Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Ещё раз о страховании
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 94;

Международная юридическая служба «Interlegal» оказывает яхтсменам комплекс услуг по правовому сопровождению яхтинга – от строительства или приобретения яхт до обеспечения интересов судовладельцев, терпящих убытки, в частности, от повреждения и даже гибели судна. На вопросы, особенно интересующие читателей «Фарватера», отвечают юристы Международной юридической службы Юлия СТАРОВА и Кирина РЯШЕНЦЕВА.

За последнее время количество владельцев яхт значительно увеличилось, а услуги по их страхованию стали повседневным делом. Тем не менее, до автоматизма в страховых отношениях ещё далеко. Каждый судовладелец хочет получить как можно более надёжную и широкую страховую защиту, причём не слишком дорого. Это и понятно: столь сложное в обращении и дорогостоящее имущество как яхта должно быть обеспечено соответствующей финансовой защитой, желательно, на все случаи жизни. То есть, не только от повреждения, гибели и т.п. чрезвычайных морских происшествий (H&M), но и гражданская ответственность судовладельца должна быть застрахована на случай нанесения ущерба имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью человека (P&I). И обязательно должны быть застрахованы жизнь и здоровье членов экипажа яхты, а также пассажиров. Это особенно важно в международных рейсах: в чужой стране гораздо труднее получить помощь, чем в своём государстве, где законодательство и обычаи понятнее, и легче добиться содействия властей и публичных служб.
В рыночной экономике страхование получило огромное распространение и, кажется, любой страхователь хочет сэкономить на страховых премиях, получив при этом большее страховое покрытие своих рисков, а страховщики должны стремиться создавать прибыль, добиваться роста страховых фондов и т.п. Нет ли здесь непримиримого противоречия?
Развитие рыночных начал в экономике как раз и способствует урегулированию этого противоречия, ведь каждая страховка — это договор, а именно договор морского страхования. Рост страховых тарифов, необоснованные отказы в выплате страхового возмещения, плохо налаженный сервис снижают конкурентоспособность страховщиков, хотя, возможно, и приносят конъюнктурные выгоды. Всё это подрывает долгосрочные перспективы развития страховщиков. Да и не все страховщики имеют целью создание прибыли. Например, P&I страхование большей частью осуществляется клубами взаимного страхования, а они бесприбыльные организации. Звучит несколько парадоксально, а по существу так и есть, поскольку в таких клубах страхователи выступают совокупным страховщиком. Разумеется, идеальных отношений в сфере страхования не обеспечивает и рыночная экономика. Так, 12 мощнейших клубов P&I, объединённые в Международную группу, создали своеобразную монополию, поскольку охватывают своими услугами около 90% рынка. Недавно в Европейском Союзе было проведено антимонопольное расследование деятельности этой организации страховщиков. И что же? Еврокомиссия так и не подтвердила, что эта монополия приводит к серьёзному нарушению интересов страховщиков. Колоссальный опыт и выработанная долговременной практикой культура страхования позволяют сбалансировать интересы страховщиков и страхователей. Чрезмерная экономия со стороны страхователей также подводит к выводу, что от этого может пострадать, в первую очередь, сам страхователь, поскольку дешево стоит только недостаточно качественный сервис.
Конечно, любой договор страхования индивидуален, хотя и соответствует правовым нормам. Например, увеличение франшизы может компенсироваться некоторым уменьшением страховых тарифов. Срок страхования также имеет значение. Чем длиннее, тем выгоднее для судовладельца. Обычно страхование производится сроком на один календарный год. Часто в итоге это оказывается для судовладельца выгоднее, чем страховать яхту только на период её активной навигации. Наша задача — объяснить страхователям все плюсы и минусы тех или иных условий страхования. Каждый владелец яхты выбирает сам, что ему более выгодно и необходимо. Вполне естественно, что он пользуется юридической помощью кого-либо из адвокатов или юридических фирм.

