Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Читатели спрашивают – юрист отвечает
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Маланчий Надежда; Страница в журнале: 78;

Надежду МАЛАНЧИЙ, юриста Юридической фирмы «Международная юридическая служба», читатели «Фарватера» уже хорошо знают по многочисленным статьям, опубликованным в журнале. Сегодняшняя беседа с ней посвящена вопросам регистрации, страхования и эксплуатации яхт, которые наиболее волнуют всех судовладельцев.

Вопрос первый и самый популярный: зачем регистрируют яхты под иностранным флагом?
– Здесь логика очевидна. Если вы, гражданин Украины, на свои честно заработанные и оставшиеся после налогообложения средства пожелаете приобрести яхту, уже привезенную кем-то в Украину или построенную в Украине, то вопрос регистрации не будет вызывать сомнений – Украина.
Но вот другой случай: вы решили приобрести яхту за рубежом или покупателем/заказчиком строящейся яхты выступает ваша компания, зарегистрированная за рубежом (возможно, даже в оффшорной зоне), то возникает возможность (а порой и строгая необходимость) регистрации яхты вне Украины.
Главный вопрос – это вопрос экономии. Готовы ли вы потратить до 33% от стоимости приобретённой яхты на таможенные пошлины и налоги при ввозе в Украину? Кроме того, если приобретение достаточно крупное и вас тревожит будущее, то есть смысл задуматься и о вопросах конфиденциального владения/эксплуатации судна, возможных путях дальнейшей продажи такой яхты… Именно совокупность этих оснований и побуждает регистрировать яхты под иностранными флагами.
Какие юрисдикции предпочитают ваши клиенты чаще всего для регистрации яхт?
– На протяжении многих лет лидером регистраций всё так же остаётся Панама. Во-первых, панамское законодательство не содержит ограничений по национальности владельцев яхт: собственником панамской яхты может быть любое физическое или юридическое лицо, независимо от национальности. Преимущества панамского реестра известны отсутствием налогов при продаже яхт, отсутствием налогообложения прибыли, полученной от коммерческой деятельности яхт; никаких ограничений по возрасту, тоннажу или размерам в отношении регистрируемых яхт. Кроме всего прочего, в Панаме нет требований к классификации и сертификации прогулочных судов. Следовательно, нет необходимости предоставлять какие-либо документы Классификационного общества, заказывать сюрвейерские осмотры и т.д.
Начиная с середины 2010 года, среди наших клиентов стала популярной регистрация яхт на о. Джерси. Чем же так привлекательна эта юрисдикция, спросите вы меня? При регистрации в Джерси яхта/катер получает британский торговый флаг. Отчасти я считаю, что на сегодняшний день британский флаг на яхте – это скорее мода. В силу этого модного веянья популярными также стали другие «британские» реестры (Британские Виргинские острова, о. Мэн, Гибралтар и пр.).
Но вернёмся к Джерси. В отличие от других «удобных флагов» Британский Судовой Реестр предоставляет регистрацию яхт сроком на 10 лет без ежегодного продления. В то же время, на Джерси есть один недостаток – ограничения по тоннажу регистрируемых яхт. В соответствии с этими ограничениями здесь могут быть зарегистрированы прогулочные яхты до 400 рг.т, коммерческие суда/яхты – до 150 рг.т.
Насколько быстро можно зарегистрировать яхту и получить регистрационные документы?
– Оперативность и возможность временной регистрации – ещё одно преимущество регистрации яхт именно в Панаме и Джерси. В Панаме, например, оригиналы временных регистрационных документов можно получить уже через 2 недели, в Джерси – в течение 1 недели.
Для сравнения: Британские Виргинские острова не предусматривают временную регистрацию, а оформление постоянных регистрационных документов может занять до 2 месяцев и больше.
А в чём разница между временной и постоянной регистрацией?
– И временные, и постоянные регистрационные документы имеют абсолютно одинаковую юридическую силу. Главное отличие заключается в сложности/времени оформления и сроке действия документов.
По сути, основанием для регистрации яхты выступают одна или несколько анкет с основными характеристиками судна, и этого достаточно. Для временной регистрации не требуется предоставление юридически оформленных документов, подтверждающих право собственности, отчётов сюрвейеров и других документов.
На постоянную регистрацию, безусловно, необходимо подать оригиналы определённых реестром документов, юридически правильно составленных и оформленных (нотариально заверенные, апостилированные).
Как правило, срок действия временных регистрационных документов составляет от 3 до 6 месяцев. В обычной практике этого времени более чем достаточно для того, чтобы подготовить все необходимые документы на постоянную регистрацию. Срок действия постоянной регистрации определён в каждой конкретной юрисдикции и может составлять 1, 2 или 10 лет.
Какие существуют виды страхования яхт?
– Сегодня действуют два основных вида страхования:
Страхование собственно корпуса, двигателей и оборудования яхты (Hull & Machinery или H&M);
Страхование ответственности судовладельца перед третьими лицами (Third Party Liability или P&I).
Существует ещё несколько сопутствующих видов страхования, например, страхование членов экипажа, профессиональной ответственности и пр.
Хочу отметить, что большинство страховых компаний, специализирующихся на морском страховании, в частности, на страховании яхт, уже давно разработали единый комплексный страховой полис, который по умолчанию включает в себя как страхование каско, так и страхование ответственности перед третьими лицами.
Конечно же, в этот полис могут быть включены и другие дополнительные риски, как то:

  • участие в гонках и регатах;
  • транспортировка застрахованного объекта;
  • военные риски;
  • потери и повреждения личного имущества;
  • др.

