Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Marmaris International Race Week 2009
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 112;

Когда Kuda Kevin с украинско-российской командой гонялись в Мармарисе 6 лет назад ("Фарватер" №1/2004), флот регаты насчитывал около сотни яхт. В 2008-м их стало уже 121, а на юбилейную 20-ю оргкомитет ограничил количество 130-ю, в итоге приняв 135 "вымпелов".
В чём же привлекательность регаты, на которую заявляется всё больше украинцев, а россиян вообще подавляющее большинство? Выяснил я это, отгонявшись в составе одесского экипажа на чартерном First 38,2. Заодно добавил и свои "5 копеек" к их победе.

Кто был в Мармарисе, знает его шикарный, закрытый от моря залив. В плане он напоминает почти равносторонний треугольник со стороной чуть больше двух миль. Именно это надоумило в своё время местных энтузиастов выставить здесь привычную гонщикам дистанцию. А ещё – пригласить на неё не только здешних яхтсменов, но и всех желающих на чартерных лодках, которых в окрестностях видимо-невидимо. Идея с годами развилась в солидную регату, которую проводит учреждённый "под это дело" Marmaris International Yacht Club (с офисом в Нетсел-марине).
Мероприятие проходит в конце октября, когда у нас навигация уже окончена, а здесь – тёпленько и приятно. Ритм регаты замечательно подходит азартным гонщикам-любителям. Гонки получаются короткими (порядка 10 миль), динамичными (2-3 часа), щедрыми на работу с парусами (полняки-лавировка). Профессионально организованные старты, на линии до 50-ти вымпелов – у всех ли дома есть такая богатая практика?! Или огибание знаков в компании десяти-пятнадцати лодок, где вы "кроете" ветер и вам "кроют". А сколько полезного можно подсмотреть на лодках мастеров, которых здесь тоже хватает!..
Но вот эти 2-3 часа прошли – и в распоряжении гонщиков город с многочисленными "интересностями" и доброжелательными жителями. Плюс вечерние мероприятия от организаторов – то "Бич-пати", то "Крейзи Дэйзи" (для любителей танцулек), то конкурс экстравагантных нарядов... Знаю экипажи, в которых числятся дамы, на дистанцию не выходящие. Утром – "моцион" по набережной, шопинг, а потом, уже в компании "отгонявшихся" мужчин, – в ресторан или на плановое мероприятие. И всем хорошо.
Таковы составляющие регаты, на которую хочется возвращаться. И не только нам или россиянам (51 экипаж в этом году! Турок – лишь 28!), но и немцам (23 команды), англичанам, шведам, австрийцам, болгарам, грекам... Регата действительно интернациональна – были даже экипажи из Литвы, Казахстана и Австралии! И лодки самые разные – от современных гонщиков, до изящной деревянной Spirit of Strangford, знакомой по фильму про Джеймса Бонда «Казино "Рояль"».
Организация – почти безукоризненная. Все требования для заявки расписаны на сайте, по прибытии – пакет документов (для русскоязычных – на русском!), флаги/обвесы и прочее. Цена "вопроса": с яхты – 175 €. Плюс 60 € с человека – оплата участия в мероприятиях. Если судно не имеет мерительного свидетельства IRC – тут же и обмеряют (80 €). Совсем мелочь – возвращаемый депозит 30 € за выданные флаги и обвесы с номерами. Ну и, конечно, обычный расчёт за чартер.
Теперь – о конкретном экипаже First 38,2, в котором предстояло поработать и мне. Альберт Кабаков капитанит в Одессе на небезызвестном читателям нашего журнала "Катране". Старший помощник Сергей Киселёв – капитан "Конрада 25". Давно и хорошо просоленные "морские волки". Для остальных ребят эта навигация – первая гоночная. Саша Оленич: «Да мы до этого только раз пробовали – и не зацепило. А потом Костя (Оленич) нас собрал, уже под командование Альберта. Тот предложил интересную комплексную программу из теории и гоночной практики. Прошли на этой яхте Экологическую регату, одесские Кубки. А теперь вот зарубежная "проба пера". И, знаешь, пошло в охотку и удовольствие».
