Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
2012-й парусный: цифры и факты
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 110;

В этом году вряд ли кто мог жаловаться на недостаток парусных новостей. Состоялись ХХХ Олимпийские игры, Volvo Ocean Race, дан старт Vendee Globe, были установлены важные мировые рекорды… Даже удивительно, как все эти события смогли уместиться в 365 дней! Но обо всем по порядку.

Январь
Уже первые дни месяца принесли сенсационные известия. В гонке Сидней-Хобарт непобедимую супер-макси Марка Ричардса Wild Oats XI по чистому времени обошла модернизированная супер-макси Investec Loyal Энтони Белла. В целом гонка прошла динамично – все яхты финишировали до нового года, а награждение состоялось 1 января. Общим победителем регаты была признана Reichel/Pugh 63’ Loki (2008).
6 января тримаран Banque Populaire V под управлением Луи Пейрона отобрал Кубок Жюля Верна у своих земляков – команды Франка Камма на Groupama 3. Контрольный секундомер показал 45 дней 13 часов 42м и 53с, что на 2 дня и 18 часов лучше, чем предыдущий рекорд командного кругосветного плавания. Средняя скорость Banque Populaire V составила 26,51 узел – самый высокий показатель за всю историю. При этом команда Пейрона прошла и самый длинный путь из всех предыдущих попыток – 29002 мили. С момента спуска на воду никто не сомневался, что 40-метровый монстр побьёт рекорд кругосветки. И просто удивительно, что для достижения этой цели потребовалось аж 3 года! Результат Пейрона заставил задуматься, какая же яхта сможет улучшить рекорд Banque Populaire V? Из реальных претендентов существует только Hydroptère, который был оптимизирован и заручился в январе поддержкой французской компании DCNS, но он пока не готов к дальним переходам.
В погоню за рекордами включились не только ветераны, но и совсем юные. 16-летняя голландка Лора Деккер 21 января завершила своё самостоятельное кругосветное плавание на о.Сан Мартен и лишила Джессику Уотсон звания самой молодой яхтсменки-одиночки. Плавание Лоры на 38-футовом кече Guppy длилось 1 год и 1 день. Всё это время Лора продолжала учить школьные уроки!
В западном полушарии продолжалась предолимпийская борьба. Уже завершилась отборочная регата в Перте, где были разыграны 70% олимпийских лицензий (Украина получила 3 лицензии: «доски» и Finn). Далее подготовка к ОИ шла в рамках Miami Olympic Classes Regatta (22-28 января). В Майами отличились россияне в классе 49er: Калинчев/Карачев заняли 10 место. Украина была представлена только в классе Star, где Гуреев/Коротков оказались 19-ми из 29 лодок.

Февраль
Сосредоточившись на участии в Volvo Ocеan Race, шкипер Groupama Франк Камм коротко поздравил Пейрона с рекордом кругосветки. Самому Франку было не до этого. Старт гонки для первой французской яхты в VOR за последние 20 лет оказался неудачным. Groupama проиграла первый этап и после финиша второго в Абу Даби, благодаря победе в коротком переходе Шарджа–Абу Даби в начале января, смогла подняться только на третье место в общем зачёте. Пока в гонке безраздельно властвует Telefonica. И когда 4 февраля команда Мартинеса финишировала в Санье, Telefonica стала первой лодкой со времён Питера Блейка, трижды подряд победившей в океанских этапах!
24 февраля – 1 марта о.Мадейра принимал первенство континента класса RSX. Для украинцев этот «саммит» оказался неудачным: Оберемко занял 15 место, Масливец простудилась и сошла с дистанции, а юниор Даша Поплавская показала предпоследний результат.

