Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Детский сад на яхте, или PUPA-чартер 2009
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 88;

Окончание.
Начало – в №5/2009

День пятый
Гемилер – объект повышенного интереса туристов из всей «фетийщины». На небольшом (1000 х 400 м!) острове, где никогда не было ни питьевой воды, ни пахотных земель, в средние века выстроили пять церквей! Зачем?!
Ответ дала основательно поработавшая здесь в 90-х годах группа японских археологов. Оказывается, этот остров лежал на пути из Европы в Иерусалим и в другие города Палестины. Бум паломничества приходится именно на времена ранней Византийской империи, по пути пилигримы непременно посещали святые места, а сей отрезанный от суши клочок земли был почитаем ими как родина Святого Николая (у католиков – Санта Клаус)!
Пик расцвета Гемилера приходится на 5-6 столетия. Но в 7-м веке крышу, часть стен и убранство самой большой церкви уничтожил пожар – наверняка следствие нашествия арабов (от них много окрестных городов пострадало…). Позже Византия возобновила контроль над островом, но церковь восстанавливать не стали, а из её руин соорудили целый ряд гробниц (на самом верху острова). Потом – снова арабы, а за ними – крупное землетрясение, довершившее разруху. Так и стоял остров пустыней до конца 20-го века, пока предприимчивые турки не придумали возить сюда туристов…
Если древние развалины для вас хоть сколько-нибудь интересны, обязательно сходите на экскурсию. Лучше всего это делать вечером или утром, когда не так жарко и нет наплыва туристов (их целый день подвозят большими моторными фелюгами). Вход 8 лир, дети – бесплатно, 5 лир – англоязычный буклет со схемой. Первая (по ходу) церковь – развалины, а вот фрагменты второй сохранились неплохо (половина базилики, амвон и пр.). Наверху – остатки третьей церкви (самой большой на острове, именно здесь копали японцы), гробницы и потрясающая панорама для любителей фотографировать и просто полюбоваться окрестностями. Любопытна и частично сохранившаяся крытая галерея, когда-то соединявшая церкви №3 и №4 (на востоке). Но далеко в ту сторону заходить не рекомендую – узкие тропки, густые заросли, а на месте самой церкви – груда каменюк.
Внимание! Даже для взрослых путь наверх по крутым извилистым тропкам под палящим солнцем лёгкой прогулкой не кажется, а дети откровенно устают. Поэтому, во-первых, нужно всех одеть в штаны и закрытую обувь (по пути много колючек и репейника), а на голову – панамки; во-вторых, взять воды и лёгкий «перекус» (яблоки или бутерброды); в-третьих, маршрут ограничить подъёмом до 3-й церкви и осмотром ближнего участка галереи, устроив небольшой привал у второй церкви (в тени деревьев). По возвращении вниз – сразу искупаться (там небольшой пляжик есть), дети моментально приходят в себя. Общее мнение нашего экипажа после посещения: «оно того стоило».
Переходим в один из ближайших заливов, облюбованный яхтсменами – Cold Water Bay (N36 33.800 E29 04.900 Напоминаю: координаты примерные, сняты с программы предварительной прокладки, а не по факту). Красивые берега, неплохо защищённая якорная стоянка, в глубине залива – пляж с крупной галькой (малышня сразу бросилась за красивыми камешками). Но водичка здесь действительно бодрящая – говорят, родник её охлаждает.
Наверху (пешком пройтись по недлинному серпантину) – ресторанчик с просто шикарным видом на залив. Стандартный ужин стоит 35 ТЛ, но в качестве бонуса предлагают бесплатный завтрак («облегчённый»: омлет, нарезка сыра, булка с чаем и пр.). Соседи по швартовке повара хвалили, мол, «вкусно, и рыба свежая». На ужине официант записывает желаемое время завтрака и название яхты – утром экипаж подбросит к берегу лодка-развозка.
Впрочем, до вечера мы стоять не стали: в залив пошла зыбь (внимание! при волнении с юго-востока стоять здесь оказалось дискомфортно – ощутимо раскачивает) и мы снялись с якоря курсом на Олю Дениз.
Это то самое «мёртвое море», где «прозрачная вода застыла неподвижно…» (цитирую один из растиражированных в И-Нете путеводителей). На подходах очень красивые скалы, а сама лагуна «огранена» цепочкой высоких гор, над которыми парят дельта- и парапланеристы (у них тут облюбованное место, в хорошую погоду летают с утра до вечера и в непостижимом количестве). Впрочем, в само «море» не пройти: на входе – плавучее ограждение. Ну и ладно, становимся на якоре (N36 32.798 E29 07.070) у длинного пляжа небольшого туристического городка, экипаж десантируется на берег и обнаруживает не только маркет (видимо, это единственное место в окрестностях Гемилера, где есть магазины), но и несколько неплохих ресторанов с обширным меню и демократичными ценами – поужинали на те же 35 ТЛ (каждый), но с вином и кто что возжелал (а не «что есть»). Единственное «но»: стоящую на рейде яхту здесь без вахтенного не оставишь…
Сытые и довольные, снимаемся с якоря – курс на Гемилер (за островом уютная стоянка при волнении со всех направлений). Стемнело, взошёл молодой месяц – романтика! И надо было видеть глаза наших яхтенных новичков, которые банальную (для нас с Володей) ночную рулёжку по приборам (с обходом невидимой мели) восприняли как посвящение в таинство загадочной навигационной науки!..

