Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Small Boats’ Floating Show 2013
Тема: Finnboat Floating Show; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 48;

(Начало — «Фарватер», №4-5/2013)
Третья часть отчёта об испытаниях новинок малого судостроения Страны Суоми. На сей раз — о самых комфортных в любую погоду лодках.

КАБИННЫЕ МОТОЛОДКИ
Кабина — это гарантия, что капитану и его друзьям (семейству) в любую погоду будет сухо и комфортно. Закрытое помещение проще обогреть — продлевается навигация. Наконец, здесь уже можно обжиться, как дома: уходя, просто закройте дверь на замок.
По большому счёту кабина мешает лишь неисправимым лихачам («парусит», крадёт скорость) и рыбакам (неудобно спиннинги забрасывать). Впрочем, холодными осенними ночами редкий рыбак не мечтает об уютной рубке…
Yamarin Cross 60 Cabin + Yamaha 100
Длина 6,05 м, ширина 2,32 м, вес 960 кг, мощность мотора — 70–150 л.с.
У верфи Yamarin широченный модельный ряд: 26 цельнопластиковых и уже 8 гибридных (АМГ/пластик) лодок, при том, что по длине все они вместились в диапазон 4,2-8 м! Семейные и рыбацкие мотолодки (только одна со стационаром) — на любой вкус.
Новый 60 Cabin — именно гибрид, т.е. из семейства Cross. Сравниваю его ТТД с Yamarin 61 CC, протестированным на этом же озере в 2009-м («Фарватер» №4/2009): кабинный вариант с легкосплавным днищем всего на 160 кг тяжелее открытого «консольника».
Схожи и скоростные характеристики: под Yamaha 150 обе лодки со средней загрузкой идут порядка 44 узлов. Обе замечательно мореходны (мелкую волну не замечают, на гребнях покрупнее — мягкие толчки) и отлично «держатся за воду» на любых манёврах. Обе демонстрируют незаурядную динамическую остойчивость: даже при неравномерной загрузке (крене на борт) лодки выравниваются при разгоне — признак «правильных» обводов. И выполнены обе на очень высоком уровне (продуманность в деталях и безупречный внешний вид — достоинство всех Yamarin).
А вот в чём лодки абсолютно разные — в предназначении. Открытый Yamarin 61 CC со свободным периметром и сидениями в обоих кокпитах очень ценим рыбаками и принесёт максимум удовольствия катающейся компании в тёплый летний день. Кабинник же не вместит столько народу, да и в рубке на коротких выездах сидеть не хочется… Зато он — безупречный «малый семейный крейсер».
Зайти в лодку удобно как с носа, так и с кормы — из обоих кокпитов есть полноразмерные двери в кабину. В носу можно «наскладировать» поклажу для пикника, а на стоянке дети устроят там «игровой полигон». Кабина разместит (на ходу или в дождь) четверых седоков, на стоянке же проход в корме быстро закладывается спинками диванов (разумно!) — получаем двуспальную кровать (кресла при этом откидываются вперёд).
Семья может себе спать в уюте, а папа — рулить по маршруту или ловить рыбу «в проводку» — для этого в кормовом кокпите сделан второй пост управления. Он же идеален на швартовках, особенно в одиночку: подъехал бортом, набросил швартов. В этом же кокпите можно портативный биотуалет поставить — незаменимая штуковина при семейных выездах. Кокпит глубокий, поручней хватает и дверцы в корму закрываются — за детей не страшно. А захотелось искупаться — на транце трапик есть.
При необходимости кабина отапливается (у финнов это закон). Рундуки и полки — по всей лодке, складские объёмы внушительные. Для удобства выхода в передний кокпит над входом поднимается люк. Он же добавляет свежего воздуха в летний зной. С основного поста управления отличный круговой обзор — весь периметр остеклён. По борту — узкая «палуба» и поручни на рубке: из кокпита в кокпит можно пройти и снаружи. Попытка перевернуть судно «полицейским разворотом» только доказала его полную безопасность (как минимум, с нашим 100-сильным мотором) даже для неопытных водителей.
Bella 700 Patrol + Mercury 150
Длина 6,65 м, ширина 2,6 м, вес 1600 кг, мощность мотора — 115–200 л.с.
Bella-Veneet Oy — ещё одна мощная, экспортно ориентированная финская верфь, также с широким выбором (25 моделей). Её флот проще и бюджетнее по исполнению, чем Yamarin, зато заметно разнообразнее. И в мастерстве рационально использовать объём инженеры верфи весьма преуспели. К примеру, Bella 700 Patrol всего на 60 см длиннее предыдущей лодки, но насколько же «богаче» обстановка её кабины!
Принципиальное расположение то же: в носу и корме — кокпиты, через рубку — сквозной проход. В переднем кокпите — рундук и «парадный трап» на нос (выходить на понтон очень удобно), в кормовом — пара откидных сидений и небольшие площадки по обе стороны рецесса. Столь полезного кормового поста управления здесь нет, только складские объёмы.
Кабина же и длиннее, и просторнее. Справа — рулевой пост, кресло которого на стоянке поднимается, открывая камбузную мойку. Рядом электроплита. В тумбе под ними — выдвижные ящики для утвари, а под пассажирское сидение (правый борт) встроен холодильник. Т.е., камбуз небольшой, но полноценный.
