Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Targa 35
Тема: Targa; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 80;

Наконец-то мне повезло испытать изделие Botnia Marin в его «родных» условиях. Ветер, дождь и (главное!) раскатанная волна с открытого моря — все прелести осенней Балтики. В такую погоду на отдых только мазохисты выходят. Но что, если вышли в хорошую, а возвращаться нужно в «какую есть»? Если на морскую рыбалку выделены лишь выходные, а «не климатит»? Если душа требует дальнего морского путешествия, в конце концов?!.
Вот и посмотрим, каково в негостеприимном море на Targa.

…Застигнутый холодным проливным дождём, я явился на борт в продрогшем и «подмоченном» состоянии. Подумалось — «не лучшее начало испытаний». Но лишь до появления капитана: Роберт щёлкнул клавишей обогревателя — и буквально через 5 минут я и забыл о мокрых брюках. Швартовы отданы, мерно урчат моторы, куртки сохнут на вешалке, нам тепло и комфортно. Именно в «гадкую» погоду и на качке по-настоящему оцениваешь глубокие бортовые проходы: убрать кранцы и швартовы заняло всего пару минут — передвигаюсь без опаски и работаю обеими руками. И — снова в уютную рубку.
На выходе из порта Хельсинки — встречный накат высотой до 1,5 м, длина волны почти с наше судно. При попытке разгона лодка резко спрыгивает с гребня и «ухает» всем корпусом о следующий. Для катеров экономичной сборки (коих на рынке большинство) — условия убийственные: корпус расшатывается и быстро накапливает «усталость». Даже видно, как обшивка угрожающе «гуляет» относительно мебели, от жестоких ударов что-то хрустит и вибрирует, постоянное ощущение, что «вот-вот сломается». От ударов и резких толчков явный дискомфорт и начинает болеть голова. Именно поэтому капитаны в такую погоду снижают ход до минимума (обычно «спрыгивая» с глиссирования), предпочитают двигаться медленнее, не «убивая» судно и пассажиров, которые, соответственно, дольше страдают от морской болезни…
Но мы на Targa, а это судно небанальное. Разгоняюсь прямо против волны до 22 узлов и наблюдаю. Конечно, физику не обманешь: лодка прогнозируемо слетает с каждой волны и… как-то мягко входит в следующую, разбрасывая мириады брызг. При падении даже голову в плечи втягиваешь, ожидая удара, но — лишь плавный толчок. Даже сидения с подрессориванием на этом судне не слишком актуальны — вот не бьётся оно об волну и всё тут! Интересно наблюдать, как после падения в особо глубокие «ямы» Targa ныряет чуть не по планширь, из-под которого во все стороны сплошным веером разлетаются потоки воды, и — снова уверенно выныривает. Именно в этих условиях начинаешь понимать смысл вроде бы абсурдного словосочетания «морской внедорожник».
Корпус как крепкий орех: ничего не скрипит и не «гуляет» даже на сильных толчках. Ощущается солидный запас прочности и можно бы добавить ходу, но… предел выносливости человека меньше, чем этого судна. А на 22 узлах мы с Робертом чувствуем себя вполне комфортно и обмениваемся анекдотами (кстати, в каюте отличная звукоизоляция — голос не пришлось повышать вообще). Думаю, даже моя «сухопутная» супруга не напрягалась бы.
Стоило же отвернуть на 50-60 градусов от «лобовой атаки» — и рука сама толкнула рукоятку газа. Боковая волна, диагональ в скулу и раковину, «попутняк» — мы свободно неслись 30-узловым ходом с прежним комфортом. На обратном пути лодка так же спрыгивала с волны (уже попутной), но приземлялась ещё мягче, несмотря на возросшую скорость. А поперек гребней на Targa вообще забываешь, что ты в море — ровный уверенный ход без толчков и раскачки.
И ещё о «корабельных» бортовых проходах. Несколько раз гребни волны залетали на палубу, но — любопытный факт — при этом они не грохотали о надстройку, как обычно. Переваливая через фальшборт и заполняя проход над ним, волна теряет энергию и потоком стекает к большим шпигатам, уходя обратно в море. Ни одного концентрированного удара в рубку я не зафиксировал. Важно ещё и в психологическом плане: для детей (да и многих взрослых) меньше поводов испугаться.
Судно управляется легко, в удовольствие, никаких побочных тенденций. Обзор в кабине отличный, «мёртвые секторы» (в корме) узкие, лишь чуть отклонился — и всё разглядел. Высокое остекление позволяет осматриваться даже на кренах. Единственный дискомфорт у меня возник при заруливании кормой в узкий проход с низким пирсом и камнями, но Роберт включил на дисплее кормовую камеру и проблема исчезла сама собой.
От «динамики» перехожу к «статике» — пройдусь по лодке, которая точь-в-точь повторяет Targa 37 («Фарватер» №6/2010), только у «35-й» на 1 фут (30 см) короче рубка и на столько же — кормовой кокпит (и, соответственно, машинное отделение). Разница мизерная, но востребованы обе модели: кому-то важнее дополнительный простор и лучшая мореходность (которая напрямую зависит от размера), а кому-то — экономия при покупке и обслуживании.