День шестой
И снова Cold Water, куда мы пришли залить опустевшие баки пресной воды (в окрестностях Гемилера больше негде). Обслуживающий заправку Али (встречает на моторке, всем помогает встать на якорь) ещё вчера объяснил, что воду подают только утром (включают насос) и к 8:30 мы должны быть у пляжа. В нашем случае получилось на полтора часа позже (где-то в водопроводе случилась поломка), которые мы провели в попытках записать раскатистый рёв местного осла, прозванного за недюжинный голос Паваротти (увы, перед камерой животное исполнять категорически отказалось). Когда же дали воду, нам протянули длиннющий шланг, по диаметру явно не подходящий для заливки в стандартную горловину – мощная струя лишь частично попадала в танк, обильно омывая палубу. Благо, расход оценивают «на глаз», по размеру яхты (с нас взяли 30 ТЛ за примерно 400 л).
Выходим в море, курс – на Скопеа Лимани (западную часть Фетийского залива). Прекрасный день с ярким солнцем, но с моря идёт недетский накат и наша внушительных размеров яхта тяжело ухает с больших волн. Настроение приподнятое («оце справжнє море!»), а неплановая отработка манёвра «Человек за бортом!» (Саша отважно нырнул за улетевшим в море купальником супруги) стала настоящим приключением. Правда, потом часть команды всё же «увяла»: первая стадия морской болезни – сонливость и апатия. Улеглись прямо в кокпите, на воздухе. На их фоне весело смотрелись показательно бодрствующие наш старший Дима («тату, коли вони вже проснуться, мені нудно!») и Наташа, страстно жаждавшая на себе ощутить, что же такое эта пресловутая «морская болезнь»: уже и в каюту ушла (носовую!), и на телефоне там играть принялась (что должно сильно «усугубить»!), а всё «не берёт». Опасающиеся даже шагнуть в помещения («не-е, на палубе лучше!») мужчины переглянулись и развели руками – вот оно, счастье!
Впрочем, со входом в пролив между островами Домуз и Терсане волна исчезла. Становимся на якорь в Tomb Bay (она же Бедри Рахми, N36 41.810 E28 52.033) – искупаться и поглядеть на эти самые «томб». К ближайшей гробнице (что пониже, с красивым резным фасадом) поднялись быстро. Кстати, там внутри всё проще и банальнее, чем ожидалось увидеть: небольшое помещение с парой скамеек, а обстановка – примерно как в купе-люкс нашего поезда (конечно, без столика и окошка). Вот с дальними гробницами получилось смешнее: хитромудрый Шура, пользуясь в качестве карты сделанным с яхты фотоснимком (слава дисплею цифрового аппарата!), вывел себя с Сашей точно к цели; а вот я, «ломанувшись» наобум по острым скалам, как потом оказалось, описал большую дугу вокруг гробниц и выбрался к берегу вдоль сухого устья реки уже с другой стороны – эксперимент на работу интуиции провалился (зато получил «скалолазное» удовольствие!).
На ночь решили «перебежать через дорогу» до бухты Ravine Cove (N36 38.663 E28 53.344), где часто стоят супер-яхты, которым размеры не позволяют войти в Капи Крик (в тамошний ресторан экипажи на динги ездят).

