Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Гёчек-Мармарис – путешествие во времени, или Wish You Were Here!
Тема: ------; Автор: Лях Екатерина; Страница в журнале: 62;

Лето — отличное время для отдыха. Тем более, когда у тебя есть хорошая яхта, весёлая команда и планы, как у Александра Македонского — нанести визит в Малую Азию!

Побережье и курорты Эгейского моря — отличное место, чтобы попрактиковаться в яхтинге и прикоснуться к страницам истории. Мы прошли по маршруту Гёчек — залив Сарсала — о.Гемилер — Фетие — Экинчик — Мармарис. Той же морской дорогой шли древние ликийцы и кары: Лидай — Ай Никола — Тельмессос — Каунос — Фискос.
Итак, Гёчек. Бывшая турецкая деревушка теперь стала комплексом частных вилл и отелей с лимонно-апельсиновыми садами и бассейнами. И кроме неимоверного количества цветов в небольшой бухте «расцвели» аж шесть яхтенных марин!
Яхты компании Pupa Yachting базируются в центральной городской марине Town Harbour или Belediye Marina. Налево пойдёшь — в D-Marin попадёшь, направо пойдёшь — в MarinTurk попадёшь. Одна другой краше! А прямо пойдёшь (точнее, поплывёшь на ретро-кораблике, выполняющем роль бесплатного муниципального такси) — попадёшь в Club Marina, расположенную на противоположной стороне залива. Из этих трёх марин обычно и начинают круизы наши яхтсмены. Есть ещё две марины, отведенные под швартовку в основном моторного флота — это Skopea Marina и Marin Turk Exclusive.
Шкипер Александр Никифоров:
Приняли яхты Barolo (Beneteau 40) и Papillon II (Jeanneau SunOdyssey 51). Всё в отличном состоянии. На Barolo есть пара лебёдок с электроприводом, но оставим рассказ о ней её капитану, Николаю Михееву. А мне посчастливилось побыть капитаном на 51-футовом Papillon II. Это просторная яхта, палуба полностью выложена тиком, низкая удлинённая площадка для купания очень удобна: комфортно купаться, подниматься на борт, принимать опресняющий душ. Порадовало расположение лебёдок: 4 штуки у входа в кают-компанию. Один человек может управляться с генуей, не прыгая на поворотах через стол в кокпите. Пригодились и дополнительные лебёдки на мачте: можно в одиночку с носа спускать/поднимать динги. Носовой каютой мы пользовались для складирования палубных матрасов, коих было в достатке. Нет подрульки, но на нашем маршруте нет и тесных марин, где она была бы нужна. Паруса и весь такелаж в отличном состоянии. Порадовал полный рундук запасных верёвок и канатов.
Городская марина, по сути, участок набережной. В марине есть всё необходимое яхтсменам. Закупку продуктов лучше делать в ближайших от марины маркетах Migros или Tansas. Это магазины известных турецких торговых сетей.

На набережной рядом с мариной расположен ресторан «Икар». Согласно источникам, именно над этими водами пролетали Дедал и Икар — герои древнегреческих легенд. Но путеводитель по Турции рассказывает не о гордом стремлении Икара к солнцу, как в греческой версии, а о том, что он залюбовался прекрасными водами и упал в море.
Шкипер Александр Никифоров:
Стартовали из Гёчека (Gocek Municipal Marina, 36°45.038’ N 28°56.463’ E, тел. VHF канал 13. Продукты и воду удобно завозить прямо к трапу лодки на тележках из Migros).
Идём в живописную бухту Сарсала (Sarsala bay, 36°39.401’ N, 28°51.420’ E). Здесь нет посёлка, нет даже дорог, нет туристов, только яхтсмены. Ресторан в этой бухте славится непревзойдённой бараниной и фирменной горячей халвой на десерт. Устроен удобный пирс, обновлённый год назад, установлены муринги, площадка и лесенка для купания. Стоянка бесплатная. Воды и электричества нет. Застали на месте около 10 яхт и довольно много народу — сезон, жизнь кипит. Зимой мне тут нравится больше: на пирсе максимум 1-2 яхты, а чаще — ни одной, вокруг тишина, все греются и сушат вещи у камина, болтают с гостеприимным хозяином, Сизгином. (О прибытии, кстати, лучше извещать заранее). Рекомендую также совершить пешую прогулку наверх, к руинам смотровой башни и турецкому флагу: открывается отличный вид на острова Фетийского залива.