Март
Наконец-то французы продемонстрировали, зачем они пошли в VOR. Вечером 10 марта Groupama 4 пересекла финишную линию 4 этапа в Окленде, опередив ближайшего соперника на 80 миль. Победа французов была выстрадана не только рискованным поведением в 1 и 2 этапах гонки, но и банальной пробоиной корпуса в 100 милях от Окленда, когда команда выкачала 1,5 т воды из носовой части лодки. Эта победа стала важным шагом на пути к триумфу в Галвее: с третьего места общего зачёта Groupama поднялась на второе. Лидирует пока ещё Telefónica.
Остановка в Окленде станет удачной и для Camper with Emirates Team NZ. На своей воде новозеландцы отпраздновали первую победу. 17 марта Крис Никольсон выиграл портовую гонку (Telefonica пришла последней, начав тем самым серию провальных портовых гонок). 18 марта стартовал сложнейший 5 этап VOR – переход через Тихий океан в Итажай. Из 6 яхт «чисто» пройти дистанцию смогла только Puma, а вообще финишировать удалось 4 лодкам.
Теперь о Кубке Америки. 13 марта на тренировочной базе возле Валенсии шведский Челленджер 34КА Artemis Racing установили первое крыло на опытный тримаран ORMA. Когда большинство команд, принимавших участие в AC World Series 2012, лихорадило от недостатка финансирования, «богатая» 34КА, казалось, ушла в недосягаемый отрыв. Однако та же Artemis первой пережила крупную поломку крыла, что смешало планы команды и отбросило её далеко назад в «гонке вооружений».
Отечественный парус в марте также получил повод для радости. Яхта «Скорпиус» капитана Низовцева со смешанным экипажем россиян и украинцев 15 марта зашла ниже 77 градуса южной широты в море Росса. Это был первый из нескольких рекордов, которые яхта установила во время своего годового плавания с декабря 2011 по ноябрь 2012.
Другие позитивные новости пришли от украинской команды Transbunker. Лодка UKR8 (Хендриксен/Сидоров/Леончук) выиграла в начале марта Гран-при класса «Дракон» в Каннах, а в конце месяца победила в чемпионате Италии. Интересно, что в Сан-Ремо весь подиум был украинский: UKR9 (Браславец/Тимохов/Мирчук) заняла второе место, UKR7 (Визер/Пугачёв/Пахен) закрыла подиум. Эти победы стали отличным началом сезона для украинских «драконистов». Жаль, окончание года было не таким блистательным.
Вселяло уверенность и выступление олимпийской сборной: на чемпионате мира класса RSX в Кадисе Ольга Масливец вошла в первую десятку сильнейшего международного флота из 80 участниц, которые представляли 37 стран! Оля показала 6 приходов в первой десятке из 9 состоявшихся гонок и заняла 9 итоговое место – на одну строчку выше будущей олимпийской чемпионки Марии Аблау. В Италии параллельно проходили Кубок Италии и чемпионат Европы класса Finn. №1 украинской сборной в этом классе Алексей Борисов стал призёром Кубка и занял 21-е место на первенстве континента.

Апрель
И снова хорошие новости с дистанций олимпийских классов. С 9 по 15 апреля Буэнос-Айрес принимал ЧМ2012 в классе Laser Standard среди юниоров. Отдельным зачётом шли спортсмены, не достигшие 18 лет. Здесь одессит Георгий Пачес занял второе место! А на чемпионате мира в классе Star по версии ISCYRA, состоявшемся в середине месяца в Сан-Ремо, харьковчанин Денис Хащина (шкотовый Дмитрий Мечетин) занял 10 место из 67 экипажей!
Тем временем остальная часть сборной Украины либо вела тренировочный процесс перед Играми, либо готовилась к борьбе за оставшиеся лицензии. На состоявшейся в конце апреля Олимпийской регате в Йере традиционно уверенно выступили украинские «досочники»: Масливец – 4, Оберемко – 9. Остальные результаты были, мягко говоря, средними. В классе Laser Валера Кудряшов – 61; в классе Radial Ларичева – 60; в классе Finn Борисов – 16; в мужской программе 470 Журавлев/Мацуев – 54. В женской «семидесятке» выступление экипажа Киселёва/Красько закончилось скандальным разбирательством по Правилу 69: украинки, якобы, повели себя некорректно в разрешении инцидента с лодкой малазийского экипажа.
В кругосветке VOR заканчивался 5 этап, где количество поломок и сходов с дистанции достигло критической массы. Team Sanya и Abu Dhabi прекратили участие; Camper, Telefónica и Groupama остановились на ремонт и только Puma смогла самостоятельно дойти до финиша. Это была первая за два сезона победа американцев в океанском этапе и Puma, наконец-то, избавилась от звания «вечно второй» лодки. Реагируя на недовольство спонсоров и болельщиков, CEO VOR Кнут Фростад сделал официальное заявление относительно состояния флота. Безусловно, менеджера "беспокоит" такой высокий процент поломок лодок. «Уже проведено много консультаций с дизайнерами… Принятые решения будут отражены в правилах следующего сезона гонки», – заявил четырёхкратный участник и руководитель VOR. Само объявление правил позже стало чуть ли не главной новостью года в профессиональном парусе.

