Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Vendee Globe: история «гонки на выживание»
Тема: ------; Автор: Парфенюк Стас; Страница в журнале: 102;

10 ноября 2012 года в акватории провинциального Ле Сабль д’Олон ровно в 12.00 WЕТ (Western European Time) стартовала изнурительнейшая гонка одиночек — Vendee Globe 2012-2013. Проводимая ассоциацией IMOCA раз в 4 года, это уже седьмая по счёту кругосветка. И «Фарватер», конечно же, не оставил её без внимания. Но для начала — о предыстории и правилах гонки, некоторых моментах прежних шести регат.

«Формат»
Старт и финиш – в Ле Сабль д'Олон, прибрежном французском городке. Дистанция: спустившись Атлантикой к югу, повернуть на восток и, огибая Антарктиду, миновать мысы Доброй Надежды, Люин и Горн, после чего взять на север и тем же Атлантическим океаном вернуться в исходную точку. Итого ~25 000 морских миль. Время старта (первая половина ноября) выбрано так, чтобы Южный океан яхтсмены проходили «летом». Особый момент – т.н. «ледовые ворота», которые организаторы расставляют вдоль «трассы», начиная с пятой гонки: благодаря им, яхтсмены уже не смогут «срезать углы», спускаясь в опасные воды плавучих льдов.
Регата – 100% «одиночка», поскольку любая помощь извне означает здесь автоматическую дисквалификацию. Судите сами: в течение гонки яхтсменам запрещено принимать вертолётные «передачи», любые информационные радиосообщения (кроме специальных метеосводок), швартоваться в море к другому судну, становиться в док или к причальной стенке (исключение – первые 10 дней после старта: только в этот период яхта может быть отремонтирована в порту и снова продолжить гонку). Список же того, что «можно», очень лаконичен: можно становиться на якорь, получать по радио консультации медика, вызвать спасателей в случае какого-либо ЧП…
«Ванде Глоб» – чрезвычайно сложная и опасная гонка, требующая от яхтсмена незаурядного мастерства и полной отдачи сил. Потому претендент на участие в ней должен отвечать следующим ограничениям:

  • финишировать в любой из предыдущих Vandee Globe (!!!);
  • финишировать в любой трансокеанской одиночной гонке, но непременно на той же IMOCA 60, что заявлена к участию в настоящей гонке;
  • выполнить квалификационный переход через океан дистанцией не менее 2,5 тысяч миль, со средней скоростью не менее 7 узлов.

И, даже несмотря на столь жёсткий отбор, перед регатой все участники обязательно проходят медицинскую подготовку и курсы выживания в море.
Из-за экстраординарных дистанции и сложности гонки к участию в ней допускаются исключительно яхты класса Open 60, регулируемые IMOCA. 60-футовый корпус, 100-футовая мачта, 6…9 т водоизмещения и до 600 «квадратов» парусности (на полных курсах).
Надо заметить: жёстко ограничены лишь габариты и парусное вооружение IMOCA 60, в остальном же возможны вариации (на то они и «оупен»). Кстати, все заявляемые на гонку лодки (независимо от их участия/неучастия в прежних Vendee Globe либо других трансокеанских регатах) перед стартом тестируются на соответствие жёстким требованиям Ассоциации. В частности, перевёрнутая на 180 градусов яхта обязана самоспрямляться – без этого путь в Vendee Globe ей заказан!

«История»
Вообще-то первую в истории парусного спорта нон-стоп кругосветку организовали и выиграли англичане (Golden Globe 1968-69), когда из 11 стартовавших до финиша добралась лишь одна (!) яхта.
Увы, ту гонку сейчас мало кто вспомнит: романтика давно уж не в моде*. Зато во Франции аналогичная идея возрождена на качественно новом уровне, и Vendee Globe сегодня – одна из престижнейших в мире регат. Почему так?! А всё просто: один и тот же маршрут, те же правила (мелкие поправки не в счёт), неизменные место и время старта – чем не брэнд?!. Результат – седьмая гонка, всё растущие популярность и призовые регаты.
Гонка названа так по имени французской провинции Ванде, где берёт начало и завершается петля кругосветки. Первая Vendee Globe стартовала 26 ноября 1989 года, за что огромнейшее спасибо Филиппу Женто (Philippe Jeantot) – идейному вдохновителю и организатору нон-стоп кругосветки. Надо заметить, это настолько незаурядная и неотъемлемая от Vendee Globe личность, что тут парой слов не обойдёшься (подробнее о Женто и основанной им регате – на отдельной плашке).

