Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Яхты на внутренних водных путях Украины и Российской Федерации
Тема: Международная юридическая служба; Автор: oio; Страница в журнале: 88;

Резервирование каботажных перевозок за судами, которые ходят под национальным флагом, — обычная практика в Европе и во всём мире. Только в случаях и порядке, установленных Правительством, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами под иностранным флагом.

Аналогичные нормы закреплены как в Украине (ст. 131 КТМ Украины), так и в России (ст. 4 КТМ Российской Федерации). Например, перевозки между портами Украины осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Украины, а также судами, плавающими под иностранными флагами при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта.
Существенным недостатком прогулочного судоходства в РФ, да и в Украине, были закрытые внутренние водные пути для иностранных яхт. Вопрос об изменении такого положения дел поднимался в указанных странах неоднократно. И только в 2012 году, практически одновременно, Украина и Россия принимают соответствующие нормативные акты в этой сфере.

Новеллы в национальном законодательстве
Интересное одностороннее решение, интегрирующее водный транспорт Украины в транспортную инфраструктуру Европы, принято Кабинетом Министров Украины. Постановлением «Некоторые вопросы захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины» № 155 от 29.02.2012 разрешено заходить в речные порты судам, плавающим под флагами государств, с которыми заключены международные договоры о судоходстве по внутренним водным путям. Это касается также пассажирских, спортивных, парусных судов и яхт, плавающих под флагами государств, с которыми не заключены такие договоры. Теперь яхта под иностранным флагом может без какого-либо специального разрешения заходить в порты Украины.
Для сравнения: ранее процедура захода судов в речные порты Украины под флагами государств, с которыми не были заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях, определялась приказом Минтранса Украины от 25 ноября 1998 г. Согласно этому Приказу судовладельцы должны были не позднее 10 дней до прибытия в порт обращаться с представлением в Государственную администрацию морского и речного транспорта.
Разумеется, новое постановление позволяет открыть порты Украины для туристических судов и яхт, что не может не сказаться позитивно на туристическом бизнесе. Многие профессионалы в сфере туризма и шипинга давно боролись за такое решение. Однако, с точки зрения строго формальной, оно демонстрирует как гибкость правового способа регулирования отношений, так и его инертность: в немногочисленных двусторонних и многосторонних соглашениях, которые имеются у Украины с другими государствами, столь льготный режим отнюдь не предусмотрен.
Ещё в июле 2003 года Правительством РФ была разработана концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Одним из положений концепции стал вопрос допуска на территорию РФ судов под иностранным флагом: «…Внутренние водные пути России закрыты для прохода судов под флагом иностранного государства. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время только судами под российским флагом. Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства является одним из направлений политики Российской Федерации по углублению международной экономической интеграции, вхождению в ВТО и присоединению к договорам и соглашениям о свободном судоходстве».
Распоряжением правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 734-р российские внутренние водные пути открыты для спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. В этом распоряжении приводится перечень таких водных путей и 40 портов, в частности, Архангельск, Барнаул, Волгоград, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва (Западный, Северный речной грузовой, Северный речной пассажирский, Южный речной грузовой и Южный речной пассажирский порты), Нижневартовск, Нижний Новгород, Омск, Осетрово (Усть-Кут), Пермь, Петрозаводск, Салехард, Самара, Санкт-Петербург пассажирский и Саратов.
Можно сказать, что Российская Федерация пошла намного дальше. Теперь в Кодекс внутреннего водного плавания введена статья, которая допускает плавание судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ. При этом иностранные суда должны отвечать следующим требованиям:

  • быть спортивными, прогулочными судами, осуществляющими плавание в целях туризма;
  • общее количество людей на судне не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более 12;
  • на таком судне должны находиться документы, подтверждающие тип и назначение судна, право его плавания под иностранным флагом.

Капитан судна должен сообщить контролирующему органу примерный маршрут следования, порты, в которые предполагается заход и примерные даты захода яхты в указанные порты. Также предъявить все необходимые документы, подтверждающие право собственности на яхту, а также её статус.
12 мая 2012 года Правительство РФ постановлением № 472 утвердило Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств (далее Правила).
Данными Правилами установлено, что судам разрешено движение по внутренним водным путям РФ и заход в порты, включенные в установленный Правительством РФ перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, и перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств.
Этими же Правилами установлены дополнительные правила, обязательные для иностранной яхты, входящей во внутренние водные пути РФ. Так, например, для того, чтобы яхта следовала по разрешённому правительством маршруту без лоцмана на участках внутренних водных путей Российской Федерации, должны быть соблюдены следующие условия:

  • общее время перехода между остановками не превышает 12 часов в течение одних суток, при этом хотя бы один член экипажа, имеющий документ, подтверждающий право управления судном соответствующей категории, должен владеть русским языком;
  • общее время перехода между остановками превышает 12 часов в течение одних суток, при этом не менее чем 2 члена экипажа, имеющие документы, подтверждающие право управления судном соответствующей категории, должны владеть русским языком.

В случае невыполнения указанных условий суда обязаны следовать с лоцманом.
Отдельные категории судов могут быть освобождены от обязательной лоцманской проводки на участках внутренних водных путей на основании решения Министерства транспорта Российской Федерации, принятого исходя из особенностей конструкции и технических характеристик таких судов, а также условий плавания.
На первый взгляд, всё прекрасно складывается, однако внутренние порты РФ совершенно не подготовлены к принятию и обслуживанию яхт. В большинстве портов и вовсе отсутствуют яхтенные стоянки. Такое положение дел свидетельствует о том, что для достижения цели законодательных нововведений – повышения уровня привлекательности внутренних водных путей для иностранного яхтинга – необходимо в срочном порядке совершенствовать инфраструктуру внутренних водных путей в принципе.
Несмотря на некоторые протекционистские тенденции, в современном мире господствует открытость, так что открытие портов России и Украины для заходов пассажирских, спортивных, парусных судов и яхт можно только приветствовать как шаг в направлении открытой рыночной экономики. А в отношении развития международного общения наших стран, несмотря на некоторое несовершенство практики, такие правительственные решения вообще нельзя переоценить.

Николай МЕЛЬНИКОВ.
Партнёр
Международная юридическая служба Interlegal
Киев–Одесса, Украина

Дарья СВЕРДЛИК.
Юрист
Эберг, Степанов и партнёры
юридическая фирма
Ростов-на-Дону, Россия