Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Регистрация яхт и «удобные» флаги
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Мельников Николай, Лебедев Вячеслав; Страница в журнале: 50;

Что такое судно?
То, что яхта – это судно, видимо, ни у кого не вызывает сомнения. Однако что же представляет собой судно? Этот вопрос гораздо более сложный. Настолько сложный, что многие исследователи морского права не представляют себе, как можно определить это понятие применительно к любым правовым отношениям вообще, а не только применительно к отдельным видам отношений, которые складываются на основании той или иной международной конвенции.
Конечно, в правовом плане вообразить и определить судно (и яхту, как особую разновидность судна) не только возможно, но и очень полезно. Разумеется, столь давняя и принципиальная дискуссия вряд ли будет существенно дополнена настоящей публикацией. Здесь мы поговорим об общепринятых положениях морского права.
Принято считать, что юридические признаки судна – это флаг и национальность, регистрация и идентификация, причём именно регистрация в судовом реестре того или иного государства является ключевым моментом, с которого начинается существование судна как юридической реальности.
Общепризнано, что судно (в том числе яхта) – это объект права, вещь, по поводу и вокруг которой складываются различные правоотношения имущественного характера, то есть отношения, которые можно оценить в денежном выражении. С этой точки зрения судно – рукотворное изделие, предназначенное для плавания в воде.
Однако в правовых нормах судам приписываются свойства субъектов права – лиц, хотя общепризнано: судно не является ни юридическим, ни, тем более, физическим лицом. С этой точки зрения судно не объект, а субъект – носитель прав и обязанностей. Хотя наличие экипажа не считается атрибутом судна, всё же в нормальном, обычном состоянии общественных отношений судно имеет некоторый экипаж, во всяком случае, имеет владельца, который может нести ответственность за действия судна как за свои собственные.

Связь судна с государством флага
Ст.ст. 90-94 ЮНКЛОС (UNCLOS – Конвенция ООН по морскому праву 1982, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка) содержат положения, определяющие правовую связь судна с государством, где оно зарегистрировано, то есть государством флага. Из этих положений можно сделать такой вывод:
Пространство, которое занимает яхта в открытом море, считается территорией государства, где зарегистрирована яхта.
Каждое государство должно осуществлять надлежащую юрисдикцию и контроль в отношении судов под его флагом. В принципе, условия такого контроля – это проблема внутреннего национального права государств, независимо от того, прибрежные они или внутриконтинентальные. Однако содержание такого контроля понимается многими государствами далеко не однозначно.
Международным сообществом была сделана попытка унифицировать это отношение. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате которой была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвёт позиции государств, предоставляющих «удобный» флаг. Что же касается принципа реальной связи в юридическом аспекте, то он действительно был провозглашён в ч.1 ст.5 Конвенции об открытом море, подписанной 29.04.1958 в Женеве. Частью этого принципа провозглашалось осуществление эффективной юрисдикции и контроля государства флага над зарегистрированными судами. Многие теоретики и практики считают, что принцип реальной связи государств и судов, плавающих под их флагом, перекочевал в ЮНКЛОС. Действительно, отчасти это так и есть, то есть государства должны осуществлять надлежащую юрисдикцию и контроль за судами, которые ходят под их флагом. Но это только часть принципа реальной связи. Обосновать строго юридически закрепление этого принципа в полной мере ЮНКЛОС, а также и другими международными договорами до конца невозможно. Такие юридические тонкости многие исследователи считают простой игрой слов, другие же – правовым основанием существования весьма либеральных условий регистрации и надзора за судами во многих государствах. Причём, в таких государствах, где зарегистрирована основная масса судов валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более; флаги которых вполне основательно признаются «удобными», а флот под такими флагами частенько оказывается субстандартным.
Во избежание исключительно жёстких условий регистрации и радикально либеральных условий многими странами классических судовых реестров вводятся вторые, альтернативные, или международные (открытые) реестры судов, регистрация в которых представляет собой некоторый компромисс.
Таким образом, образовался целый спектр судовых реестров, от «чистых» до «грязных».
Реестры стран, где сильны морские традиции, считаются эталоном чистоты (международные реестры многих европейских стран, например). Реестры других стран считаются очень удобными.

Особенности регистрации яхт
Регистрация яхт – это право или обязанность? Ответ может быть единственный: регистрировать яхту как в международном праве, так и в любой национальной юрисдикции – обязательно.
Например, в Украине Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за выпуск в плавание маломерных судов, не зарегистрированных в установленном порядке (ч.2 ст.116-1).
Незарегистрированная яхта – это источник проблем.
Регистрация любого судна, в том числе яхты, производится по какому-нибудь конкретному порту, а не просто по стране (юрисдикции). Во многих юрисдикциях имеются особые яхтенные регистры.
К выбору флага следует подходить творчески, учитывая пространство, где предполагается эксплуатация яхты. Желательно, чтобы флаг яхты не вызывал раздражения государства, где она эксплуатируется, и не шокировал местное население. Например, эксплуатировать в Аргентине яхту под британским флагом будет очень некомфортно.
Потребность в регистрации яхты и соответствующая обязанность возникает, в первую очередь, у владельца яхты. В любой юрисдикции необходимо доказать, что владение яхтой осуществляется на законном основании.
Во многих юрисдикциях необходимо иметь статус резидента для регистрации яхты. Это не составляет проблемы, поскольку компания-владелец регистрируется параллельно с регистрацией яхты, причём открывается банковский счёт, который может использоваться не только в связи с эксплуатацией яхты, но и для других потребностей личного или коммерческого плана.
Для регистрации яхты ей нужно присвоить наименование, которое не должно быть непристойным в языке страны, где производится регистрация, и не приводить к путанице при переговорах по радио. В зависимости от наличия радиооборудования яхте присваивается позывной сигнал, номер избирательного вызова судовой радиостанции и идентификационный номер судовой радиостанции (Maritime Mobile Service Identity – MMSI number).
Яхта должна пройти освидетельствование на предмет технической безопасности, причём особые требования предъявляются к яхтам, которые будут эксплуатироваться в коммерческих целях, например, сдаваться в чартер. Такое освидетельствование обеспечивается соответствующим сюрвейером и классификационным обществом, которое признаётся регистром и присваивает яхте класс.
Для идентификации некоторых категорий яхт используется также Система опознавательных номеров судов ИМО (Международная морская организация), введенная в соответствии с Резолюцией ИМО А.600(15) от 19.11.1987.
В большинстве случаев владелец (собственник) яхты выдвигает в качестве критерия выбора юрисдикции экономические мотивы, проще говоря, все хотят, чтобы было подешевле. Этот мотив может предполагать и какие-либо дополнительные или, наоборот, приоритетные мотивы самого разного свойства. Например, в нашей практике был случай, когда клиент просил зарегистрировать яхту непременно в Швейцарии, поскольку там живут его родственники. В любом случае мы стоим на страже интересов клиента.
...
Итак – выбирайте флаг своей яхты на свой вкус, а мы устраним все ваши сомнения. Когда выберете юрисдикцию, мы поможем зарегистрировать там вашу яхту.