* «…дежурившего офицера на танкере «British Argosy», стоявшего в гавани Кейптауна, испугал неожиданный удар о борт. Офицер вышел из рубки и увидел идущий на его танкер парусник. В бинокль разглядел: стальной кеч «Joshua», на палубе стоит мужчина с длинными волосами и бородой, одетый, как индийский отшельник, и раскручивает пращу… «Какой-то сумасшедший!», – мелькнуло в голове у моряка. И тут же что-то громыхнуло о палубу. Офицер поднял маленькую жестяную коробку, пущенную пращой незнакомца, где обнаружил клочок бумаги с сообщением: «Мыс Горн пройден 5 февраля, сегодня 18 марта. Дальше я пойду к островам в Индийском океане, так как в море я чувствую себя счастливым. А может быть, пойду для того, чтобы спасти свою душу. Отправитель – Бернар Муатисье».
Так что, не сверни тогда Муатисье с дистанции (а он лидировал с солидным отрывом), итог Golden Globe 1968/69 мог бы быть совсем другим… Вот вы скажите, сейчас такое возможно?!!

Итак, на старт Vendee Globe 1989 заявилось 13 гонщиков (максимум по тогдашним правилам). В основном всё французские яхты (11), что и понятно – гонка новая, в мире никому не известная…
Жан Ив Терлен («UAP 1992», Франция) и Берти Рид («Grinaker», ЮАР) сами сошли с дистанции, перевернувшегося Филиппа Пупона («Fleury Michon») спас от переохлаждения Луи Пейрон, позже продолжив гонку…
10 яхт благополучно добрались до финиша, но лишь семь из них получили зачёт (что интересно, все – французы) – остальных дисквалифицировали за нарушение правил гонки. Победил Титуан Ламазу (Titouan Lamazou): 109 дней 8 часов 48 минут. Второй – Луи Пейрон. А «отец-основатель» Филипп Жинто занял достойное 4-е место, отстав от победителя на 4,5 суток.

Vendee Globe 1992-1993
Из четырнадцати заявленных на регату яхт 8 представляли Францию, по одной – Великобританию, Венгрию, Испанию, Италию, Монако и Швейцарию. Однако, как и в предыдущей гонке, финишировали только семь: один венгр, один испанец и французы. Остальные лодки по разным причинам сошли с дистанции (проблемы с килём/парусами, деламинация корпуса, переворот…). Появилась и первая жертва: Найджел Бурже («Nigel Burgess Yachts», Монако) погиб при невыясненных обстоятельствах всего через неделю после старта...
Алан Готье (Alain Gautier), лидируя всю дистанцию, так и пришёл №1. Филипп Пупон его догонял-догонял, но за 1500 миль до финиша лишился мачты, из-за чего финишировал третьим, пропустив вперёд Жан-Люка Ван Ден Хееде (тоже Франция).
К тому времени гонка уже вызывала огромный интерес: в порту Ле Сабль д’Олон победителя встречали более 200 тысяч зрителей!

