Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Boot-Dusseldorf 2010: осторожный оптимизм и возвращение «наших»
Тема: Boot-Dusseldorf; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 22;

Такого обилия русской речи здесь даже два года назад не было. Слышалась она по всей катерно-яхтенной экспозиции. А в 6-м павильоне особенно: российский дилер Sunseeker даже пожаловался, что не может отойти в другие павильоны посмотреть – россияне и украинцы (да, и земляков хватало!) подходят постоянно.
Что это должно означать – окончание кризиса или же наш народ на него просто плюнул? Поживём – увидим, а пока обратимся к беспристрастным фактам.

Итак, сама выставка (41-я по счёту) ещё "ужалась": 1568 участников (против 1641 в прошлом году и 1700 в позапрошлом) привезли с собой 1700 "живых" (модели не в счёт) яхт, катеров и лодок (1800 было в прошлом году, 2000 – в 2008-м). Но посетителей добавилось (240200 против 238000 год назад). А главное – вели они себя на порядок активнее: практически все опрошенные мной дилеры говорили если не о продажах, то о "конкретном" интересе. Упаднические настроения прошлогоднего бот-шоу сменились сдержанным оптимизмом на этом.
Но, кстати, лучший момент для покупки судов уже прошёл. Год назад катера и яхты, скопившиеся на складах, предлагали с невиданными скидками – до 40%. А распродав излишки, компании перешли на экономичный режим, уменьшив объёмы производства и подсократив персонал. Технически процесс пластикового судостроения не боится снижения нагрузки на конвейер – наоборот, качество сборки начинает расти. Потому построенные в 2009-м суда продавались уже по своей нормальной цене и покупатели удивлялись "несгибаемости" продавцов. А поезд-то ушёл...
Это – о массовом секторе («пластик» примерно до 200 тыс. евро), по которому кризис ударил больнее всего. Строители судов для профиспользования, гонщиков, ценителей "классики" и "металла" особо не пострадали: на спецсуда всегда найдётся спецклиент, для которого деньги – не главное. К примеру, "голландская колония" со своими люксовыми стальными круизерами в 15-м павильоне – просто образец стабильности (хотя многие малые верфи в Нидерландах разорились за прошлый год). А что касается "люксов" (6-й павильон, около 50 яхт), то спрос на них снова повышается (тот же Sunseeker принимает заказы уже на 2011-й).
Правда, даже в относительно благополучных секторах не все верфи пережили трудные времена одинаково – "северные" европейцы выглядят гораздо лучше "южных". Вроде бы тяжело вошедшие в кризис англичане сейчас снова наращивают мощности, получая всё новые заказы – их стенды почти не уменьшились, а, к примеру, Fairline свой даже расширила. Немецкий Drettmann уже второй год доминирует в центре павильона грандиозным "айсбергом": шесть судов от 60 футов, включая 122-футовый флагман выставки. А вот бравировавшие в Генуе итальянцы в явном упадке. Монстр Benetti-Group впервые за много лет вообще отсутствовал – ни Atlantis, ни Azimut (у последней в 2009-м катастрофически упали продажи). Не было бы и Ferretti, если бы не инициатива голландского дилера, который "выставился" своими силами и средствами. Самым благополучным на Апеннинах оказался Sanlorenzo...
Впрочем, оставим проблемы компаний их владельцам и займёмся самым интересным на бот-шоу – поиском принципиально нового и интересного. С "люкс"-павильона и начнём.
