Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Владимир Кулиниченко: три «кругосветки» и вся жизнь
Тема: Развитие яхтинга; Автор: Марат Якупов; Страница в журнале: 0;
В день старта 12-й кругосветной регаты Volvо Ocean Race 11 октября 2014 года на клубном заседании одесской яхтенной школы «Катран» выступил Владимир Кулиниченко, одессит с американской «пропиской», единственный в СНГ участник трёх кругосветок Whitbread — Volvo Ocean Race.
Рассказ Владимира был настолько интересен, что я захотел послушать его историю ещё раз и более подробно. В моих глазах человек, прошедший под парусом более 200 тысяч морских миль, под стать астронавту, ступившему на лунный грунт. И эти мили пройдены не в ленивых круизах с отдыхающими на борту. Большая часть морской жизни яхтсмена прошла в ревущих сороковых и семидесятых Южного океана, то есть в самых неблагоприятных для мореплавания местах на Земле. Пережил он и «идеальный шторм»…
54-летний яхтсмен-профессионал Владимир Кулиниченко свой путь в море начал в 11 лет в Одесской детской парусной школе яхт-клуба на пляже «Отрада». А сегодня его «база» находится во Флориде, в городе Сэнт-Питерсберг. Но принадлежит ему весь мир. В этом сезоне он был в Одессе, участвовал в Кубке Чёрного моря, а в ноябре гоняется в Гёчеке, на регате Race Week.
По окончании Одесского института инженеров морского флота Владимир распределился на Дальний Восток, потому что мечтал походить на яхте именно там. Причём думал, что сможет осуществить свою мечту лишь спустя несколько лет — после того, как отдаст долг государству. Но уже через 2 месяца стал помощником капитана на парусной экспедиционной шхуне «Светлана». Четыре года он провёл на шхуне, собирая для Академии наук СССР данные по акустике океана в районе Камчатки. Исследования имели секретный характер. Достаточно сказать, что за работой учёных-яхтсменов тогда внимательно следил американский крейсер «Техас».
«Фазиси»
После дальневосточной «одиссеи» Кулиниченко вернулся в родной город, работал инженером в лаборатории мореплавания, попутно учился в высшей мореходке. И три года прокапитанил на яхте «Гранат», принадлежащей этому учебному заведению. Но его манили дальние морские путешествия, и он записался матросом на большое парусное судно «Дружба». За восемь месяцев обошёл Европу, а после — получил судьбоносное предложение участвовать в проекте «Фазиси».
Тогда, в 1988 году, советские яхтсмены впервые решились участвовать в престижной международной кругосветной регате Whitbread. Владимир не мог упустить такой шанс. Он уволился с работы и отправился на строительство «Фазиси». Яхту назвали так в память о древнегреческом поселении на месте грузинского Поти, где, собственно, и рождалась парусная лодка. Проект «Фазиси» стал возможен благодаря инициативе московских яхтсменов, поддержке грузинской компании с таким же названием и немецким предпринимателям, с которыми было создано первое в Советском Союзе совместное предприятие. Дизайнером лодки стал Владислав Мурников. На потийскую судоверфь, где строились «Колхиды» (суда на подводных крыльях), были приглашены яхтсмены-строители из Киева. Таким образом была собрана команда проекта.
В качестве конструктивного материала для корпуса яхты выбрали алюминий. По проекту его толщина была довольно малой. Настолько, что в один прекрасный день Владимир уронил на предполагаемую палубу плоскогубцы, которые с легкостью её пробили. В бушующем океане — с его невероятными нагрузками — прочность корпуса играет ключевую роль. Было принято решение увеличить толщину основных его конструкций. В результате вес лодки превысил расчётный на 4 тонны.
Строительство корпуса заняло 8 месяцев, после чего лодка на самолёте «Руслан» была отправлена в Англию, для достройки. Оттуда «Фазиси» и стартовала в регате. Первые два этапа Кулиниченко пропустил. К экипажу он присоединился в Австралии. К тому времени советский экипаж приобрёл популярность среди участников и болельщиков регаты. А их яхту называли летающей. Уже тогда проявился талант дизайнера Влада Мурникова. С ним Кулиниченко сотрудничает и по сей день.
На «Фазиси» Владимир занял позицию вахтенного начальника, кроме того он был и судовым парусным мастером (шить паруса начал ещё в детстве). В океанских гонках каждый член экипажа должен быть специалистом в какой-то области, ведь здесь неоткуда ждать помощи. Всякий ремонт и текущее обслуживание лежит на самих яхтсменах.
Тогда, в кругосветной регате Whitbread 1989/90, «Фазиси» заняла почётное 11-е из 23 мест.