Vendee Globe 1996-1997
Заявились 23 яхты, но лишь 16 из них стартовали 3 ноября 1996 года: 11 французов, две британские, по одной – из Бельгии, Венгрии и Канады.
Впервые в гонке приняли участие женщины: француженки Изабель Отиссье и Катрин Шабо. Одна лодка шла вне зачёта (Р. Динелли, Франция).
К финишу добрались шестеро: пять французов (в их числе и Катрин Шабо), один британец. Остальные – по-разному… К примеру, Тьерри Дюбуа («Pour Amnesty International») повредил корпус; Тони Баллимор («Exide Challenger») перевернулся, спасён; другие просто сошли с дистанции, не выдержав тяжких погодных условий. Изабель Отиссье («PRB»), хоть и прошла всю дистанцию, была дисквалифицирована из-за вынужденного захода в порт. А Джерри Руфс («Groupe LG2», Канада) пропал без вести, сколько его потом ни искали – Vendee Globe брала свою дань…
Первым на финише снова был француз: Кристоф Оген порадовал новым рекордом – 105 дней 20 часов 31 минута! Но мировую славу добыл британец Пит Госс (его «Aqua Quorum», кстати, была единственным 50-футовиком, самой короткой яхтой в гонке): в жуткий шторм он круто меняет курс и спасает впадающего в кому Рафаэля Динелли; затем, высадив француза на Тасманию, продолжает гонку и даже финиширует пятым. Госса чествовали множеством призов и наград, Жак Ширак лично вручил британцу орден Почётного легиона, «Ридерз Дайджест» выбирает его Европейцем года…

Vendee Globe 2000-2001
Правила ужесточены: количество яхтсменов – не более 20 (можно любого пола, но не моложе 21 года); все команды должны быть на старте не позднее 14.10.2000 (в случае опоздания – штраф или снятие с гонки); каждая команда платит вступительный взнос: 60 000 франц. франков.
Теперь к участию в гонке допускаются лишь однокорпусные яхты длиной 50…60 футов (15,24…18,28 м) и осадкой не более 4,5 м. Оргкомитет гонки имел право взять сверх лимита одну-две команды (при условии оплаты ими двойного вступительного взноса), но не более того.
Регата примечательна участием и россиянина, Фёдора Конюхова. Увы, его «Современный Гуманитарный Университет» оказался в числе девяти, сошедших с дистанции. Но в общем же Vendee Globe 2000-2001 получилась на удивление «мирной»: до финишного створа дошло аж 15 лодок (Франция, Италия, Швейцария и Великобритания) – тоже своеобразный рекорд… Первым, фантастически «пробив» отметку ста дней, прибыл «Профессор» Мишель Дежуа (его авторитет среди яхтсменов огромен) – прежнее время улучшено более чем на 12 суток! Однако не меньшую сенсацию сотворила женщина: Элен Макартур (Англия), придя второй, отстала от лидера всего лишь на день!!!

Vendee Globe 2004-2005
Отныне в гонке участвуют исключительно IMOCA 60, а на дистанции яхты обязаны проходить т.н. «ледовые ворота». Впрочем, это не помешало Марку Ломбару (яхтенный конструктор) поэкспериментировать: две его лодки красовались новаторскими кормовыми скулами. Зато Карен Лейбовичи (одна из двух женщин гонки) вышла к старту на стареньком, 1991 года, кече. (Странно, что её вообще допустили, но – факт).
…Лидеры пересекли экватор на 12-е сутки (рекорд!). Что примечательно – до сих пор никто ничего не сломал, не сошёл с дистанции… Невероятно!
24 ноября. За сутки Алекс Томсон («Hugo Boss») прошёл всего 80 миль… Видимо, обходя антициклон, он чересчур забрал к западу и теперь за это расплачивается. 2-3 лодки дёрнулись было за ним, но вовремя одумались – свернули к югу… А впереди, плавно удаляясь от основной группы, по-прежнему лидирует «французская парочка» – Винсент Риу («PRB») и Жан Ле Кам («Bonduelle»). Так, 26 ноября их отрыв составлял уже 250 миль (Ле Кам впереди).
В Индийском океане началось: в первые дни декабря сходит Томсон (сломан вертлюг гика, пробита рубка); пару недель спустя – Марк Тьерселин (поломка мачты), затем Ролан Журден (крепление киля)…
Ле Кам слишком взял к Кергелену и поплатился – «подарил» Риу 100 миль. К середине декабря Голдинг, Жосс и Журден, вовремя «подсев» на циклон, резво нагнали французов – борьба накаляется, между лидерами всего 6 миль!
Первые дни 2005 года ознаменованы «битвой» на мысе Горн: накативший циклон раскидал лидирующую пятёрку, дав оторваться Риу, Ле Каму и Голдингу на целых 93 мили. Спустя неделю тройка лидеров вошла в doldrums, где снова началось: то Голдинг вырвется вперёд на 1 милю, то вдруг Риу, поймав порыв, оторвётся на 12…
Такая чехарда продолжалась бы и дальше, но тут у Голдинга «летит» грота-фал – прощайте, надежды на первое место… Вплоть до финиша (а это более 2000 миль!) Голдинг борется то с одной, то с другой поломками: шесть раз поднимается на мачту, возится с барахлящим килем… В 52 милях от финиша – последний удар: «Ecover» теряет фальшкиль!!! Но неунывающий Майк, накачав в наветренные танки воды, кое-как выравнивает яхту и таки притаскивает её к финишному створу – наконец-то ВСЁ!!!
Итог борьбы за места на пьедестале:
1-е место – Винсент Риу («PRB», Франция): 87 дней 10 часов 48 минут.
2-е место – Жан Ле Кам («Bonduelle», Франция): 87 дней 17 часов 20 минут.
3-е место – Майк Голдинг («Ecover», Англия): 88 дней 15 часов 15 минут.