Май
Начало месяца ознаменовалось сенсационным решением ISAF включить в программу Олимпийских игр 2016 соревнования на кайтсерфинге. Решено, что эта дисциплина заменит виндсерфинг в обеих программах. Также утверждены классы 49erFX для программы «женский скиф» и Nacra17 для программы «смешанный многокорпусник». В свою очередь, из Олимпиады уходит класс «Звёздный» и дисциплина «женский матч-рейс». До ноябрьской Генеральной ассамблеи ISAF международная ассоциация виндсерфинга и менеджмент класса RSX боролись за отмену принятого решения. Как ни удивительно, «доскам» удалось победить и вернуть себе статус олимпийской дисциплины.
Исключение «Звёздного» из будущих Игр спровоцировало дополнительное напряжение на квалификационном чемпионате мира этого класса, где Украина надеялась получить шанс выступить на Олимпиаде в Лондоне. Соревнования с 4 по 11 мая принимал всё тот же Йер. На вакантные 3 лицензии было, по крайней мере, в два раза больше претендентов, а всего собралось 72 экипажа! Но из 4-х наших ни одному не удалось попасть в лицензионную группу. Немного утешило звание чемпиона мира, полученное Василием Гуреевым в разряде «грэнд мастерз».
Также не увенчались успехом попытки взять лицензии в классе «470». На квалификационном ЧМ, который с 13 по 20 мая принимала Барселона, Украина была представлена одним экипажем в мужском флоте и двумя – в женском: Журавлёв/Мацуев, Киселёва/Красько и Коломиец/Чичерова. Женские экипажи провалили старт чемпионата, Журавлёв/Мацуев показали результаты не ниже 16 прихода, но этого было недостаточно для входа в «золотой» флот и, соответственно, в лицензионную зону.
И всё же ещё одну лицензию отечественный парус получил. Со второй попытки на ЧМ класса Laser Std в немецком Больтенхагене (3-10 мая) мариуполец Валерий Кудряшов добыл путёвку на Игры. Таким образом, олимпийская сборная Украины получила аж 4 лицензии…
Тема молодёжного Кубка Америки (Youth America's Cup) с самого сентября 2010 была поводом постоянной иронии и спекуляций. Исчерпав ресурс жёлчи, пресса, казалось, напрочь забыла об этой идее. Однако 17 мая 2012 на пресс-конференции в Венеции и Сан-Франциско Red Bull и Oracle Team USA объявили о создании Youth America's Cup. Была презентована лодка и оглашены общие правила соревнования. Но детального плана действий пришлось ждать аж до ноября.
Пребывание в Майами оказалось очень полезным для всех участников VOR11/12, кроме лидера – Telefónica. Все команды смогли хорошенько отдохнуть и перестроиться. Состоявшаяся портовая гонка принесла ещё одну победу Abu Dhabi, а Groupama стала второй. В свою очередь, Telefónica провалила гонку и позволила соперникам приблизиться к себе ещё на шаг. После Майами стать лидером зачёта могла даже команда, находящаяся на 4 месте (тогда это была Puma)!
Почувствовав забытый вкус победы, Abu Dhabi смогли развить успех, выцарапав первый приход в 7 этапе между Майами и Лиссабоном. 31 мая Ян Вокер победил в ожесточённой схватке Groupama, которая финишировала в считанные секунды за «чёрным ястребом». Вот и Вокер впервые за два сезона взял свою победу в океанском этапе VOR! Процесс сжатия турнирной таблицы продолжился: невысокий результат Telefоnica позволил Groupama подняться на первое место, а Puma вышла на третью строчку общего зачёта.

