Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Качество для жизни
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 92;

В настоящее время приобрести катер, мотор, снасти, прикормку и множество всякой всячины для профи-рыбака или водного туриста нет ничего проще. Остаётся только доставить всё это хозяйство к укромному местечку стоянки и рыбного «жора».
Но чтобы найти такое, иногда приходится немало поколесить по рытвинам и буеракам. Незаменимый помощник в этом деле — прицеп (трейлер). Как и автомобиль, это транспортное средство повышенной опасности, от которого зависит не только, как пройдёт ваш отдых, но самое главное — ваша жизнь и безопасность.

Лодочный трейлер, как спецприцеп, отличается от своих грузовых собратьев и роль у него особая: не только доставить в целости и сохранности катер к месту сплава, но и обеспечить удобный и лёгкий спуск его на воду и подъём с воды, независимо от крутизны береговой линии, состава прибрежного дна, а также времени суток. Водный транспорт и прицеп должны быть как одно целое, и тогда спокойный отдых, которого вы так ждали, обеспечен! В этом вам помогут специалисты. Начнём.
Остов трейлера – шасси (остов в машиностроении – часть машины или механизма, воспринимающая основные нагрузки и предназначенная для закрепления навесных элементов и систем). Лидирующую позицию в Европе по производству шасси, комплектующих и аксессуаров для автомобильных прицепов грузоподъёмностью до 3,5 тонн на протяжении многих лет по праву занимает немецкий концерн AL-KO, основанный в 1931 году в баварском городке Кетце 23-летним слесарем Алоисом Кобером. Когда-то небольшая мастерская сегодня стала международным концерном, насчитывающим 50 предприятий по всему миру. В этом году AL-KO исполняется 80 лет. Основные направления деятельности предприятия – это садовая и вентиляционная техника, климатические системы и, конечно же, прицепная техника, которая занимает более 50% от оборота концерна. История предприятия, с одной стороны, основывается на новаторстве и высоком качестве, а с другой – на огромном количестве преданных клиентов, многолетних партнёров и благодарных покупателей. Это характеризует AL-KO сегодня и определяет его будущее.
В Украину концерн, как ООО «АЛ-КО Кобер», пришёл в 2004 году и ныне занимает лидирующие позиции по всем направлениям деятельности: благодаря высокому качеству и надёжности техники, качественному обслуживанию клиентов, наличию широкого ассортимента продукции на складе, быстрому и своевременному выполнению заказов, гарантийным обязательствам, а также высококвалифицированному персоналу.
Но вернёмся к прицепной технике. Катера, гидроциклы, яхты, катамараны, вертолёты, мотоциклы, квадроциклы и другая техника для водного отдыха и развлечений – не детские игрушки, и стоят они зачастую значительно дороже, чем буксирующий их автомобиль. Поэтому при выборе прицепа AL-KO рекомендует учитывать критерии его оптимальных ходовых качеств, а именно: малую массу и соответствующую грузоподъёмность, длинное дышло, низкое расположение центра тяжести, соблюдение нагрузки на тягово-сцепное устройство, широкие шины, наличие амортизаторов, систему современных осей и замковых устройств.
Если шасси – остов трейлера, то подвеска – его самое ответственное звено. Практически 100% прицепов в Европе производятся на резино-жгутовой подвеске, которая в обиходе называется ещё торсионной. Такая подвеска (в сущности это просто ось) в процессе эксплуатации надёжнее и дешевле рессорной, так как практически не требует обслуживания. Более 12 млн. с момента основания, а в настоящее время ежедневно около 2 тыс. осей с тормозом и без, производимых концерном AL-KО, говорят сами за себя. Как пример: практически на всех б/у прицепах, завозимых в Украину из Европы, стоят оси AL-KО ещё 80-х годов прошлого века.
Концерн AL-KО разработал и запатентовал оптимальный по своим рабочим характеристикам шестигранный профиль резино-жгутовой оси и саму ось (рис. 1), которая обладает рядом важных преимуществ, а именно:

  • оптимальная амортизация при номинальной нагрузке;
  • увеличенный ход подвески в сравнении с четырёхгранными резино-жгутовыми осями, где жгуты (1) не только сжимаются, но и перекатываются по шестигранному профилю (2);
  • высокая стабильность хода за счёт оптимального развала и схождения, установленного в заводских условиях;
  • независимая подвеска колёс (3), как в автомобиле, т.е. каждое колесо работает отдельно;
  • шестигранный профиль не допускает проворачивания жгутов и рычага (4) даже при многократных перегрузках;
  • высокая антикоррозионная защита – горячее цинкование опоры оси;
  • наличие тормозной системы при полной массе прицепа от 750 кг;
  • увеличенный дорожный просвет при низком центре тяжести (в сравнении с рессорной подвеской).

