Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Регистрация яхт в Украине
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 80;

На вопросы читателей журнала отвечают специалисты Международной юридической службы (Interlegal) Юлия СТАРОВА и Кирина РЯШЕНЦЕВА.

 

Нам известно, что Международная юридическая служба (Interlegal) ведёт большую работу по регистрации судов, в том числе маломерного флота и яхт. Скажите, пожалуйста, в каких юрисдикциях наиболее часто регистрируются яхты?
Мы оказываем услуги по регистрации яхт в самых разных, часто весьма экзотических и в то же время очень популярных, юрисдикциях: в Панаме, на Британских Виргинских островах, в Белизе, Гибралтаре, на Кипре, островах Мальта, Джерси и Гернси и во многих других странах, флаги которых чрезвычайно удобны для регистрации и эксплуатации яхт. Мы знаем это не понаслышке, поскольку непосредственно занимаемся деятельностью по комплексному содействию клиентам в регистрации яхт, да и других судов.
Что же Украина? Неужели здесь не регистрируются суда?
Конечно, украинский флаг во многих отношениях проигрывает флагам вышеперечисленных государств. Однако некоторые патриотически настроенные владельцы желают ходить под флагом Украины, поэтому мы хотели бы подробнее осветить условия регистрации судна в Украине.
Сначала уясним: регистрация судна — это обязанность или право собственника (судовладельца)? Несомненно — обязанность. В ч. 1 ст. 116 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривается ответственность за управление речными или маломерными судами, не зарегистрированными в установленном порядке. Согласно таможенным нормативным документам яхты, принадлежащие физическим лицам, считаются маломерными судами. Это, конечно, слишком упрощённый подход.

Так что же, можно регистрировать каждое маломерное судно?
Во-первых, не подлежат регистрации суда, находящиеся в стадии строительства.
Во-вторых, зарегистрировать можно только то судно, которое подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины.
Таким образом, регистрация судов — это не только обязанность, но и право, в частности, право плавания под Государственным флагом Украины, и пространство, которое занимает судно, аналогично территории государства (во всяком случае, если судно, в том числе маломерное, находится в открытом море).

Какие же суда не подлежат государственной регистрации?
Весельные суда длиной до 2,5 м, которые используются без двигателя;
плавсредства, являющиеся принадлежностью другого судна (в качестве главной вещи);
военные корабли и суда;
суда, постоянно зарегистрированные в других странах, за исключением временной регистрации судов, зафрахтованных по бербоут-чартеру.

Какие суда необходимо регистрировать?
Лодки, оснащенные мотором любой мощности;
байдарки, шаланды, надувные и другие гребные лодки длиной более 2,5 м;
байдарки грузоподъёмностью более 150 кг;
весельные (гребные) лодки, кроме надувных, грузоподъёмностью более 100 кг;
надувные лодки грузоподъёмностью более 250 кг.

Кто может быть субъектом прав и обязанностей по регистрации судов, в том числе маломерных? Может быть, судоводители? Ведь именно они отвечают за управление незарегистрированными судами, в том числе яхтами.
Конечно, нет. Только собственники, судовладельцы и фрахтователи (на время фрахта как раз они становятся временными судовладельцами).
Кто может и должен производить государственную регистрацию яхты?
Капитаны морских и речных портов Украины. Яхты, которые предназначаются только для плавания по рекам, могут быть внесены в Государственный реестр Украины непосредственно Укрморречинспекцией. Яхты, вместимостью менее 80 единиц (регистровых тонн) и оснащенные двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л.с.), регистрируются в Судовой книге, а яхты, оснащенные более мощными двигателями и большей вместимости, подлежат регистрации в Государственном реестре.
Что необходимо для государственной регистрации яхты?
Сначала подаётся заявление, форма которого утверждена 13.12.2006 Министерством транспорта и связи Украины (ныне Министерство инфраструктуры) для регистрации в Государственном судовом реестре. Особая форма заявления утверждена для прогулочных судов, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре Украины, а также отдельная форма заявления предусмотрена для регистрации в Судовой книге. Если судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре, заполняется ещё и анкета Государственного судового реестра Украины (для прогулочных судов имеется особая форма). При регистрации в Государственном судовом реестре подаются также копии обмерного свидетельства, свидетельства о пригодности судна к плаванию (либо документы, подтверждающие прохождение судном технического надзора) и документы, подтверждающие наличие или отсутствие каких-либо залоговых обязательств. Прилагаются также фотографии судна с левого и правого бортов. Судовладельцы в первую очередь должны подать копии документов, свидетельствующих о том, что они владеют яхтой на законном основании. Обязательна подача копии Классификационного свидетельства, которое выдаётся собственнику в результате проведения осмотра судна. В специальных случаях также подаётся оригинал документа, который подтверждает исключение судна из предыдущего органа государственной регистрации.
При регистрации судна в Судовой книге всё гораздо проще, но требуются доказательства выполнения установленных обязательных платежей и налогов, в том числе нового сбора, введённого Налоговым кодексом Украины, ст. ст. 231 — 239, за первую регистрацию транспортного средства в Украине.
Для регистрации судна, находящегося в бербоут-чартере, которое регистрируется временно, обязательно предоставление следующих документов:

 

  • копия договора фрахтования;
  • разрешение судовладельца на регистрацию судна;
  • разрешение на регистрацию судна, выданное компетентным органом иностранного государства, где судно зарегистрировано;
  • разрешение залогодержателя, если судно заложено.

Последние документы подаются в оригинале, а все копии должны быть засвидетельствованы нотариально либо иным компетентным лицом, например, биржей, комиссионером или самим органом, осуществляющим государственную регистрацию судна в Украине.
Кроме того, необходимы документы, удостоверяющие личность индивидов, приобретающих и отчуждающих яхту (если она отчуждается, конечно).
Представить исчерпывающий перечень документов, которые могут потребоваться при регистрации яхты в Украине (особенно большой, отнюдь не являющейся маломерным судном), причём на все случаи жизни, разумеется, невозможно.

Сколько времени занимает регистрация яхты?
В среднем регистрация яхты в Украине занимает около двух-трёх недель, тогда как в удобных юрисдикциях может быть зарегистрирована за день-два или три дня.
Какие же документы свидетельствуют о состоявшейся регистрации яхты?
В первую очередь, Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (Судовой патент) — Certificate Of Navigation Under The State Flag Of Ukraine (Ship’s Patent) и Свидетельство о праве собственности на судно — Certificate Of Ownership. Для прогулочных судов закреплена особая форма — Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (Судовой патент) для прогулочных судов — Certificate Of Navigation Under The State Flag Of Ukraine (Ship’s Patent) For Recreational Ships, а также Свидетельство о праве собственности для прогулочного судна — Certificate Of Ownership For Recreational Ships.
Суда, которые регистрируются в Судовой книге Украины, получают Судовой билет, удостоверяющий право плавания маломерного судна под Государственным флагом Украины.
Свидетельство о минимальном составе экипажа — Minimum Safe Manning Certificate, или Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, которое выполняет плавание по внутренним водным путям Украины, или Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, которое выполняет международное плавание по реке Дунай — Vorlaufig Bescheinigung Uber Die Minimale Mange Der Besatrung Des Schiffes, Die Internationale Route Auf Der Donau Hat; Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред от загрязнения нефтью — Certificate Of Insurance Or Other Financial Security Of Civil Liability For Oil Pollution Damage — это также важнейшие судовые документы, необходимые для регистрации в Украине.
Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте выдаёт и другие документы по формам, утверждённым Министерством инфраструктуры Украины, наличие которых на борту яхты обязательно при её плавании.

Есть ли какие-то особенности при присвоении судну названия и бортового номера?
Каких-либо нюансов в обеих процедурах нет. На сегодняшний день, как и в иностранных юрисдикциях, за присвоение названия судну государственный сбор не взимается. Что касается бортового номера, то практике известны случаи, когда возможно присвоить индивидуальный номер тому или иному судну.
Несомненно, мы бы хотели обратить внимание на то, что выработать единый алгоритм регистрации яхты под Украинским флагом невозможно. На практике мы сталкиваемся с тем, что каждая регистрация — это особый процесс, который зависит от разных факторов и нюансов. В связи с этим для каждого нашего Клиента мы разрабатываем индивидуальный подход.
Поэтому, дорогие читатели, мы всегда будем рады провести вас сквозь юридические дебри этой нелёгкой процедуры регистрации, которая, в итоге, предоставит вам возможность спокойно и уверенно путешествовать по рекам и морям.