Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Elan Power 30 – новый эталон
Тема: Elan; Автор: oio; Страница в журнале: 0;

От автора
Когда-то словенская компания Elan Motor Yachts была государственной.
И хотя яхтенная верфь по-прежнему находится в руках государства, подразделение, выпускающее моторные катера, в 2009 г. было продано и сегодня работает независимо. Одно из первых судов, сконструированных в полном объеме частной компанией — Elan Power 30. Я был в Словении на испытаниях прототипа.
Ник БЭНХЕМ.

Простор, красота и лёгкость управления
Мы впервые увидели планы модели Elan Power 30 месяцев шесть назад и сразу пришли к выводу, что было бы просто чудесно, если бы удалось вместить две каюты, салон на нижней палубе со столовой и камбузом, а также удобных размеров кокпит в судно длиной меньше 10 м. Но в действительности всё оказалось намного лучше: готовое судно смотрится не менее впечатляюще, нежели на плане. Верх открытой жёсткой крыши изгибается по бокам и вдоль, что придаёт судну стильную современную форму, а тонированные панорамные окна с чёрными рамами, элегантно сужаясь, будто продолжают это движение. При создании прототипа этой модели компания Elan экспериментировала с виниловым покрытием корпуса, в данном случае довольно непривычного светло-оранжевого оттенка бронзы, который смотрится в лучах яркого Адриатического солнца просто невероятно. При серийном производстве краска будет наноситься на корпус распылением. Основными цветами должны стать тёмно-синий и чёрный, но компания Elan утверждает, что готова пойти навстречу и другим пожеланиям. Тканевая центральная часть жёсткой крыши пропускает внутрь свет и воздух, на боковых палубах шириной 5 дюймов установлены поручни, идущие вплоть до транца, где с обеих сторон имеются ступеньки, помогающие спуститься с тонкой платформы для плавания. Именно эта платформа частично объясняет, насколько на самом деле просторно это судно.
Матяш Авшич (Matjaž Avšič), исполнительный директор Elan Motor Yachts, объясняет: «Мне кажется, из-за длинных платформ для купания место используется не эффективно: за него приходится платить на пристани, но в повседневной жизни оно редко используется, за исключением возможности хранить там шлюпку. По желанию заказчика мы можем расширить платформу, но без этого длина судна составляет меньше 10 м, что сокращает расходы на швартование и позволяет устроить на судне большой кокпит». И это действительно так. В кокпите оборудована большая столовая по правому борту и небольшой бар с сиденьями — по левому.
Впереди двойной пост управления перенесён с края по правому борту в центр судна. Рулевой располагается буквально на осевой линии. И таким образом появляется место для большого штурманского стола на основании из стеклопластика.
Стоит лишь войти в каюту, и сразу становится понятно, зачем нужен приподнятый участок по правому борту. Так Elan снова увеличивает межпалубное пространство в двухместной каюте на миделе. Ещё находка — разделённый камбуз, одна (небольшая) часть которого расположена справа от каюты, а другая — за задней переборкой. В результате появляется место для компактного, но идеально продуманного туалетного отсека чуть дальше впереди. По левому борту находится нижняя столовая, где установлен раскладной и подъёмный столик, что позволяет использовать эту зону в качестве ещё одной маленькой койки. Отдельная мастер-каюта с двуспальной кроватью занимает передний край.
Светлая тканевая обивка, светлая древесина и большие световые люки усиливают ощущение простора, и в целом ощущение здесь внизу складывается самое положительное: ни один сантиметр пространства не пропадает зря, но вместе с тем нет чувства захламленности. Всё судно в целом — образец продуманного расположения, поскольку эти 10 м длины вмещают в себя довольно много всего.

Технические характеристики и управление
На посту управления, расположенном практически в центре, сразу чувствуешь себя капитаном, и это ощущение усиливается благодаря панорамным окнам — как на самолёте. Кресло движется, положение штурвала можно корректировать, а ещё здесь есть откидная ступенька, позволяющая рулевому встать и выглянуть в сдвижной мягкий верх над головой.
Компания Elan оснащает судно двигателями Volvo Penta различных модификаций: либо спаренными бензиновыми V8, либо двумя дизелями, либо одним дизельным мотором мощностью 400 л.с. (движители — угловые колонки).
На нашей тестовой модели установлен большой дизельный двигатель: пара D3-220 с агрегатами DPS. Благодаря этим двигателям ускорение оказывается достаточно сильным, что позволяет судну легче выходить на плоскость и достигать комфортной круизной скорости в 25 узлов. Зафиксируйте дроссели — и судно разгонится до 32 узлов, что просто поразительно, особенно если учесть количество места, которое предлагается на этой модели. Начните разворот — и тот факт, что пост управления находится в центре, окажется дополнительным преимуществом, поскольку сохраняется хорошая видимость в любом направлении. А вот если пост управления располагается по правому борту, то при повороте влево видимость часто теряется.