Июнь
Дыхание приближающейся Олимпиады было уже хорошо ощутимо. C 3 по 9 июня на акватории Веймута состоялся пятый этап Кубка мира 2011/12 – Skandia Sail for Gold 2012. По сути, это была генеральная репетиция олимпийской регаты, которая собрала всех заявленных «актёров», а также многих "№2" сборных команд в качестве массовки. Украина была представлена в обеих программах класса RSX и в классе Finn. Наилучший результат показала Оля Масливец, которой совсем немного не хватило до медали. К сожалению, этот «вещий сон» исполнился на Олимпиаде.
Июнь стал решающим в VOR. В течение месяца флот переместился из Португалии в Ирландию через Лорьян, при этом состоялись 3 портовые гонки. Сползающая вниз Telefónica отчаянно боролась за место в тройке. Но поломка рулей на переходе от Лиссабона к Лорьяну и, как следствие, очередная неудачная портовая гонка отбросили испанцев со второй на четвёртую строчку общего зачёта. В это же время Groupama укрепляла свои позиции: победа в 8 этапе, победа в портовой гонке и второй приход в Галвей – вот что обеспечило французам триумф на финише. Параллельно шла борьба за второе место, которое до старта последнего перехода занимала Puma. Но короткий бросок мимо Фастнет к Галвею лучше удался новозеландцам, которые пришли в Ирландию первыми (кстати, это их первая и единственная победа в океанском этапе). В свою очередь, Puma была в Галвее третьей и эти считанные очки разницы уже не смогла компенсировать даже победа американцев в последней портовой гонке. В качестве утешительного приза Кен Рид получил титул победителя портовых гонок сезона.
Победа в VOR11/12 сделала Франка Камма живой легендой. В свои 39 лет он был победителем Figaro, ORMA, Transat Jaques Vabrе и обладателем Кубка Жюля Верна! А теперь на полку поставлен и гигантский трофей VOR, который Франция не выигрывала в течение 25 лет!! К сожалению, это не уберегло шкипера от потери спонсора: по некоторым слухам, страховщики решили прекратить поддержку паруса Groupama. Но сам Франк без работы не остался. В октябре он приглашён командой Luna Rossa в качестве тренера для 34КА.
А что же будет с самой VOR? На пресс-конференции 28 июня в Лорьяне Нут Фростад очертил «внешний вид» двух будущих сезонов. Да-да, речь о монотипах и других изменениях в правилах. Споры об этом не утихают до сих пор. Как ни странно, у Фростада появился козырь: 21 августа шведская компания SCA (производитель гигиенических товаров) объявила об участии в следующем сезоне VOR с женской командой. В октябре Team SCA приобрела лодку Puma Mar mostro для тренировок, а на заводе Persico в Италии заканчивается строительство первого корпуса будущего флота VOD65.
Как известно, «мания монотипов» охватила и другую серию Гран-при оффшорных соревнований – IMOCA60. Vendee Globe переживает сложные времена. 12 июня на пресс-конференции в Париже менеджмент гонки заявил участие 19 лодок, что на треть меньше, чем в прошлом сезоне (позже присоединится Збигнев Гутковски). Причина: кризис в Европе. Возможный выход – создание монотипа. Но решение вопроса отложено до окончания Vendee Globe 2012/13. Но и сейчас понятно, что у сторонников монотипов в «Вандэ» накопилось достаточно аргументов.
Конечно, нас больше интересует, станут ли сокращённые бюджеты VOR и «Вандэ» доступными для постсоветских стран? Пока единственный участник – создатель команды Team Russia Олег Жеребцов – нашёл себя в гонках других монотипов. С начала года команда SB20 Team Russia покоряет все клубные гонки класса и в июне добивается первой действительно крупной победы. Украинско-русский экипаж Жеребцова с Родионом Лукой на руле (а также Андреем Клочко и Анной Степановой) становится победителем открытого чемпионата Великобритании. Спустя ещё некоторое время SB20 Team Russia очередной раз стали чемпионами России, а в сентябре – и чемпионами Европы. Первенство мира класса SB20 запланировано на декабрь (Австралия, Квинсленд).
С 10 по 15 июня на акватории альпийского озера Аттрзее состоялся чемпионат Европы класса Dragon. Украина была представлена двумя экипажами команды "Трансбункер". Титул Чемпиона достался экипажу UKR7 (Визер/Пугачёв/Пахен). Для Маркуса Визера и Сергея Пугачёва это уже четвёртый титул лучших в Старом свете!

