Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Стамбул – 2009. Бот-шоу на перекрёстке Европа-Азия
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 48;

Раньше мы почему-то обходили вниманием выставку южных соседей. А зря – проведенное 21-26 октября (уже в 28-й раз) бот-шоу разрослось до статуса «самого масштабного в восточном Средиземноморье». Судите сами: 178 компаний представили 585 турецких и зарубежных брэндов, на воде (и на берегу) красовались 273 плавсредства (от 3 до 58 м), а посмотреть на всё это пришли 31500 посетителей. В последние годы динамика роста мероприятия такова, что его генеральный директор Серкан Тиглиоглу (Serkan Tığlıoğlu) даже пообещал «в течение 2-7 лет оказаться в числе пяти самых больших бот-шоу Европы»…

А началось всё в 1982-м, когда в центре Стамбула под большим тентом выставились19 экспонентов, на лодки которых пришли посмотреть 900 посетителей… Внушительный толчок именно 28-й выставке дал её «водный» статус: в отличие от предыдущих, устраиваемых в павильонах, нынешняя прошла на базе марины. Причём новенькой (на выставке официально открыли!), самой современной в Стамбуле, на 752 судна – Marinturk İstanbul City Port расположена к юго-востоку от Босфора, в пригороде мегаполиса (называется Pendik). Совместное мероприятие пошло на пользу обеим сторонам: низкими (относительно «береговых») ценами оргкомитет привлёк гораздо больше экспонентов и, что особо важно для Турции, мегаяхты; а для новой марины получилась отличная реклама – как прямая (многие посетители прямо на выставке и приценивались – «почём яхту поставить?»), так и через разнообразные СМИ. Сразу пару слов для нашего брата-яхтсмена: в качестве транзитной марина неудобна (приличный крюк в сторону от трассы Босфор-Дарданеллы), а вот поставить яхту на зиму – в самый раз, пока полно свободных мест и скидки соответствующие.
Ещё один партнёр оргкомитета (он же «титульный») – Shop & Miles. Лидер турецкого рынка кредитных карточек разместил собственное «лого» на эмблеме выставки – это ли не признание её уровня?! Ещё один «знак» – длинные модельные ряды и много новинок от «монстров» мирового рынка: Atlantis, Azimut, Bavaria, Bayliner, Beneteau, Cranchi, Chris Craft, Dufour, Elan, Feeling, Ferretti, Jeanneau, Sea Ray, Sunseeker… Впрочем, мы заострим внимание не на завсегдатаях еврофорумов (по традиции отложим до Дюссельдорфа), а на местной продукции – туркам есть чем похвастать. Но сначала об особенностях самого бот-шоу.
Его компоновка классическая: на берегу – палатки со снабжением и малыми лодками, а также переговорные офисы крупных компаний, чьи лодки пришвартованы неподалёку. Деловая часть выставки – на уровне пирсов. А этажом выше – кафе и ресторанчики с террасами, откуда замечательный вид на всё действо. Турки – народ «водный» (как и в Италии), на выставку ходят активно и целыми семействами. Откровенные «прогуливающиеся» смотрят на всё только с террас: вход на уровень лодок платный, через систему турникетов (она же – счётчик посетителей, всё честно).
Но вот переговоры на стендах – это «что-то особенного». В Украине посетитель обычно молча обходит лодку, буквально пара вопросов и – ходу (либо наоборот: «Беру, заверните прям здесь!»). А тут после осмотра в кокпите (или офисе) начинаются обстоятельные переговоры с чаем (кофе) и сигаретами (трубкой, сигарой – нужное подчеркнуть) – как на турецком базаре. Даже если сделка пока не планируется, поговорить – обязательно. Я любовался! Традиции…
Ещё одна традиция – используется много дерева. В этом турки родственны скандинавам: понятие «лакшери» напрямую означает обилие отлично исполненного деревянного интерьера, причём в основном из массива. Даже на скромных пластиковых катерах для среднего класса дерева больше, чем у европейских аналогов (про американские молчу – там им вовсе не пахнет). Более того: очень многие верфи и корпуса делают деревянными, «под лак» – этакие «скрипочки» на воде, высокая поэзия для любителей (слоганы соответствующие: «если вы цените настоящее и ностальгируете по классике...»). Культура исполнения – на всех уровнях, начиная с заготовки леса непременно на убывающую Луну...
