Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Кайтинг: прямо-таки захватывающе непросто!..
Тема: ------; Автор: Парфенюк Стас; Страница в журнале: 92;

Понятно, речь о новом увлечении — кайтинге. У нас его знают большей частью благодаря телевизору, но некоторые дерзнули и сами. В общем, интерес есть, кайт-сайты посещаются и обсуждаются, но, не зная «броду», трудно как-то так сразу решиться... «покайтовать». Поэтому для начала — теоретическая подготовка, такой себе ликбез от «Фарватера».

Английское kitе — «хищник–жулик–воздушный змей–фиктивный чек...». Ненужное отбрасываем и получается, что кайтинг (kiting, power kiting) — это любой вид спорта (или досуга, отдыха, экстрима — кому как нравится), где используется тяговая сила спортивных кайтов, то есть специально сконструированных для этой цели воздушных змеев.
В настоящее время их два типа – парафойл и баллонный. Первый – уменьшенная копия параплана: развитая система подкупольных строп, жёсткость крыла обеспечивается потоком набегающего воздуха. Балонный же перед использованием надо накачать – тогда вшитые вдоль передней кромки и поперек крыла тонкие баллоны (нервюры) развернут кайт, удерживая его в рабочем состоянии независимо от ветра. Такой "змей" не имеет подкупольной расстроповки: стропы крепятся по углам, прогиб арочности получается большим. Поэтому, выбирая тип кайта, помните, что для равенства подъёмной силы площадь "баллонника" должна быть в 1,3-1,8 раза больше площади парафойла.
Главное преимущество баллонного кайта – не складывается при падении в воду (потому его второе название – "летний кайт"). В остальном же он проигрывает парафойлу: тяжелее и дороже, боится острых предметов; приведенный к земле, не гаснет, как парафойл, а продолжает парусить. Вдобавок надо таскать насос, теряя драгоценное время на накачивание баллонов.
Стандартная длина строп кайта – 25-30 м. Передние (тяговые) стропы крепятся к верхним концам ручек, задние (они же клеванты, брейки) – к нижним. Впрочем, кайты на ручках незаменимы для марафонских гонок и тех опытных райдеров, которым интересна езда по горизонтали. А начинающим рекомендуют брать кайт с планочным управлением – так называемую "дипауэрную систему".
Наклоняя или вращая планку, райдер изменяет угол атаки (проекцию кайта на ветер) и получает тягу нужного направления и силы. Купол управляется аналогично параплановому: изменяя натяжение задних строп (длина передних, несущих основную нагрузку, неизменна), райдер заламывает край, принуждая купол развернуться в нужную сторону.
Не вдаваясь в детали обеих систем, заметим лишь, что амплитуда работы ручек больше, чем у планочной системы, и купол разворачивается без гашения, как при дипауэрном управлении. Райдеры отмечают, что баллонный кайт немного реактивнее, но в целом ведёт себя аналогично парафойлу.
Хотя конструкция кайта и техника управления им очень схожа со спуском на параплане, это совершенно уникальное и экстремальное занятие. Судите сами: кайт, этот воздушный змей-монстр, тянет соответственно силе ветра, и навыки опытного парапланериста либо виндсерфингиста помогут вам лишь постольку, поскольку это те же ветер и "парус" – управлять кайтом не так просто, как кажется. Учитывая, что фанаты понавыдумывали массу способов кайтинга (по воде, по земле, на горных склонах – на досках-роликах-коньках-лыжах и т.д.), каждый вариант имеет свои "изюминки", тонкости и опасные моменты...
Тем не менее, элементарная техника управления приходит уже через полчаса "кайтирования", навыки буксировки – примерно за пару часов, а то и дней. Начинать обучение желательно с инструктором – он предостережёт от типичных ошибок, подскажет, как избегать травм и опасных маневров. Вообще же, если вы "полный ноль", до того не пробовавший ни серфа, ни прыжков с парапланом, надо начинать с "бодидрага". Это базовый элемент обучения кайтсерфингу: одеваете спасжилет, фал в руки и – в воду. Ветер тащит по воде, можно потихоньку пробовать повороты, глиссирование и т.п. – бодидраг безопасен и прост, как раз для начинающих. Довольно скоро вы научитесь контролировать кайт, регулировать тягу и даже "вырезаться" против ветра.

