Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Volvo Ocean Race, 8-9 этапы: «Не говорите мне «Прощай»!»
Тема: Volvo Ocean Race; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 94;

Чем запомнится нам сезон 2011/2012? Вынужденной сменой класса, массовыми поломками, наименьшим в истории гонки количеством участников?.. Нет, мы будем помнить удивительную историю успеха Groupama, взлёт и падение испанцев, борьбу Puma, выстраданные победы Яна Вокера, "тише едешь – дальше будешь" от новозеландцев и многое другое, что составляет дух великого приключения, которое называется Volvo Ocean Race.

В далёком уже ноябре 2011 казалось, что 9 месяцев гонки – это целая вечность. А в начале июля 2012, когда до окончания гонки оставались считанные мили, многие команды с удовольствием бы накинули ещё месяц-другой плавания. Для решения вопроса общей победы в сезоне внезапно очень критичными оказались последние 2 оффшорных этапа и 3 портовые гонки.
После возвращения флота в Европу турнирная таблица VOR11/12 сжалась настолько, что даже новозеландцы, находясь на старте Oeiras In-Port Race на 4 месте, могли рассчитывать на общую победу. А непосредственными претендентами на главный трофей сезона были Groupama и Telefоnica. После финиша 7 этапа французы сместили испанцев с верхней строчки, однако разрыв между командами составлял всего 3 очка.
Старт портовой гонки в Лиссабоне был дан 9 июня при 13-15 узлах юго-западного ветра. Курс представлял собой "сосиску" в устье реки Тагус под мостом "25 апреля". Общая длина дистанции составляла 11,6 мили.
Флот выходил на дистанцию полным курсом. Избежав толкотни у судейского судна, с центра линии лучше всех стартовали французы. Традиционно агрессивный на короткой воде Кен Рид атаковал испанцев из-под ветра в предстартовой процедуре и выиграл себе хорошее место на линии.
В свою очередь, испанцы решили не "дарить" Puma такой обиды и, уже после старта оказавшись под ветром у американцев, тут же сделали атакующее движение. Puma протестовала, и Telefоnica получила штрафной разворот, который необходимо было сразу выполнить. Основанием для штрафа послужило мнение ампайеров, что Telefоnica шла выше надлежащего курса. (Позже шкипер Telefоnica Икер Мартинез заявил в прессе, что не согласен с решением судей на воде. Telefоnica, якобы, не атаковала американцев, а это Puma увалилась, чтобы поднять геннакер). Как бы там ни было, для Telefоnica важнейшая портовая гонка была решена. К тому же на последнем отрезке команда уронила в воду геннакер и долго не могла его поднять. Это уже четвёртая подряд неудачная портовая гонка для испанцев.
Тем временем прямой соперник испанцев французская Groupama уверенно прошла всю дистанцию (которая, кстати, была почему-то сокращена) и добавила в свой актив ещё 6 очков. Вторыми финишировали Puma, третьими – Camper.
Спустя ровно 24 часа и на такой же дистанции был дан старт 8 этапа VOR. Расстояние от Лиссабона до французского Лорьяна невелико, и было решено "добавить перцу", отправив флот сначала огибать о.Сан-Мигель в Азорском архипелаге.
Старт этапа в Лиссабоне прошёл гладко, за исключением неприятности с геннакером на Abu Dhabi. Но то, что сначала казалось проблемой, стало её решением для Яна Вокера. Задержавшись на старте, Вокер увидел, что лодки, которые ушли под берег, избегая течения, оказались в ветровой тени. Abu Dhabi пошли по центру русла и на первом огибании были уже третьими за лидерами старта Puma и Camper.
10 июня Puma повела флот от Лиссабона в направлении о.Сан-Мигель. В отличных условиях северного ветра 17-20 узлов лучшую скорость показывали лодки Хуана К.: Groupama, Puma и Telefónica. До самого огибания острова французы и испанцы поочерёдно сменяли друг друга во главе процессии. Флот шёл очень кучно – не более 10 миль от лидера до замыкающего.
По мере приближения к Азорам ветер начал скисать. Первыми 13 июня на инерции проследовали "поворотный остров" испанцы. За ними на расстоянии 1 мили огибались Groupama и Puma. Прогноз обещал сильный шторм с ветром до 40 узлов на пути флота к Франции. До финиша оставалась 1000 миль.