Июль
Победное шествие украинских яхтсменов старой школы по Европе продолжается. Transbunker UKR9 Евгения Браславца (Тимохов/Мирчук) побеждает на Гран-при Германии, а UKR7 Ларса Хендриксена (Пугачёв/Леончук) становится второй. С 7 по 15 июля на о.Комо в Италии состоялись вторые Vintage Yachting Games. Украина принимала участие в этих играх впервые и была представлена в Soling и Dragon. Если в классе Dragon экипаж Браславец/Леончук/Тимохов был явным фаворитом и уверенно взял золото, то в классе Soling ситуация была неоднозначна. Экипажу чемпиона мира и Европы Сергея Пичугина (Юшко/Ярмоленко) противостояли титулованные команды из Европы и США. Тем не менее Пичугин привёл свою лодку к победе! «Потерянный, но не последний» Денис Хащина берёт «бронзу» на состоявшемся в Польше чемпионате полушария в классе «Звёздный».
А что же молодёжь? Юниор Александр Тугарев становится пятым на Youth Sailing World Championship 2012 в Ирландии и десятым на юниорском ЧЕ в Таллинне. На «взрослом» ЧЕ классов Laser Std и Radial юниор из Одессы Павел Бабич был девятым в общем зачёте и седьмым в зачёте до 19 лет, а его одноклубник Георгий Пачес вошёл в десятку зачёта до 19 лет класса Laser Std! (К слову, результат Бабича – лучший за последние 15 лет!). А ещё на ЧЕ в классе Cadet, который с 21 по 26 июля принимала Франция, киевляне Изаров/Калинчук заняли второе место.
Пока однокорпусные классы оффшорных гонок только осваивают монотипы, многокорпусники уже успешно развивают эту идею. Новый класс 70-футовых монотипных тримаранов MOD70 в июле провёл своё первое «настоящее» соревнование. 7 июля 5 гигантских тримаранов вышли из Нью-Йорка в Брест. Среди участников такие «звёзды», как Мишель Дежуа (Foncia), Себ Жосс (Groupe Edmond de Rothschild), Сидни Гавинье (Musandam-Oman Sail), Стив Равассин (Race For Water), Ян Гишар (Spindrift racing). Впереди у флота насыщенный календарь, состоящий из европейского турне (осень 2012) и кругосветной гонки (2013/14).

Август
Мировая общественность старалась «рассмотреть под микроскопом» буквально каждую секунду Игр. Соревнования по парусному спорту начались 27 июля и продлились до 11 августа. Для Украины Олимпиада сразу как-то не задалась. В первый же день Борисов повредил лодку, Кудряшов был отправлен на свои первые Игры без тренера (!), Оберемко досталась неудачная матчасть. И только Оля Масливец шла к медали вопреки всем сложностям. Чем всё закончилось – хорошо известно.
В историю олимпийского паруса вошёл новый рекорд Бена Ансли, за который он отмечен в ноябре званием «Яхтсмен года». Такой же титул получила и китаянка Лия Зу (Radial: «золото» Веймута и «серебро» Циндао). Золотая медаль оказалась и на счету украинского тренера австралийской сборной Виктора Коваленко. За это в Австралии он получил титул «Тренер года 2012». А в целом медальный багаж парусной сборной Австралии на Играх перевесил британский и прервал гегемонию Британии в этом зачёте, длившуюся три цикла подряд.
Одновременно с ОИ на о.Гарда состоялся чемпионат мира класса Melges24 – 125 экипажей из 22 стран! Эти цифры демонстрируют небывалую популярность Melges24 в мире. На ЧМ-2012 дебютировали сразу 3 российские команды, украинский флот представляли 2 уже опытных экипажа.
Ещё один класс ультрасовременных машин показал стремительный рост. На состоявшемся ЧМ-2012 класса Moth там же, на Гарде, соревновались 125 яхтсменов из 23 стран. Постсоветские страны пока в этом классе не выступают, хотя тренировки идут.
Продолжая тему гидрофойл-парусников, можно вспомнить, что в начале августа команда Emirates Team New Zealand первой среди будущих участниц 34КА спустила на воду свой АС72 – катамаран с твёрдым парусом-крылом. Первые тренировочные сессии проходили в лёгком ветре и водоизмещающем режиме. А вот с осени АС72 уже начал «летать»: на шверты и перья рулей установили гидрофойл-плавники. Оснащенные такими плавниками, 72-футовые катамараны с лёгкостью развивают 20 и более узлов даже при слабом ветре.
В конце месяца в Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России класса SB20. Участие приняли 19 лодок из многих регионов страны. Очередной титул чемпионов завоевала Team Russia. Её идеолог и одновременно президент российской ассоциации класса SB20 Олег Жеребцов выступил с инициативой провести в Петербурге чемпионат мира 2014 года. Конкуренты Питера за право принять первенство мира – Корк и Кашкайш.