Яхта оказалась не просто судном Pupa Yachting, а многолетним участником MIRW, любимым "гончаком" президента чартерной компании Джана Эрертема. «Даю с условием – побеждайте! Репутация обязывает».
Одесситы отнеслись к просьбе серьёзно: унесли из лодки всё ненужное, вместо закручивающегося в мачту грота поставили в ликпаз гоночный (с латами), заменили "круизный" винт на "гоночный" (со складывающимися лопастями). Я приехал к активному обсуждению обязанностей на снастях. Всё, к бою готовы.
Погода в этих краях, стабильная летом, становится удивительно непредсказуемой в октябре. Наглядный пример – первый гоночный день. Утром с моря зашла чернющая туча и шквал из-под неё такой силы, что яхту на муринге пришлось одерживать. Капитан: «Похоже, в гонке будет свистеть. Всем одеть непромы!» Но последовавший дождик "смыл" и ветер – яхты выходили на дистанцию уже в полуштиль. Судейский катамаран раза три переходил от знака к знаку вслед за малейшим дуновением, за ним, как утята за уткой, следовали и лодки. Самые мудрые просто стали в центре залива и ждали, чем эти "миграции" закончатся. Но вот в эфире озвучена дистанция, началась стартовая процедура.
Кстати, весьма грамотная, учитывая сложности большого разномастного флота любителей. В Гоночной инструкции всё "разложено по полочкам": группы стартуют через 10 минут одна за одной, если общий фальшстарт – "становитесь в конец очереди", повторный старт после всех. Сигналы дублируются по радиостанции, плюс гудки клаксона (длинный – старт, один короткий – индивидуальный отзыв, два – общий). Сама Гоночная инструкция очень конкретна и содержит действительно нужное, а не стандартный бюрократический набор фраз со ссылками на пункты ППС (ну кто из любителей их знает наизусть?!), как у нас принято.
Но я отвлёкся – таки старт! Лодки в поисках галсов расползлись по дистанции и... замерли – "дуло" исчезло. Началась "игра в угадайку" – в какой части акватории пойдёт сквознячок и откуда именно. То спинакер, то лавировка, то снова полняк потянул... В кокпите – активные дебаты: «Куда пойти?!».
Кстати, о ролях в команде. "Два капитана яхту утопят" – аксиома. А тут целых три! Потому я сразу "самоустранился" на нос – помогать Саше спинакер ставить. Очень полезно иной раз поработать на месте тех, кому привык с кормы команды подавать. А квалификация-то подупала (отвык!), пару раз "лажанул" – значит, терпимее к чужим ошибкам буду. На корме одесский дуэт – Альберт (на руле) и Сергей (тактик) принимают решения коллективно. Не первый раз гоняются вместе, уже сработались.
На знак вышли в первой трети флота – вроде неплохо. Буй огибала сразу целая "толпа", которая на следующем колене дистанции (галфвинд) начала взаимно тормозиться: подветренные приводят закрывающих им "кислород", те тоже приводятся – в результате все вместе "лезут" на ветер. Альберт благоразумно увалился и под спинакером (парус старенький, весь в "шрамах" латок, но отработал честно) мы ушли от многих. А дальше – в лавировку на финиш: хоть ветер и установился, но судьи дистанцию сократили.
Итог первой гонки – мы четвёртые (это на берегу стало понятно, когда судьи всё посчитали). Совсем неплохо, как для начала. А кто там впереди? Atila II (№123) и Alinka (№122) – да, эти раньше нас пришли. Yuksel 7 (№135)? Ого, лодка на финише 6-й была, а вон как её балл "вывозит" (самый низкий в группе)! Вдобавок оказалось: на ней рулит сам Колин Пирсон – основатель популярной парусной школы и вообще личность известная и уважаемая. М-да, серьёзный соперник.