Раздувать более 20 узлов начало уже 14 июня. Направление ветра позволяло развивать наивысшую скорость, на которую способны лодки VO70. Флот двигался на северо-восток, выискивая наивыгоднейшую точку для поворота в сторону Лорьяна. Telefónica заняла стратегическую позицию между соперниками и побережьем, пожертвовав даже временной позицией лидера в пользу Groupama.
Когда вечером 14 июня флот вплотную приблизился к центру депрессии, первая пара свернула в сторону Франции. Скорости достигали космических значений. Сначала Telefónica улучшила рекорд этого сезона гонки по пройденной за сутки дистанции – 553 мили. Но вскоре Camper вернул себе звание самой быстрой лодки, показав 565 миль суточного перехода. Следующая новость была менее приятной: Пепе Рибез сообщил с борта Telefónica, что лодка ударилась в волну, попала в брочинг и лишилась одного из рулевых перьев. Как оказалось, это был уже "ремкомплект", а первый раз правое перо руля сломалось ещё до поворота на Лорьян. Далее сломался и запасной руль. Конечно, ни о какой скорости не могло быть и речи. За считанные часы Telefónica переместилась с первой на пятую позицию и оставшиеся 300 миль шла "на сохранении". Лодку держало единственное уцелевшее (но тоже повреждённое) перо. К счастью, это позволяло идти именно тем галсом, который привёл Telefónica в Лорьян.
Конечно, выход Telefónica из борьбы вывел Groupama в лидеры. К обеду 15 июня Groupama первой прибыла в домашний порт и добавила желанные 30 очков к своему активу. И французам победа далась тоже нелегко. После огибания о.Сан-Мигель при попытке взять рифы грот Groupama застрял в ликпазе. Баковый Бред Марш в течение дня 4 раза поднимался на 61-метровую мачту при ветре более 20 узлов!
Получив 30 очков за вторую победу в оффшорном этапе этого сезона, Groupama увеличила свой отрыв от ближайшего преследователя (Puma) до 23 очков. Теоретически у Telefónica ещё были шансы вернуться на первое место: до окончания гонки оставались 2 портовые гонки и один оффшорный этап; в сумме три победы могли дать испанцам 42 очка… Но задача выглядела практически невыполнимой, особенно учитывая состояние перьев руля на лодке и запрет на подъём корпуса из воды для ремонта.
Прибыв первой в Лорьян, Groupama была очень близка к общей победе в гонке, имея 23 очка отрыва от ближайшего соперника, которым на тот момент стала Puma. В свою очередь, американцы испытывали давление со стороны Camper, которых отделяло 5 очков. А новозеландцы беспокоились за свою позицию в тройке, так как у них с испанцами очков было поровну. Ниже Telefónica находились Abu Dhabi и Team Sanya, для которых уже ничего не могло измениться в таблице, но обе команды стремились красиво закончить гонку.
Во время достаточно длительного пребывания флота в Лорьяне остро обсуждалось решение комитета гонки разрешить трём командам подъём лодок и съём мачт. Согласно правилам, после Лиссабона до самого Галвея делать это было запрещено. Исключения из этого правила просили Telefónica (поломка перьев руля), Abu Dhabi (проблемы с килем) и Groupama (проблемы с мачтой). Комитет разрешил ремонтные работы с поднятием лодок при условии штрафа в 2 очка каждой команде. Но ввиду близости финиша никто не пошёл на это и выкручивался, как мог. В частности, Abu Dhabi накренили лодку и произвели ремонт киля с воды.
26 июня Франк Камм, как радушный хозяин, пригласил шкиперов других команд прогуляться на своём тримаране Groupama 3. Гости были поражены размерами и скоростью тримарана (30 узлов), о чём щедро рассказывали на телекамеры.
29 июня состоялась гонка с гостями в Лорьяне, а 30-го все команды вышли на старт Bretagne In-Port Race. Депрессия, которая двигалась с севера в сторону Бретани, осталась далеко от побережья, и в Лорьяне погода была отличной. В среднем силы ветре и при ярком солнце команды отправились на 9-мильную дистанцию. Лучше всех стартовали новозеландцы и они же были первыми на знаке, когда флот разделился на первой лавировке. Далее исход гонки решили ошибки. Сначала у американской лодки отдался шкот стакселя и их с подветра прошли французы. Затем уже на последнюю марку не вырезались новозеландцы – Groupama обошла и их. Таким образом, французы финишировали первыми и увеличили свой отрыв ещё на 4 очка.
