Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Boot-Dusseldorf 2013 - Targa 44
Тема: Targa; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 36;

"Фарватер" уже представлял (№1/2011) это небанальное судно, но лично я с ним ещё не работал. И потому хочу увиденное в павильоне Boot-Dusseldorf дополнить комментариями коллег-испытателей из разных стран, уже "обкатавших" флагман финской верфи. А комментарии достойны внимания…

Targa 44 — не только флагман Botnia Marin, но и самое крупное судно среди всех морских «внедорожников» — так нелогично, но образно, называют катера, способные поддерживать высокую скорость даже в штормовых условиях. Кстати, исторически «внедорожники» и начались именно с брэнда Targa.
Следуя незабвенному Козьме Пруткову, «зрю в корень» — нахожу принципиальные отличия от остальных «сорока-с-лишним-футовиков». Первое — форма корпуса: кроме «опорной» скулы и носа с «боевым» развалом к палубе имеем острый форштевень, достаточно резко и глубоко входящий в воду. А чтобы этот «резак» не выскакивал на гребнях, центр массы (это второе) сдвинут в его сторону и корпус (это третье) сделан очень тяжёлым и мощным. Он монолитный (формуется с откачкой воздуха — инфузией) и без того толстый (2 см сплошного пластика!), плюс усиления по скуле и килю (нержавеющей накладкой) — по словам не склонных к преувеличениям английских журналистов, «корпус надёжен, как швейцарский банк». Понятно, что всё «весомое» оборудование (двигатели, цистерны и пр.) максимально прижаты к днищу. А надстройка (четвёртое отличие) — наоборот: невысокая, неширокая и относительно лёгкая, будучи сэндвичевой конструкции. Словом, ещё ниже центр тяжести расположен разве что у килевых парусных яхт.
Вышеперечисленное обеспечивает небывалую для моторного судна остойчивость (статическую и динамическую) и «взрезание» волны вместо «подминания», как у большинства моторных яхт — удары в брюхо Targa практически исключены. Бонус: прочности корпуса оказалось достаточно даже для использования во льдах.
Об исключительной утилитарности именно в открытом море говорит и экстерьер выше ватерлинии. Высокий борт — значит, высокая мореходность. Широкие и защищённые «по-корабельному» — высокими мощными фальшбортами — бортовые проходы обеспечивают максимальную безопасность и удобство работы экипажу. Обратный («траулерный») наклон ветрового стекла — это расширение объёма в рубке, минимизация забрызгивания и избавление рулевого от солнечных бликов. Боковые выходы из рубки — просто мечта рулевого-одиночки, получившего обзор, уверенность и быстрый доступ к борту для швартовки подведённого бортом к стенке судна. Флайбридж — именно капитанский мостик, а не место для тусовок: пост рулевого, пассажирские диваны на четверых и небольшой столик. Зато: высокие защитные комингсы и отличная круговая видимость — даже кормой швартоваться отсюда удобно (на многих ли «флайбриджах» это вообще возможно?!).
Такая архитектура резко отличается от растиражированных в Средиземноморье круизеров. Тем не менее Targa 44 отлично продаётся и там! Ибо, как оказалось, лодка удобна не только в работе, но и на отдыхе. Такой площади кормовой кокпит ещё поискать на моторных яхтах. От палящего солнца можно доукомплектоваться хард-топом (как на выставленном в Дюссельдорфе судне), заодно получив площадку для хранения разъездной надувнушки. Посиделки на флайбридже не устроишь? Зато есть интересная альтернатива: носовой кокпит с его круговой «меблировкой» и съёмным столиком — готовая кают-компания. В ней не надо хвататься за поручни после каждого прошедшего мимо судна — качка несравнима по амплитуде с «флайбриджной»...