Мы прошли 7.5 мили по маршруту Gocek — Sarsala. Для первой вылазки, с учётом позднего выхода — в самый раз: никто не устал, не укачался и прибыли засветло.
На запад от Гёчека в Фетийском заливе есть много интересных мест, которые стоит посетить: Sarsala, Boynuz Buku, Tersane, Kapi Creek…
Мы выбрали для швартовки Wall Bay Restaurant (36° 38.7’ N 28° 51.1’ E). Получасовая прогулка по сосновому лесу — и перед нами наполовину затопленные морем римские купальни, прозванные турками Хамам Клеопатры. В них теперь можно не ходить, а плавать, разглядывая старую кладку арочных сводов и розовый колер античных глиняных водостоков. Отличное место для фотосессии.
Шкипер Александр Никифоров:
Утром перешли в соседнюю бухту, на встречу с яхтой Barolo. Они ночевали на пирсе местного ресторанчика в Kapi Creek. Вместе отправляемся по берегу к историческим руинам купален Клеопатры, бухта Tomb Bay (36°38.472’ N 28°51.321’ E). Пешеходная тропинка, как многие в Турции, помечена красно-жёлтой краской на камнях. Место очень уютное. Накупавшись и нагулявшись, пересекаем Фетийский залив. Ветер слабый, но позволяет идти 6.5 узла острым курсом. Посещаем остров Гемилер (он же St. Nicolas) и встаём ночевать на якорную стоянку в Cold Вay. Вход на остров Гемилер платный, 8TL, вход с пристани (36°33.301’ N 29°4.009’ E). Пристань для динги, рядом мелко. Яхты стоят чуть дальше на якоре со швартовым на берег. В бухте Cold Bay (36°33.773’ N 29°4.954’ E) принцип тот же. Если высадиться на берег, можно прогуляться пешком к руинам древнего города у деревни Кяйкой или в сторону Олюдениз, подняться к античной башне. Там же есть ресторанчик, работники которого днём встречают яхты, показывают, где лучше встать на якорь, и помогают завести швартовы на берег (к ужину в ресторане это не обязывает). Маршрут Sarsala — Cold Вay 16 миль, через пролив у острова Domuz.
Следующая остановка — Гемилер, остров пилигримов. Здесь находятся руины византийского города. Частично сохранились четыре церкви, дома, главная улица, вымощенная мраморными плитами, могилы, цистерны, зернохранилища... В церкви на вершине острова, построенной в честь святителя Николая, сохранилась мозаика. Эта церковь и дала название острову — Ай-Никола. Так он упоминается в морских путеводителях уже в Средние века. Большинство зданий датируется 5 и 6 веком н.э. Паломники-христиане посещали этот остров на пути к святой земле.
Самой интересной находкой считается 500-метровый туннель — сводчатая галерея, соединяющая церковь на вершине с другой церковью, расположенной в восточной части острова. После многочисленных землетрясений в этом регионе часть построек оказалась под водой, и руины затонувшего города можно видеть, купаясь и плавая с маской.
Верхняя точка острова — это место, куда обязательно надо подняться. Белый маяк — и тот «поднялся» сюда, чтобы полюбоваться прекрасным круговым видом на море, горы и солнце на закате.
После ночёвки в бухте Cold Water Bay мы отправились в Фетие.
Фетие — оживлённый город с торговыми улочками, отельными кварталами и длинной набережной для променада. Название Ece Marina читается как «эдже», переводится как «королевская» и предоставляет соответствующий сервис для яхтсменов. В офисе марины есть русскоязычный сотрудник Елена, у неё можно получить консультацию по всем вопросам, а также пароль для бесплатного wi-fi. Две большие морские черепахи живут прямо в марине, нас заверили, что их все любят, оберегают и приравнивают к местным жителям.
Шкипер Александр Никифоров:
Переход в мой любимый городок Fethiye и стоянка в моей же любимой Ece Marina (Fethiye Ece Marina, 36°37.493’ N 29°6.051’ E, тел. +902526128829, VHF канал 73). Марина большая, яхты всегда встречают на динги, показывают место, куда швартоваться, подают муринг сразу на нос. Удобно. Здесь есть Wi-Fi у офиса, отличные большие душевые и стиральные машины по жетонам. Прямо на территории супермаркет. Стоянка для 51-футовика обошлась в 80 евро, вода и электричество включены. От гостевого пирса «H» далековато идти к душевым, офисам и в город. Зато по дороге можно встретить больших морских черепах.
В античные времена город носил имя Телмессос и был одним из важных торговых центров Ликии. В римско-византийский период он считался центром прорицателей, был посвящён богу Аполлону. По легенде, местный оракул правильно растолковал сон Александра Македонского, связанный с осадой Халикарнаса (современного Бодрума), и полководец включил его в свою свиту для дальнейших походов.
