Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Finnboat Small Boats’ Floating Show 2013
Тема: Finnboat Floating Show; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 46;

Очередная «фиеста» от Finnboat (Федерации финской судостроительной промышленности) — испытания новинок малого судостроения Страны Суоми. На сей раз действительно «малого» — длиной до 7 м и только с подвесными моторами. Место действия — озеро Vanajavesi в полутора часах езды от Хельсинки. Испытатели — журналисты ведущих европейских тематических изданий. «Фарватер», как обычно, в их числе.

Любимый славянский вопрос: «Зачем платить больше?» Другими словами, чем же так хороши финские лодки? Проще всего отвечать пользователям Apple, которые давно поняли, почему Macintosh, а не Windows. Просто потому, что удобно, надёжно, стабильно и безопасно. В лодках то же самое, только на кону безопасность уже не «железяки» (которая может сгореть или «наловить» вирусов), а жизнь семьи или друзей. И стабильность означает обеспеченность начального капиталовложения, ибо лодки после пары лет эксплуатации не «гремят» и не покрываются «паутинками» трещин по гелькоуту. Чудес не бывает: более качественная продукция всегда требует более квалифицированных создателей и лучших ингредиентов.
Впрочем, я уже столько раз расписывал достоинства «финнов», что могу показаться пристрастным (или заангажированным). Потому просто перехожу к конкретным испытанным моделям, которые поделил на группы — надеюсь, так читателю будет проще разобраться с их назначением и сравнивать однотипные.
МАЛЫЕ МОТОЛОДКИ
Их основные преимущества: лёгкость (на берег вдвоём-втроём вытащить можно), дешевизна при покупке и эксплуатации. Если ваша акватория — небольшие речка/озеро, а до места действия — не более 2-3 километров, то как судёнышки для рыбалки или пикников эти лодки — самое оно.
Buster Mini + Yamaha 8
Длина 3,82 м, ширина 1,4 м, вес 104 кг, мощность мотора — до 8 л.с.
У этой маленькой лодки удивительное свойство «порхать» с волны на волну, подобно мотыльку. Противный дождь и свежий ветер с неприятной волной не помешали получить удовольствие именно от хода — казалось, судёнышко играет с гребнями, легко на них выскакивая. Немного брызг попадало в кокпит только при ветре в скулу. Скорость с двумя седоками — 26,2 км/ч. Во всём диапазоне скоростей идёт, как по рельсам. Становлюсь на борт: корпус кренится на 10 градусов и замирает — остойчивость тоже на уровне. Ну очень удачный корпус!
Сама же лодка — образец аскетизма: три банки и две пары подуключин. Под кормовой банкой — бензобак, в остальных — блоки плавучести. По-настоящему рабочее судно.
Terhi 400 + Honda 10
Длина 4,01 м, ширина 1,5 м, вес 120 кг, мощность мотора — до 10 л.с.
Лодка весьма презентабельна: плавный овал борта, ABS-пластик корпуса стильно-матовый, углы в кокпите скруглены, аккуратные лавочки (по-моряцки — банки) с гладкими поручнями (безопасность) по бортам. Под кормовой банкой — бензобак, грузовой объём — только в носу. Швартовочные утки в нишах снаружи корпуса (чтобы рыбацкие снасти не цеплялись), две пары подуключин и микроконсоль — вот и вся лодка. Но что ещё рыбаку надо?!
Судно уверенно отыгрывает невысокую волну, динамично кренится при резких выворотах руля, с одним седоком разогналось до 30,2 км/ч. Претензий на ходу не предъявлю. Единственный занятный факт: сливной шпигат в днище осушает пустую лодку, но становится «заливным», если хоть один человек в неё шагнёт. Т.е. вынул пробку — быстро выскакивай.
Buster XSr + Yamaha 20
Длина 4,15 м, ширина 1,65 м, вес 160 кг, мощность мотора — до 20 л.с.
«Бустер», как обычно, предельно практичен: под ногами нескользящая и негремящая ламинированная фанера, на металл банок наклеен мягкий пластик (вроде тонкого каремата), под ними — рундуки, пластиковые поручни — они же швартовочные утки, на консоли — полезная здесь ёмкая полка. Штурвал очень легко крутится — «механика», но настроена безупречно.