Спецификация и стоимость
На рынке спортивных моделей длиной до 30 футов царит жестокая конкуренция с продукцией компаний Jeanneau, Bavaria и Grandezza, но ни одна из них не одерживает убедительной победы. Модель Leader 9 производства Jeanneau представляет собой спортивную яхту таких же размеров, с жёстким верхом и двойными двигателями D3, стоимость её составляет £166 832, но на яхте нет передней каюты. Модель Leader 10 больше, и каюта располагается сзади, но на этом судне установлены двигатели D4, а стоимость достигает £206 632. Модель Atlantis 34 производства Azimuth — мощная спортивная яхта с жёстким верхом, на которой также установлены двойные двигатели D3-220, но, опять же, здесь нет отдельной передней каюты, а стоит эта модель примерно на £20 000 больше. На яхте Grаndezza 33 имеются две каюты, но столовая и камбуз подняты к кокпиту, а стоимость этой модели превышает £200 000. По-видимому, яхта Elan Power 30 заняла свою собственную нишу на рынке, а благодаря цене менее £150 000 при одном дизельном двигателе (£157 264 — при двух дизелях D3-220) она уверенно конкурирует с другими предложениями.

С поста управления
Необычное расположение поста управления в центре — на довольно значительном расстоянии от изогнутых ветровых стёкол — позволяет занять выгодную позицию. Плоская скамья для сидения получит более изысканную форму при серийном производстве, а консоль управления будет немного опущена, чтобы человеку невысокого роста было легче смотреть вперёд. Одиночный (не пантографный) дворник ограничивает участок окна, который очищается эффективно, хотя у нас не было возможности испытать его в подходящих погодных условиях. Прозрачное, а не тонированное стекло нашей тестовой модели позволяет улучшить видимость ночью, а переключатели триммеров нужно опустить, чтобы их было лучше видно.
Идея использовать плоскую поверхность по правому борту в качестве штурманского стола оказалась очень удачной. Неплохо зарекомендовала себя и простая тиковая решётка, которая опускается между стальными поручнями и превращается в приподнятый пол, благодаря чему рулевой может выглянуть в открытую крышу.

На палубе
Компания Elan планирует представить эту модель как на рынке чартерных судов (большая новость в Хорватии), так и для тех, кто приобретает её продукцию впервые, поэтому среди важнейших приоритетов производителя — простота управления для неопытной команды. С этой целью ступени по обеим сторонам от платформы для купания позволяют быстро выйти на боковую палубу шириной 5 дюймов, а защитные поручни доходят вплоть до транца. Непременные опциональные шезлонги украшают фордек, хотя на них нет подставок для стаканов. Сама по себе платформа для купания сравнительно тонкая, что позволяет максимально увеличить пространство кокпита, но если заказчик пожелает разместить здесь спасательную шлюпку, эту платформу можно будет легко удлинить.

Жилые отсеки
Компания Elan приложила массу усилий, чтобы вместить две каюты плюс салон в интерьер 10-метрового судна и при этом не вызывать ощущения сдавленности. С помощью достаточного межпалубного пространства и световых люков над головой, светлой древесины дуба и оттенков ткани внутри возникает расслабляющая атмосфера простора и света. Хотя места для хранения вещей здесь не слишком много, но всё же достаточно везде — от ящиков над головой в салоне до подвесного шкафа и дополнительных отсеков в каждой каюте.
Как водится, на прототипе есть несколько деталей, требующих усовершенствования: телевизор установлен на держателе, позволяющем перемещать его в удобное для просмотра положение, однако с кушетки он всё-таки не виден, чёрный кабель, включенный в розетку, тоже смотрится не лучшим образом, а выключатель в туалете необходимо вынести подальше от душа. Но все эти недочёты, несомненно, будут устранены перед началом серийного производства.

Двигательный отсек
Сточная цистерна, расположенная на этом прототипе в центре между двигателями, ограничивает длину гидравлической стойки, которая поднимает створки по бокам. При этом люк машинного отделения открывается так, что в него практически невозможно пробраться. Для серийного производства цистерну перенесут, что позволит удлинить стойку, а значит, и намного выше поднимать люк. Когда эта проблема будет решена, доступ в отсек должен стать удобным. Двигательный отсек скомпонован так, чтобы здесь поместились в длину один рядный шестицилиндровый двигатель (Volvo Penta D6-400), а в ширину — пара четырёхцилиндровых двигателей (Volvo Penta D3-220), поэтому при любом варианте вокруг двигателей будет достаточно места для работы.

Вердикт
Построить судно с массой пространства легко. Несложно также сделать так, чтобы яхта выглядела красиво и ею было просто управлять. Но вот сделать это в одной модели — задача не из лёгких. И чем меньше судно, тем она сложнее. Однако, несмотря на все трудности, компания Elan смогла найти «Священный Грааль» и создать судно с конкурентоспособной ценой, причём у владельца такой модели никогда не возникнет ощущения, что он находится на бюджетном судне. Не будет преувеличением сказать, что перед вами — новый эталон спортивных яхт длиной 10 м.

Перевод из журнала Motorboat Monthly №1/2014.
Официальный представитель Elan в Украине — компания Losttoys.