Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Каневское водохранилище: от Украинки до Канева
Тема: ------; Автор: Горбань Сергей; Страница в журнале: 90;

От редакции:
Каким бы деловым и прагматичным ни был человек, где-то глубоко в его душе таится то самое романтическое и манящее с детства "прекрасное далёко". Славянам это свойственно вдвойне. Видимо, поэтому среди украинцев из года в год множатся ряды чартерников, открывающих для себя маршруты Турции, Греции, Хорватии, Таиланда... Но – вот парадокс! – как легко мы при этом забываем о том, что у нас буквально "под носом"! А ведь один только Днепр достоин большой эпической поэмы – настолько он чуден в любую погоду (вспомним Гоголя). Не поверите, но иностранцы, вынужденные соединять свои речушки каналами да шлюзами, нам, не скрывая, завидуют.
И хотя развитую чартерную индустрию у нас создать невероятно сложно, но "процесс пошёл". Например, "Н2О Студия Приключений" провела на Каневском водохранилище первый сезон и уже обзавелась десятками благодарных клиентов. А так как до навигации-2010 осталось "всего-ничего", то яхтенный капитан и учредитель "Н2О" Сергей ГОРБАНЬ рассказывает читателям "Фарватера" об этих действительно замечательных местах, подаренных нам Природой.

Нам, киевлянам, повезло. Почти на 300 км к югу от Киева раскинулись два прекрасных, совершенно уникальных днепровских водохранилища – Каневское и Кременчугское. Благодаря малой заселенности, отсутствию загрязняющих предприятий по их берегам, разнообразным условиям плавания и красивой природе вокруг эти водохранилища предоставляют яхтсменам и всем любителям водного туризма чудесную возможность для путешествий и исследований. Много дней можно ходить по этим пресноводным морям – вдоль высоких, укрытых густым лесом круч исторического Триполья и древнего полуострова Трахтемиров, мимо дремучих и бесконечных камышовых плавней и заливов загадочного Левобережья, на просторах, где ветер иногда разгоняет почти морскую волну…
За последние 15 лет я на свой яхте Тinuvielle в одиночку и с друзьями исследовал почти каждый уголок этих заповедных мест. Теперь настало время рассказать о своём опыте и поделиться наблюдениями, которые, надеюсь, будут интересны и полезны многим.

Общие сведения
Общая протяжённость Каневского водохранилища на отрезке Украинка–Канев по фарватеру составляет приблизительно 95 км, самая широкая часть в районе села Григоровка – приблизительно 10 км. Условно Днепр в этой части можно разделить на три участка с характерными особенностями акваториии и берегов. Северный участок, вниз по течению, охватывает акваторию от Украинки до Ржищева. Примечательный своим не очень широким руслом, вытянутым на юго-восток, он огибает "Мыс Горн" (с. Вытачев) и далее идёт вдоль высоких красивых круч правого берега и низких камышовых проток левого. Средний участок начинается возле Ржищева и тянется до Переяслава-Хмельницкого. После нескольких узкостей к югу от Ржищева Днепр здесь разливается до 9 км и течёт с запада на восток. Третий, южный, протекает с севера на юг от Переяслава-Хмельницкого до Канева. Это самый широкий, морской, участок акватории, исключительно живописный, с хорошими глубинами даже за фарватером. Здесь физически ощущается более южный «микроклимат» водохранилища и даже вода здесь другого, пепельно-синего оттенка.

Фарватер
Фарватер на этом отрезке в большинстве случаев следует изгибам высокого правого берега, за исключением нескольких мест, где он отходит к середине русла и ближе к левому берегу, огибая выдающиеся отмели «конусов выноса» (*). Такие мели и банки часто находятся напротив оврагов, устьев речушек и просто низменных участков суши, выходящих прямо в Днепр. Фарватер достаточно хорошо обставлен знаками, большинство из которых поддерживается в исправном состоянии и освещено, как положено, в тёмное время суток. Из опасностей нужно отметить 5 неосвещённых быков, расположенных прямо на кромке фарватера, налететь на которые в темноте очень просто. Напротив мыса Трахтемиров, при ответвлении судового хода с основного в дополнительный, Переяславский, прямо посреди многокилометрового водохранилища расположены три огромных створных знака, которые не освещаются ночью. Ещё нужно быть внимательным при прохождении освещённых буев ночью – возле каждого из них, как правило, вне фарватера, находится "сигара" – меньший, неосвещённый буй. Поскольку яхты часто идут вдоль фарватера или по его кромке, налететь ночью на такой буй вполне реально.