Стоит лишь поднять голову — и увидишь вырубленный в скале комплекс Ликийских гробниц, построенный в 4 в н.э. и считающийся символом Фетие. К нему можно подняться. Дорога сворачивает с набережной, торговые улочки сменяются жилыми домами. И вот уже ступени ведут на самый верх, к старинным колоннам. Отсюда открывается незабываемая панорама вечернего города!
Также в городе сохранились остатки античного амфитеатра на 5000 человек и крепости, построенной родосскими рыцарями. Коллекция археологических находок и предметы быта ликийцев, персов, эллинов, римлян, византийцев и османов стали экспонатами городского музея Фетхие — посетите при случае.
Шкипер Александр Никифоров:
Утром докупаем продукты на рынке и с появлением ветра выходим в сторону местечка Экинчик (Ekincik). Все перебрались фотографироваться на яхту Barolo, а на Papillon II мы вышли вдвоём. В Фетийском заливе ветер встречный. Светлана в одиночку управлялась с парусами на лавировке, вот тут упомянутое расположение лебёдок Papillon II и сыграло наруку. Шли 6-7 узлов, на подходе к бухте Ekincik ветер «выключился», пришлось домоторить последние мили. Пришвартовались в My Marina (36°49.420 N 28°33.032 E, тел. +902522660276). Живописное местечко оформлено в античном стиле. Стоянка стоила 125 TL, включены вода и электричество. Готовьте швартов на носу: муринги короткие, с кольцом — туда продевают швартов и крепят его на утки по обоим бортам.Если питаться в ресторане, то стоянку оплачивать не надо.
Продолжительное купание в очень чистой прозрачной воде, наблюдение за крабами и встреча с двумя знакомыми яхтами, Anouk и Marmarissa, дополнили приятный вечер. Маршрут Fethiye — Ekincik, 37 миль, с лавировкой вышло побольше.
Из Фетие самая активная часть нашей группы отправилась на экскурсию посетить Олюдениз… по воздуху, поднявшись на высоту 2000 м.
О параглайдинге из первых уст, (рассказывает А.Никифоров):
Впечатления незабываемые, словами не передать! Пилоты не только пронесут вас над Олюденизом, бухтой Cold Вay и островом Гемилер, исполнят захватывающие дух акробатические вращения, но и дадут немного «порулить» параглайдом. Доехать к старту можно либо на такси, коих полно в центре Фетие, либо на микроавтобусах, каждые 10-15 минут отправляющихся с остановки (спросите местных, где «долмуш Олюдениз»). Полёты несколько раз в день, на пляже найдёте офисы, где записаться. Цена в пределах 70 евро с человека.
Из деревни Кяйкой в Олюдениз идёт 6-километровая пешая тропа, отмеченная указателями и метками краской на камнях. С неё открываются виды на о.Гемилер и бухту Cold Bay. Также из Гёчека или Фетие можно посетить горный каньон и пещеры по дороге к древнему городу Тлос.
На следующий день, пересев с яхты на моторный катер, мы отправились по устью реки Дальян к античному городу Каунос. Именно эта река в древности была границей между Ликией и Карией. Место знаменито огромными морскими черепахами каретта-каретта и комплексом высеченных в скале гробниц Ликийских царей.
Каунос теперь расположен далеко от моря, но в былые времена он был важным торговым и портовым узлом. О нём упоминал в своих записях «отец истории» Геродот, который сам был родом из соседнего Бодрума — античного Халикарнаса. Город относился к Карии, позже попал под власть персов, а после победы Александра Великого входил в Родосское и Бергамское королевства, а затем в Римскую империю. Сейчас здесь расположен национальный парк. В Кауносе сохранились главные городские здания: театр, византийская церковь, римские бани и агора. После осмотра памятников мы продолжили путь, запечатлев панораму Ликийских гробниц.
Следующая остановка — ванны: обмазаться грязью-глиной и высохнуть на солнце, принять душ Шарко, а затем — в горячий минеральный источник! Обычно ещё рекомендуют выпить чашку травяного чая в местном кафе.
Не спешите переодеваться — следующая остановка на полукилометровом песчаном пляже Iztuzu Beach. Это коса между рекой и морем по версии сайта TripAdvisor вошла в десятку лучших пляжей мира. Вода здесь не такая солёная, дно мелкое, лёгкая волна и всегда — прекрасный вид на остров с гротом. Вам здесь очень понравится!
Обратите внимание на территорию, выделенную черепахам: вещи там не оставляют и не двигают железные треугольные загородки. Именно под ними расположены кладки яиц.