Как видно, перед последним океанским этапом и портовой гонкой в Галвее командам с 1 по 4 место было за что бороться. Случись ошибка у Groupamа – и американцы могли достать её даже с двумя вторыми приходами. А расстояния между 2 и 3, а также 3 и 4 местами вовсе составляли считанные очки. Оставив позади 9 месяцев плавания, команды шли "ноздря в ноздрю"!
Конечно, шансы, что одна из самых надёжных лодок сезона дважды не дойдёт до финиша, были ничтожны. Тем не менее интерес к самому короткому этапу гонки значительно возрос, и зрители не были разочарованы. Старт 550-мильного драг-рейса из Лорьяна через Фастнет в Галвей состоялся 1 июля. Погода в Лорьяне опять была великолепной.
Сюрпризами первых часов гонки, пока флот вели телекамеры, был и прекрасный старт Telefonica, и фальстарт Camper, и осторожность Groupama, которая покинула французский берег последней. Сложность короткой дистанции состояла в том, что, проходя 550 миль, никто не сможет заснуть. К физическому истощению добавился туман и холод, о котором сообщали все лодки. Несмотря на летнюю пору, все были закутаны с ног до головы. При 16…25-узловом ветре команды двигались к Фастнету.
В обед 2 июля непосредственно перед огибанием американская лодка обошла Telefonica и заняла позицию лидера с преимуществом "на скале" в 1 минуту. Спустя 4 минуты третьей огибалась Groupama, ещё через минуту прошли маяк Camper. Abu Dhabi и Sanya незначительно отстали.
Приближаясь к восточному побережью Ирландии, флот попал в лёгкий ветер 5-8 узлов. Лидирующая группа держалась очень плотно, на расстоянии 2 миль. В 50 милях от финиша Camper сумели опередить Puma на каких-то 7 кабельтовых. Telefonica шла третьей, Groupama – четвёртой. В таком порядке лодки вышли на траверз маяка Эраг на о.Аран, который надо было оставить по правому борту.
В этот момент новозеландцы и Groupama приняли решение, которое принесло им победу. Эти две лодки повернули просто на восток – в сторону Галвея, тогда как Telefonica и Puma сделали поворот позже всего на 20 минут. Ещё через 1,5 часа, когда флот приблизился к маяку, оказалось, что Camper и французы идут впереди Puma на 5 кабельтовых. От маяка до финиша было каких-то 30 миль, которые команды преодолевали 3 часа. Несмотря на все старания, Puma не смогла догнать пару Camper/Groupama. Более того – новозеландцы даже поддали скорости и увеличили свой отрыв до 1,2 мили на финише. Вот так судьба второго места в сезоне решилась одним поворотом лодки с разницей в 15 минут! Camper завоевал свою первую победу в оффшорном этапе, что позволило этой команде вытеснить Puma на третье место общего зачёта без шансов на возвращение. А второй приход Groupama сделал команду Франка Камма победителем сезона даже без учёта результатов предстоящей портовой гонки.
После победы в VOR11/12 Франк Камм стал живой легендой оффшорных гонок. В свои 39 лет он был победителем Figaro, ORMA, Transat Jaques Vabrе и обладателем Кубка Жюля Верна. Сейчас на полку поставлен и гигантский трофей VOR, который Франция не выигрывала в течение 25 лет! Последний раз французы побеждали в VOR в сезоне 1985/86 (Леонель Пен, L'Esprit d'Equipe), а последняя французская лодка была в гонке в 1993/94 (La Poste Эрика Табарли).
Тем временем на кону оставался ещё приз за победу в портовых гонках. В этом зачёте борьба была не менее острой, чем в общей турнирной таблице.
Discover Ireland In-Port Race состоялась 7 июля. Погода как-будто провожала сезон – в Галвее лил дождь. Но, не обращая внимания на погоду, посмотреть на гонку собрались (по оценкам оргкомитета) 30 000 человек! Зрелище оказалось достойным. Если будущий победитель Discover Ireland In-Port Race и зачёта по портовым гонкам Puma лидировала с первой марки, то за второе и третье места развернулась ожесточённая борьба – позиции команд менялись на каждой марке! Даже оштрафованные на втором знаке Abu Dhabi быстро догнали флот и вернулись в борьбу.