Какие тенденции Вы наблюдаете на рынке страхования яхт?
Количество страховщиков понемногу растёт. Однако действительно ёмкий рынок страхования в Украине так и не сформировался. Страховщики оптимизируют свои портфели рисков, часто объединяя и укрупняя их путём покупки у других страховых компаний. При этом возникают узко специализированные страховые общества, профильная деятельность которых ограничивается транспортным страхованием, к примеру. Страхованием яхт обычно занимаются специалисты компаний, объединённые в управления, отделы и центры, входящие в структуру мощных страховых обществ. Это позволяет повышать профессионализм оказанных страховых услуг, разрабатывать новые страховые продукты и т.п.
Как же практически происходит заключение страхового договора?
Когда после исследования рынка страховых услуг выбран подходящий страховщик и подходящий страховой продукт, составляется заявление страховщику с просьбой застраховать ваше судно, гражданскую ответственность, а также жизнь и здоровье, если это потребуется. Выбор страховщика, конечно, фактически ограничен, если яхта куплена за счёт банковского кредита. В этом случае банк потребует покрыть все возможные риски, причём у страховщика, который подходит ему, хотя вам он может и не слишком нравиться. В то же время страховщики, с которыми работают серьёзные банки, также оказываются довольно компетентными, так что если яхта куплена в кредит, то лучше согласиться с выбором банка, который наверняка окажется взаимно выгодным. Если же у вас будут какие-то специальные мотивы и предпочтения, банк может принять ваш выбор компании-страховщика. Страховщик оценивает риски и выдаёт котировку. Страховые тарифы зависят от возраста судна, его стоимости, района эксплуатации, объёма страхового покрытия и др. При котировке яхт страховщики также уделяют отдельное внимание флагу и в определённых случаях даже отказываются страховать яхты (в частности, под флагом США). Вас должны ознакомить под расписку с Правилами страхования, которые разрабатывает и утверждает каждый страховщик. Затем вы уплачиваете страховую премию и получаете страховой полис.
От чего обычно страхуют яхту?
Застраховаться можно от стихийных бедствий, пожара, взрыва, поломки двигателя, что отличает страхование яхт от страхования КАСКО автомобилей, при котором поломка двигателя, как правило, не страхуется. В отношениях страхования ответственности судовладельца страхуются риски столкновения с другими судами, иными плавучими и не плавучими объектами, причём такой страховой случай может охватываться и H&M страхованием. Таким образом, в случае столкновения застрахованы как ущерб, причинённый вашей яхте, так и повреждения, которые ваша яхта причинила другому судну или сооружению, в том числе береговому. Разумеется, страховое покрытие распространяется на вред, причинённый жизни и здоровью третьих лиц, а также вред от загрязнения окружающей среды.
Хищение яхты и её частей и принадлежностей, аварии при спуске на воду и подъёме яхты на берег, а также при переустановке на берегу, проведении погрузо-разгрузочных работ — это тоже страховые случаи, которые покрываются H&M страхованием. Обычно исключаются из страхового покрытия военные риски и риски, связанные с народными возмущениями (гражданскими волнениями), а также риски в связи с транспортировкой яхты на другом транспортном средстве (подвижном составе). Конечно, можно обеспечить страховое покрытие и таких рисков, если внести соответствующие оговорки в договор страхования — страховой полис. Этот договор выдаётся страхователю только после оплаты страховой премии. Договор страхования является двусторонне обязывающим, так как и страховщик, и страхователь имеют как права, так и соответствующие им обязанности. При нормальном развитии отношений страхования обязанной стороной является страховщик, обременённый обязанностью произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Некоторые обязанности по договору страхования несёт и страхователь, хотя главная из них — уплата страховой премии — уже выполнена к моменту заключения договора. Например, страхователь обязан своевременно сообщить страховщику о наступлении страхового случая и принять все разумные меры по предотвращению и уменьшению убытков, которые может вызвать или вызывает страховой случай.

Спасибо за беседу и — до новой встречи!