Первый небанальный концепт я обнаружил именно у Sanlorenzo: представьте себе дневной круизер "walk-around" с хард-топом, только непривычно большой (14,22 м!) и "сэмикастэм"-исполнения – это и будет Bluegame 47. Просторные сан-дэки (в носу и на хард-топе), две больших "беседки" (стол с диванами по периметру), холодильники, большой вэт-бар с грилем, широкие бортовые проходы защищены высоким "корабельным" бортом, на корме – практически пляж. Рулевая консоль – она же небольшая рубка. Под палубой – небольшая кают-компания, добротно оснащенный камбуз, санузел и две каюты с двуспальными кроватями каждая. Причём описанное мной – лишь один из вариантов: кают может быть от одной до трёх, судно может быть как открытым, так и флайбриджным... Думается, оно – для любителей отдыха под девизом "солнце, воздух и вода", которые не стеснены в средствах. Солидный размер подразумевает скорость (37 узлов) и ходовой комфорт на "взрослой" морской волне, плюс солидные же объёмы под палубой в очень "палубном" по назначению судне.
Принципиально другое "призвание" у сходного по размерам, но совершенно отличного по внешнему виду Stromberg 46. Это судно – творческое сочетание плавдачи и быстроходной яхты. Вся главная палуба – домашний уют и "кондиционированный" комфорт: две двуспальные каюты, санузел с отдельной душевой кабиной и большой салон с внушительным камбузом, большим и малым столами с прилагающимися диванами, а также рулевой пост. Окна – просто огромные, даже как для престижной яхты, а обстановка в целом сильно напоминает апартаменты в люкс-отеле. Столь внушительные объёмы – за счёт надстройки "от борта до борта", затянутой до самого носа (привычной палубы у судна нет вообще!). Она же (надстройка) позволила создать флайбридж просто фантастической для такого судна площади – здесь второй пост управления, обеденная группа, вэт-бар (гриль, холодильник и – внимание! – лифт подачи пищи с камбуза) и просторнейшая палуба с джакузи в центре. И хотя я не совсем понимаю, почему обеденный уголок – под солнцем, а джакузи – в тени хард-топа, а ещё сильно не завидую капитану на швартовке кормой (видимость низкого причала совсем никакая с обоих постов управления), несомненно: судно выдающееся и многообещающее. Проект совсем "свежий", сделано лишь два корпуса, первые ходовые испытания (должны выжать 22 узла) – в марте.
Ещё в 6-м павильоне я бы отметил две тенденции. Первая – дальнейший поиск нестандартных решений. В ходу футуристические формы, необычные сочетания материалов (алюминий, углепластик, стекло), минимализм в очертаниях. Порой изыскания дизайнеров заходят слишком далеко. Венец эклектики – яхта Arcadia: на вполне классический корпус с полукруглым форштевнем насадили длинную низкую угловатую надстройку – ни дать, ни взять башня немецкого "Тигра" времён войны... Но! Судно купили в первый же день выставки! Расчёт на желание клиента "выделиться из толпы" сработал чётко. "О, времена…"
Но в целом повальное увлечение "wally"-стилем иссякает – похоже, наелись. Заметна обратная реакция – возврат к ретро. Именно в "люксах" это проявляется во всей красе: плавные "старомодные" формы корпуса, почти сплошь тиковые поверхности палубы, множество блестящей нержавеющей фурнитуры, многочисленные циферблаты стрелочных приборов перед водителем. Всё это зачастую в творческом сочетании с композитными корпусами.
От яхт моторных переходим к парусным. Два их павильона, как всегда, плотно заставлены, посетителей тоже привычно много – о спаде на рынке и не скажешь. Но признаки есть: поубавилось круизеров массового выпуска – их основные заказчики, чартерные компании, в прошлом году от закупок скромно воздержались. Акцент в производстве явно сместился на "оунерские" модификации и гоночные яхты различного уровня спортивности – на эти лодки клиентура, для которой яхтинг – почти смысл жизни, не переводится.
Один из самых небанальных проектов – Heol 7.4, "гонщик" выходного дня с вполне обитаемой, как для семейной лодки, каютой. Корпус просто поражает вертикальными бортами и широким транцем – глиссирующий потенциал налицо. Радушный Луи Колено (Louis Coleno, автор проекта): "До 17 узлов разгонялись. Причём, это без геннакера! Для его "разгона" просто подходящей погоды не представилось". Самое любопытное, что у этой яхты два скуловых плавника, внизу каждого – свинцовый бульб. И плавники эти могут подниматься гидравлической системой, прижимаясь к корпусу – для "осушки" или лёгкой погрузки на трейлер. Производство Луи разместил в Брашове (Румыния) – там большая верфь, хорошо отработанные "карбоновые" технологии (днище лодки армировано этим материалом) и дешевле ручной труд.