Судейская бригада трудилась ещё долго – в первой гонке подали, кажется, три протеста. За регату их будет ещё немало, в основном от россиян. Ребята они "хронически" амбициозные, на дистанции сталкиваются, могут ни с того, ни с сего атаковать яхту чужого дивизиона (у нас было). А на берегу – судятся, таких не остужает даже протестовый взнос 50 Евро (он, если тяжбу проиграли, не возвращается). Но и гоняются азартно, надо отдать должное.
На следующее утро – солнышко, стабильный ветерок. Несильный, экстримом и не пахнет, но на дистанции уже веселее. Гонка прошла ровно, динамично: просто отработали 2 часа 40 минут – и свободны, в памяти ничего толком и не осталось... Пришли третьими, но "обсчитали" Themis (№116) – вторые. А победил Yuksel 7 и даже без помощи своего низкого балла – просто уверенно пришёл первым. По сумме двух гонок – весомая заявка на общую победу. Но впереди – самое сложное: морская гонка, очки за которую начисляются с повышенным коэффициентом.
Утром мелкий противный дождь, по окрестным холмам ползут тучи, а главное – снова безветрие. У судей заготовлены две дистанции – длинная (40 миль, на восток) и короткая (20 миль, на запад). По такой погоде "просится" короткая. Но, видимо, уповая на ветер с юго-востока (прогноз обещал), судьи объявили 40-мильку! Это решение обернулось самой длительной гонкой за всю историю MIRW.
Если в коротких гонках сначала на дистанцию выпускали самых больших и быстроходных, то на "оффшорке" всё наоборот – мы стартовали первыми. Впрочем, это сильно сказано: на самом деле развернулись носом на восток и развесили спинакера (они и не думали наполняться дохленькими порывчиками). Простояли так 10 минут – и в корму нам нацелилась вторая стартовая. С тем же "стоячим" эффектом. Старт третьей отложили до выяснения перспектив первых двух...
Ход еле заметный, сгрудившиеся яхты перекрывают друг другу и без того висячие паруса – обстановка нервозная. Но чуть дальше от берега вроде дует живее – самые смелые потянулись туда. Большая часть флота следует классической тактике – генеральным курсом на знак, вдоль берега. Мы пока держимся серединки и наблюдаем. У штурвала горячая дискуссия – нам налево или направо? Тот случай, когда угадать в самом начале практически означает выиграть гонку. К правильному (как оказалось) решению подтолкнул соперник, намерившийся перекрыть нам ветер. «Альберт, крутим полундру и пошли от него дальше в море!». Наполнили спинакер на другом галсе и – на простор… А ведь действительно здесь "тянет" живее – оторвавшиеся от берега хоть как-то идут, а под берегом всё тот же застой. Ещё мористее не уступают друг другу второй одесский экипаж ("Аджуга" Валентина Клементьева) и их самый принципиальный соперник – Kahkaha 1 с турецкой командой. В итоге наша троица и возглавила всю регату.
Надо отдать должное одесситам – они гроссмейстеры в поисках ветра на акватории. Их умение видеть оперативный простор и делать правильные выводы перевесило наши огрехи в управлении и работе с парусами. И так было практически во всех гонках. Я любовался и учился.
Во второй половине дня ветер стал сильнее и стабильнее – отличный спинакерный ход по генеральному курсу, поднимающий настроение. Как и вид флота далеко по корме. Прошли Йиланчик (остров напротив военной базы), вот к вечеру уже и Экинджик почти на траверзе, всё ближе мыс, от которого всего 5 миль до точки поворота. Но жёсткая тренировка нервов, как оказалось, была впереди: именно здесь ветер "выключился". Спинакер обвис, лодка болтается на волне, в мачте гремит барабан закрутки грота (неожиданная проблема на качке). С "Аджуги" потом посмеивались: "Вас в темноте не было видно, зато как слышно!"