А вот на ходу лодка разочаровала: с тремя людьми на борту выходит на глиссирование долго и тяжело. И это с «максимальным» двигателем и без груза! Резкий разворот — лодка «проваливается» кормой и снова начинает медленный разбег. С двумя седоками приёмистость уже более-менее. Максимальная скорость — 36 км/ч.
Suomi 475 Cat + Yamaha 9,9
Длина 4,84 м, ширина 1,75 м, вес 210 кг, мощность мотора — до 15 л.с.
Верфь («Фарватер» о ней ещё не писал) — небольшой семейный бизнес, специализация на малых (4,1-5,2 м) моторных и гребных лодках. Нынешний директор (сын основателя) Паси Суомалайнен: «Мы стараемся сделать свои суда максимально экономичными в покупке и эксплуатации. По цене они конкурируют с аналогичными Suvi, но даже по внешнему виду Suomi презентабельнее». Действительно, если могучее подразделение Konekesko экономит на гелькоуте (как — читайте ниже), то формованные в матрице лодки Паси привычно гладкие и блестящие.
А ещё верфь Suomi — единственная в Финляндии, производящая катамараны. Такой консерватизм остальных судостроителей меня, признаться, удивляет, ибо концепция очень хороша: судно ёмкое, по остойчивости и простору кокпита не сравнимо с монокорпусником. И однозначно комфортнее ход по волне: лодка явно меньше «тормозится» гребнями, проходит их очень мягко, лишь плавно покачиваясь. Поворотливость похуже? Так и не надо, не спортивный же болид.
В кокпите — три рундука под сидениями и подуключины. К которым у меня единственная претензия: видимо, рассчитывались под очень высокого гребца, чуть сместить бы их (или упоры для ног…).
«РЫБАКИ–ЛЮБИТЕЛИ»
Название группы весьма условно: речь о семейных многоцелевых судах с приоритетом рыбалки. Т.е. важны свободный кокпит, доступ к периметру борта и практичная отделка (чтобы заляпанная чем угодно лодка легко отмывалась). Плюс хорошая скорость — «дальность действия» (до места рыбалки или пикника) этих судов исчисляется километрами.
Suomi 440 RDL + Yamaha 30
Длина 4,4 м, ширина 1,7 м, вес 240 кг, мощность мотора — до 30 л.с.
Мотолодки Suomi — семейные суда для рек и озёр. Вот и новый 440 RDL — это «плавбаза» рыбака, «такси» к месту отдыха и «грузовик» для дачи. Большой носовой кокпит («плацдарм» для ловли на спиннинг и грузовой отсек для всяческой поклажи), проход в корму по левому борту, три сидения у транца и одно — перед консолью (последняя защищает только водителя: всё же судно маленькое). Три рундука, поручни по всему периметру, металлическая накладка в носу, стойка клотика и весло — исчерпывающе и без излишеств. Исполнение аккуратное, эргономика — на высоте, безопасность — тоже.
Мягко встречает волну, поворачивает без «драйва» — таким и должен быть настоящий «семейник». К сожалению, на испытаниях был немного повреждён винт, потому замерять скорость не было смысла. Но лодка однозначно понравилась.
Bella 485 R + Mercury 60
Длина 4,9 м, ширина 2,0 м, вес 470 кг, мощность мотора — до 60 л.с.
Лодки этой верфи неизменно красивы и нарядны: эстетичный дизайн корпуса и консоли, скругленные углы, гармоничное цветовое сочетание полос на борту и обивки диванов. Перекидная спинка рулевого сидения позволяет на стоянке общаться лицом к лицу сразу четверым (и за спиннингами наблюдать удобно). Консоль сдвинута к правому борту, слева полноценный проход. По периметру стекла удобный поручень, перед глазами — большой дисплей фишфайндера. Двойное сидение рулевого обрадует отца семейства (ребёнок рядом под контролем) или пару влюблённых.