Сентябрь
Начало осени традиционно посвящено «элитным» парусным соревнованиям. Запорожская яхта Х35 ODIN принимает участие в чемпионате мира класса в Испании. Среди 22 лодок из 12 стран украинцы занимают 18 место. Российская «Симфония» с Евгением Неугодниковым на руле – 12.
«Золотой Кубок» класса "Дракон" не принёс украинской команде Transbunker утешительных новостей. После победы в «Золотом Кубке 2011» и успешного сезона 2012 года UKR7 (Хендриксен/Пугачев/Леончук) и UKR8 (Браславец/Тимохов/Сидоров) заняли 9 и 10 строчки соответственно.
С 19 по 23 сентября Валенсия принимала последний этап новорождённой серии регат класса ТР52. На Audi Valencia Cup решался вопрос победы в сезоне 2012, на которую претендовали лидеры зачёта – Audi Azzurra Sailing Team и Quantum Racing. Лучшую скорость в лёгком ветре Каталонии показала итальянская лодка, которой удалось догнать и перегнать американцев как в этапе, так и в зачёте серии.
С 17 по 20 сентября в Chicago Yacht Club состоялся ЧМ некогда очень популярного класса Farr40. Последние 5 лет количество его участников стремительно сокращалось, так что прибывшие в США 20 лодок из 8 стран можно считать приличным флотом. Победу одержала местная Flash Gordon 6 Хельмута Ланга. Кстати, практически в те же дни в США состоялся и ЧМ класса Melges32, где на старте можно было увидеть многих бывших владельцев Farr40. Кстати, в 2012 году в Melges32 вошла и российская «Синергия». Правда, первое соревнование с участием россиян состоится позже – в Италии.
После отказа AUDI спонсировать соревнования класса ТР52 владельцы этих лодок начали работу по организации новой серии гонок этого класса в Европе. С апреля по сентябрь состоялись 5 регат в Средиземноморье, где победу одержала итальянско-аргентинская команда Azzurra. Начиная с 2013, класс планирует расширить своё влияние в США, для чего там запланированы две регаты в начале года. Австралийские владельцы ТР52 решили в 2013 году создать свой цикл из 4 соревнований (ожидают сразу 7 австралийских команд!). Прибавив к этому назначение президентом класса авторитетного Никласа Зеннстрома, можно надеяться на быстрое возрождение зрелищных Гран-при этих лодок.

Октябрь
С 2 по 7 октября в Сан-Франциско состоялась последняя регата America’s Cup World Series сезона 2012. После пяти этапов американская команда-защитник Oracle Spithill сумела отобрать лидерство у Emirates Team New Zealand. Гонки ACWS продолжатся только весной 2013 в Неаполе. До этого времени в течение осени-зимы 2012/13 на катамаранах АС45 будет проводиться отбор участников молодёжного Кубка Америки.
Чемпионат мира в г.Ровинь завершил шестой сезон соревнований класса RC44. Как известно, здесь выступает аж 4 команды под российским флагом. Первый в истории титул победителя сезона в матч-рейсе завоевала «Синергия». За это достижение команда сенатора В.Завадникова получила титул «Команды года 2012» в России. Собственно, менеджмент класса может быть доволен прошедшим сезоном: к флоту присоединились несколько новых команд. Но вот развиваться в США никак не удаётся. Посему предпринята попытка вернуться на восток. Сезон-2013 класс начнёт в Омане.
18 октября стартовала новая регата – Nord Stream Race. (Яхт-клуб Санкт-Петербурга при участии «Газпрома» инициировал создание нового монотипного класса Swan60. Первую яхту спустили на воду ещё в начале года, а к старту было построено 5 лодок). Маршрут регаты проходил между странами-участницами проекта «Норд Стрим» и состоял из 4 этапов. Соревновались команды из России, Нидерландов, Германии, Франции и Team Europe. Победу одержал российский экипаж. Он же признан победителем в серии соревнований сезона-2012 с участием яхт верфи Swan…
26 октября в Севастополь вернулся «Скорпиус». Российско-украинскому экипажу удалось обогнуть за одну навигацию Южный и Северный полюса. В интервью одному из национальных телеканалов капитан яхты Сергей Низовцев сообщил, что совсем скоро планирует снова выйти в море. А пока поход «Скорпиуса» признан в России «Лучшим дальним походом года».