Сегодня 83-футовая «Фазиси» продолжает свою жизнь в гонках. Она перешла к группе польских яхтсменов и базируется в Северной Америке. После регаты Whitbread яхта участвовала в операции «Парус» и дважды пересекала Атлантику.
«Одесса» и «Гетьман Сагайдачний»
В проекте «Фазиси», в регате Whitbread 1989/90 активное участие принимал известный одесский яхтсмен Анатолий Верба. Ещё на борту «Фазиси» у него родилась идея создать яхту «Одесса», которая участвовала бы в следующей кругосветной регате Whitbread. Верба хотел посвятить этот проект 200-летию Одессы. Как и на «Фазиси», он пригласил Кулиниченко в команду. Владимир взял на себя обеспечение яхты парусным гардеробом. С этой целью поехал учиться в Америку, повышать квалификацию парусного мастера. Своё обучение оплачивал сам. Более того: в Америке Владимир сумел собрать американцев, неравнодушных к проекту «Одесса». Ключевым человеком был Рик Гражерино, хозяин фирмы, где Владимир проходил обучение. Он же стал и крёстным отцом одессита. Вместе со своими друзьями-яхтсменами Рик организовал американо-украинский синдикат «Одесса 200», который сыграл решающую роль в финансировании проекта, когда от него отказались первоначальные спонсоры. Благодаря поддержке американцев яхта достраивалась во Флориде, куда её перевезли из Чкаловска.
Дизайнером яхты был ленинградский конструктор Игорь Сиденко, один из самых талантливых и прогрессивных дизайнеров Советского Союза того времени. Однако отсутствие опыта в проектировании макси-яхт сказывалось. Как считает Кулиниченко, «Одесса» явно не дотягивала до своих конкуренток.
В проекте «Одесса» Кулиниченко участвовал полностью во время строительства и в России, и во Флориде, а также на первом этапе регаты Whitbread 1993/94. Старт регаты был дан в Англии, куда «Одесса» заблаговременно перешла через Атлантику. После первого этапа, завершившегося в Уругвае, Владимир решил выйти из проекта. Он считал невозможным идти в ревущие южные широты с капитаном, с которым не было согласия. С Вербой они расходились во мнениях относительно способов обеспечения безопасности. Анатолий Верба оставался для Владимира ментором, учителем, уважаемым человеком. Именно он пригласил Владимира на «Фазиси» и «Одессу». Однако...
Владимир уже собирался ехать домой. Но его встретил кэп другой украинской яхты — «Гетьман Сагайдачний» — и пригласил к себе помощником. От такого предложения Владимир не смог отказаться.
«Гетьман» был построен по проекту знаменитого Брюса Фарра. В той гонке у Фарра было два проекта (тогда это разрешалось правилами). Одна лодка делалась для тренировок, а вторая — непосредственно для самих гонок. Тогда Фарр сделал две лодки для команды «Yamaha». Первый тренировочный вариант проекта был продан украинцам, который они реализовали на заводе в Харькове.
Пример двух украинских лодок, участвовавших в Whitbread 1993/94 («Одесса 200» и «Гетьман Сагайдачний»), наглядно показал, насколько важен дизайн яхты и его исполнение.
«Гетьман» был спроектирован всемирно признанным классным дизайнером. При его строительстве применён прогрессивный материал — кевлар, в то время как «Одесса» строилась из обычного пластика. Кроме того, в отличие от «Гетьмана» «Одессу» созидали люди, не имевшие опыта в яхтостроении. Её делали на заводе, где собирали экранопланы. В итоге из десяти соревнующихся яхт «Гетьман Сагайдачний» пришёл седьмым, а «Одесса» — последней.
Слабым местом «Сагайдачного» было плохое финансирование. Несмотря на то, что основным спонсором яхты выступал «Градобанк», наступил момент, когда пришлось по пути собирать деньги. А гардероб «обновляли» при помощи экипажей-конкурентов, которые отдавали свои уже отработавшие паруса.
Что же касается дизайна, то требования к лодкам организаторы Whitbread, а затем Volvo Ocean Race меняли каждый раз. Если «Фазиси» была 83-футовой, то «Одесса» — уже 63-футовой. Тогда применялось «правило коробочки» — box rule. Согласно ему любая яхта-участник по своим параметрам не должна была выходить за пределы заданной «коробочки». Допускались вариации лишь внутри. И результаты гонки определялись без гандикапа. В сегодняшней гонке Volvo Ocean Race применяется принцип one design, т. е., в регате принимают участие монотипы. Конкурс на проектирование лодки для этой престижной регаты выиграл всё тот же Брюс Фарр. Все яхты строятся в одной английской компании Green Marine. Там же был построен и корпус «Косатки» — яхты третьего кругосветного проекта Владимира Кулиниченко.
Продолжение читайте в следующем номере.