Лодка быстрая — с двумя пассажирами развивает 63-64 км/ч. А вот на волнении откровенно разочаровала: удары о волны были столь ощутимы, что я то и дело скорость сбрасывал да гребни «обруливал». Судно явно для речной глади.
Silver Fox 485...
Концепт Fox давно и хорошо известен украинским рыбакам — этих лодок на реках и водохранилищах хватает. Экономичный (в покупке и эксплуатации) размер, достаточно «мягкие» на ходу обводы… Впрочем, последние претерпели модификацию — именно по опыту длительной эксплуатации. Заодно объёмы рундуков увеличились. Но основное новшество к грядущему сезону — множество компоновок.
...DC 485 + Honda 50
Длина 4,85 м, ширина 1,95 м, вес 400 кг, мощность мотора — 40-50 л.с.
Откровенно рыбацкая (или «грузовая») компоновка с большим открытым кокпитом в носу. В корме сплошной диван, перед которым две бортовые консоли. Пара рыбаков на ходу защищена ветровым стеклом и (в случае дождя) тентом. С последним не всё гладко: «кабинка» получается малого объёма, и окна у нас очень быстро запотели — пришлось дверку открывать (благо, дождь был не сильный). И выхлоп в эту «кабинку» подсасывает… Хорошо бы продумать активную вентиляцию без ущерба для защиты от ливня.
На волнах лодка ведёт себя хорошо, динамическая остойчивость тоже «на уровне» (пытался свалиться с продольной волны — не получилось!). Не любит резких манёвров — просто их не делает, замедляясь и разворачиваясь плавно (тут и неприёмистый двигатель «виноват»). На малом ходу нестабильна на курсе — водит носом, приходится активно работать рулём. На среднем ходу не любит сильно «отжатого» двигателя — начинает дельфинировать. Зато на полном ходу — сама стабильность.
...BR 485 + Honda 50
Длина 4,85 м, ширина 1,95 м, вес 420 кг, мощность мотора — до 50-60 л.с.
Консоли (по-прежнему раздельные) сдвинуты вперёд (относительно DC), между ними и кормовым диваном тут пара кресел. Теперь под защитой ветровых стекол и тента уже 4-5 пассажиров. «Пострадал» носовой кокпит.
Перераспределение веса по длине сказалось в первую очередь на малом ходу: BR значительно стабильнее на курсе, постоянно крутить штурвалом уже не нужно. На глиссировании заметной разницы не ощутил.
...Avant 485 + Honda 50
Длина 4,85 м, ширина 1,95 м, вес 400 кг, мощность мотора — 40-50 л.с.
Avant — альтернатива DC: вместо пары одиночных консолей в корме одна двойная, сдвинутая к правому борту. Большой носовой кокпит дополнен длинным сидением по левому борту. На малом ходу пассажир пересаживается на это сидение (по диагонали от рулевого) и лодка становится значительно стабильнее (для рыбаков — на троллинге).
Дизайн консоли понравился: высокое эстетично изогнутое стекло, панель с дисплеем фишфайндера, ёмкая полочка под стеклом. На ходу — полный комфорт, ветер лишь чуть ерошит волосы… Но когда пассажир пересел с бокового дивана на откидное сидение перед консолью — мне пришлось передвинуться, чтобы скомпенсировать крен. М-да, у «Сильверов» хроническая проблема с динамической остойчивостью. Другими словами, эти лодки очень желательно заказывать с транцевыми плитами.
Полный ход — 54 км/ч. На волнах оказалось удобно и даже забавно рулить стоя (ногами демпфируешь удары): просто игра с волнами получается, откровенное удовольствие.
Silver Wolf Avant 510 + Honda 60
Длина 5,10 м, ширина 1,98 м, вес 520 кг, мощность мотора — 50-60 л.с.
Расположение консоли — точная копия предыдущей лодки. Но «Вольф» чуть крупнее и ёмче, поэтому между консолью и кормовым диваном появилось двойное сидение, на котором (цитирую «штатного» капитана): «Можно сидеть вместе и любить друг друга». И в «семейном» смысле очень удобно: отец на этом сидении контролирует (правой рукой) одного ребёнка, мама на кормовом диване не даёт выпасть другому. На стоянке спинка одним движением переворачивается — все четверо могут общаться лицом к лицу.