Конечно, по внутренним жилым объёмам Targa 44 не может конкурировать с «пафосными» яхтами сходной длины. Но так ли он (большой объём) нужен, часто ли такие суда служат «домом» на воде? А для функций «дачи» у финского всепогодника есть всё необходимое: большой салон, обеденная группа на шестерых, полноценный, отлично организованный камбуз с длинной столешницей, двойное пассажирское сидение перед штурманским столом. Кресло рулевого амортизировано, блок основных рукояток управления подстраивается под водителя, перед его глазами — большой экран чарт-плоттера. В носовой каюте — большая двухместная кровать и дополнительная поперечная, есть и собственный санузел. В корме — двухместная «оунерская», просторная и тоже с санузлом (тут уже душевая кабина, отдельная). Рядом с каютой есть ещё одно спальное место вдоль правого борта — подвахтенное или дополнительное гостевое. Количество очень практичных в использовании шкафчиков и выдвижных ящиков во всех помещениях — беспрецедентно. И весь интерьер выполнен «в дереве», да так искусно, что не проникнуться уважением к судну и его хозяину просто невозможно. Кстати, и на палубах Targa всегда много тика, благородного и практичного.
Ещё одна «фирменная» особенность от Botnia Marin: каждое судно делается «под» конкретного клиента. Это означает не только стиль оформления и вариации внутреннего расположения, но и силовые приводы: применяются и кормовые колонки, и IPS, и даже водомёты. Весьма существенно для очень разных украинских акваторий, порой мелких и заснованных сетями.
И — слово коллегам. Зарий Черняк, на тот момент главред «Капитан-клуба», «обкатал» Targa 44 с тремя разными приводами: «На водометной версии стоят более мощные и более крупные двигатели Volvo Penta D9. Но они поместились в стандартном отсеке и не потребовали переноса переборки, что сказалось бы на обитаемости. Обслуживание по-прежнему не составляет проблемы. Максимальная скорость оказалась на удивление близкой: 36 узлов — водомёт и транцевые колонки, 37 узлов — IPS. Разница в динамике разгона существеннее: самыми «шустрыми» были транцевые колонки. Самым «прожорливым» оказался водомет… Однако абсолютное значение расхода — чуть более 6 л/милю для двух таких двигателей — это не так уж страшно. Мимо изумленных рыбаков прошли в камышовую заводь, где эхолот показал 0,9 м, и это с запасом — лучше бывает только у воздушной подушки».
Многоопытный Грэг Копп из английского MBY испытал судно в действительно бурную погоду: «Я не первый раз на Targa и меня не удивила отличная мореходность 44-й на ходу против волны. Озадачило другое: когда мы увеличили ход с 25 до 28 узлов, лодка пошла даже мягче! Оказалось, нос при этом опустился на 3,5 градуса и острый форштевень ещё глубже взрезал волну, не позволяя ей бить в днище… И чисто психологическое наблюдение: мощный высокий фальшборт и бортовые проходы дают ощущение обособленности от моря — на другой лодке в столь скверную погоду чувствуешь себя напряжённее и обеспокоеннее». Последнее подтверждает и Зарий Черняк: «На борту Targa 44 я себя чувствовал так же уверенно, как на яхте-траулере. Сравнение вызвали форма рубки с великолепным обзором через большие окна, боковые проходы… Только против флегматичных яхт-траулеров судно от Botnia Marin имеет сильный козырь — скорость».
О поворотливости и остойчивости. В сети Интернет есть видеотест Targa с водомётами FF 310: с полного хода лодка почти зарывается носом в воду (дистанция торможения — корпус), на месте резво раскручивается на 180 градусов и мчится в обратном направлении. Эдакий «полицейский разворот».
Грэг Копп (комментируя IPS-версию): «На особо резких манёврах (на борту 11 человек) волна даже касалась планширя. Но это «вина» мощных двигателей — даже при волнении в борт остойчивость оказалась восхитительной».
Подытожу словами английского жюри, наградившего Targa 44 титулом «Boat of the Year 2009» после очередного мотопробега вокруг Британии: «Когда в Кельтском море задуло 6 баллов и большинство участников предпочло пропустить этап, Targa 44, не снижая ход, деловито крушила встречную волну, а экипаж в салоне наслаждался музыкой».

Фото автора и из фототеки «Botnia Marin».

«Фарватер» информирует: официальный дилер Targa в Украине — компания «НТ-Марин Украина».