Что взять с собой: спортивную обувь, купальник, полотенце, солнцезащитный крем, фотоаппарат. Экскурсия длится 6-8 часов, стоит 25-30 евро на человека (без/с питанием) + 16 лир на входные билеты. Каждый вечер в My Marina проходит турагент и записывает желающих попасть на экскурсию. Также можно заказать её через наш офис.
На следующий день берём курс на Мармарис.
Мармарис — это античный Фискос. Город был захвачен османами в 1425 году. Здесь построили крепость, служившую опорным пунктом для походов на Родос. Её мощные зубчатые стены с башней отчётливо обозначаются в центре выступающего в море полуострова. В настоящее время в этой крепости разместился музей. В 1522 году султан Сулейман восстановил уже довольно разрушенные стены города, построенные ещё в античные времена, и дал городу название Мирмарис, которое позднее превратилось в Мармарис.
Шкипер Александр Никифоров:
Переход в Мармарис. Маршрут 22 м.мили. Вышли рано, со слабым попутным ветерком. Идём 5 узлов, 4, 3, 2…. На выходе из залива ветерок совсем скис. Пофотографировали Barolo, идущую рядом, остановились покупаться. Вскоре появился и ветерок (летом в этих краях ветер чаще всего «включают» около 12 и «выключают» около 18). С бодрой танцевальной музычкой, купанием на вытравленном кранце и танцами на гике мы весело подошли к Мармарисской бухте. Швартуемся в Yacht Marina Marmaris (36°49.222’ N 28°18.446’ E, тел. +902524220022, VHF каналы 16/72). В марине есть бассейн (работает с 8 до 19), продуктовый магазин и несколько яхтенных, множество мастерских. Ходит автобус в город, также дежурят такси, чем мы и воспользовались, отправившись побродить по узким улочкам в центре Мармариса у старой крепости. Поужинать зашли в любимый многими яхтсменами ресторан Pineapple в Netsel Marina.
В Мармарисе можно прогуляться по старому городу, заглянуть в Мармарисскую крепость и на уличный базар, а вечером пройтись вдоль набережной по улице баров. Большая часть нашей компании туда и отправилась, а я осталась на яхте, пришвартованной на крайнем понтоне — как будто в первом ряду партера современного причального театра. «Показывали» закат.
В этом сезоне флот Pupa Yachting расположился в самой большой марине Мармариса — Marmaris Yacht Marina. В отличие от тусовочной, клубно-бутиковой Нетсель-марины, где можно весело провести время и прикупить яхтенных одёжек, Marmaris Yacht Marina выглядит как большая деревня, но в самом хорошем смысле. Здесь тихо, мирно, вечер можно провести в ресторане, есть сад с фонтаном, большой супермаркет, отличный комплекс из нескольких бассейнов, банкоматы, домик доктора, зоны с душевыми/туалетами и всё остальное, необходимое в марине.
Шкипер Александр Никифоров:
В последний день перед сдачей яхты мы вышли покататься в Мармарисской бухте. Сходили к посёлку Турунч (Turunc), ловили ветер в проливах у острова Keci. Далее отправились на заправку топливом, откачку холдинг-танков и перешвартовку на конечное место стоянки. Вечером покупались в бассейне, устроили небольшую фотосессию.
Прощальный ужин с капитаном яхты «Бароло», пожелания ему удачного выступления и победы на регате Родос Кап (и таки заняли первое место! Ура команде Николая Михеева, выступавшей на нашей яхте First 38!) Разговоры обо всём под вино в нашей турецко-одесско-питерской компании на яхте Papillon II. А утром — перелёт в Стамбул.

Что мы видели в Стамбуле? Стамбульский океанариум, Голубую мечеть, Айя-Софию и подземную Цистерну-базилику, дворец Топ-Капы, парк Миниатюрк. Совершили прогулку по Босфору, сходили в Стамбульский археологический музей, а также на рынок ремесел и скульптуры на главном бульваре города.
Конечно, величественный Стамбул-Константинополь, бывшая столица трёх империй, заслуживает особого внимания. Найдите время для встречи с этим нестареющим городом, а мы подскажем талантливого гида — у нас в Стамбуле есть отличные партнёры.
Резюме
Гёчек-Мармарис — отличный яхтенный маршрут, отправляйтесь и наслаждайтесь! Наши сотрудники с удовольствием проконсультируют по поводу маршрута и помогут с выбором яхты. А также возьмут на себя все заботы по закупке продуктов, организации трансферов и экскурсий, перелётов и проживания в отеле до или после круиза.
Хорошего вам отдыха и до встречи на новых яхтенных маршрутах!
Wish you were here!

Команда Pupa Yachting

Путевые заметки писали Екатерина ЛЯХ и Александр НИКИФОРОВ.
Фотографии Петра СИНКЕВИЧА.