День седьмой
Соседство с шикарными моторными яхтами обычно спокойное – там народ тихо пьёт и общается в кокпите. Но не стоит становиться с подветра – у них часто работает генератор, выхлопом будете дышать (да и шумноват он…). Было забавно наблюдать, как солидный владелец соседской «супер» степенно плыл вокруг судна, держась за электробуксировщик – видно, статус не позволяет руками-ногами в воде шевелить. Зато капитан судна нас прямо-таки растрогал: увидев наш «детский сад», он на лодке привёз (не поленился же!) целую тарелку свежайших (только из печки!) булочек. Турки действительно любят детей (не только своих – всех), многократно убеждались…
Сегодня пятница – увы, пора возвращаться в Гёчек. Но по дороге решили ещё посетить Boynuz Buku (N36 42.700 E28 53.600). Залив длинный, красивый, внутри на якорях стоит немало яхт и катеров. Правда, вода мутноватая, купаться не так приятно, как везде (ага, к хорошему быстро привыкаешь). Лоция имени Рода Хейнкеля не врёт – на берегу действительно полноценный ресторан (можно причалить к пирсу), душ и туалет, ещё обнаруживаем волейбольную площадку, шезлонги и гамаки – отдохнуть можно разнообразно. Но нас интересует «красивейший водопад» (из очередной И-нет «заманухи»). «Есть такой, – говорит турок-стюард, – двигайте вдоль чёрной трубы водоснабжения, увидите». Топаем вдоль каменистого русла высохшей реки, дальше вправо-вверх – и труба уходит в колодец. Чтобы идущие по нашим следам не прочёсывали (подобно нам) крутой склон, инструктирую: от места, где шланг резко сворачивает на гору, «отмотать назад» метров 70-80, до деревьев с явно вымытыми корнями – вот теперь налево-вверх. Большие уступы из красивого чёрного камня, выбитое «корыто» под одним из уступов – представляю, как красиво, когда водопад «работает». Но сейчас засуха, там лишь тонкий ручеёк да пара луж, в одной из которых нежится змеюка (Внимание, любители побродить по горам! Штаны и кеды обязательны: змеи тут есть, да и колючек валом).
По тому самому шлангу вода поступает постоянно – хозяин ресторана уверяет, что залить танки можно в любое время суток. Впрочем, не особо актуально – Гёчек с его маринами рядом. Вот бы в дальних заливах... Но в Сарсала, Бедри Рахми и Уолл-Бэй (там, где «хамам Клеопатры») воды нет, а в Сигал-Бэй источник есть, но если проблемы с насосом (как в нашем случае) – тоже не заправитесь.
Ближе к вечеру – привычная каждому чартернику процедура: заправка, швартовка, сдача яхты. Всё тот же радушный Мурат принял яхту быстро и почти не напрягая экипаж, большинство и не заметило «важности момента». Вечером мы ужинали в небольшом ресторанчике в центре Гёджека, ностальгируя по увиденному и прочувствованному. Прощай, уютная Kushi (Beneteau 50), ты неделю была домом для нас и подарила столько ярких дней с приключениями!..

Не буду расписывать трогательное прощание экипажа и индивидуальные программы окончания отпуска (кто – сразу на самолёт, кто – ещё в отель на пару дней…). Лучший способ изгнать грусть по прошедшему – планировать будущее (Шура и Наташа, которые раньше отдыхали исключительно в 5-ти звёздах: «Богдан, если ты на следующий год нас не возьмёшь – обидимся жутко!»). Потому перечислю пункты, которые кажутся мне определяющими в семейном (и не только) чартере – на заметку себе и нашим последователям:

  • очень желательно (почти обязательно) всем хорошо перезнакомиться ещё до организации отдыха – ничто его так не портит, как «напряги» в отношениях, усугубленные ограниченностью яхтенных объёмов. Если кому-то с кем-то не интересно или, того хуже, кто-то кого-то не переносит – отпуск получится ужасным;
  • вопреки распространённому представлению, чартерная яхта не терпит белоручек. Здесь, как и дома, придётся готовить и мыть посуду. Если хочется именно «крутого» отдыха – берите стюарда или экипажный чартер. Но «чужие» на борту – это неизбежный дискомфорт, ограничение в принятии решений и, главное, нет ощущения, что ты сам себе хозяин. Что кому важнее – выбирайте;
  • если на борту будут дети, обязательно выясните, как к этому относятся «бездетные» члены команды – чтобы потом никого не раздражать тем, к чему давно привыкли родители (повышенная шумность, эпизодическое нытьё и пр.).

Когда по пунктам «приспосабливаемости и совместимости» полный порядок (вот как у нас, за что особое спасибо Наташе, Ане и Лине) – можно смело бронировать чартер. Дальше:

  • каким бы крутым и опытным капитаном вы ни были, хотя бы один яхтсмен (неважно, с морским опытом или без) в команде понадобится. Как минимум, на якорной лебёдке и на наветренном конце при швартовке кормой в марине. Чтобы нужное умел делать сноровисто и без лишних команд. Как наш Володя Диденко (отличная характеристика: «с ним можно яхтить молча». Капитаны поймут);
  • ещё понадобится минимум один энтузиаст (пусть и новичок), которому в удовольствие освоить пару узлов и греблю в лодке. Наши Саша с Шурой в конце похода швартовали яхту, как заправские матросы. И, кстати, с превеликим удовольствием – тоже ведь редкая романтика, особенно по нынешним временам!

