Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Small Boats’ Floating Show 2013
Тема: Finnboat Floating Show; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 64;

(Начало — в «Фарватере» №4/2013)
Продолжаю отчёт об испытаниях новинок малого судостроения Страны Суоми. В первой части речь шла исключительно об открытых лодках, сегодня — только каютные.

ХАРД-ТОПЫ
Идеологически это настоящие семейные круизёры, только маленькие и максимально экономичные (в покупке и обслуживании). В отличие от каютки «кадди» кабина «хард-топа» выше и, главное, психологически гораздо комфортнее. Всё дело в панорамном остеклении — даже в плохую погоду можно любоваться окрестными красотами, и для склонных к укачиванию (или клаустрофобии) дискомфорт гораздо меньший. И папе за рулём спокойно — детишки резвятся на широкой лежанке перед его глазами в полной безопасности.
Со стороны кокпита кабина открыта настежь, жилое пространство лодки объединено. Ещё один плюс такой компоновки: активно вентилируясь с кормы, маленькая каюта не «задыхается». А если погода испортилась — быстро ставится тент до кормы. Но есть и минус, очень существенный в условиях наших неохраняемых стоянок: кабина, которая не закрывается на ключ, легко доступна для нечистых на руку…
AMT 190 HT + Honda BF90
Длина 5,5 м, ширина 2,24 м, вес 730 кг, мощность мотора — 75-115 л.с.
Лодки AMT всегда эстетичны и чуть щеголеваты: стильное сочетание белого с серым, плавные линии, безупречный глянец, аккуратные коврики. И, при внешней простоте, всегда продуманы. Сейчас аргументирую.
На кормовых площадках по сторонам от рецесса отформованы глубокие рундуки-ступени — и шкиперское снаряжение (моторное масло, второй якорь, швартовы…) сложить, и с удочкой посидеть, и после купания (слева — нержавеющий забортный трапик) обсохнуть. По верху транца — глубокая ниша под сплошной лючиной, куда укладывается штатный (в стандартной поставке) тент вместе с дугами (боковины тента отстёгиваются — пользуетесь бимини). Под сплошным кормовым диваном — два рундука: большой грузовой и малый — для аккумулятора и электропанели. В специальной нише под спинкой сидения — аварийная ручная трюмная помпа (и не мешает, и качать удобно). А основная — конечно же, электрическая, автоматически откачивает попавшую в трюм воду (кокпит глубокий, потому неотливной).
Кроме дивана в кокпите — лишь 2 кресла со «своими» консолями: рулевой (с полкой и площадкой для плоттера/фишфайндера) и пассажирской (с объёмистым бардачком под стеклом), обе с эргономичными подножками. Всё? Как бы не так: ступеньки у обоих бортов (входить/выходить удобно), длинные полки рядом с креслами, ниши в обеих консолях и подстаканники в пассажирской, 5 сухих рундуков с замками Abloy (оперируются одним ключом)… В центре кокпита ставится стол, кресла разворачиваются — пятеро с удобством перекусят (для полноценного обеда сама лодка маловата). Этот же стол вечером укладывается в проём носового V-дивана, дополняя последний до широкой лежанки на 2 взрослых с ребёнком. А днём в вышеупомянутый проём опускается трапик, центральная секция ветрового стекла (она же дверь на палубу) открывается — через нос удобно выходить на понтон, грузиться, здесь же можно поблеснить. Ветровое стекло снабжено дворниками и обдувом (от запотевания). Обогреватель — само собой для «финна».
Заметьте: всё перечисленное — на лодке длиной всего 5,5 м!
На ходу лодка ведёт себя как полноценный «семейник»: стабильна на курсе, в меру мягкая на волнении, остойчива, не склонна к резкому маневрированию. Наибольшая скорость со средним мотором и двумя седоками — 37,5 узлов (см. таблицу). Кому мало — ставьте 115 л.с. Но финны склонны оптимизировать свои лодки под максимальную эффективность при минимальной тяге — разумнее будет выбрать скромный 75-сильный двигатель, соответственно снизив эксплуатационные затраты и повысив безопасность (мало ли, кто за руль сядет…).
Flipper 640 ST + Mercury 150 EFI
Длина 6,25 м, ширина 2,46 м, вес 1050 кг, мощность мотора — 115-200 л.с.
Насколько же этот «хард-топ»отличается от предыдущего на ходу! Он прямо-таки с удовольствием входит в крутые виражи, ухарски кренясь. И волну «берёт» явно мягче — из-за большего размера и более острых обводов. Обратная сторона медали — валкость на продольной волне: динамическая остойчивость ниже, чем у «конкурента».
Забегая наперёд: эта, столь же «семейная» по концепту, лодка явно интереснее для любителя «высшего пилотажа» (когда жены и детей на борту нет). Но она более требовательна к квалификации рулевого — к примеру, учить рулёжке детей лучше не на ней.
Ещё один «плюс» Flipper 640 ST — дизайн. Низкий силуэт, «зализанная» рубка и ультрамодерновые формы остекления замечательно гармонируют — лодка красива. Причём, красота не в ущерб практичности, что случается у итальянцев. К примеру, носовой релинг затянут до кокпита не только по эстетическим соображениям — за него лодку удобно одерживать, а ещё крепить кранцы (на малых «кабинниках» это нередко проблема). Тиковый сегмент на носу — и дань классической красоте, и нескользящая дорожка к двери в лобовом стекле. Фигурные спинки кормового дивана — это и «люксовый» вид, и рыбак с удочкой посидит на мягком, при этом сохранён быстрый доступ до «живущего» в транце тента с дугами.