В корму от камбуза — очень портативная туалетная кабина. Чтобы воспользоваться, нужно не только войти, но и люк над собой открыть — удобство относительное. Но туалет полноценный, в изолированном от кабины помещении, а это неоценимо, особенно когда на борту женщины и дети.
По левому борту — стол и два двойных сидения по его обе стороны. Четверо нормально отобедают. Спинка переднего диванчика реверсивная — на ходу перебрасывается в корму, разворачивая сидение «лицом» вперёд. А вечером стойка стола убирается, он помещается между сидениями, на него укладывают дополнительные подушки — получили кровать. По ширине — на одного шикарно, на двоих тесновато, но спать можно. В тёплую погоду над головой открывается широкий люк. позволяющий рулить, высунувшись в него.
Планировка отличная, но продумана не во всём. К примеру, дополнительные матрацы занимают объём в туалетной, хорошо бы найти им другое место. На волне вся эта богатая «фаршировка» немного громыхает, что как-то привычнее на европейских лодках — не на финских… Также заметно ограничен левый кормовой сектор обзора с места водителя.
Зато на фоне остального флота — просто крейсер. Лодка солидная, послушная, хорошо работает с волной, умеренно кренится на манёврах. Что немаловажно: проект делали с учётом возможного профессионального использования, потому (по словам производителя) корпус усиленный.
Finnmaster Pilot 7.0 + Suzuki 150
Длина 6,90 м, ширина 2,65 м, вес 1350 кг, мощность мотора — до 150 л.с.
Очень интересное судно: сочетание рабочей лодки, «рыбака» и семейного круизера. И хотя, как говаривал Лев Дуров, «компромисс хуже любой из альтернатив», Finnmaster Pilot 7.0 наверняка будет востребован — у Finn-Marin Ltd получилось. Проиллюстрирую с точки зрения каждой функции.
Большой кокпит со свободным транцем и доступом к воде — рыбаки это любят. На солидные бортовые поручни легко крепить стаканы для удилищ, на столе над рецессом удобно наживлять крючки, оснащать кормушки и менять блёсны. После рыбалки грязь смывается из шланга (вода подаётся помпой к крану у левого борта), а надо руки помыть — мойка за дверью справа. Длительное ожидание поклёвки комфортно коротать на откидных сидениях, в мини-баре возле входа в рубку — водичка и стаканы, а под сидением здесь же — термоящик с холодным пивом. Несомненная «фишка» — кокпитный пост управления, столь удобный при ловле в проводку. Для стабильности на курсе малым ходом — развитый кильсон. Козырёк над головой (пусть и небольшой) — это и защита от дождя, и плафон освещения кокпита ночью. А стало холодно — можно ожидать клёва и за стеклянной дверью рубки (особенно если она отапливается), откидной стул — у выхода.
Столь же хорош этот широченный кокпит и для «рабочих» функций. Сложили все стульчики — получили шикарный грузовой объём (одной ходкой — на дачу или на остров с палатками). Дайверы разложатся здесь с масками-ластами, баллонами и даже компрессором для их закачки. Ехать до «точки» и обратно можно в тепле и комфорте, несмотря на капризы погоды — «пилотхаус» это гарантирует. А для удобства швартовки и работы с якорем очень кстати глубокий защищённый проход по правому борту (для экономии пространства рубка сдвинута влево). В оконечностях — удобные шкиперские (якорь-швартовы-кранцы) рундуки, в днище самоотливного кокпита — три ёмких складских трюма. Реверсивное (траулерное) ветровое стекло убережёт от солнечных бликов и меньше заливается дождём.
Для семейного выезда в кокпите будут закрыты дверцы в корму, перед ними установлены матрацы сидений (плюс подняты откидные бортовые), в центре установят стол — можно обедать, общаться и просто наслаждаться природой. Высокие борта — безопасность для детей, опциональный бимини-топ — защита от палящего солнца. На носу, перед рубкой — двойное «романтическое» сидение, здесь же можно посидеть с удочкой, если в кокпите обедают или дети играют. В каюте, кроме мойки, есть место и для плитки, а в носу установлен прокачной унитаз. Наконец, вся передняя часть под палубой — это кровать на двух взрослых плюс ребёнок.
Корпус — сочетание очень острого форштевня (для «взрезания» гребней) и широкой плоскодонной кормы (для минимальных энергозатрат на глиссировании, хорошей статической остойчивости и максимальных складских объёмов). Накрытый столом глубокий рецесс заметно ослабляет звук мотора.
Против волны лодка идёт хорошо, а вот при накате в борт резковато качается (идеальных обводов не бывает по определению). «Ухаем» с высокого гребня — бьёмся днищем и вибрируем всей «нутрянкой». Но в украинских реалиях сие возможно лишь на больших водохранилищах.

Фото автора и Kari Wilen / Oy Sea–Kari Ab.

Компаниям, заинтересованным в установлении партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, «Фарватер» готов помочь консультациями и связями на высшем уровне.