А вдоль берега нас уже обошли первые яхты. Пока "не наши" – лидеры самой скоростной "красной" группы, но за ними и остальные подтягиваются. Теперь они идут, а мы стоим. Причём, с кормы приближаются под спинакером, по носу уже начали лавировку, а мы в центре без ветра...
Впрочем, не очень долго – ветер с моря и до нас дотянулся, началась лавировка. Уже в темноте медленно прошли мыс, начали подбираться к вожделенному острову Баба – нашему поворотному "знаку". Вон уже и пролив, подсвеченный огнями отелей на берегу. И тут ветер "выключили" снова…
Сказать, что мы нервничали – ничего не сказать. В полной темноте наша яхта, столь резвая с ветром, сейчас беспомощно болталась на хаотичном волнении, безвольно разворачиваясь на месте. Вдоль берега проходили соперники – кто их знает, "наши" или "не наши"? На востоке засверкали молнии – приближалась гроза (ну как шквальнёт "в лоб" до огибания этого проклятого острова...). А над головой набатом гремела закрутка – казалось, мачта сейчас просто разлетится... Единственный, кто на борту улыбался, – Костя Русов: запас позитива и доброй энергии у него поистине неисчерпаем.
Эта "стоянка" была самой длительной и противной. И ветерок из-под тучки стал избавлением – наконец-то мы "взяли эту Бабу" и вырвались на простор, уже в обратном направлении.
В качестве компенсации за сгоревшие при огибании острова нервные клетки – феерическое зрелище на подходе к мысу: широкий ровный фронт красных и зелёных огоньков. Удивительно, что регата не растянулась цепочкой в направлении Баба, а "наступала цепью" – будто пытаясь преградить дорогу уже обогнувшимся. Мы пронзили эту цепь и теперь по корме удалялся столь же величественный фронт белых гаковых огней...
Последний "завис" случился на траверзе мыса – нервов на него уже не было, все остались по корме. Просто переждали и двинулись на Мармарис. Раздуло, яхта набрала приличный ход, всё небо обсыпало звёздами – просто праздник души после пережитого. Единственное, что не давало покоя: где же соперники? Кто успел нас обойти в темноте? Начиная с вечера, в эфире периодически звучало: «Рейс комити, рейс комити! Яхта 20 "зелёного" дивизиона – схожу с гонки» (видимо, сдали нервы). Увы, не всегда разборчиво или по-турецки. Кто из наших сошёл? И, главное: где 135-й?!
Финишировали в 4 часа утра. Слава Кабак успел посчитать, что по разнице гоночного балла мы должны Yuksel 7 целых 48 минут (вот оно, несовершенство гандикапа, не учитывающего условий на дистанции). Вслушиваемся в отчёты финиширующих – не 135-й ли? В такой неопределённости и уснули.
Утром оказалось, что можно никуда не торопиться – в 10.00 флот всё ещё финишировал(!) и о запланированной на сегодня гонке, конечно же, речи не было. За неспешным завтраком ребята активно обсуждали вчерашнее: «Вот для тебя, Слава, главное – первое место, даже после финиша считал, на сколько кого обогнать. Понимаю. А мне интереснее динамика, драйв, адреналин – в ползучей гонке скучновато. Для меня паруса – это в первую очередь приключения». И подумалось: вот чем хорош яхтинг – каждый может найти в нём "собственную кайфовость". Просто одному нужен драйв полёта, другому – возможность дальних путешествий, третьему – проверка себя на прочность, четвёртому – пляжный отдых, пятому – победы... Яхтинг всем всё даст! Только правильно выбрать судно, акваторию и режим движения...
А потом было ни с чем не сравнимое чувство, когда на доске результатов напротив нашего First появилось лаконичное "1"! Оказалось, зря мы нервничали: вторая яхта "пурпурного" дивизиона пришла лишь через 2 с лишним часа, а Yuksel 7 вообще сошёл с дистанции! И – диалог на великом-могучем, подслушанный у доски: «Ну, как вы, всех сегодня порвали?" "Ага, порвали. Себе анус...»