Добавочные 20 см ширины кокпита позволили установить здесь Г-диван и не убирать стол — проход рядом вполне достаточен. Столешница раскладывается вдвое, до полноценно обеденного размера. А вечером её можно опустить и, замостив подушками, организовать кормовое двуспальное место.
На ходу торцевая спинка дивана перебрасывается на «пантографе» в сторону кормы, отделяя пассажирское кресло. Рядом — полка и поручень, а в консоли — микрокамбуз под крышкой. Перед рулевым — здоровенный 10» дисплей и всего пара циферблатов, рядом очень полезная полочка для мобилок и ключей. Под ногами — сеточка-карманчик и подножка. Проход в носовом V–диване закладывается его снятыми спинками — ничего лишнего. Там, где подволок довольно низкий, он оклеен мягким материалом — голова в безопасности. И грузовых рундуков в лодке хватает — проверил.
Продуманное судно. Чуть ли не единственная претензия: на выходе в нос хотелось бы ещё один поручень, чтобы на качке не хвататься за открытую дверь, рискуя её сломать.
ДНЕВНЫЕ КРУИЗЕРЫ
Они же «кадди» (с английского — маленькая каютка). Убежище с лежанкой, чтобы иной раз переночевать на природе или уложить днём малышей. При этом лёгкость и энерговооружённость лодки обеспечивают её резвость, кокпит остаётся большим и удобным (упор на дневной отдых), а сплошное стекло на скорости надёжно защищает пассажиров от ветра. Но столь же большую компанию, как на боурайдере, дневной круизер не приютит — каюта «съела» носовой кокпит.
В этой категории на Finnboat Small Boats’ Floating Show 2013 доминировала Bella-Veneet Oy: лодки её брэнда Flipper конкурировали с аналогами её же брэнда Bella.
Flipper 640 DC + Mercury 150 EFI
Длина 6,25 м, ширина 2,46 м, вес 1050 кг, мощность мотора — 115-200 л.с.
Недавно Bella-Veneet Oy поменяла дизайнера — теперь заказы компании выполняет норвежец Йеспен Торуп. Именно он и спроектировал оба Flipper 640 (кстати, на ST все тестовые дни «капитанил» сам автор проекта). По сути, лодки отличаются только наполнением передней части того же корпуса, который на ходу столь же великолепно «прошивал» гребни волн, минимально беспокоя своих пассажиров. В моём тестовом блокноте осталась запись: «Самая мягкая лодка бот-шоу».
Диван в корме DC пополнился секцией по правому борту — сдвинутое вперёд кресло рулевого позволило. Проход в корму не пострадал — между сидениями оставлена тиковая полоска шириной в ступню, чтобы на подушки не наступать. А всё остальное — раскладной стол, спинка с «пантографом», рундуки — аналогично ST.
Перед пассажирским сидением здесь вместо микрокамбуза откидной столик и глубокая полка (под бутерброды?). Приборная панель стала чуть больше и эстетичнее, но, увы, — её сильнее наклонили вперёд и теперь она пускает больше солнечных «зайчиков» в глаза рулевому. Зато выход на нос — по удобным ступеням, отформованным в торпедо (это безопаснее, чем на сдвижной двери).
В каютке, кроме привычного V-дивана и съёмных секций для превращения его в сплошную лежанку, нашлось место биотуалету.
Если сравнивать DC и ST, то на первом явно больше кокпит — он практичнее при дневных выездах. Второй — более «жилой», особенно если погода переменчивая: ведь в кабине с круговым остеклением гораздо приятнее пережидать дождь, чем в тёмной «кадди».
Bella 630 DC + Mercury 150 EFI
Длина 6,3 м, ширина 2,4 м, вес 1100 кг, мощность мотора — 115-200 л.с.
Если предыдущая мотолодка лидировала по мягкости хода, то эта — по скорости: на дистанции Bella 630 DC была самой быстрой из всех тестируемых. Как только заканчивался плёс, а с ним и ощутимая волна, я добавлял газу и лодка просто «стелилась» над поверхностью — любо-дорого как посмотреть, так и прочувствовать.
Кстати, маленький урок от владельца и генерального директора Bella-Veneet Oy Раймо Соннинена. Пока я снимал скоростные показания на разных режимах, он, казалось, задремал в удобном пассажирском кресле. И вдруг, не открывая глаз: «Могу я попросить чуть поджать тримм… Благодарю». Действительно, лодка пошла мягче. На попутной волне нос нужно поднимать, а на встречной опускать — аксиома. Только я это знаю из теории, а профессионал с большим гоночным стажем тонко чувствует разницу даже с закрытыми глазами.
Что касается планировки, то наша Bella — типичный «дэй-круизер» без особых «изюминок» (особенно на фоне предыдущего «Флиппера»). Кормовые площадки (по бокам от рецесса) с глубокими шкиперскими рундуками, симметричный С-диван в корме, пара одинаковых кресел в передней части кокпита, центральный выход на носовую палубу через калитку в ветровом стекле (здесь отформованные в торпедо ступени ещё шире), каютка с большой лежанкой и химическим туалетом, газовая плитка, багажные рундуки. Опциональная стойка буксировочного фала порадует воднолыжника. Кокпит глубокий, кресла удобные, к эргономике претензий не имею (нигде не задеваю ни локтями, ни коленями).
(Продолжение следует).