Vendee Globe 2008-2009
6-я регата вышла самой представительной – тридцать IMOCA 60 на старте! Видимо, не последнюю роль сыграл тут и чек с призовой суммой 150 тыс. евро.
Большинство яхт традиционно оказались французскими (21!), среди девяти остальных выделю двух англичанок: Саманту Дэвис и Ди Кафари.
Итак, прямо со старта яхты вошли в лёгкий шторм, который за три дня основательно «проредил» гонку: по разным причинам с дистанции сошло восемь лодок! Среди них и Мишель Дежуа: уже через сутки в его «Foncia» засбоило электроснабжение – довелось вернуться… Но Дежуа в этой гонке явно фартило: яхту его быстро починили, с ветром тоже всё было ОК – с каждым днём «Профессор» неуклонно всё ближе и ближе к «пелетону». А тут ещё штилевые doldrums тормозят и сбивают яхты в «кучу» (28 ноября первую и девятую лодки разделяло менее 42 миль!).
…6 января, в 200 милях к западу от мыса Горн, Жан Ле Кам сообщает, что у него большие проблемы: опасается оверкиля. Связь оборвалась, но через час штаб-квартира гонки приняла сигнал бедствия от КОСПАС/САРСАТ и начинает спасработы: в район бедствия направлены Винсент Риу и Армель Ле Клек (оба находились в 200 милях от места аварии), грузовое судно (в 65 милях…).
Утром самолёт чилийских ВВС обнаружил «VM Matériaux» плавающей вверх днищем, без бульба… Подошедший к ней «Sanangol Kassagie» не наладил связь с Жаном. Три часа маневрировал танкер, безуспешно спуская спасбот, но в конце концов отошёл, уступив место Винсенту Риу («PRB»), подошедшему в 14.21. Тот сразу же притёрся к «VM Matériaux» и стал кричать Ле Каму через корпус...
В 18.10 GMT Ле Кам надел спаскостюм и вынырнул из-под лодки, «PRB» подобрала его лишь с четвёртой попытки, сломав при этом левый аутригер мачты. Армель ле Клек («Brit Air») следует рядом – для подстраховки… Ночью обошлось без происшествий, но, только миновали мыс Горн, на «PRB» падает мачта. Риу, как и Ле Кам, покидает гонку и буксирует яхту в ближайший порт. На дистанции осталось 12 IMOCA 60 – 40% от стартовавших.
29 января всё-таки теряет бульб Ролан Журден и берёт курс на Азоры.
01.02.2009 в 15.11 GMT финишировал Мишель Дежуа (на прохождение 28 303 миль он затратил 84 дня 3 часа, идя со средней скоростью 14 узлов). Для одного все испытания позади, 10 остальных продолжают бороться.
9 февраля Марк Жильмо («Safran») сообщает об утере яхтой фальшкиля. Полный решимости прийти к финишу, Жильмо заполняет наветренные баки и чуть рифится. Море благосклонно: мелкая зыбь, ветер 12-13 узлов...
И 16.02.2009 в 01.21 GMT Жильмо финишировал! Фактически четвёртым. Однако оргкомитет учёл 82-часовую задержку, когда Марк, ожидая спасателей, дежурил у борта травмированного Яна Элли. В итоге Жильмо третий, а Саманта Дэвис, проиграв ему по исправленному времени всего 1 час 19 минут, – четвёртая...