Но если всё-таки вы поклонник рессоры, то и здесь AL-KO поможет, так как с 2004 года поставляет в Украину высококачественную австралийскую рессору (рис. 2.) с одним свободным концом (1). Её даже пытаются подделывать, но чудес не бывает – по виду вроде бы похожа, а материал и технологии не те.
Многие покупатели долго не могут решить, какой прицеп выбрать – с тормозом или без. Ведь без тормоза он стоит дешевле, и это же прицеп – что-то, висящее на «хвосте»… Но не забывайте, что основное требование на дорогах – безопасность людей. Здесь не должно быть компромиссов. Поэтому AL-KO рекомендует прицепы с тормозом, и небезосновательно. Сравните: при торможении автопоезда с прицепом без тормоза на тягач воздействует сила, равная полной массе прицепа (от 750 кг и более), а с тормозным прицепом, по европейским правилам, она составляет около 10% от полной массы, т.е. 75 кг. Весьма существенная разница.
Согласно результатам испытаний прицепов с инерционным тормозом и без, при торможении с 90 км/ч остановочный путь у прицепа с тормозом меньше примерно на 8 м (45,5 м и 53,5 м) – и это на сухом покрытии. Более того, при торможении в повороте тормоза позволяют сохранить курсовую устойчивость автопоезда и остаться в своей полосе движения. Здесь концерн AL-KO добился рекордных тормозных параметров, значительно превышающих предписанные законодательством.
AL-KO предлагает широкий ассортимент осей как с тормозом (750-3500 кг), так и без (550-1300 кг). В перечне продукции присутствуют также оси для полной массы прицепа от 5 до 7 тонн с пневмотормозами, а для прицепов с высокой парусностью – оси Premium или Дельта (с функцией искусственного отрицательного развала колёс для устойчивости прицепа в поворотах). Для лодочных трейлеров, постоянно имеющих контакт с солёной водой, настоятельно рекомендуем применять оси с водонепроницаемыми ступицами и системой для промывки колёсных тормозов (возможность дооснащения). В этом случае гарантирован пробег ступичных подшипников оси до 250-400 тыс. км. Также к своим тормозным осям AL-KO предлагает специально разработанные под каждую грузоподъёмность амортизаторы Octagon (рис. 3.) с кронштейнами для монтажа (рис. 4.).
Следующий важный агрегат тормозного прицепа – инерционный тормоз наката: под прямые (рис. 5.) и V-образные (рис. 6.) дышла, с замковыми устройствами под шар (1) и петлями под палец и ТСУ различного диаметра (2).
Инерционный тормоз наката отличается простотой конструкции и высокой надёжностью. Принцип его работы (рис. 7.) основан на использовании силы инерции прицепа при замедлении тягача. Конструктивно он состоит из замкового устройства (1), которое закреплено на штоке (2), газового амортизатора (3) и передаточного рычага (4).
В процессе торможения сила инерции генерируется на сцепном устройстве, задвигает шток и посредством передаточного рычага, тормозной тяги (5) и тросов (6) приводит в действие тормозные колёсные механизмы (7). Ассортимент тормозов наката AL-KO закрывает ряд прицепов любой грузоподъёмности и числа осей: одноосных, двухосных и тд. Для тяжёлых тягачей с высоким расположением тягово-сцепного устройства (ТСУ) предлагаются тормоза наката с регулировкой по высоте.

Самый важный элемент безопасности любого прицепа – прицепное (или замковое) устройство (рис. 8). Этот элемент прицепа может иметь несколько вариантов конструкций. Наиболее интересные – с индикатором зацепления (1), автоматическим положением «закрыто», с двойной фиксацией и с индикатором степени износа сцепного шара или замкового устройства (2).
Концерн AL-KO постоянно разрабатывает новые и новые системы контроля и безопасности. Одна из них – замковое устройство AKS™ со стабилизатором курсовой устойчивости (рис. 9). Это устройство позволяет увеличить критическую максимальную скорость движения и быстрее восстановить курсовую устойчивость автопоезда в опасных ситуациях за счёт большой силы трения между фрикционными накладками замкового устройство AKS™ и сцепным шаром ТСУ.
Несколько лет назад для прицепов с высокой парусностью концерн AL-KO разработал противозаносную систему ATC Trailer-Control (рис. 10.).
ATC функционирует гениально просто. Как и система ESP легкового автомобиля, система ATC непрерывно контролирует поведение прицепа в процессе движения. При наступлении ситуаций, заставляющих прицеп "вилять", сенсорные датчики АТС регистрируют незатухающие боковые отклонения прицепа ещё до того, как может их зарегистрировать система ESP. Сигнал от датчика подаётся в блок управления (1) и приводит в действие встроенный толкатель (2), связанный с тормозной тягой (3), в результате чего прицеп мягко подтормаживается без вмешательства водителя. Достаточно всего нескольких секунд работы тормозной системы прицепа, чтобы вернуть автопоезд в состояние безопасного движения (4)!
Но вот вы благополучно добрались к месту отдыха – подвеска не подвела. Однако берег песчаный, неудобный для спуска катера на воду: развернуться негде, вокруг ни души, автомобиль вязнет, трейлер нужно толкать вручную, ручника нет, противооткатных упоров нет, мелководье, а катер на ложементах и т.д. Возникает вопрос, как оставить прицеп без присмотра, потому что недавно на рыбалке у товарища увели. Но и в этом случае помогут производители прицепов совместно с концерном AL-KO:
Для удобства маневрирования прицепом на стоянке AL-KO предлагает широкий выбор опорных колёс (рис. 11.) и аксессуаров к ним:

