Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Grand Prix F1 H2O – 2012
Тема: F1H2O; Автор: oio; Страница в журнале: 112;

«10 марта состоялся первый этап Чемпионата мира в гонках на моторных катерах в классе Формула 1 — Гран-При Катара.
На соревнованиях в Катаре присутствовала делегация от Украины во главе с советником губернатора Киевской области, заместителем главы организационного комитета по проведению Гран-при Украины Чемпионата мира Формулы 1 на воде Олегом Шумаевым»

Договор на проведение Гран-при Украины был подписан украинской стороной в феврале 2012 года на традиционном приёме, организованном Международной федерацией водно-моторного спорта и промоутерской компанией Idea Marketing. На приёме в Монте-Карло губернатор Киевской области Анатолий Присяжнюк и Idea Marketing также подписали меморандум, дающий Украине право проводить такие соревнования в течение последующих 5 лет на территории Вышгородского района Киевской области.
Напомним, что гонки Формулы 1 на воде проводятся с 1981 года. В этих соревнованиях используются так называемые тоннельные катамараны, способные сочетать высокую скорость и исключительную маневренность. В целом вес лодки 390 кг, в том числе вес двигателя — 118 кг. Длина катамарана 6 м, ширина — 2 м. Уменьшить вес лодки помогает широкое использование углеродного волокна и кевлара. Конструкция корпуса в форме тоннеля создаёт воздушную подушку под днищем.
Таким образом, всего несколько квадратных сантиметров дна лодки касаются воды, соответственно до минимума уменьшается трение, что помогает достичь высоких скоростей.
До прошлого года лодки Формулы 1 оборудовались двухтактными Mercury Marine V6, которые сжигают 120 л топлива в час, создавая мощность 425 л.с. при 10500 об/мин. С этим двигателем лодка может развить максимальную скорость свыше 240 км/час. Однако, начиная с этого года, в гонках представлены и лодки команды Caudwell Racing, на которых впервые используется четырёхтактный двигатель, спроектированный компаниями Cosworth Racing, Xtrac и Gemini Transmissions. Это сотрудничество помогло создать двигатель в паре с уникальной трансмиссией, который сможет работать на 8500 оборотах в минуту. С помощью этой новой технологии Caudwell надеется составить реальную конкуренцию двухтактному Mercury мощностью 450 л.с., который был стандартом в Formula 1 на протяжении десятилетий.
Необходимо отметить, что в первых своих гонках лодки Caudwell Racing не смогли добраться до финиша и выбыли из соревнования. Но в Украине в июле 2012 года Caudwell Racing будет выступать, уже имея некоторый опыт, и сможет показать зрителям более весомые результаты. Ведь украинская вода уже стала счастливой для некоторых гонщиков Формулы 1. Так случилось с Ахмедом Аль Хамели, который только в Украине смог добыть свои первые баллы, поднявшись на первое место пьедестала Grand Prix 2011 года! После такого успеха Аль Хамели в каждом этапе также поднимался на подиум (1-е место в Абу Даби в декабре 2011 года и в Дохе в марте 2012 года, вторые места в Лючжоу и Шардже в 2011 году).
Но первый Гран-при Украины стал успешным не только для Аль Хамели — он принес успех всему украинскому спорту. Ведь Украина в целом (и, в частности, Киевская область и её глава Анатолий Присяжнюк) доказала, что способна за очень короткий промежуток времени организовать и провести такие технически сложные соревнования.
Гран-при Украины посетило более 80 тысяч человек, а всего на набережной города Вышгород за три дня соревнований побывало более 150 тыс. человек.
По результатам Гран-при Украины президент Международного союза водно-моторного спорта Рафаэль Кьюли признал, что Украина подняла проведение этапа чемпионата мира на новую высоту, и теперь все страны, принимающие Формулу 1 на воде, должны стремиться к украинскому уровню.
Что же касается вопросов организации соревнований, то необходимо отметить следующее.
Получить право на проведение Гран-при 2012, пожалуй, было столь же непросто, как и в 2011 году. Интерес к этим гонкам стремительно растёт во всём мире. Количество этапов ограничено девятью соревнованиями, а стран, желающих принять у себя Grand Prix, становится больше и больше. Посудите сами: уже прошёл первый этап Grand Prix, а окончательного списка стран, принимающих гонку, всё ещё нет. За один из этапов, например, продолжается ожесточённая борьба между Австралией и Индией. Интрига заключается в том, что один из городов Австралии уже оплатил свой этап, но тут неожиданно ещё четыре австралийских города изъявили желание провести этот этап у себя. Сложилась парадоксальная ситуация: де-юре этап в Австралии уже можно анонсировать, как подтверждённый, а де-факто организаторы гонки должны ждать окончательного решения австралийцев. Но ведь ждать можно не более пары недель, и, дабы не рисковать этапом, организаторы приняли к рассмотрению заявку от Индии. Таким образом, если Австралия не разберётся «внутри себя», то гонка в этом году может пройти на Гоа.
