Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Таки Pluto!
Тема: ------; Автор: Васильев Игорь; Страница в журнале: 0;

«Доповідаємо: вчора наважилися спробувати яхту на ходу. Враження чудові — яхта просто літає…Взагалі яхту майже не критикують, що не бачено у яхтовому світі».
Виталий и Дмитрий Капрановы (ага, те самые, владельцы первой Pluto).

Концепция
Идея носилась давно. Ну, не морская держава Украина, и Россия не морская, и Венгрия, даром что ею когда-то рулил адмирал. Все достойные упоминания регаты проходят на озёрах и водохранилищах.
Значит, везти; значит, трейлер. Не из варяг же в греки добираться! Тем более, что на многие водоёмы, от Шацких озёр до Селигера, по-другому не попасть. Да приурочить к регате отпуск за свой счёт, с боем вырванный у начальства. И провести его желательно в лодке, без крайностей вроде городского отеля (которого может и не оказаться!) или палатки на берегу. Но и не в каюте размером с VIP-гроб, где уснуть можно, только накрыв лицо смоченным водкой полотенцем. Не скажу, что сторонников подобного времяпрепровождения чрезмерно, но их достаточно.
Озвучить концепцию «с цифрами в руках» взялся в 2000 году тогда ещё севастополец Альберт Назаров. Так появился класс Т-800 — лодка в максимальных трейлерных габаритах, с достойной обитаемостью и парусным вооружением большой площади (более того, не ограниченной напрямую правилами класса!). Яхта достаточно лёгкая, но с нижним пределом веса – не столько для того, чтобы уравнять в возможностях самодельщиков и верфи, сколько затем, чтобы обеспечить лодке долгую жизнь. Ведь, как известно, идеальная гоночная яхта – та, что разваливается после победного финиша. На Украине всё «водоплавающее» дорогу пробивает с трудом, но у восточных соседей класс стал популярным гораздо быстрее, чем ожидали даже самые оптимистичные его сторонники.

Дизайнер
Несомненно: на данный момент Альберт Назаров (его бюро: www.amdesign.co.th – Ред.) – самый популярный в бывшем СССР яхтенный конструктор. Талантливый проектировщик и просто хороший человек. Во времена, когда все сходили с ума от заморского слова «роялти» и даже пытались продавать старые проекты, выдавая их за свои, Альберт безвозмездно (то есть даром) опубликовал чертежи трёх современных лодок. На вопросы отвечает оперативно. Словом, понятно.

Исполнение
AWL — Advanced Windsurfing Laboratory. Название не менялось со времён основания фирмы, поэтому виндсерферов там давно нет. Но лаборатория действительно продвинутая, мелкие детали формуются способом вакуумной инфузии, а с нового сезона верфь переходит на строительство по этой технологии уже целых корпусов. Детали обстройки и лекала матриц режет робот с компьютерных файлов. Неспешная качественная ручная формовка, корпус монолитный, палуба и переборки – сэндвич с корематом или айрексом. Стандартная технология для подобных лодок, и есть мнение, что она будет стандартной ещё долгие годы. Просто нечем её заменить.
ACHTUNG!
В своё время Альберт Назаров на вопрос о стоимости ответил: «Деревянный корпус может уложиться в $3000». Понятно, что речь шла о самострое и «тогдашних» ценах. А цены у AWL в сравнении с другими фирмами весьма интересные. Так, корпус в сборе стоит 14400 евро, а в комплектации «ставь паруса и вон!» — 25000. Дальше – полный полёт фантазии, вплоть до стационарного движка. Можно и наоборот – заказать корпус, пустой как барабан, что обойдётся в 7000 евро. Это если денег не хватает, а хочется фирменный вид. Правда, есть сложности – я бы не рискнул сам городить в корпус механизм подъёма киля. Тут подойдёт фиксированный киль, тем более что и у него хватает сторонников. Впрочем, можно обсудить любой вариант.