Способы кайтинга
Кайтсерфинг (kitesurfing – катание с кайтом по воде). Это наиболее безопасный из кайтингов: хоть скоростные удары о воду и болезненны, травмы здесь очень редки. Популярен баллонный кайт – не тонет, легко стартует с воды. Обычно катаются на доске типа вейкборда или водных лыжах (kite skiing), есть и любители "чистого скольжения" – бодидраггеры.
Сноукайтинг (snowkiting – катание с кайтом по снегу). Снарядом скольжения обычно выступает сноуборд или горные лыжи. На марафонской дистанции или на льду (айскайтинг) предпочтительнее классические длинные лыжи. Впрочем, можно кататься и на коньках – лишь бы получалось.
Лендкайтинг (landkiting – "кайтание" по твёрдой поверхности). Обычно используется колёсная техника: роликовые коньки, лыжероллеры, кайт-багги и т.п. Багги очень популярны – вероятно, потому, что это один из комфортнейших способов использования кайта, такой себе "спокойный экстрим": райдер сидит в сантиметрах от земли, остро ощущая скорость. 3-колёсный buggy управляется ногами (поворотом переднего колеса), на нём можно двигаться бейдевинд, прыгать с трамплина в сильный ветер.
Разновидность лендкайтинга – sanddragging. Эта буксировка сродни бодидраггингу – только вместо воды здесь песок, по которому райдер рассекает на голых пятках. Более умеренный вариант: кайтборд + песок.
Особая статья – маунтинборд. Эдакий скейт-переросток, этот снаряд применяется в основном на отливных акваториях, где осушается ровная глинистая почва (впрочем, наши сорвиголовы гоняют даже на асфальте и бетоне!).
Кайтмунвокинг (moonwalking – "прогулка по Луне"). Это наиболее опасная разновидность кайтинга. Для такой "прогулки" пилот (обратите внимание – пилот, не райдер!) использует большой кайт или очень сильный ветер – чтобы, делая гигантские шаги, взлетать над землёй как можно выше...
Кайтлифтинг (kite lifting – подъём на кайте). Очень опасное занятие. Пилот парит на кайте, удерживаемый тросом с земли (люди, лебёдка или даже мотоцикл). Более безопасный вариант – буксировка за катером.

Что имеем предложить
Баллонники и парафойлы, ультрасовременные BOW-кайты и Рaraski (арочные парафойлы Питера Линна) – производители варьируют форму и размер кайтов, предлагают разные варианты управления, чтобы райдер мог подобрать себе именно ТО. И хотя на украинском рынке широко представлены такие брэнды, как Naish, SlingShot, Gaastra и наш Aeros Gyro (как баллонники, так и парафойлы), мы остановимся на первых – ведь не зря именно Naish предпочитают 7 из 10 кайтеров планеты.
Робби Нейш – неоднократный чемпион мира, живая легенда мирового винд- и кайтсерфинга – выпустил собственную линейку кайтов, быстро завоевавшую сердца поклонников. Итак – надувные (летние) кайты Naish:
BOXER – для начинающих и среднего уровня. Безопасный и стабильный, очень легко перезапускается с воды. Выпускается различных размеров – под разную силу ветра.
RAVEN – для спортсменов среднего уровня и выше. Крыло кайта имеет гораздо большее удлинение, а значит, и подъёмную силу – оптимально для высоких прыжков. Маневренный, стабильный, чутко реагирующий на действия райдера кайт.
TORCH – очень экстремальный аппарат! Способен резко ускоряться, разворачиваться практически на месте. Кайт – "самое то" для радикальных трюков, требующих мощности и точности одновременно. Он рассчитан на спортсменов высокого уровня и противопоказан начинающим – болезненно реагирует на любую ошибку, вызывая рывок или падение.
SHOCK-WAVE – создан специально для катания по волнам, это самый динамичный серф-кайт из всех, когда-либо появлявшихся на рынке. На нём легко вырезаться против ветра, приятно прыгать, невероятно легко проходить прибой и пену.

Заключение, или Совет начинающим
Для "попробовать" лучше всего взять напрокат или одолжить кайт у друзей: для воды нужен баллонный кайт, а для снега – парафойл. Чтобы не переучиваться, все кайты выбирайте с однотипным управлением (рекомендуем простое в освоении дипауэрное на планке).
Идеал – если вы будете "кайтаться" не один, а в компании единомышленников.
И не экономьте на инструкторе – поверьте, здоровье дороже.