Глубины
Каневское водохранилище на его северном и среднем участках в основном мелководное. Лишь на фарватере можно быть уверенным в постоянных глубинах. Они разнятся от 6 до 16 м, есть несколько мест, где я зафиксировал глубины до 19 м. В северной и средней части водохранилища при уходе с фарватера глубины стремительно падают до 3-х, а то и 2-х м и перемежаются банками глубиной от 1,5 до 0,5 м. В летнее время эти отмели и банки зарастают водорослями и сильно затрудняют плавание. Из-за этого продвижение вдоль левого берега требует постоянного внимания рулевого к показателям глубин, характеру береговой линии и поверхности воды. Южная часть водохранилища более глубоководная, и килевые яхты могут без опасения ходить вне фарватера. Исключения составляют почти все участки вблизи левого берега, начиная от села Цыбли и на юг до Канева. Хотя в средней части этого отрезка реки есть судоходный участок с глубинами 4-5 м, позволяющий яхте подойти близко к левому, очень живописному и необитаемому берегу.

Берега
Линия правого берега высокая и холмистая, изрезанная оврагами и покрытая лесами. Бухт, заливов и безопасных укрытий для судов на правом берегу не так много, здесь часты прижимные ветра, что нужно учитывать при планировании стоянок и ночёвок. Глубины в большинстве мест возле правого берега хорошие, сказывается близость фарватера, но есть несколько коварных банок и отмелей в непосредственной близости от фарватера. Подход к правому берегу яхтой в большинстве случаев неудобен из-за высоких обрывов, подступающих прямо к воде, слишком узкого пляжа и полосы водорослей вдоль берега шириной 2-3 м. В таких местах лучше всего становиться на якорь в 5-10 м от берега и высаживаться на тузике. Грунты возле правого берега глинистые или илистые, держат слабо. Левый берег низменный, мелководный, со множеством камышовых проток и стариц, уходящих далеко в глубь суши. Поскольку эта часть водохранилища образовалась в начале 70-х годов ХХ века на месте пойм и пастбищ, она изобилует затопленными вырубками деревьев и просто песчаными отмелями, нередко длиной в сотни метров. Многие протоки непроходимы даже для маломерных судов. Но есть также и сквозные, доступные для яхт протоки с глубинами 5-7 м. По такой протоке можно выйти к безлюдным коренным берегам, покрытым песчаными холмами и поросшим сосновыми и широколиственными деревьями. Поскольку южная часть водохранилища в основном мелководная, нужно внимательно следить за прогнозом погоды и состоянием неба, чтобы не быть застигнутым врасплох внезапным шквалом и не оказаться на прижимном ветру возле мелкого берега – укрыться здесь негде, кроме двух-трёх небольших и едва заметных бухточек с глубинами до 3 м.

Течение
На этом участке водохранилища оно умеренное на широких открытых участках акватории, но в некоторых местах может достигать 5 км/ч и быстрее, особенно в узкостях и при ветрах С, С-З, С-В направлений. В апреле и мае течение, как правило, сильное по всей акватории из-за интенсивного сброса талых вод плотинами. Поэтому, планируя плавание, следует учитывать, что возвращаться вверх придётся против сильного встречного течения – следовательно, убедитесь, что ваш мотор в исправном состоянии.

Волнение
Волнение в общем умеренное, однако на открытых широких (Среднем и Южном) участках водохранилища волны могут достигать 1,2-1,5 м при свежих ветрах. На Северном участке, из-за незначительных глубин и ширины разгона волнение незначительное. На Среднем участке при ветрах З, Ю-З и В, Ю-В направлений высота волн может достигать 0,9-1,0 м. На Южном, наиболее глубоком и широком участке от Переяслав-Хмельницкого до Канева, при ветрах С-З, Ю, Ю-В направлений были зафиксированы волны высотой выше 2-х метров (источник: Лоция Госгидрографии 2007 г.). Характер волнения озёрного типа – волны короткие, крутые. Важно помнить, что при резком ухудшении погоды, особенно во время шквалов, волнение на водохранилище развивается очень быстро (нередки ситуации, когда волны достигают метровой высоты за каких-нибудь 30-40 минут). Иногда в узкостях образуются особенно крутые короткие волны при «сталкивании» течения реки и встречного сильного ветра южных направлений. Однако такие волны редко достигают метровой высоты.

