Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Кабинные мотолодки - Finnboat Floating Show 2012
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 38;

Малые "кабинники" – это семейные круизеры, экономичные в покупке и обслуживании. Жесткая рубка гарантирует, что капитану и его близким в любую погоду будет сухо и комфортно. В отличие от каютки "кадди" кабина психологически гораздо комфортнее – её панорамное остекление позволяет любоваться окрестными красотами, а у склонных к укачиванию (или клаустрофобии) гораздо меньше проблем. Мешает она лишь неисправимым лихачам ("парусит", крадёт скорость) и рыбакам (мешает спиннинги забрасывать). Впрочем, холодными осенними ночами редкий рыбак не помечтает об уютной рубке…

TG-5.9
Маленькую семейную верфь, основанную гонщиком-водномоторником Тагом Густафсоном (TG), я представлял в 2010-м ("Фарватер", №4). Её мотолодки – крепкие, практичные, с кормовой или центральной кабиной, привычные в Финляндии "деливери-боат".
TG-5.9 – типичный представитель модельного ряда. 6 м длины, 2,12 м ширины, 800 кг веса (в двигателем) – легко транспортируемый размер. Носовой кокпит – просто громадный (больше трети длины корпуса), практически пустой (только рундук в носу и пара отформованных ступеней у борта). Сюда свалят поклажу для разбивки островного лагеря, включая дрова и садовую мебель – всё поместится. А уже из лагеря будут ездить на рыбалку – просторный кокпит весьма удобен для работы со снастями. По всему периметру – поручни, это и безопасность, и основание для крепления "стаканов" удилищ. Разрезной релинг удобен для выхода с носа.
Отформованные ступени позволяют выйти на борт, чтобы обогнуть кабину снаружи. Правда, проходы очень узкие – меньше ширины подошвы. Но поручни на рубке добавляют уверенности.
Кормовой кокпит небольшой, но спланирован очень толково: справа сидение (с большим шкиперским рундуком внутри), слева – выход к забортному трапику. По периметру – высокий поручень (безопасно). А вот ревизию мотору делать будет неудобно…
Вход в кабину с кормы открывает большая сдвижная дверь – в открытом положении не мешает. Кресла для рулевого и пассажира, пара диванчиков у бортов – обстановка предельно простая. Но пространство использовано очень рационально: под диванчиками и креслами – рундуки, плюс полки у подволока, плюс полки для карт/документов перед пассажирским сидением. А ещё проход можно заложить подушками – и в корме каюты появляется полутораспальная кровать (на рыбалке покемарить или детей уложить).
Двери в кокпиты позволяют эффективно проветривать кабину. К этому имеется и широкий сдвижной люк в подволоке прямо над рулевым – высунувшись в него и рулить можно. Приборная панель – образец лаконичности: полка и несколько выключателей, все ходовые данные заведены на один большой универсальный дисплей.
Отделка – простейшая: аккуратно подогнанная (даже без торцевания) фанера, крашеный пластик. Зато на функциональности не сэкономили: ухватистые поручни, подстаканники, отстёгивающиеся полики, отопитель Wallas.
Ян Густафсон, менеджер верфи по продажам: "Финны очень любят кабины – после швартовки замкнул дверь и ушёл, не опасаясь, что что-то намокнет или унесут. Погода ухудшилась – груз в кокпите накрыл, сам в кабину, включил обогреватель – и тебе комфортно".
Судно очень экономичное – даже 50-сильный двигатель достаточен для глиссирования с пятью пассажирами на борту. Но у нас мотор максимальный – 70 л.с., можно и погонять. На ходу днище шумноватое, но не более того: в целом лодка исправно делает свою работу, как на курсе, так и на манёврах. Такая себе рабочая лошадка.