Утром выходим в "последний и решительный". Солнышко, средний ветерок – погода на сей раз не подкачала. Мимо проходит Alinka – она ещё вполне может нас опередить, сложись у неё гонка "на 6 мест" лучше, чем у нас. И с её борта начали ныть: «У вас вон какая генуя, и грот лучше, и балл меньше...» Сергей улыбается: «Очень хорошо, они сдались до старта». Для нас главное сегодня – "не провалиться".
Боязнь этого сказалась – гонка началась отвратительно. Опасаясь столкновений на старте (только что в других группах развернулось просто побоище, окончившееся массовыми протестами и отзывами!), мы ушли на дистанцию в "третьем эшелоне". Вдобавок на верхнем знаке попали в рваный ветер с наветренного холма – что ни поворот, то "против шерсти", отстали ещё сильнее. Alinka тем временем убежала на целое колено дистанции, впереди и другие соперники. Полное впечатление – мы потеряли ВСЁ. Оставалось сжать зубы и работать.
Возможно, именно ситуация (терять-то уже нечего!) позволила нашим одесситам сосредоточиться на поиске "своего" ветра. Галс за галсом ходкий First 38,2 (не зря знатоки так ценят именно эту модель!) отвоёвывал растерянное. Без сбоев работала и палубная команда – уже обвыклись и приноровились. Саша после очередного поворота фордевинд под спинакером гордо посмотрел на меня: «Как мы уже лихо это делаем, не находишь?» А после удачно разложенной третьей лавировки не поверили глазам: очередным оставленным по корме соперником оказалась... Alinka! После недавнего "фитиля"! А ведь быстроходная Hanse, между прочим.
Финишировали 5-ми, но в тесной компании с яхтами, которые уступают по баллу. Кого-то наверняка пересчитаем...
Финальное награждение состоялось в 5-звёздном отеле на берегу моря. Организаторы до последнего сохраняли интригу, не вывешивая результаты. Сначала – пир и общение, а уж потом...
В итоге капитан Альберт Кабаков поднял над головой сначала кубок за 3-е сегодняшнее место (надо же, по гонкам собрали весь набор – от "бронзы" до "золота"!), а потом и за 1-е – по сумме.
ПОБЕДА!
Не без элементов везения, конечно – Колин Пирсон сегодня снова выиграл, и если бы не сход с "оффшорки", кто знает... И лодке спасибо – ходкая, прямо скажем, несмотря на почтенный возраст. Но дебют на незнакомой акватории (достаточно сложной в ветровом смысле, кстати), несработанным экипажем... В общем, победа заслуженная – факт.
Не подвела и "Аджуга" – общее 2-е место. Жаль, не сложилось у Александра Дадыки: «Яхту надо было раньше заказывать: взяли, какая осталась, а она не едет. А год назад тоже награждались...»
...
Хорошая регата. Отлично организованная, с интересной дистанцией, почти ежевечерними прогулками по очень приятному городу... Рекомендую. Только не забывайте, что, во-первых, ходкие чартерные яхты в это время года весьма востребованы, а, во-вторых, регата стала настолько популярной, что организаторы уже ограничивают число участников. Потому узнавайте и бронируйте заранее. Например, как мы – в Pupa Yachting.

Фото – Богдан ПАРФЕНЮК.


Директор ново-каховской Maxim Marine Александр Владимирович Дадыка:
Мы здесь уже третий год подряд. Именно в регате, ибо отдыхаем в этих краях регулярно. Приезжаем, как к "своим" – экипажи стабильные, уже много знакомых, гоняемся не с абстрактными лодками, а с конкретными людьми. Но главное – спортивная составляющая: нас однозначно не интересуют регаты-ралли "от ресторана до ресторана", хочется драйва плотной гонки. Массовость – великое дело, это же опыт какой! Работы на старте, ближний бой на дистанции, техника работы с парусами… И время хорошее: у нас уже сезон закончился, а тут приятно, не жарко, и ветра обычно хватает. Потому и ездим сюда.