Благодаря первой в сезоне победе Puma в портовой гонке тайбрейк в таблице этого зачёта разрешился в пользу американской команды.
Как полагается "самому длинному спортивному событию в мире", завершением VOR11/12 стал торжественный ужин награждения в Галвее. Кроме призов за 1-2-3 места (которые вручал шведский принц Карл Филипп), были вручены и некоторые интересные знаки отличия.
Испанцы Мартинез/Фернандес (шкипер и триммер Telefónica) наконец-то получили присуждённую ещё в прошлом году награду «Яхтсмен года 2011». Кстати, на следующий день неутомимые испанцы отправились тренироваться к ОИ 2012 в своём классе 49er – ведь они действующие члены сборной Испании! По слухам, в спарринг-партнёры испанский экипаж выбрал украинцев Лука/Леончук.
«Самая медленная лодка сезона», как назвал свою VO70 от Марсело Ботина/Cookson Boats Грант Дальтон, получила IWC Schaffhausen Speed Record Challenge award за наивысшую суточную скорость гонки. 14 июня Camper прошла 565 миль при средней скорости 23,58 узла. За это вся команда получила шикарные швейцарские часы.
Медиа-крю новозеландской команды Хемиш Хупер получил Inmarsat Media Crew Member award из рук Inmarsat CEO Руперта Пирса.
Невероятные усилия и объём работ береговой команды Team Sanya были отмечены DHL Shore Crew award. Приз вручал CEO Benelux & France, DHL Global Forwarding Жан-Клод Делен. Также молодой участник этой команды Девид Свити получил из рук вдовы Петры Горовиц Hans Horrevoets Rookie award.
Abu Dhabi Seamanship award получил новозеландский баковый команды Groupama Бред Марш.
Дизайнер лодки-победителя (причём, уже 3 сезона подряд!) Хуан К. получил Ericsson Designer award от СЕО компании Таллока Коллинза.
Ну и последнее. Новенький Volvo XC60 получил победитель Volvo Ocean Race Game британец Марк Кэмпбелл-Джеймс. Это ни кто иной, как брат британского олимпийца класса "Торнадо" Поля, который выиграл два сезона Extreme Sailing Series подряд и сейчас рулевой на Luna Rossa.
Теперь, когда отгремели шторма и залпы фейерверков, одиннадцатый сезон VOR стал историей. Кнут Фростад уже успел назвать его самым успешным в истории. А внимание публики и прессы, по информации СЕО VOR, в два раза превысило показатели сезона 08/09. Количество посещений сайта составило 109 млн, что на 90% больше прошлого сезона. VOR также лидирует среди парусных страниц на Фейсбук – более 200000 фанатов.
Фростад также считает, что переход к монотипу гарантирует минимум 8 команд в следующих двух сезонах. Кроме этого, изменения обеспечат поддержку гонки со стороны компании Volvo.
Первым, кто заявил о желании вернуться в гонку, стал шкипер ABN AMRO ONE и Sanya Майк Сандерсон. Компания Grouрama говорила, что пришла в гонку как минимум на 2 сезона, но позже появилась информация о возможном прекращении спонсорства паруса. Конечно, на старте будут испанские команды: согласно контракту о переезде штаб-квартиры гонки в Аликанте, Испания должна каждый сезон до 2014/15 выставлять по 2 лодки. Вероятно, что будут арабы. Вероятно, будет Китай. По США, Австралии, НЗ пока вопрос. В частности, согласно последней информации, компания PUMA получила неудовлетворительные результаты продаж по предыдущему году и пересматривает текущие спонсорские контракты.

График подготовки к сезону 2014/15 выглядит так:
Август-2012: создание матриц новой лодки.
Сентябрь-2012: оглашение правил нового класса лодок.
Декабрь-2012: публикация Положения о регате и оглашение маршрута.
Июнь-2013: спуск на воду первой лодки (с этого момента каждые 7 недель будет сходить по одной лодке).

Фото: Yann Riou (Groupama Sailing Team), Amory Ross (Puma Ocean Racing), Hamish Hooper (Camper ETZN), Nick Dana (Abu Dhabi Ocean Racing), Andres Soriano (Team Sanya), Diego Fructuoso (Team Telefonica), Paul Todd, Ian Roman / Volvo Ocean Race.