Salona 37, "Яхта Года – 2007". Круизер-рейсер проекта "J&J", что уже обещает скорость и оптимизацию под обмер. Честно говоря, в планировке палубы и кают ничего выдающегося, но эргономика и "деталировка" – на очень приличном уровне. Вакуумная формовка, бальса внутри сэндвича, карбон в рулях... Но одно из самых больших её достоинств: в днище корпуса – цельносварной нержавеющий каркас, разносящий нагрузку от мачты, вант и фальшкиля. Система "спите спокойно". Для наглядности она выставлена на стенде отдельно – очень веский аргумент в пользу словенской яхты.
Imexus 37 DS – "свежий" польский проект, идеологически очень напоминающий знаменитые Nauticat. Широкий в корме корпус, развитая надстройка, просторный и уютный кокпит (штурвал на стоянке снимается двумя движениями, освобождая проход). "Фишки" яхты – второй пост управления (благодаря большим окнам обзор из "пайлот хауса" вполне приличный) и умная планировка с тремя двуспальными каютами. При этом ещё солидная кают-компания (с "видом" из окон) и большой, хорошо спланированный камбуз.
Ещё один "последователь великих" (на сей раз Hallberg-Rassy) – эстонский Saare 41. Те же развитая надстройка, центральный кокпит и кормовая каюта. Интерьер чуть менее консервативный, чем у именитых шведов, а по качеству исполнения – комар носа не подточит. Цена, конечно, гораздо ниже. Лодка хороша именно по сумме качеств и не зря её выдвинули на "Яхту Года – 2009/2010".
Многокорпусников добавилось – хороших и разных (исполнение одного из новичков было явно так себе). А ещё появляются всё новые люксовые открытые "гонщики".
Наконец, катера и мотолодки. Именно здесь кризис заметен даже на глаз – в павильонах явно видны "проплешины", в лучшем случае оборудованные под площадки отдыха или интернет-ложи, а в худшем – просто украшенные декором. Кстати, немцы освободившиеся площади использовали очень умно – к примеру, добрую треть 15-го павильона отдали любителям старины и всяческого "ретро", сформировав целый «Форум классики». Здесь были и римская галера, и дракар викингов, и парусники начала/середины 20-го века (целый культурный пласт, между прочим!), неторопливые деревянные катерки тех же времён... И – я не поверил глазам! – знакомая нам "Стрела" на подводных крыльях, явно отделанная со вкусом и понятием. Литовец Мартинас Обемахо: "Конструктор Алексеев был удивительно талантливым человеком. В американском университете его портрет размещён в ряду знаменитых конструкторов рядом с портретом Королёва, а у нас о нём почти забыли. Вот этот катер – не совсем то, что сходило с конвейера, но именно таким его видел изобретатель. Мы сохранили даже "родной" двигатель, который на самом деле был очень "продвинутой" армейской разработкой. Зачем мы здесь? За годы реставрации этой "Стрелы" у нас скопились целые кипы документации и оригинальных запчастей – если найдётся подобный нам ценитель, то мы запросто повторим такую работу". Снимаю шляпу.
Но вернёмся к современной продукции, где обнаруживаются две тенденции. Во-первых, возврат к лодкам размером поменьше (и, понятно, подешевле), что очень на руку "поскромневшему" среднему классу и новичкам. А во-вторых – и это главная "фишка" всего Boot-Dusseldorf – массовый вход на рынок судов с альтернативными двигательными концептами. Уход от шума, дорожание топлива, более жёсткие требования экологов – всё это привело к возникновению целого сектора малых электроходов.