Хороший капитанский опыт, дополненный этими пунктами, – и на любой чартерной яхте (т.е. до 50 футов, больше в «бербоат» обычно не дают) вы гарантируете безопасность и комфорт на ходу и стоянке.
Теперь специфично-детские пункты:

  • при выборе яхты обращать внимание на простор палубы (и крыши рубки!) – «плацдарм» для будущих детских игрищ. Это взрослым хватает кокпита – детям нужно намного больше. Больше горизонтальных и незахламленных плоскостей, меньше потенциально-опасного оборудования (погоны с каретками). Хорошо, если в комплекте есть мягкие матрацы на банки кокпита (на нашей Kushi были ещё и дополнительные, на которых «молодёжь» бесилась на крыше рубки);
  • в шкиперском снабжении обязателен тент над палубой (в дополнение к бимини). Иначе дети быстро обгорят на жёстком средиземноморском солнце… Растягивать тент лучше не просто через гик, а и на паре параллельных ему лееров, протянутых от вантов на корму яхты (к ахтерштагу). Тогда даже на ходу под мотором (или под одной генуей) можно тент не снимать – лишь боковины подвернуть, сохранив тень над всей рубкой;
  • проинструктировать всех (включая детей!), что палубные люки можно открывать не более, чем примерно на 75 градусов. Иначе рано или поздно кто-то угодит туда ногой, что чревато травмой;
  • осматривать палубу на предмет последствий от детских шалостей. К примеру, я вовремя заметил, как наши детишки дёргали пусковой шнур укреплённого на рубке спасательного плота – вот бы «приключение» было, если б тот таки надулся!..
  • объяснить (в первую очередь – именно детям!) смысл старой английской пословицы «одна рука – для яхты, вторая – для себя»: чтобы на палубе и рубке каждый за что-то держался, особенно на ходу;
  • обычная наша семейная практика: дети свободно гуляют за пределами кокпита. НО! Только в спасательном жилете. Детские нагрудники стандартного снабжения яхты неудобны для игр на борту, поэтому лучше запастись удобными жилетами на застёжках, хотя бы надувными (они есть что у нас, что в Турции, совсем недорогие). Надевать их нужно на лёгкую рубашку (защита от солнца и жилет натирать не будет). Заодно купите пляжные принадлежности – надувные круги и нарукавники;
  • под рукой у родителей всегда должны быть яблоки и другие фрукты/ягоды, а ещё сухие завтраки (всяческие колечки-шарики-хлопья. Но этим лучше не злоупотреблять – об их полезности разные мнения…). Дети ведь не ждут, если взрослые проспали, увлеклись купанием или долго готовят…Аппетит на природе резко возрастает: наш Димка, который дома ест мало и с уговорами, на яхте просто не прекращал жевать. Банальный рецепт: насыпать хлопьев (шариков/колечек), залить молоком, хорошо туда же ложку мёда – трескайте!
  • также «под рукой» – охлаждённое питьё. Рецепт «от Луценко» («Фарватер» №4/2009): порезанный на части лимон бросается в 5-литровую баклагу, которая охлаждается. Одна такая ёмкость постоянно на палубе, другая – в холодильнике. Разнообразить напиток можно заваренным и охлаждённым зелёным или белым чаем;
  • идеальный режим дня с детьми – «рваный»: два недлинных перехода с остановками у пляжиков (там им плюхаться интереснее, чем просто плавать вокруг яхты), чтобы нормально обедать и часто менять обстановку (от однообразия дети ноют и капризничают). Супердевиз чартерника: «Every day change the bay». Другими словами: не стойте в одних и тех же даже самых замечательных местах;
  • если взрослые в основном «совы», то утром «доброволец» увозит слишком рано проснувшуюся детвору на экскурсию (покататься на лодке и исследовать берег), давая остальным досмотреть сны. И детям интересно, и взрослые довольны;
  • особенно важно: перед сходом на берег/пляж обуть детей в мягкую обувь с резиновой подошвой! (против ежей, жалящих медуз и острых камней);
  • в качестве полотенец (а их желательно несколько) очень удобно использовать стираные пелёнки: они большие (ребёнка укутаете), прекрасно впитывают воду, лёгкие и необъёмные при перевозке.


А в следующем сезоне наш чартер снова начнётся как обычно – со звонка в PUPA-Yachting.

Фото: Владимир ДИДЕНКО, Александр ИЛЛЯШЕВИЧ, Александр ЧУЯН, Богдан ПАРФЕНЮК.