Кроме уже состоявшихся соревнований в Катаре пройдёт Grand Prix в Казани. Татарстан тоже впервые принимал Формулу 1 в прошлом сезоне. Естественно, что мы и переживаем вместе, и делимся опытом. У казанцев мощнейшая поддержка на государственном уровне. Мы же, в отличие от Татарстана, полностью отказались от финансовой помощи государства. Анатолий Присяжнюк и в этом году решил: все расходы на проведение Grand Prix в Вышгороде — только за счёт спонсоров и партнёров.
Ещё один этап отвоевала Россия. Пока рано говорить, где именно он пройдёт — здесь столкнулись интересы Москвы и Санкт-Петербурга. И всё решится в ближайшее время.
Два этапа пройдут в Китае. Тут тоже конкуренция: подтверждение получил только этап в Лючжоу, а на второй претендуют сразу несколько китайских городов. И окончательного решения пока нет.
Два зимних этапа пройдут в Арабских Эмиратах. Это Шарджа и Абу Даби. И ещё один, самый неожиданный, этап появился в процессе переговоров. Это Венеция. Вопрос сейчас находится в состоянии 50/50. Возможно, в этом сезоне Италия ещё не успеет оформить свои отношения с Формулой-1, но в будущем, конечно, было бы очень интересно увидеть этап Grand Prix F1 H2O в Венеции.
Тем не менее, новый сезон начался. Ахмед Аль Хамели, стартовав с поул-позишн, отстал от Сами Селио на старте, почти пропустил его вперёд на первом повороте, но потом взял ситуацию под контроль и впервые победил в Гран-при Катара. 33-летнего пилота из Абу Даби в течение 39 кругов из 40 преследовал двукратный чемпион мира финн Сами Селио, но Аль Хамели с отрывом 2,63 секунды возглавил турнирную таблицу с 20-ю баллами.
«Это было замечательно как для меня, так и для моей команды, — сказал Ахмед. — В прошлом году мне понадобилось четыре Гран-при, чтобы завоевать свои первые очки, поэтому начать с победы и возглавить турнирную таблицу чемпионата мира — это прекрасно!»
Но пока Ахмед прокладывал себе путь к славе, его партнёр по команде Тани Аль Камзи выбыл из гонки на третьем круге, не добравшись до финиша из-за технических проблем с лодкой.
Сами Селио финишировал третьим, пропустив вперёд за полкруга до финиша французского пилота Филиппа Чаппи из команды CTIC China.
«Я очень доволен своей лодкой MOORE сегодня, — сказал Филипп. — Она двигалась, словно по рельсам, и мне удалось на последних кругах обойти Шона Торренте и Сами Селио. Это один из самых волнующих дней за всю мою карьеру».
Те, кто следит за перипетиями Формулы 1 на воде, помнят, что двукратного чемпиона мира Сами Селио в прошлом году преследовали неудачи. На одном из этапов у него были неполадки с двигателем, на другом — вообще вырвало гребной винт, чего за всю свою почти 14-летнюю карьеру гонщик не видел ни разу. И апогеем невезения стала гонка в Китае: Сами на скорости 160 км/ч налетел на волну. По словам гонщика, это всё равно, что врезаться в бетонную стену. Разбитую вдребезги кабину залила вода, гонщик потерял сознание. Его травмы оказались довольно серьёзными. Но сейчас отважный финн снова в строю и постепенно набирает форму. Его третье место на первом этапе, да и вся гонка говорят о том, что сезон предстоит непростой. Сдаваться никто не намерен.
Единственная женщина — норвежка Марит Строумой — выбыла из гонки в Дохе из-за повреждения гребного винта и баллов на первом этапе не заработала.
Вообще же гонка была напряжённой и очень нервной. Соревнования приостанавливались четыре раза. Причинами были и аварии, и неполадки болидов, и даже повреждённые буи.
Ещё одной любопытной новостью стал переход российского гонщика Станислава Курциновского в команду CTIC China. Беседуя с представителями Украины, Станислав выразил огромную признательность украинским болельщикам за поддержку во время прошлогодних соревнований в Вышгороде, и поделился своими планами на сезон 2012 года. (Эксклюзивное интервью со Станиславом Курциновским можно будет посмотреть на сайте www.f1h2oukraine.com.ua и прочесть в следующем номере журнала).
Что ж, новый интригующий сезон чемпионата мира в гонках на моторных катерах в классе Формула 1 начался. И он тем более интересен для украинских болельщиков тем, что один из его этапов снова пройдёт в Украине.

Михаил ВИЛЬЧИНСКИЙ,
фото Евгений СТЕФАНЮК.