Сети
Они – навигационная опасность для яхт. На фарватере, как правило, рыбаки избегают ставить сети, но и здесь бывают исключения, особенно в вечернее и ночное время. Большинство промышленных рыбачьих сетей стоит с левобережной стороны фарватера. Условно промышленные сети можно разделить на два типа: глубинные длиной зачастую 200-300 м и поверхностные по 50-100 м. Глубинные сети помечены буйками-вехами с флажками белого, чёрного или красного цветов, обозначающими начало и конец сети. Иногда по всей длине сети есть ещё и дополнительные поплавки из пустых РЕТ-бутылок, удерживающие сеть ближе к поверхности воды. Как правило, килевая яхта проходит над такими сетями, главное – не приближаться слишком близко к РЕТ-поплавкам, а проходить посредине между ними. Но при этом следует соблюдать большую осторожность, так как некоторые сети расположены близко к поверхности воды и зацеп килем неизбежен. При прохождении над сетями всегода рекомендуется выставлять на баке вперёдсмотрящего. Поверхностные сети короче и помечены, как правило, РЕТ-бутылками или пенопластовыми поплавками. Поплавки или бутылки размещены очень часто, каждые 5-8 м, и сеть натянута почти на поверхности воды, из-за этого прохождение яхты над ней затруднено. Такие сети нужно обходить. Есть ещё браконьерские или частные сети – эти обычно поставлены вблизи берегов, вдоль или поперек камышовых проток. Большинство из них поверхностные, с малозаметными поплавками. Поэтому, проходя вблизи берегов или путешествуя среди камышовых островов, следует быть начеку, учитывая вероятность конфликтов с хозяевами сетей, находящимися поблизости. В ночное время особенно трудно распознать сети, стоящие вне фарватера. Когда же яхта всё-таки "поймалась" в сеть, нужно постараться дать задний ход (если у вас подвесной двигатель). При стационарном двигателе с винтом под днищем ближе к килю есть риск наматывания сети на винт, поэтому запускать двигатель не рекомендуется. Но в любом случае постарайтесь выйти из сети тем же путём, как вы в неё зашли. Если задним ходом выйти не удалось, то попробуйте притопить сеть при помощи багра и пройти вперёд над нею, удерживая сеть ниже киля и пера руля. Не стоит нырять под яхту, чтобы освободиться, особенно в ночное время – это опасно. Разрезание сетей – самая крайняя мера, хотя на моей практике приходилось делать и такое.

Ветер
Согласно Лоции Укргидрокартографии среднегодовые ветра на акватории Каневского водохранилища в основном средние и слабые. Преимущественные направления ветров – С-З и С-В, хотя в последние годы участились ветра с Ю-З и Ю-В. В большинстве случаев ветра как северных, так и южных направлений при выходе на русло реки отклоняются от своего генерального курса и ложатся вдоль русла, чаще всего дуя либо сверху, либо снизу по течению. Возле высоких обрывистых холмов правобережья ветер иногда срывается порывами перпендикулярно руслу реки, особенно напротив оврагов и понижений береговой линии. На узких участках северной и средней части водохранилища ветер северных направлений нередко бывает порывистым и неустойчивым, с отходами и заходами в 20-30 градусов. Наиболее сильные ветра дуют с апреля до первой половины мая и со второй половины сентября по ноябрь. Средние и слабые ветра характерны в летние месяцы, особенно в августе. Вместе с тем в последние годы характер ветров меняется и нередко летом, особенно в июне, бывают хорошие ветра продолжительностью в несколько дней. Как правило, ветер на водохранилище раздувает к 11-ти утра и "работает" до19-ти вечера. Ранним утром и к вечеру ветер стихает, ночи обычно тоже маловетренные. Исключение составляют облачные дни во время проходящих циклонов низкого давления – тогда ветра северных направлений дуют и ночью, усиливаясь к 11-ти вечера и ослабевая с рассветом.