  • со статической нагрузкой от 150 до 1200 кг;
  • с ручным (1), полуавтоматическим (2) и автоматическим (3) подъёмом и опусканием колеса;
  • с различными шинами под любую поверхность: узкими (4) и широкими (5), со сплошной резиной (4) и накачиваемые (5);
  • с блокировкой колеса (6) и индикатором нагрузки (7), по показаниям которого можно рассчитать нагрузку на шар ТСУ.

Из аксессуаров: высокопрочные пластиковые ручки (8) для удобства при маневрировании прицепом и поворотные зажимные хомуты (9), позволяющие за считанные секунды повернуть опорное колесо вдоль рамы прицепа и двинуться в путь.
Для спуска катера на воду и подъём с воды без особых усилий подберите подходящую по грузоподъёмности и функциональности лебёдку AL-KO с механическим (1) или грузоупорным (2) тормозом (рис. 12).
Чтобы лебёдка прослужила долгие годы, AL-KO рекомендует использовать механизм с параметрами грузоподъёмности, превышающими массу подтягиваемого груза.
Правильно подобранная лебёдка – это только первая, но недостаточная составляющая. Минимально затраченная энергия одного человека и сохранение наружных поверхностей неповреждёнными при спуске и подъёме – вторая обязательная составляющая каждого современного трейлера. Во многих странах полемика относительно преимуществ ложементов и роликов решена в пользу последних. AL-KO предлагает два типа роликов для прицепов.
Первый – COMPACT (рис.13.) – относится к эконом-классу и изготавливается из каучука. С течением времени материал роликов стареет и может оставлять на поверхностях катера малоприятные следы.
Многократно протестированные, одобренные специалистами и профессионалами ролики премиум-класса PROFI (рис. 14.) изготовлены из полиуретана всемирно известной фирмой STOLTZ (США). С таким материалом можно не опасаться «закисания» и ухудшения вращения. Благодаря жёлтому цвету, ролики хорошо видны в воде, что помогает правильно сориентировать катер на прицепе при его подъёме. Они совершенно не оставляют на корпусе никаких следов.
Ролики должны выполнять свои функции, т.е. вращаться, а не превращаться в подпорку для катера. В связи с этим AL-KO рекомендует согласовать с производителем трейлеров весовые параметры катера с необходимым количеством роликов, в зависимости от их несущей способности.
Чтобы трейлер всегда был привлекательным и имел товарный вид, AL-KO предлагает широкий выбор крыльев из пластика с добавками каучука, которые не подвержены коррозии и остаются эластичными при любой температуре (рис. 15.).
Незаменимыми помощниками в надёжной блокировке трейлера на уклоне станут противооткатные упоры. Все упоры AL-KO, для удобства хранения и экономии места, снабжены кронштейнами-держателями, которые можно закрепить в любом доступном месте на раме трейлера (рис.16.).
Для защиты трейлера от кражи на стоянке или в режиме автопоезда у AL-KO имеется ряд противоугоных устройств, которые обеспечат надёжную охрану трейлера (рис.17.).
Чтобы защитить от повреждений задний бампер автомобиля, а также ноги водителя, у AL-KO есть мягкая защита – резиновые наконечники для фаркопов и замковых устройств (рис.18.). Кстати, первый выполняет ещё одну важную функцию: он защищает фаркоп от попадания пыли и грязи, которые в составе смазки образуют абразивный материал и подвергают повышенному износу шар ТСУ и замковое устройство.
Вся продукция всемирно известной торговой марки AL-KO в полном объёме доступна в Украине всем производителям прицепов различного направления, а конечный покупатель может приобрести её через дилерскую сеть.

По материалам "АЛ-КО Кобер".