Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
«Добро пожаловать» в новый Таможенный кодекс
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Маланчий Надежда; Страница в журнале: 82;

Сегодня владение яхтой уже не представляет собой недостижимую мечту, а скорее рассматривается как привилегированная возможность. Ныне яхта — один из самых популярных атрибутов и символов успешности.

Из года в год яхтенный бизнес стремительно развивается во всех направлениях. Растёт производственное предложение, совершенствуются технические и технологические составляющие конструкций, появляются новые дизайнерские решения; увеличивается количество регионов, предлагающих свой флаг и выгодные условия регистрации. Вместе с тем эксплуатация яхты по-прежнему остаётся зависимой от законодательных требований конкретной страны пребывания.
В рамках данной статьи мы хотим осветить некоторые новшества таможенного законодательства Украины в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса (ТК).

Яхта – транспортное средство?
Следует отметить, что одно из нововведений нового ТК заключается в расширении понятия «транспортного средства».Если согласно старому ТК транспортными признавались средства, используемые исключительно для перевозки пассажиров и товаров, то положения нового ТК устанавливают возможность частного использования транспортного средства.
Посему логично предположить, что яхта при пересечении таможенной границы Украины должна быть задекларирована как «транспортное средство коммерческого назначения» либо «транспортное средство личного пользования».
Но не всё так просто. Для того, чтобы разобраться, какой же именно статус приобретает яхта во время процедуры таможенного декларирования, следует обратиться к положениям нового ТК, который раскрывает понятия указанных нами терминов.
Так, п.59 ст.4 ТК определяет: «транспортные средства коммерческого назначения – любое судно (в том числе самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (моторные транспортные средства, прицепы, полуприцепы) или подвижной состав железной дороги, используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц или для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров, вместе с обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслами и топливом, содержащимися в их обычных баках на протяжении их транспортировки вместе с транспортными средствами коммерческого назначения».
В свою очередь, п.60 ст.4 ТК раскрывает понятие «транспортных средств личного пользования», а именно: «транспортные средства личного пользования – наземные транспортные средства по товарным позициям 8702, 8703, 8704 (общей массой до 3,5 тонны), 8711 согласно УКТ ЗЭД, и прицепы к ним согласно товарной позиции 8716УКТ ЗЭД, плавучие средства и воздушные суда, зарегистрированные на территории соответствующей страны, находящиеся в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина и ввозятся или вывозятся этим гражданином в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию исключительно для личного пользования, а не для промышленной или коммерческой транспортировки товаров или пассажиров за плату или бесплатно».
Таким образом, независимо от избранного таможенного режима и субъектного состава таможенной операции, под характеристики «транспортного средства коммерческого назначения» яхта точно не подпадает, но именно как транспортное средство может быть задекларирована только физическими лицами для последующего личного пользования.Так, при перемещении яхт юридическими лицами яхты имеют статус «товара».

Временный ввоз – «за» или «против»
Одно из главных изменений в таможенном законодательстве – это, безусловно, увеличение срока временного ввоза яхт на территорию Украины. В целях гармонизации норм ТК с нормами Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.) максимальный срок нахождения товаров и транспортных средств в рассматриваемом режиме увеличен до 3-х лет (напомним, что по старому ТК срок временного ввоза не превышал одного года).
Внимание! Новый ТК смягчил ответственность по статье 481 (Превышение срока временного ввоза или временного вывоза товаров). Новый ТК отменил конфискацию как возможную санкцию за данное нарушение таможенных правил. Кроме того, настоящее положение ТК имеет обратную силу во времени, то есть эти нормы распространяются на все правонарушения, совершённые до принятия нового ТК.
Теперь согласно ч.3 ст.481 ТК максимальная санкция, которая ожидает правонарушителя – это наложение штрафа в размере одной тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. То есть, в соответствии с п.5 подраздела 1 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, максимальный размер штрафа, подлежащего оплате, будет составлять 17 000 (семнадцать тысяч) гривен.

Строительство яхты на таможенной территории Украины
В соответствии со старым ТК нерезиденты могли ввозить в режиме временного ввоза оборудование и материалы, предназначенные для строительства и ремонта морских и речных судов, с условным полным освобождением от налогообложения. В то же время, если материалы и оборудование для ремонта либо строительства ввозились на таможенную территорию Украины резидентом (строителем), то они помещались в режим переработки на таможенной территории Украины при условии вывоза за пределы таможенной территории Украины продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В новом ТК ситуация поменялась. Положение старого ТК, прямо предусматривающее помещение материалов либо оборудования в режим временного ввоза с полным освобождением от налогообложения таможенными платежами и мерами нетарифного регулирования, исключили. Точнее сказать, в новом ТК это положение не появилось. Однако теперь, по новому ТК, материалы и оборудование для строительства яхт могут ввозиться только в режиме переработки, без применения к ним нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности – при условии, что в дальнейшем продукты такой переработки будут реэкспортированы.
Дорогие читатели, мы уверены, что вы найдёте наши комментарии полезными. И даже таможенные формальности не смогут лишить вас удовольствия от прогулок на ваших яхтах.

Николай Мельников
Партнер, специалист по морскому праву

Надежда Маланчий
Юрист

Международная юридическая служба
Украина, Киев – Одесса