В корме судна — привычный кринолин (или купальная платформа) с большим люком в центре (бесценная опция для очистки винтов колонок на болтанке) и роульсом кормового якоря. Кормовой кокпит максимально просторен: из «мебели» здесь лишь лавочка у надстройки и пара коротких у бортов — раздолье для рыбаков, дайверов и прочих «трудяг». А захотелось поужинать на воздухе — ставим штатный стол и пару лёгких раскладных стульев.
Хотя лично мне представляется, что в качестве кают-компании гораздо удобнее носовой кокпит с его П-сидением по периметру борта и лавочкой перед лобовым стеклом. На ходу тут разместятся минимум шестеро, в комплекте с большим столом получается просторный обеденный уголок, а под ногами — люк объёмного шкиперского «погреба». «Минус» этого кокпита — в скромных объёмах носовой каюты. Кому такая не по душе — заказывайте исполнение Comfort Fore Cabin (CFC): переднее помещение явно просторнее, но вместо носового кокпита — обычная сплошная полурубка (на которой можно организовать солярий).
Флайбридж — это именно «ходовой мостик» в скандинавском понимании: пара одиночных сидений (для рулевого и штурмана) плюс двойной кормовой диванчик. Управлять отсюда — отлично, на ходу в хорошую погоду пассажирам в удовольствие, но на стоянке функциональность почти нулевая.
Вход в рубку — традиционный, через одну из двух её сдвижных боковых дверей. Традиционна же (для Targa) и компоновка передней части надстройки: справа — пост рулевого, слева — камбуз. Точнее, камбузом левая сторона тумбы «работает» на стоянке, а на ходу плита и мойка прикрыты сплошной столешницей — получается идеальное место для штурманских карт.
Приборная панель разделена на верхнюю и нижнюю секции: сверху (под подволоком) — приборы контроля двигателей и универсальный дисплей (судоводитель сам выбирает, что на нём индицировать), а внизу, в тумбе — приборы ходового контроля (компас, большой чартплоттер, дисплей автопилота), радиостанция, кнопки исполнительных механизмов (запуск моторов, «тримм» колонок и пр.), плюс рукоятки приводов (передняя «подрулька», газ/реверс двигателей). Панель с «баранкой», рукояткой дросселя и «подрулькой» — откидная, подстраивается под рулевого и отбрасывается вперёд на стоянке (чтобы при выходе из рубки меньше задевать штурвал).
Что восхищает на Targa, так это внимание к деталям. Под ногами у штурмана и рулевого — откидные подножки, под руками — поручни. От яркого солнца предусмотрены затемняющие ролеты. Для больших карт есть специальная кассетница, для пособий поменьше — откидной (из подволока) пенал. Снаружи кабины за правой дверью крепится отпорник — рулевому на швартовке лишь руку протянуть. Лючина над входом в носовую каюту — ещё и блок ящиков-пеналов для прокладочного инструмента, пеленгатора и других «полезностей». Справа от рулевого сидения — специальные ниши для компаса и бутылок. Даже для свёрнутого вместе с флагштоком флага есть своя полочка — узкая и длинная, в корме салона…
Задняя часть кабины — кают-компания: стол с откидной секцией, с двух сторон «опоясанный» диваном, в корме кабины полка. Здесь же большое окно в корму, обеспечивающее вентиляцию и возможность подать/принять приборы (если едят в кокпите). У правого борта тумба с микроволновкой, кофеваркой и ёмкими ящиками.
Пара ступеней вниз — мы у платяного шкафа и входа в санузел. Последний очень высокий, с хорошей вентиляцией и душевой кабиной со стеклянными дверьми. Направо и вниз — кормовая каюта. Думаю, идеально она подходит для небольшой семьи: слева просторная двойная кровать (для родителей), справа — отдельная, для ребёнка. В носовой каюте две отдельные койки и санузел.
В моторном отсеке можно установить пару Volvo Penta суммарной мощностью от 520 до 800 л.с. — соответственно, максимальная скорость будет от 31 до 40 узлов. Приводы: угловые колонки (однозначный выбор для Днепра, где мели и рыбацкие сети) или IPS (хорошая альтернатива для моря).
Послесловие
В Финляндии давно прижилась фраза: «Targa weather». Именно в бурном море эти суда проявляют свои лучшие качества — за это в них просто влюбляешься! Их удивительное свойство быстро идти сквозь волны — гарантия возвращения домой при любой погоде, это безопасность семьи и необыкновенный ходовой комфорт.
Что касается конкретной Targa 35: судно уже достаточно ёмкое для семейного отдыха, достаточно большое и мореходное для дальнего путешествия, но при этом экономичнее старших собратьев. Выбор из ряда 32-44 — вопрос денег и желаемых объёмов, по концепции же они практически близнецы.

«Фарватер» информирует: официальный дилер Targa в Украине — компания «НТ-Марин Украина».



Статьи