На что следует обращать внимание владельцу при страховании яхты?
– В первую очередь, на страховые риски. Это то, что покрывается страховым полисом, и при наступлении чего владелец может претендовать на страховое возмещение. Тут необходимо выбрать то страховое покрытие, которое требуется. Иногда ведь страховой полис покупается только для выполнения каких-либо обязательств судовладельца (перед яхт-клубом, например). В этом случае судовладелец заинтересован заплатить поменьше и купить полис с более простым страховым покрытием.
Кроме того, следует обращать внимание на страховую сумму. Нужно помнить, что страховые выплаты при наступлении страхового случая всегда рассчитываются пропорционально заявленной страховой сумме. Многие владельцы, которые уверены, что с их яхтами просто ничего не может случиться, об этом не думают, когда занижают страховую сумму.
Особое внимание нужно обращать на франшизу. Франшиза – это та сумма, которую страховая компания не возместит владельцу при наступлении страхового случая. Снижение размера франшизы всегда приведёт к увеличению страховой премии. Возможно, для кого-то открою секрет, но ни одна серьёзная и ответственная страховая компания не предоставит нулевую франшизу, так как эта сумма является резервом для покрытия расходов страховой компании при рассмотрении страхового случая и назначении сюрвейера.
И еще хочу лично обратиться к владельцам яхт. Не оставляйте вашу яхту без страхового покрытия зимой. Страховка в зимний период однозначно стоит дешевле, чем ремонт или покупка новой яхты.

Как яхта, зарегистрированная под иностранным флагом, может эксплуатироваться в Украине?
– Такая яхта считается иностранной и в Украине может эксплуатироваться в режиме временного ввоза. Максимальный срок временного ввоза по законодательству Украины – 1 год (в некоторых случаях может быть продлён). Хочу обратить внимание, что главное требование соблюдения режима временного ввоза – это обязанность вывезти яхту по окончании срока без каких-либо изменений. Нарушение этих требований считается серьёзным нарушением таможенных правил, что влечёт за собой штраф или даже конфискацию.
В нашей практике есть несколько судебных дел по защите интересов владельцев, у которых яхты были конфискованы в связи с несвоевременным их вывозом. Для сведения: все дела завершены в пользу владельцев.
Скажите, Надежда, а как давно компания работает в сфере яхтинга и какие услуги вы оказываете?
– Имея большой опыт в сфере обслуживания шиппинговых компаний, морских портов и терминалов, «Международная юридическая служба» открыла практику, связанную с яхтингом, в 2004 году. И первой среди украинских юридических фирм. На сегодняшний день мы предлагаем полный спектр юридических и консалтинговых услуг в этой сфере:

  • оформление купли-продажи яхт;
  • сопровождение постройки и классификации яхт;
  • регистрация яхт;
  • создание и сопровождение деятельности яхт-клубов;
  • страхование яхт, ответственности владельцев и яхт-клубов.

Есть ли какие-либо изменения в законодательстве Украины, касающиеся яхтинга?
– Глобальных новшеств, к сожалению, нет и не предвидится в ближайшее время. Но об одном пару слов скажу.
29 февраля 2012 года Кабмин принял новое постановление «Некоторые вопросы захода невоенных судов в речные порты Украины» (№ 155). Это постановление упрощает процедуру захода иностранных судов во внутренние воды Украины. Теперь любые пассажирские, спортивные, парусные суда и яхты, которые ходят под иностранным флагом, смогут ходить по внутренним водным путям Украины без получения одноразового разрешения Государственной администрации морского и речного транспорта.
Специалисты считают, что такое решение позволит привлечь дополнительные пассажиропотоки в речные порты Украины, будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, стимулировать туристическую часть рынка речных перевозок, что особенно актуально в контексте проведения Евро-2012.
И последний, на сегодня, вопрос. Каковы особенности эксплуатации яхт в Европейском Союзе?
– Этот вопрос в последнее время стал очень актуальным среди наших клиентов. Мы даже проводили отдельное исследование, консультировались с европейскими коллегами. И вот к чему пришли: общие положения законодательства ЕС предусматривают, что все яхты, которые импортируются в ЕС, должны уплатить НДС прежде, чем яхта зайдёт в территориальные воды ЕС.
В своих статьях я уже писала, что существует как минимум два возможных способа избежания уплаты НДС при эксплуатации яхты в пределах ЕС:

1. Полное освобождение от уплаты НДС возможно в случае, если собственником яхты выступает нерезидент ЕС и яхта эксплуатируется в территориальных водах ЕС в режиме временного ввоза (то есть, ввозится в ЕС без уплаты таможенных пошлин и НДС при условии её дальнейшего вывоза по истечении срока временного ввоза). В данном случае яхта может быть зарегистрирована под «удобным флагом» (например, панамским) на безналоговую или низконалоговую оффшорную компанию.

В соответствии с режимом временного ввоза ЕС необходимо соблюдать следующие основные требования:

  • яхта должна быть зарегистрирована вне ЕС на лицо, также зарегистрированное вне ЕС;
  • лицо, которое эксплуатирует яхту в территориальных водах ЕС, также должно быть зарегистрировано вне ЕС.

2. Полное освобождение от уплаты НДС возможно при осуществлении истинно чартерной деятельности. Например, в случае, если мальтийская компания приобретает коммерческую яхту с целью чартеринга, нет необходимости, во-первых, в пребывании яхты в территориальных водах Мальты, а, во-вторых, в уплате НДС, который возникает при покупке такой яхты. Но это только один из примеров.

Благодарим Вас, как постоянного автора нашего журнала, за предоставленное интервью. Надеемся на новые материалы в области яхтинга.
– Спасибо и вам. Читайте наш блог на сайте журнала «Фарватер», задавайте вопросы, которые и станут новыми темами следующих статей.