствием расскажет.
…И вот, выходя снова в протоку, ведущую мимо церкви на юго-восток, мы покидаем северную часть водохранилища и устремляемся в другую, ещё большую, – среднюю часть Каневского моря.
(От редакции: пару слов о Ржищеве. В заливе – высокая бетонная пристань, яхтой швартоваться неудобно. Слева – спасательная станция (там мелко), слева – проход в глубину бухты, где у бетонной стенки можно высадиться в магазины или на базар (он здесь по-сельски ранний, в 13 часов уже можно не ходить. Самый обильный – в пятницу и воскресенье). Лодочкой можно проехать чуть дальше в бухту и, повернув за камышами направо, высадиться с канистрой – за автотрассой в 30 метрах заправочная станция. А ещё той же лодочкой можно проехать вдоль длинного острова напротив Ржищева и в его приверхе найти извилистый сквозной проход – просто "Чингачгукова тропа", получите удовольствие!)

(Продолжение следует).