Судоходство
В 90-е годы речной флот по известным причинам пришёл в упадок – исчезли «Метеоры» и круизные теплоходы, моторные лодки ржавели на РОПах, резко снизилось и число водных туристов. Река воспользовалась этой передышкой и начала восстанавливаться и очищаться. В наши дни наблюдается рост интереса к водному туризму и путешествиям по реке, поднимается коммерческий флот. Появились современные моторные катера и парусные яхты, быстроходные рыболовные и охотничьи лодки, водные мотоциклы. Как правило, все они сконцентрированы вблизи Киева и Конча-Заспы. Некоторые катера и яхты доходят до Ржищева, так что на акватории реки нужно соблюдать повышенную внимательность при расхождении с быстроходными моторными катерами, а в тёмное время суток на фарватере – с самоходными баржами. Их опасность для маломерного флота состоит в том, что порожняя баржа развивает довольно приличный ход, силовая установка располагается в корме и толкает впереди себя 70-метровую железную махину, а шум двигателя самоходки не всегда слышен, особенно если его относит встречным или боковым ветром. Я встречал самоходки без носового огня – опасность столкновения с такой махиной вполне реальна.

Острова
На акватории Каневского водохранилища расположено достаточно много островов, которые разбросаны по всей его длине. Эти острова вытянуты вдоль русла реки и обрамлены камышовым «поясом» с малыми глубинами. Некоторые полностью заросли камышом и недоступны для высадки. Другие имеют хорошие подходы, иногда глубоководны настолько, что килевая яхта может подойти прямо к берегу. В большинстве острова низменные, покрыты ивняком и кустарником, но есть несколько примечательных островов с высокими песчаными холмами, с которых открывается замечательная панорама Каневского водохранилища и Левобережья. Все острова необитаемы, в том смысле, что на них нет капитальных построек и постоянно проживающих людей, но на многих с мая по октябрь разбиты лагеря рыболовов и охотников. Также возле островов нередко можно встретить плавдачи, хозяева которых либо живут там постоянно, либо приезжают отдыхать периодически. На некоторых островах обитатели обустроились настолько комфортно, что даже разводят кур. В средней части водохранилища несколько островов облюбовали себе как базы рыбаки из артелей. Как правило, все временные обитатели островов стараются не мешать друг другу, и здесь почти всегда можно найти свободное место для стоянки и ночёвки. Очень важно знать прогноз погоды и ветра, чтобы не оказаться на прижимном ветру посреди ночи.

Населённые пункты
Характерная особенность Каневского водохранилища – относительно малая заселённость его береговой линии, особенно левобережья. На правом берегу, между Украинкой и Каневом, расположены 10 «живых» сёл и один небольшой город, выходящие постройками к воде: Триполье, Халепье, Вытачев, Стайки, дачный посёлок Днепровские Кручи, Гребени, Ржищев, Балыко-Щучинка, Ходоров, Григоровка, Бучак. Есть ещё насколько сёл и дачных посёлков либо заброшенных, либо не выходящих непосредственно к воде: сёла Великий и Малый Букрин и Букринские Дачи, Трахтемиров, Луковица, Зарубинцы, Студенец, Бобрица. Сёла эти совсем небольшие, за исключением Ржищева – провинциального уютного городка, расположившегося на древних холмах в устье речки Леглич. Здесь – удобное и надёжное место для постановки на якорь на ночь при ветрах любых направлений. Из других населённых пунктов правого берега, где можно укрыться от штормов любых направлений, следует отметить Ходоров, Балыко-Щучинку и небольшое убежище-мол в Вытачеве. Дальше на юг до самого Канева надёжно укрыться от любого ветра больше негде. Есть другие места, но они открыты для ветров северных и восточных направлений.
Левый берег ещё менее населён, чем правый. Возле Кийлова (**) заканчивается защитная дамба, тянущаяся от самого Киева. За ней на десятки километров к югу простираются безлюдные берега, изрезанные многочисленными камышовыми протоками, за которыми лежат холмы с дубовыми рощами – эта местность называется Волчьи Бугры. В южной части водохранилища берегА покрыты сосновыми лесами, растущими на песчаных холмах. По левому берегу расположены всего два села, имеющие выход к воде, – Кийлов и Цыбли, а также город Переяслав-Хмельницкий. Этот древний и красивый город стоит в устье Трубежа. Каневское водохранилище разливается здесь на многие километры, при свежем ветре наблюдается значительное волнение, и условия плавания напоминают морские. Поэтому особенно приятно скользнуть из разбушевавшегося моря в красивый Переяславский залив – длинную протоку, уводящую далеко в глубь левого берега. Берега этой протоки покрыты сосновыми лесами, мест для стоянки и ночёвки здесь в избытке. Нужно только соблюдать большую осторожность при подходе – протока изобилует мелями и песчаными банками, так что уходить с фарватера нужно на малом ходу. Подойти яхтой к берегу затруднительно из-за малых глубин. Зато здесь можно укрыться от штормового Каневского моря, отстоявшись на якоре. Кроме того, в самом конце протоки среди камышей спрятался Переяслав-Хмельницкий яхт-клуб – очень маленький, с минимальной инфраструктурой, но исключительно гостеприимный и душевный.