«Вольф» всего на 25 см длиннее «младшенького», но разница в мореходности очень заметна: на том же волнении лодка идёт заметно мягче. Безопасность проверил спортивными разворотами на полном ходу — уверенный контроль, умеренный крен, ни намёка на тенденцию к перевороту. Как сказал голландский коллега Ганс Папенбург, «на этой лодке невозможно сделать что-либо плохое».
Её, как и предыдущую, лучше заказывать с транцевыми плитами. Максимальная скорость с двумя седоками — 53 км/ч (винт явно не оптимальный, лодку ещё можно «разогнать»). На глиссирование выскакивает за 6 секунд.
Buster Х + Yamaha 70
Длина 5,25 м, ширина 2,01 м, вес 480 кг, мощность мотора — 50-70 л.с.
От былого Х остался лишь концепт. Напомню: корпус, консоли и сидения-рундуки (двух размеров) — это «детали конструктора», собираемые вместе произвольно, по желанию конкретного заказчика. Причём упомянутые сидения мобильные — их владелец может быстро снять (перед рыбалкой) или установить (перед семейным пикником). Предельно практично.
Но составляющие этого «конструктора» переделаны полностью — по опыту эксплуатации. У корпуса увеличили килеватость, повысив ходовой комфорт. Консоли теперь составные (пластик/АМГ), другой формы и с более высоким ветровым стеклом. На увеличенной приборной панели помещается здоровенный дисплей — такие не на всех больших катерах ставят. Левая (пассажирская) консоль по ширине меньше правой — чтобы проход расширить. Совершенно по-другому сделана дверь. На лодке один из самых больших «в классе» бензобаков — 100 л.
За штурвалом высокой и солидной консоли — ощущение намного большего судна. Ощущение усиливается, если поставить тент (последний «прячется» в транцевом рундуке). Сидя в рулевом кресле, я с трудом рукой достаю до «потолка»: над седоками очень просторно. Можно отстегнуть кормовую часть тента, оставив лишь козырёк — на ходу он вполне защищает от дождя (капли перелетают даже через сидящих в корме).
На глиссирование выскочили за 4 секунды — лодка очень динамична. Она лихо разворачивается на полном ходу, хорошо режет волны, стабильна на курсе во всём диапазоне скоростей. Отличный компромисс резвости, мореходности и маневренности.
Итоговое ощущение от судна я бы выразил так: от неё ожидаешь меньшего, глядя со стороны (лодка ведь длиной всего 5,25 м!), и о ней думаешь, как о явно большей, сидя за рулём. Очень удачный проект.
Faster 525 SC + Honda BF75
Длина 5,25 м, ширина 2,1 м, вес 530 кг, мощность мотора — 50-80 л.с.
Juha Snell Oy производит легкосплавные лодки уже 35 лет. И хоть предназначены они как для рыбалки, так и для отдыха, вид имеют недвусмысленно «рабочий»: корпус и кокпит из АМГ (3 мм), консоль из толстого полиэтилена, сборка — на сварке и солидных болтах. В такое судно можно шагать грязными сапогами и бросать на пайолы любые железяки — на внешнем виде и сроке службы не скажется. Песок и грязь легко смываются из ведра, свободно «уходя» за борт через шпигаты самоотливного кокпита — практичность превыше всего! Об этом же говорят и детали помельче: весло в специальных бортовых держателях, цельная дверь в АМГ-раме, поручни по периметру борта и ветрового стекла, большая (под фишфайндер солидного размера) приборная панель…
Славятся эти лодки и мореходностью. Действительно, на волне 525 SC не сильно гремит днищем, уверенно взрезая гребни. Маневрирует энергично, динамическая остойчивость на уровне («уронить» судно с продольной волны мне не удалось), вибрация в кокпите минимальная.
Модификация SC означает две бортовые консоли и центральный проход в нос. Альтернатива — CC (центральная консоль) — более любима рыбаками.