Castello 613 HT
Читатели со стажем помнят ("Фарватер", №5/2009), что название характеризует прочность корпуса – мол, как крепость. Такова была идеология основателя верфи, кадрового военного. И репутация у лодок до сих пор (спустя без малого 40 лет) завидная – достаточно сказать, что на вторичном рынке Castello фигурируют очень редко.
613 HT – флагманская модель верфи. "Хардтоп" – это кабина, но открытая со стороны кокпита, жилое пространство лодки объединено. В жару пространство активно вентилируется, а если погода испортилась – быстро ставится тент до кормы. И папе за рулём спокойно – детишки резвятся на широкой лежанке перед его глазами и в полной безопасности.
Кормовая часть лодки аналогична открытым "моторкам": площадки по сторонам от рецесса (здесь и трапик, и рундук со швартовыми), мягкий диван во всю ширину кокпита (за него прячется тент со стойками), перед ним – сидения рулевого и пассажира. Для выхода на борт отформованы ступени, в нишу под диваном становится термоящик. Рулевая консоль служит также тумбой холодильника, напротив – вэт-бар со стеклянной (надо же!) раковиной и пищевыми рундуками (плитку тоже можно врезать).
Очень остроумно устроена носовая часть каюты. В разложенном состоянии там – широкая лежанка (для семьи с одним ребёнком). А стоит убрать пару подушек и отбросить вперёд панель – образовалась входная ступень. Левая половина ветрового стекла ведь ещё и дверью служит – откидывается на пневмостойке. Женщинам и детям просто и безопасно входить с берега (к нему обычно швартуются носом); столь же удобно грузить лодку (кому приходилось идти по узкой потопчине шаткой лодки с тяжелым мешком в руках, тот оценит); ликвидируется одна из самых серьёзных проблем малых кают – почти «никакая» вентиляция в знойный день.
Исполнительный директор верфи Тукка Хаканен объясняет, что обводы оптимизированы для глиссирования с минимально возможным (75 л.с.) мотором – для «экономичного» (семейного) комплекта. Но можно заказать и "драйвовый", со 140-сильным двигателем. У нас почти такой и есть – 130 л.с.
Лодка легко "выпрыгивает" на глиссирование, стабильна на курсе, неплохо обрабатывает волны, хорошо маневрирует. Всему, конечно, есть предел, и на взволнованном участке (раздуло…) газ пришлось сбросить – с физикой не поспоришь. Рулится легко, обзор безупречный – словом, претензий нет.
Чистый "семейник", для уик-эндов и коротких путешествий. Но, хоть и не универсален, в своём размере обеспечивает более чем достойный комфорт.

AMT 215 PH
Эта лодка принципиально иной архитектуры – "пайлот хаус": запалубленный нос переходит в рулевую рубку, позади которой – очень ёмкий кокпит. Её просто обожают рыбаки северной Европы: работа с сетями происходит в самой комфортной (на качке) и защищённой (от волн с носа) части судна, а что отдыхать приходится в носу (где качает более всего), так им не привыкать. Но "пайлот хаусы" с удовольствием приняли и любители водного отдыха: погожие дни экипаж ведь проводит в кокпите (едят, купаются, ловят рыбу…), там же приятно и на ходу (рубка защищает от ветра и брызг), каютка в носу позволяет переночевать на природе, а в бурную погоду в море просто не выходят. Не зря французские "Антаресы" и "Мэри Фишеры" расходятся, как горячие пирожки. Но для Финляндии этот тип судна необычен и Advanced Marine Tech ("Фарватер", №5/2009) стала первой местной верфью, которая его освоила.
Северная основательность в вопросах безопасности видна с первого взгляда: по всему периметру кокпита (у французов – далеко не всегда так) и на рубке прикручены солидные нержавеющие поручни, носовая палуба окаймлена мощным релингом с разрезом над форштевнем. На носу можно блеснить – тут широко, палуба плоская и статическая остойчивость достойная. Боковые проходы широкие, защищены отформовкой-фальшбортом (нога не соскользнёт). Кокпит действительно большой (1,6 x 2,1 м), под тремя большими люками обнаруживаются очень ёмкие рундуки (вот преимущество вынесенного на транец мотора). Большие шпигаты (у финнов практически все лодки самоотливные), шкиперские рундучки при выходах на кормовые платформы и забортный трапик – само собой.
Каютка – неожиданно ёмкая для "пайлот хауса" такой длины: двойное сидение в корме, два отдельных кресла (рулевого и пассажира) перед ветровым стеклом, портативный прокачной унитаз под подушкой носовой лежанки. Сама лежанка на стоянке расширяется дополнительными секциями до внушительных размеров: ширина в изголовье – 185 см, длина по одному борту 2 м, по второму – 2,4 м (!). Понятно, что без компромиссов не обошлось: кровать разделена пиллерсами (влюблённым не понравится), подножка рулевого перед сном должна быть поднята (т.е. когда там спят, нормально рулить не получится), а сходить в туалет ночью тоже будет затруднительно (полкровати разобрать придётся…). Зато в каютке ещё есть камбуз (дизельная плитка, мойка, держатель стаканов, пара рундучков), большой холодильник (под кормовыми сидениями) и несколько ёмких хранилищ (рундуков много не бывает).
Очень правильная приборная панель: плоская, выставлена перпендикулярно взгляду рулевого, не бликует, приборы не перекрыты штурвалом, в самом центре – дисплей чартплоттера/фишфайндера. Вот только рукоятка газа близко к штурвалу, в положении "полный газ" я несколько раз цеплял его при маневрировании. А над рулевым – люк, можно рулить стоя, высунув голову.
На ходу лодка стабильна и солидна, как подобает семейному круизёру. Мой шведский коллега, увлёкшись, откровенно свалился с гребня высокой продольной волны (от Targa 37 в переходном режиме!) – лодка "простила", ответив совсем небольшим креном, а ощущение экстрима даже не возникло. Несколько раз спрыгивали с высоких волн – удары несильные и ничто не дребезжит. При закрытой двери в каюте довольно тихо – мы свободно общались.
Словом, AMT 215 PH – очень интересная альтернатива французским "пайлот хаусам", лодка функциональная, безопасная и крепкая (жить будет долго).