 


Филипп Женто
Родился и вырос на Мадагаскаре, в юношестве полюбил дайвинг. И, даже переехав с родителями во Францию, он без колебаний выбирает профессию подводного сварщика – давняя пристрасть, но теперь уже на профи-уровне. Коллеги-сварщики вспоминают Женто не только как «крутого» подводника (вспомним лишь его погружение на глубину «за пятьсот», долго остававшееся рекордным!), но и незаурядного технаря, способного разобраться в любой «железке».
Параллельно будничным погружениям Филипп всерьёз увлечён яхтингом. Но он настолько сжился с экстримом, что томные уик-энды, изредка проводимые на приятельском круизере, выдерживает лишь из вежливости – Женто куда увлекательнее бешеная регата либо длительный поход на яхте! Что он и делает: собственными руками сваривает стальную лодку и, сказав всем «Адью!», на целых два года уходит в плавание по морям-океанам…
Казалось бы – радуйся, иди на собственной яхте, куда душа пожелает!.. Но что-то Филиппу не так, чего-то ему не хватает. А тут ещё Бернар Муатисье со своей свежеизданной «Long Solo Course»: прочитав его книгу, Филипп вообще потерял покой...
В конце концов, не видя другого выхода, он обратился к товарищу, протиравшему в Credit Agricole не последнее кресло, и изложил тому идеи относительно участия в BOC Challenge (теперь это VELUX 5 Oceans). И чудо свершилось: банк выдал Филиппу денег на постройку гоночной яхты. Но и это ещё не всё: вопреки всем ожиданиям, Филипп не только добрался до финиша, но и рекордно выиграл гонку: более 30 000 миль – всего лишь за 159 дней!!!
Годом спустя были неудачный OSTAR, затем – Quebec-St.Malo 1984, где Филипп побивает планку «500 миль/сутки». Параллельно участию в гонках Женто на паях с Рене Бернаром в 1985 г. основывает яхтенную верфь Jeantot Marine (кто не знает великолепные катамараны Privilege?!). Далее – победа в Бресте (Grand Prix). Затем – BOC Challenge 1986/1987, которую филиппова Agricole III выигрывает с рекордными «134 дней 5 часов 23 минуты 56 секунд».
Воодушевлённый блистательной победой, Филипп выигрывает и вторую гонку, берёт третье место в третьей… И хоть ярких финишев больше не было, Женто по-прежнему знаменит, он уже кавалер ордена Почётного легиона.
В 1989 году Филипп задумывает Vendee Globe. «Если кругосветку одиночек с промежуточными остановками сравнивают с восхождением на Эверест, то такая же гонка, но без заходов – это Эверест без кислорода!» – с запалом вещал Филипп потенциальным меценатам, не без иронии намекая на British Oxygen Company – генерального спонсора BOC Challenge.
Филипп легко «нашёл» деньги, организовал старт в родном городе и даже сам пошёл в первую гонку, заняв в итоге 4-е место.
Но вдруг Жанто оставляет гонки и полностью переключается на свои катамараны и Jeantot Marine. Однако здесь у него не так гладко, как в яхтинге: за неуплату налогов вскоре его приговаривают к штрафу и двум годам тюрьмы. А в 1996-м Филипп и вовсе распродаёт остатки акций, полностью теряя контроль над верфью…