Ноябрь
Приближение холодов в северном полушарии никак не снизило накал страстей на ежегодной конференции ISAF, состоявшейся в Ирландии с 2 по 10 ноября. Кроме упомянутого ранее возврата виндсерфинга в Олимпийские игры, конференция приняла ещё ряд важных решений. В качестве «базовых» классов на период 2016-2020 были утверждены Laser, Radial, 49er и 49erFX (с соответствующими программами). Изменена система распределения олимпийских лицензий на Рио-2016. В конце работы конференции состоялось переизбрание руководящих лиц ISAF. Новым президентом стал сын легендарного Беппе Кроче – Карло.
10 ноября в Ле Сабль д’Олон состоялось главное событие осени 2012 – старт 7-й Vendée Globe. Отличительной чертой нового сезона, кроме меньшего количества участников, стали быстрые и значительные потери флота. Так, не пройдя и 100 миль, сошёл с дистанции один из фаворитов Марк Гуйемо (Safran); в первую же неделю выбыли Кито де Паван (Groupe Bel), Луи Бартон (Bureau Vallée), Саманта Дэвис (Saveol), Жереми Беу (Maître CoQ); уже за экватором регату покинули Винсент Риу (PRB) и поляк Збигнев Гутковски (Energa) – к 1 декабря треть стартовавших сошла с дистации! Конечно же, такие потери только добавляют оптимизма приверженцам превращения IMOCA60 в монотип. Возможно, в 2013-м такое решение и будет принято.
Открытие «сезона скорости» в Намибии ознаменовалось рядом новых мировых рекордов. Для британской Vestas SailRocket 2 эта осень стала «звёздным часом» за всё 10-летие проекта: начиная с 12 ноября, Поль Ларсен (руководитель и пилот Vestas SailRocket) чуть ли не каждый день устанавливал новый рекорд скорости. Его болид показал сначала 62,53 узла (при средней 59,53 на дистанции в 500 м), затем был улучшен до невероятных 67,74 узла пиковой и 65,37 средней скорости! Этот результат ещё ожидает ратификации, но кайтсерферистам, начнущим соревноваться в Намибии с декабря, уже есть над чем задуматься. Кстати, их товарищи-виндсерферисты уже отличились: 21 ноября француз Антуан Альбо на парусной доске развил среднюю скорость в 52,05 узла (на 500 м дистанции), что стало новым мировым рекордом.

Декабрь
Вся парусная активность окончательно переместилась в южное полушарие. В Австралии состоится первый этап обновлённого Кубка мира –- Sail Melbourne 2012. Затем Квинсленд станет ареной борьбы ЧМ-2012 класса SB20 (участвуют 2 российские команды).
В Бразилии с 6 декабря открылись гонки последнего этапа серии Extreme Sailing Series 2012. Особенностью этого этапа станет участие бразильской команды под управлением самого Торбена Граэля. Компанию ему составят сын Марко и брат Ларс в качестве тренера. А также золотой призёр Олимпиады в классе Tornado бразилец Алек Вельтер и другие титулованные латиноамериканские яхтсмены.
На другом конце планеты, в Малайзии, 3 декабря открылся заключительный этап серии Alpari World match racing tour – Monsoon Cup. Там многократный победитель тура Ян Вильямс претендует на очередную победу над неожиданно хорошо выступившим шведом Бьорном Хансеном.
И, традиционно, 26 декабря регата Sydney Hobart позволит нам не скучать во время новогодних праздников. Ожидается участие четырёх 100-футовых яхт, в том числе пятикратный победитель Wild Oats XI и её прошлогодний «обидчик» – Loyal, которая уже принадлежит новому владельцу. А также «почётная лента» 2003 – Wild Thing и Lahanaare. Всего на старт регаты выйдет 82 лодки, среди которых 6 победителей прошлых лет! По слухам, на одной из яхт будет и наш Родион Лука…
Новый 2013 год обещает начаться нескучно!