В дизайне доминируют два направления: местная классика и современный средиземноморский модерн. Первые – это корпуса с разваленными штевнями (оконечностями), узким транцем (или вообще вельботной кормой) и визуально большой погибью палубы – формы, отточенные столетиями рыболовной практики. Вторые – аналоги итальянских концептов «оупен» и «хард-топ», попадаются также «лобстеры». В дереве (или пластиковый корпус + деревянная «внутрянка») всё это выглядит очень симпатично, а вот несколько вариантов «деревянный борт + пластиковая рубка» показались вульгарными.
Турки строят как небольшие лодки и катера, так и суперъяхты (в основном «кастэм» – под конкретного клиента). Вариаций много, попадаются и очень оригинальные суда – как новые, так и «модернизации». Вот, к примеру, совершенно круглая (знатоки сразу вспомнят нашумевшие в начале 20-го века «поповки») моторная яхта (концепт «дача на воде») с большой кают-компанией и мостиками на разных уровнях. Очень нестандартно. А вот переделка портового буксира в яхту-люкс – лично меня особо умилил круглый бимини-топ, пристроенный к высокой трубе. Парусник для дальних путешествий, по виду и планировке кокпита – как у Beneteau 57, но местной постройки и с мощным алюминиевым корпусом (дизайн – «Юдель-Вролийк»!). А вот альтернатива: классического вида яхта с вельботной кормой (на океанской попутной волне отлично работает) и двухштаговым вооружением с закрутками (современный тендер). Ещё один парусник – «Оптимум 8,5» – воплощение идеи Альберта Назарова 8-метрового класса: с подъёмным килем и стандартными транспортировочными габаритами. А как изящно привлекает к своей «кастэм-продукции» компания Gusto: у понтона покачивается полностью краснодеревный катерок – сразу оцениваешь уровень исполнения…
Цельнопластиковых судов, конечно же, большинство, почти все они – импорт со знакомыми нам брэндовыми названиями – перечислять нет смысла. За единственным исключением: как приятно было среди «европейцев» увидеть харьковский катер Cobra Prestige! И поздороваться с неожиданно вынырнувшим из толпы директором нашей верфи – Олегом Исенко, которого сопровождал стамбульский дилер. Хм, «Ще не вмерла Україна!..»
Отдельную понтонную ветку выделили флоту «сэконд-хэнд» – организаторы назвали его «Opportunity Pool», в котором собралось более 40 судов. А ещё экспонировались чартерные корабли с программами отдыха, бизнес-встреч, тренингов… Всё очень наглядно: заходи и выбирай себе каюту, в которой проведёшь отпуск следующим летом!
Вследствие обилия в Турции верфей и марин однозначно больше, чем у нас, выставлено и оборудования (в основном импортного) – бизнес делает бизнес!.. Из запомнившегося – американский бортовой 3-колёсный электросамокат Tribred Pon-e: весит 17 кг, в сложенном виде свободно укладывается в рундук, дисковые тормоза, алюминиевая рама, на одной зарядке может проехать до 35 км! Для множества (в Европе и Америке) яхтсменов-пенсионеров, видимо.

Уходил я с осознанием того, что это бот-шоу украинцам может быть действительно интересно. Во-первых, интересно тем, кто ценит дерево и вообще классику: тут и выбор большой, и цены благороднее европейских. Во-вторых, тем, кому просто охота разобраться в массовом сегменте катерно-яхтенного рынка США и Европы (Скандинавии здесь нет вообще) – мировые мега-брэнды привозят сюда внушительные линейки. А слетать в близкую и безвизовую Турцию для нас и проще, и приятнее (в Украине +10, а тут до сих пор «лето»). Учитывая близость как Европы, так и потенциально ёмких рынков России и Украины, не исключено, что слова мистера Серкана Тиглиоглу окажутся пророческими, и выставка станет намного больше уже в ближайшие годы…