Первый тип – аккумуляторные, с подзарядкой от берегового питания. Неторопливые электроходы активно используются на ряде европейских озёр (Балатон, Женевском и пр.). Но в этом году уже целый ряд катеров щеголял возможностью выходить на глиссирование и развивать солидную скорость. К примеру, Dymax Power 5.45 Voltage (от Feller) со стандартными батареями может 30 минут "держать" 21 узел, а максимально разгоняется до 27 узлов (50 км/ч). Не сильно уступают в скорости катера Boesch, Frauscher и ещё несколько. Конечно, прогресс в этой области пока сдерживается развитием аккумуляторных технологий, но и такие возможности пару лет назад считались фантастикой. А то ли ещё будет…
Второй тип – с солнечными батареями, которые за последние 10 лет резко прибавили в КПД. Пожалуйста: Sun Cat 23 (от Solar Water Volt) в солнечный день на крейсерских 9-10 км/ч не расходует энергию из аккумуляторов – хватает мощности солнечных панелей на хард-топе! Лодок подобного типа на бот-шоу с десяток, разных размеров и цены. Самая "яркая" – большой катамаран, построенный специально для кругосветного путешествия: "Наша цель – продемонстрировать, что уже сейчас вполне возможно обойти земной шар и при этом полноценно жить на судне только на солнечной энергии. На борту – как дома: большой холодильник, стиральная и сушильная машины, электроплита и микроволновка, даже "электробайк" для разъездов в пунктах стоянки. Всё это мы будем питать и заряжать только от солнечных батарей". Большая солнечная панель заряжает ёмкие аккумуляторы (48 В, 840 А*час) через смарт-контроллер. На судне два стационарных электродвигателя по 10 КВт и пара подвесных (Torqueedo) по 4 КВт. "Это не только для надёжности. В отличие от ДВС у электромоторов КПД на малых оборотах невысок и лучше их эксплуатировать на оборотах, близких к верхнему пределу. Раз мы не можем обеспечить «стационары» энергией для постоянного полного хода, то гораздо умнее в крейсерском режиме запускать Torqueedo. За день от солнечных батарей мы получаем около 60-70 КВт*часов. 2 КВт в час мы используем на крейсерской скорости – 3-4 узла, что привычно для яхтсменов…"
Третий тип – гибридные установки: ходовой электромотор питается от аккумуляторов, а если переход длительный и их ёмкость расходуется, запускают дизель-генератор. Если эту схему дополнить ещё солнечной батареей, то при коротких выходах на уик-энд (привычное большинству использование судна) генератор вообще запускать не придётся! Год назад я упоминал о новом проекте – Greenline 33 Hybrid. Так вот, за год судно протестировано многими моими коллегами и запущено в коммерческий чартер на морском побережъе. На скорости 4 узла энергии солнечной панели (1300 Вт) достаточно, чтобы не расходовать аккумуляторы, при 6 узлах на батареях можно пройти 20 морских миль. Если нужно, судно развивает более 10 узлов. При постоянной работе двигателя на 6 узлах 400 л горючего хватит на 1000 миль пробега. Впечатляет, правда? Не зря по итогам года Greenline 33 был объявлен "Лучшей моторной яхтой 2010 года".
Наконец, первые шаги делает принципиально новый источник энергии – водород. Компании Bitter, Fronius и Frauscher объединили усилия и создали 6-метровую лодку Frauscher Riviera 600. Топливные картриджи действуют как электрохимические элементы, вырабатывая энергию для электромотора. По словам создателей, главное преимущество их детища – очень быстрая замена картриджа, которого хватает на 80 км. Аккумуляторный электроход то же расстояние покроет с двух зарядок, по 6-8 часов каждая.
...
Как всегда, выставка поистине необъятна и среди 1700 её судов немало интересных. Думаю, главное уже изложено, о некоторых брэндах или лодках – в отдельных материалах номера. И – до следующего Boot-Dusseldorf!

Фото автора и оргкомитета Boot-Dusseldorf.