Природа, достопримечательности
Каневское море – уникальная природная экосистема. Вопреки ошибочному мнению вода в акватории Каневского водохранилища чиста и приятна, а природа, растительный и животный мир богаты и разнообразны. Со дна реки во многих местах водохранилища бьют ключи, очищая воду и придавая ей разные оттенки. Например, в южной части водохранилища есть места, где вода необычного сине-пепельного оттенка. В лесах водятся лоси, косули и лисицы, не говоря уже о зайцах и кабанах. По берегам живут бобры, белые и серые цапли. В небе парят орлы и коршуны. В воде водятся раки и даже черепахи. Каневское море раскинулось на древних исторических берегах – ведь именно здесь процветали Трипольская и Скифская цивилизации, а позднее и Киевская Русь. Берега Днепра дышат историей и напитаны мощной позитивной энергетикой. Очень интересны днепровские кручи в районе Триполья и Вытачева, с их деревянными каплычками и млынами на холмах. По левому берегу, не доходя до Ржищева, у подножья высокого песчаного острова стоит в воде старинная церковь. там на стенах и сводах купола и сейчас видны фрески, несколько раз в неделю туда на службу ездит на гребной лодке сельский священник – он интересно расскажет об истории церкви и её окрестностей. Южнее, за Ржищевом, на холмах правобережья, расположены удивительные и загадочные Трахтемиров и Заруб. Много есть легенд о целительной энергетике здешних мест. А факты таковы: в этом районе кристаллический щит геологической платформы выходит на поверхность, и даже могучий Днепр вынужден делать здесь поворот на 90 градусов, огибая гранитный полуостров. 20 тысяч лет назад, во время последнего ледникового периода как раз здесь остановил своё движение на юг ледник, и потому в этих местах до сих пор находят остатки реликтовой, доледниковой природы и растительного мира. Трипольцы, скифы, славяне жили здесь на протяжении многих тысячелетий, и, всматриваясь в изрытые оврагами холмы, невольно представляешь себе древние земляные валы, оборонительные укрепления и курганы. На одном холме в лесу есть Поляна Камней, на которой стоит множество старинных, 15-17 веков, крестов и плит. Дальше на юг, неподалёку от Григоровки, бьёт из горы ключ Рожена Крыныця – источник с целебной водой известен местным жителям уже несколько столетий. В Переяслав-Хмельницком яхт-клубе удобно оставить яхту, чтобы посетить уникальный Музей украинского фольклора (под открытым небом).

(Продолжение следует).


(*) Конус выноса
Географический и геоморфологический термин, в нашем случае означающий вымывание, вынос грунтов и пород со дна оврагов, примыкающих к реке, в воду, отчего возле берега образуются отмели, иногда выдающиеся далеко в русло реки. (Википедия: Ко́нус вы́носа — форма рельефа, имеющая вид слабовыпуклого полуконуса, образованного скоплением рыхлого обломочного материала (аллювия) в устьевой части временных водных потоков и небольших рек или при выходе их из гор на предгорные равнины или из ущелий в более широкую долину).

(**) Я слышал легенду, что село Кийлов называется так потому, что в те места ездил на лов зверя или на охоту сам князь Кий. В те времена путешествие от Киева до Кийлова на ладьях по Днепру занимало дня два, а обратно все три.