Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Мальта и Кипр – удобные флаги
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 62;

Многие яхтсмены считают Мальту и Кипр очень удобными европейскими странами для регистрации яхт. И не зря: эти государства предоставляют собственникам яхт немало преференций.

 

РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГУЛОЧНОЙ ЯХТЫ НА МАЛЬТЕ
Маленькое островное государство в Средиземном море расположено на пересечении важных морских торговых путей из Европы в Азию и Африку. Именно благодаря этому Мальта завоевала статус достаточно развитой морской державы и гавани для иностранных и местных судоходных компаний. Так, закрепляя выгодные условия регистрации компаний и судов (как торговых, так и яхт), Мальта всё больше и больше привлекает к себе флот.
Почему Мальта?
Главные преимущества регистрации яхты под мальтийским флагом:

  • отсутствие ограничения по национальности капитана и других членов экипажа яхты;
  • отсутствие ограничения и налогообложения продажи или передачи акций компании, владеющей яхтой, которая зарегистрирована на Мальте, иным способом;
  • отсутствие ограничения и налогообложения продажи или залога яхты, зарегистрированной под мальтийским флагом.

Кто может быть собственником яхты?
Собственником яхты, зарегистрированной на Мальте, может быть как физическое, так и юридическое лицо. При этом яхта, зарегистрированная на Мальте, может принадлежать исключительно либо:

  • гражданину Мальты;
  • гражданину другой страны — члена Европейского Союза (такой гражданин обязан номинировать официального зарегистрированного агента на Мальте);
  • компании, зарегистрированной на Мальте;
  • иностранной компании (такая компания должна быть отдельно зарегистрирована в качестве «иностранного собственника» в судовом реестре Мальты и так же, как и иностранный гражданин, номинировать официального представителя компании на Мальте).

В зависимости от того, кто выступает собственником яхты, отличаются и требования к документам и информации, необходимым для регистрации яхты.
На Мальте, как и во многих иных юрисдикциях (таких, к примеру, как Панама, Джерси), предусмотрена возможность временной и постоянной регистрации яхты. И в Панаме, и на Мальте, прежде всего, необходимо обязательно пройти процедуру временной регистрации и только потом получить постоянные регистрационные документы.
По требованиям к документам, необходимым для регистрации, Мальту можно сравнить с Джерси. Ведь, помимо общей информации о яхте, установленном на ней радиооборудовании, Реестры обоих островов требуют предоставить Тоннажный сертификат (Tonnage Certificate). Отличие лишь в том, что в Джерси Тоннажный сертификат необходимо предъявить только при постоянной регистрации, тогда как мальтийские органы требуют копию сертификата уже при временной регистрации яхты длиной более 24 м.
Временные регистрационные документы на яхту могут быть получены сроком на 6 месяцев. Этот срок может быть продлён ещё на следующие 6 месяцев при условии, что Реестру будут предоставлены оригиналы Сертификата об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate) и Купчей (Bill of Lading) (если яхта не новая) или Строительного сертификата (если яхта новая), а также Уведомление о маркировке яхты (Carving and Marking Note). При этом Уведомление о маркировке яхты обязательно должно быть подтверждено признанным сюрвейером или мальтийским адвокатом.
Эти же документы предоставляются и для последующей постоянной регистрации яхты. Добавляется только оригинал Сертификата об обмере тоннажа яхты (Tonnage Measurement Certificate of Survey) и требование вернуть Сертификат о временной регистрации яхты. Сертификат об обмере тоннажа яхты должен быть выдан признанным классификационным обществом или подтверждён государственным сюрвейером. Если же регистрируется яхта длиной более 24 м, отдельно предоставляются и Тоннажный сертификат, и Свидетельство об осмотре яхты.
Сертификат о постоянной регистрации яхты на Мальте (Certificate of Malta Registry) обновляется ежегодно. И с точки зрения оплаты Мальта уступает и Панаме (где постоянные документы оформляются на 2 года), и Джерси (где срок постоянной регистрации составляет 10 лет).
В соответствии с местным законодательством в судовом реестре Мальты яхту можно зарегистрировать в качестве прогулочной или коммерческой. Судовой реестр не предусматривает возможности коммерческого использования (сдачи в аренду) прогулочной яхты, так как к яхтам, которые используются в коммерческих целях, применяются другие требования; к тому же такие яхты подпадают под действие международных морских конвенций.
В отношении яхт, регистрируемых на Мальте, не существует каких-либо ограничений (в том числе по возрасту, тоннажу и т.д.). Тем не менее, стоит отметить отдельные специфические требования. Так, если яхта длиной менее 24 м была построена в ЕС в период после 1 мая 2004 года (дата вступления Мальты в ЕС), судовому реестру необходимо предоставить копию Декларации соответствия нормам ЕС (Declaration of Conformity или CE Marking). Если же яхта предназначена для перевозки более чем 15 пассажиров, требуется Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (International Sewage Pollution Prevention Certificate).
РЕГИСТРАЦИЯ ПРОГУЛОЧНОЙ ЯХТЫ НА КИПРЕ
Кипр — третий по величине остров Средиземного моря после Сицилии и Сардинии и, как привлекательная юрисдикция для регистрации яхт, сочетает в себе все признаки льготного режима.
Почему Кипр?
Среди главных преимуществ:

  • флаг суверенного члена Европейского Союза;
  • дипломатическая защита Европейского Союза, предоставляемая яхтам, зарегистрированным под флагом Кипра;
  • Кипр — участник 25 международных двусторонних соглашений в сфере международного морского права и др.;
  • Возможность выбора временной, постоянной либо параллельной регистрации яхты — в зависимости от конкретных обстоятельств и пожеланий собственника;
  • льготная ставка НДС для прогулочных яхт: согласно новой налоговой схеме и новым принципам налогообложения в отношении аренды прогулочных яхт, представленной кипрским отделом НДС, налоговая ставка НДС для регистрации яхт в ЕС может быть сведена к минимуму путём использования схемы аренды яхт.

Что интересно: кипрское законодательство не содержит в себе прямого различия между «судном» и «прогулочной яхтой», но процедура регистрации прогулочной яхты, конечно же, гораздо проще.
Кто может быть собственником яхты?
Регистрация яхты на Кипре возможна как на физическое лицо, так и на юридическое (компанию). При этом не менее чем 50% долей в яхте должны принадлежать гражданину Кипра или гражданину другого государства — члена ЕС.
В случае, если 50% (или более) долей в яхте принадлежат гражданину любого другого, нежели Кипр, государства — члена ЕС, кипрский Реестр не требует, чтобы указанный гражданин ЕС постоянно проживал на Кипре. В этом случае на Кипре обязательно должен быть назначен местный уполномоченный представитель (как вариант — местный Агент, обслуживающий яхту на Кипре).
Так как кипрское законодательство не предоставляет нерезидентам ЕС возможность регистрировать яхты под кипрским флагом, максимально удобным выходом из указанной ситуации является регистрация компании на Кипре с целью последующей регистрации яхты на эту компанию.
В свою очередь, учредителем компании — титульного владельца яхты — может быть любое лицо (физическое или юридическое) любой национальности (государственной принадлежности), в том числе нерезиденты ЕС.
После вступления Кипра в Европейский Союз в этой стране ввели новое налоговое законодательство, отменив все различия между обычными резидентными и оффшорными компаниями. Компания считается резидентом Кипра, если она контролируется и управляется с территории Кипра, и если большинство директоров компании являются резидентами Кипра. В плане оптимизации налогообложения компании — титульного владельца яхты Кипр — всемирно признанный лидер, предоставляющий высокий уровень надёжности и сервиса.
Среди особенностей кипрского законодательства — любые действия по регистрации яхты под кипрским флагом, учреждению кипрской компании и т.д., которые могут быть предприняты и осуществлены только юристами, зарегистрированными на Кипре как практикующие адвокаты.
Виды регистрации
В зависимости от срока действия регистрационных документов кипрское законодательство предусматривает следующие виды регистрации прогулочной яхты:
Временная регистрация
Срок действия регистрационных документов — 6 месяцев. Срок действия временной регистрации может быть продлён ещё на три месяца при условии подачи специального заявления до окончания срока временной регистрации и оплаты установленных пошлин. Дальнейшее продление срока временной регистрации не допускается.
Постоянная регистрация
Постоянная регистрация яхты, временно зарегистрированной под флагом Кипра, должна быть завершена в течение 6 (либо 9) месяцев с момента издания временных документов. Это не является необходимым для судна, которое будет присутствовать в порту Кипра.
После завершения формальных процедур подачи необходимых заявлений (документов) Реестр предоставляет яхте официальный номер и выдаёт инструкции по обязательной маркировке яхте, детали которой должны полностью соответствовать требованиям кипрского Реестра. После завершения маркировки Реестр издаёт постоянный сертификат регистрации, который, по сути, является свидетельством о праве собственности на яхту.
Параллельная
Параллельная регистрация яхт может быть оформлена на определённый период (как правило, на два года), который возможно продлить на последующие периоды. Параллельная регистрация оформляется в случае соблюдения следующих условий:

  • закон страны первой регистрации яхты предусматривает и разрешает параллельную регистрацию яхт, зарегистрированных под её флагом;
  • яхта должна быть сдана в бербоут-чартер кипрской компании;
  • письменное согласие иностранного реестра (реестра страны первой регистрации) и залогодержателей яхты (если таковые имеются) должны быть получены и предоставлены в Реестр кипрских судов (Registry of Cyprus Ships).

В соответствии с «The International Convention on Tonnage Measurement of Ships 1969» зарегистрированная под флагом Кипра яхта длиной:

  • 24 м и более — должна пройти осмотр и получить Международный тоннажный сертификат;
  • менее 24 м — должна пройти осмотр и получить Кипрский тоннажный сертификат.

Среди иных документов, которые предоставляются в кипрский Реестр для регистрации прогулочной яхты: Application for the Registration of Yachts on the Cypriot Ship Registry, Bill of Sale, Certificate of Deletion of the vessel from the register, Declaration of Ownership on behalf of a body corporate, Registration Form of a Mobile Maritime Radio Station, Customs Clearance Certificate/Confirmation from the Customs Department (in the event that the yacht is in Cyprus), Ship’s Carving and Marking Note и другие обязательные документы.
Льготная ставка НДС
Как указывалось выше, на Кипре начала действовать новая налоговая схема и новые принципы налогообложения в отношении аренды яхт, которые были разработаны кипрским отделом НДС. Теперь налоговая ставка НДС для регистрации яхт в ЕС может быть сведена к минимуму путём использования схемы аренды яхт.
Интересный вид договоров в целях оптимизации НДС, на основании которых приобретаются и эксплуатируются яхты, — это договор лизинга. Обычная ставка НДС 17% распространяется только на яхты, которые непрерывно эксплуатируются в водах государств — членов ЕС. Лизингодателем (собственником) яхты выступает компания, зарегистрированная на Кипре. А лизингополучателем может быть любая компания, независимо от того, где она зарегистрирована и где ведёт свою деятельность. В случае соблюдения всех требований предлагаемой схемы НДС в размере 17% налагается только на последний взнос в лизинговой схеме оплаты.
Соответствующее заявление вместе с сертификатом, удостоверяющим стоимость яхты, и договором лизинга должны быть предоставлены властям Кипра заблаговременно и содержать ходатайство об одобрении цены и процентов за её эксплуатацию в водах стран — членов ЕС. Этот процент зависит от типа яхты и её длины.
Подводя итог, прежде всего стоит отметить тот факт, что сами требования и процедура регистрации яхт на Мальте и Кипре жёстче, чем в таких «райских гаванях» для судовладельцев, как Панама, Джерси, Белиз, а также других подобных оффшорных юрисдикциях.
Тем не менее регистрация и на Мальте, и на Кипре предоставляет собственникам яхт свои преимущества. Привлекательное географическое расположение и выгодные (льготные) условия налогообложения ставят Мальту и Кипр в ряд одних из самых удобных европейских флагов, с каждым годом привлекая всё больше яхтсменов.

 

Interlegal, Международная юридическая служба
Украина, Киев — Одесса