Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Панама – действительно удобный флаг для яхтинга
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 72;

Яхтинг — один из самых экстремальных, привлекательных и одновременно романтичных видов спорта. А ещё — популярный вид туризма, хобби, дорогое увлечение для души.

Если вы решили заняться яхтингом и уже приобрели наиболее подходящую для ваших целей яхту, её необходимо зарегистрировать. Ведь к выбору «национальности» судна следует относиться с особой ответственностью, просчитывая все «за» и «против», учитывая особенности конкретной яхты и конкретного собственника. Кроме того, при выборе государства регистрации яхты актуальными остаются вопросы, о которых уже упоминалось в статьях специалистов нашей компании «Международная юридическая служба Interlegal», а именно:

  1. финансовый вопрос — начиная от стоимости регистрации и перерегистрации яхты на нового владельца и заканчивая налоговыми издержками;
  2. операционный вопрос — возможная необходимость осмотра яхты при регистрации, а также прохождение различных проверок, предусмотренных законодательством;
  3. международно-правовые вопросы — участие государства флага в договорах об избежании двойного налогообложения, предоставлении благоприятного режима в морских перевозках и др.

Однако в настоящее время остро встаёт и практический вопрос, а именно — возможность свободного захода яхты под тем или иным флагом в порты иностранных государств.
Важнейшую роль в мировой морской практике играет Парижский Меморандум — соглашение между морскими администрациями по контролю над иностранными судами со стороны государства порта. Предусматривается, что каждая из властей должна поддерживать эффективную систему контроля судов государством порта, чтобы иностранные суда, заходящие в порт её государства или находящиеся на якорной стоянке у такого порта, без какой-либо дискриминации в отношении флага, под которым они ходят, удовлетворяли требованиям, содержащимся в международных конвенциях.
1 июля текущего года был опубликован отчёт Парижского Меморандума за 2012 год, содержащий списки государств флага, чьи суда (в том числе и коммерческие яхты) соответствуют требованиям безопасности мореплавания. Безусловно, практика работы Парижского Меморандума, в особенности в странах Европейского Союза, достаточно велика, и результаты, опубликованные в «белом», «сером» и «чёрном» списках, играют не последнюю роль в принятии органами контроля государства порта решения о задержании судна.
На первый взгляд, выбрать флаг, отвечающий всем запросам собственника, невозможно. Однако на самом деле всё не так сложно. Панама, как один из лидеров по количеству зарегистрированного торгового флота, остаётся и одной из самых популярных юрисдикций для регистрации прогулочных и коммерческих яхт. За счёт чего же страна сохраняет свои позиции?
Прежде всего Панама считается страной, предпочтительной для регистрации яхт, поскольку здесь действует открытый реестр. Это означает, что под панамским флагом могут быть зарегистрированы яхты, собственниками которых являются любые лица (юридические или физические) — вне зависимости от гражданства или государства резиденции. Кроме того, преимущества панамского реестра известны своими умеренными регистрационными пошлинами, отсутствием налогов при продаже яхт и пошлин на прибыль от зарубежных морских коммерческих операций, а также отсутствием ограничений в отношении собственности или возраста яхт. Немаловажен тот факт, что в 2012 году, как и прежде, Панама сохранила своё место в «белом» списке Парижского Меморандума.
Как и во многих юрисдикциях, в Панаме предусмотрена временная и постоянная регистрация яхт. Временная регистрация позволяет яхте ходить под панамским флагом даже без оригиналов необходимых документов (в том числе подтверждающих право собственности на яхту!). Оформление временной регистрации производится Управлением торгового флота (Directorate of Merchant Marine) и заключается в выдаче временного сертификата регистрации яхты сроком на 6 месяцев (Provisional Patent of Navigation) и лицензии на пользование радиосвязью (Radio Licence) сроком на 6 месяцев. Для этого соответствующему уполномоченному представительству следует вручить заявление владельца яхты и доверенность на осуществление всех необходимых для регистрации яхты действий.
В случае с постоянной регистрацией яхты также выдаются и сертификат о регистрации, и лицензия на пользование радиосвязью, но уже сроком на 2 года. Для этого необходимо предоставить:

  1. оригиналы заявления судовладельца яхты и доверенности на имя агента для осуществления регистрации яхты в Панаме,
  2. правоустанавливающие документы на яхту: купчую (Bill of Sale), если яхта не новая, или сертификат судостроителя (Builder′s Certificate), если яхта новая,
  3. перечень радиооборудования яхты и её основные характеристики,
  4. общий вид и/или попалубный план яхты.

Если под флагом Панамы регистрируется не новая яхта, после подачи вышеуказанных документов подаётся Сертификат об исключении яхты из предыдущего реестра (Deletion Certificate).
Учитывая всё вышеизложенное, флаг Панамы с уверенностью можно назвать действительно удобным флагом. «Удобным» не только как используемый в яхтинге специальный экономико-правовой термин, но и как флаг, получить который можно быстро, недорого и прилагая минимум усилий и затрат. А тем более, пользуясь услугами «Международной юридической службы Interlegal».

Юлия Старова, 2013. Юрист