XO 240 RS Cabin
"Я основал уже 2 компании – Paragon Yachts Oy и XO Boats Oy, – говорит СЕО верфи Янне Виитала. – Общее для обоих брэндов – очень "глубокое V": на транце 23 градуса, к носу угол заостряется до 44 (!). Идея в том, чтобы свободно нестись сквозь гребни волн. Климат на планете меняется, с каждым годом шторма всё злее и волны всё выше – я хочу, чтобы, уходя на отдых в пятницу, можно было планировать возвращение в срок при любой погоде".
Да уж, эту лодку разбить о волну невозможно в принципе! В дополнение к "кинжальным" обводам – алюминиевый корпус (не копит усталости, не покрывается "паутинками" от работы на волне, не боится концентрированных ударов…) с бортами толщиной 4 мм и днищем – 5 мм! Практически танк! Не удивительно, что судно несётся сквозь волны, прошивая даже довольно крупные, ход удивительно (особенно для такого размера!) мягкий, ударов нет. От непривычных ощущений входишь в раж, намеренно выискивая гребни побольше, езда по неспокойной воде приносит редкое удовольствие. Но есть и неожиданный эффект: между двумя продольными волнами лодка начинает прыгать со склона на склон, сильно раскачиваясь и выходя из-под контроля – видимо, "обратная сторона" очень острых обводов. Ещё одна особенность – в переходном режиме корма "проваливается" по фальшборт, ей явно опоры не хватает. Впрочем, этого режима надо избегать в любом случае, а мощный двигатель сие позволяет с лёгкостью: выход на глиссирование – 6 секунд (на борту четверо).
Плавные повороты лодка отрабатывает отлично, воду держит просто "зубами", а вот "прыжок за хвостом" (быстрый разворот с малого хода) на ней не получается, как ни поджимай мотор.
Удивила "бесшумность" лодки – при закрытых дверях и люках мотор не раздражает совсем, корпус практически не "говорит", а дребезга в каюте я тоже не зафиксировал. Последнее – одна из "фишек" верфи, ради этого даже крышки рундуков делают из толстого алюминия (соответственно тщательно загладив и выкрасив), а не дешевого и технологичного пластика.
Судно, не стесняясь, паркуют прямо к каменюкам – алюминий, что ему станется… Тем более, борта ещё и покрыты карбоновой плёнкой 3М – ни царапин, ни потёртостей, стойкость на истирание бешеная.
По внутреннему расположению – типичный "деливери боат", причём, не слишком универсальный (к примеру, раскладных кроватей не предусмотрено). В длинном носовом кокпите – сплошное сидение (с рундуками) вдоль левого борта. В коротком кормовом – откидная лавка на двоих, выходы на кормовые площадки по бокам от рецесса (здесь же шкиперские рундуки и забортный трапик). В каюте – пара передних кресел (рулевого и пассажира), в корме – двойное постоянное и одиночное откидное. Ещё, понятное дело, рундуки. И всё – лодка очень простая.
А вот исполнение заслуживает уважения однозначно: во всём солидность и массивность. Отличительная особенность ХО – двери в передний кокпит: толстые, не оставляющие ни щелочки, и вообще выглядят, как бронезащита от снарядов. Стеклянные форточки тоже подобающей прочности. Янне: "Наши лодки особенно популярны в Норвегии именно из-за повышенной защиты от ветра и брызг. Даже в открытых моделях. Если нет дождя, можно не ставить тент даже в холодную пору года".
Очень интересная лодка, подкупающая уверенным поведением на волне и мощным исполнением.

(Продолжение следует.)

Фото автора и Kari Wilen / Oy Sea-Kari Ab.

Компаниям, заинтересованным в установлении партнёрских отношений с финскими верфями, ещё не представленными на рынке Украины, «Фарватер» готов помочь консультациями и связями на высшем уровне.