Расположение
Огромный опыт по втискиванию «кварты в пинту» накопили поляки. У них есть и пятиметровые лодки, где можно стоять в полный рост. Но для яхты, на которой собираются ходить ещё каким-то курсом, кроме фордевинда, такой вариант неприемлем. Закон сохранения энергии пока ещё действует, и независимо от того, где проектируется лодка, максимум, что помещается в восьмиметровый корпус, – 4-6 спальных мест, камбуз и гальюн (и хорошо, если изолированный). Всё это на Pluto имеется, и всё достаточно удобно. В сравнении же со своими более экстремальными «одноклассниками» на Pluto просто роскошно. И хорошо, что подобное расположение не видел Никита Сергеевич! Мне даже страшно представить, каких бы размеров тогда были хрущёвки…

Рангоут и паруса
Тут уместно вспомнить самую известную фразу царского министра финансов Вышнеградского: «Не доедим, но вывезем!». Действительно, сэкономить можно на том и на этом, отложить в долгий ящик отделку, так же как и покупку мотора, но вооружение надо брать сразу. Яхта должна ходить! Достаточно странным выглядит решение заказать лодку с породистым гоночным экстерьером и затем уродовать её случайной мачтой и разнокалиберными лебёдками. Базовый комплект парусов – грот и стаксель – обойдётся примерно в 40 евро за метр, что отражает средний уровень цен по стране. Громадный геннакер, без которого лодка не продемонстрирует всех заложенных в корпус возможностей, не местного производства и уже опция. Хотя ставить шестидесятиметровый парус на восьмиметровой лодке откровенно страшно. Но я и с парашютом не прыгаю, и к скалолазанью отношусь с недоверием, так что мой взгляд субъективен. А уж те, кто придерживается мнения, что на приличной лодке должно быть двенадцать геннакеров (на крайний случай восемь), как-то проблему решат.

«Made in» или «Зроблено в»?
Что касается проблемы выбора, то с яхтами как раз проще всего. Хороший вариант – большая крепкая лодка для океанских переходов, каютный тримаран для прибрежного плавания и швертботик – провести выходные на реке. Но этот вариант сильно не нравится семейному бюджету, у которого, увы, всегда право «вето». Поэтому 99% любителей паруса находят компромисс. И, кстати, PLUTO – далеко не самое плохое решение.
По большому счёту, выбирать отечественную или зарубежную верфь – дело десятое. Лодка – не автомобиль, где бери, что дают, и выбор внутри модели ограничивается лишь цветом обивки и размером динамиков. Суда подобного класса что во Франции, что на Украине, что на Нидерландских Антильских островах строятся из одних и тех же материалов, приобретаемых у одного и того же производителя. Так что качество везде примерно одинаковое. Но при покупке импортной лодки много придётся заплатить «за воздух». У нас могут быть разные понятия о роскоши, но, как ни прискорбно, все они отличаются от взгляда закона на этот вопрос. Роскошь всё, что не необходимость. Посему без разницы, ввозится VIP-яхта или скромнейшая лодка – отдай на границе треть и не греши. Парусная яхта редко покупается на последние деньги, но также не часто её заказывают от нечего делать.
Большой плюс – обратная связь. Специалисты AWL не только заменяют оборудование, если где-то что-то не работает, но и терпеливо отвечают на все вопросы. Даже на такие: «А вот тут зелёная верёвка — зачем она?». Правда, здесь обоюдная польза, и отзывы пользователей помогают изменить ту или иную мелочь в лучшую сторону. Ведь не будет же строитель сам обкатывать лодку до посинения. Кстати, тут вспомнилось интервью с директором большого завода на Волге, который на предложение изменить то-то и то-то в конструкции мотора ответил: «Мы так делали и будем делать. Не нравится – покупайте «Эвинруд»». Бр-р-р…
Ну и, наконец, у PLUTO уже есть сертификат Регистра Украины. И поскольку он — не то учреждение, куда идёшь как на праздник, это тоже не последний плюс.
Словом, PLUTO – ладно скроенная и крепко сшитая лодка, с надёжным механизмом подъёма киля, ходкая и не доставляющая проблем с зимним хранением. Практически близка к идеалу для внутренних вод (многокорпусники – то существа иные). Единственный довод против неё в пользу плавдач, на которые по недосмотру воткнули мачту, – отсутствие всякого желания гоняться. Но такое бывает достаточно редко.

«Фарватер» информирует: строитель PLUTO – севастопольская верфь AWL.



Статьи