Suvi 5700 SR Duo + Yamaha 70
Длина 5,7 м, ширина 2,28 м, вес 520 кг, мощность мотора — 60-70 л.с.
Эта верфь — одна из очень немногих в мире, чьи продажи в последние годы лишь увеличились. Всё дело в «антикризисной» стратегии: очень добротные проекты, но в бюджетном исполнении. Экономят на палубе, формуя её, во-первых, «по частям», а во-вторых, на пуансонах. Последние не нужно полировать до глянца, что очень дорого. А если меняют дизайн, к примеру, консоли, то переделывают именно пуансон консоли, но не всей палубы, как обычно. Рундуки и консоли крепят в ванну кокпита местным напылением, потом всё красят, соединяют с корпусом — лодка готова. Да, вид у неё неэстетичный и даже кустарный. Но экономия на корпусе — 30-35%, а рыбаку нужна лодка добротная и недорогая, а что не блестит гламурно — неважно.
Что до добротности, то приведу лишь факт, который сами строители разглашают очень неохотно: по обводам Suvi — это те же Yamarin! Последние давно завоевали репутацию безупречно спроектированных, очень мореходных и прекрасно работающих на волне. Оба брэнда входят в одну корпорацию Konekesko, так почему бы и не оптимизировать расходную часть бюджета?!
Отличный пример вышесказанного — Suvi 5700 SR Duo. На фоне сверкающих глянцем «соседей» это просто «гадкий утёнок»: поверхности кокпита грубые, шероховатые. Впрочем, первое негативное впечатление начинает меняться уже при осмотре кокпита: удобные сидения, во всех нужных местах — нержавеющие поручни, в консолях — удобные бардачки, в бортах — полки… На малом ходу относительно короткая лодка виляет носом не хуже и не лучше большинства «одноклассников». Пассажир пересел — появился крен (лодка валковатая, килеватость на транце — 20,5 градусов). Но стоило выйти на глиссирование — лодка моментально выпрямилась сама (признак «правильных обводов») и полетела над поверхностью воды, пронзая небольшие и взлетая на более крупных гребнях. Ходовой комфорт — на зависть многим. Плавные и резкие манёвры, пересечение волны под разным углом — корпус работает великолепно! Самое любопытное, что на тест-дистанции мы ненамного отстали от быстроходных Bella-Flipper с их в 2 раза более мощными моторами… Ещё одна «изюминка» этого тест-шоу!
Sea Star 20 + Honda 90
Длина 6,08 м, ширина 2,26 м, вес 770 кг, мощность мотора — 60-100 л.с.
Сама лодка не нова, этот корпус я испытывал 2 года назад. Отличная «рабочая лошадка» рыбака, ёмкий перевозчик пожитков на дачу либо же друзей «на природу». Обводы — сочетание острого носа (волну резать) и плоской кормы (более ранний выход на глиссирование), для стабильности на курсе есть невысокий киль. Мощный корпус, высокие борта, сплошной глубокий и просторный кокпит, несколько больших рундуков.
Главная идея судна: оно поставляется дилерам по частям. А уже на месте заказчик просто пальцем показывает, где прикрутить консоль и сидения-рундуки (блочные, полиэтиленовые). Кому-то нужен большой кокпит в носу, а кому-то интереснее побольше сидений в корме — всё легко выполнимо. И ещё одна степень свободы: сидения крепятся не к днищу, а к профилю, вдоль которого сдвигаются одним движением. Наш кормовой диванчик можно сдвинуть к правому борту, под защиту консоли, а можно к левому — на стоянке так интереснее. Аналогично — сидение перед консолью.
Лодка достаточно «мягкая» на ходу, даже на носовой банке меня не сильно «кидало». А на кормовом диване я даже позволил себе растянуться в удовольствие и чуть не уснул под ободряющий хохот коллег. Ход солидный, манёвры степенные (лодка не относится к вертлявым), остойчивость хорошая. Веский аргумент к характеристике: лодка чрезвычайно популярна у норвежских рыбаков, которые знают толк в плавсредствах…

(Продолжение следует.)