Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
«Горячие» снаряды от Sea Doo: новинки к сезону-2012
Тема: Sea Doo; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 52;

Это была фиеста скорости и лихих пируэтов, адреналиновых ускорений и прыжков с волн! Чтобы попасть на неё, мне пришлось сдвинуть семейные планы и перелететь океан. Но впечатления и новые знания того стоили!!

Непостижимо быть фанатом гидроцикла и не интересоваться новинками с логотипами Sea-Doo – мирового лидера рынка как по широте модельного ряда, так и по доле продаж. А ещё – по свежайшим инженерным разработкам в этой области. Именно поэтому прошлым летом небольшой отель в окрестностях Монреаля "примагнитил" несколько десятков журналистов со всего мира – к его понтону была пришвартована небольшая флотилия гидроциклов и открытых спортивных лодок. В полной готовности к обширным испытаниям.
Но до их начала ищу ответ на частый вопрос от "непосвящённых": отчего так много моделей (в "арсенале" BRP их аж 13)? Сам себе мысленно и отвечаю: ну, мощности моторов разные… Что же ещё? Рассказывает Тим МакКерхер:
Наша "стайня" разбита на 4 дивизиона.
"Отдыхательный" (recreational) – GTI (3 модели) и GTS (один). Лёгкие в освоении, безопасные для начинающих, относительно недорогие, с минимумом настроек и электроники, с относительно маломощными (до 155 л.с.) двигателями. Их покупают для семейного отдыха, катания "с ветерком" – словом, для удовольствия. Самые простые и недорогие.
"Люксово-продвинутый" (luxury-performance) дивизион – GTX (3 модели). Если бы у Джеймса Бонда был гидроцикл, то наверняка один из таких – стильных и люксовых. Мягкое и широкое сидение, пневматическое подрессоривание, все системы управления – "интеллектуальные"… Самые комфортные на ходу.
"Скоростной" (musclecraft) дивизион – RXT (4 модели), RXP и GTR (по одной). Это скоростные и маневренные снаряды для атлетов. На них тренируются и соревнуются. Самые быстрые.
"Спортивный" (sport) – 2 модели Wake. Из названия понятно, что для буксировки вейкбордистов. С пилоном для фала, системами скорость-контроля и пр.

Тим, а в чём преимущества гидроцикла-тягача для вейкбордера?
В сравнении с лодкой гидроцикл проще перевозить, он дешевле по расходу топлива, его проще обслуживать. Его маневренность позволяет очень быстро вернуться к упавшему спортсмену – соответственно, тот катается дольше. Для начинающего гидроцикл проще в освоении, легче в управлении и не боится мелководья.
А на какой модели обучать ребёнка? На одном из GTI?
Не обязательно. Любой, даже гоночный снаряд, комплектуется "обучающим ключом", ограничивающим скорость до благоразумных 35 милей (статутных) в час…
ОК, приступаю обучаться. Яхт, лодок и катеров я объездил довольно много, но вот на гидроцикле – новичок. Однако всё оказалось очень просто (на снарядах от BRP, по крайней мере). Правая рукоятка – газ, левая – тормоз. Именно тормоз, как ни странно это звучит на судне: прижал – остановились! Отжал левую, чуть тронул правую – пошли самым малым. Жим левой – стоп, как на мотоцикле. Жим левой и одновременно правой – задний ход. Точность движений судна при этом просто прецизионная. Видимую простоту и лёгкость обеспечивает iControl, самая передовая в мире технология, гармонизирующая "интеллектуальное" управление дросселем (iTC) и контроль реверса (iBR). Итог: даже девушку или ребёнка научить элементарному управлению – 10 минут дела.
Но – именно элементарному, ибо нюансов хватает. Например, нельзя, сбросив газ, на инерции одним рулём подвернуть к понтону: гидроцикл управляет струёй воды, а не пером руля – для разворота нужно "газануть" (раз чуть на берег не вылетел, пока это понял). Далее: на заднем ходу вывернутый руль означает разворот туда же, куда и на переднем. Да, так удобнее разворачиваться на месте, но для рулевого с обычного катера сюрприз небанальный. И, конечно, надо быть готовым к невероятным для других плавсредств ускорениям: с места до 80 км/ч – за 3 секунды, до 112 км/ч – за 9 секунд… Но, спасибо Шарлю Лемье, экспортному менеджеру, оказавшемуся ещё и незаурядным "учителем":
Начни с GTI, свыкнись с ним.
Да, "самое оно" для старта: машина с базовыми "интеллектуальными" системами, но мотором умеренной мощности (в моём случае – 155 л.с.) и без доп. настроек, напрягающих новичков. И управляется очень легко.
Поэтому серия GTI у нас и самая продаваемая: берут для семейных "покатушек". А кому уже мало скорости и приёмистости, мы подготовили новый GTR 215 – обводы того же GTI, но с более мощным двигателем. Это – первый шаг к гоночным «машинам». Сразу пересаживаться на 260-сильный снаряд неразумно – уж больно мощный двигатель (а природа человека такова, что непременно полный газ нужно выжать). И по деньгам существенная экономия.
Но "заряженные" гидроциклы я испытывал позже, а на маршрутный заезд по водохранилищу Шарль очень кстати выдал мне GTX S 155 – та же (после GTI 155) мощность мотора, но ещё и пневматическое подрессоривание. Это было то же самое, что с легковушки пересесть на джип: подвеска настолько эффективно гасила волновые толчки, что я почти 2 часа "играл" с гребнями (а на просторе их хватало!), так и не вспомнив о своей чувствительной спине. Жаль, не пришлось в одинаковых условиях сравнить обычное подрессоривание (S) с "интеллектуальным" (iS – бортовой компьютер автоматически меняет жёсткость подвески в разных волновых условиях) и "настраиваемым" (aS – гонщик сам выбирает жёсткость системы, настраивая снаряд на "агрессивное" вождение либо мягкую езду по волнам).
В "скоростном" дивизионе (впрочем, на GTX и Wake тоже) под большим пальцем левой руки уже есть переключатель "Eco/Sport". В обоих режимах скорость одинакова, но в "Eco" разгон плавнее (разница – в таблицах замеров). А в "Sport" я перед стартом откровенно прижимался к рулю, чтобы снаряд из-под меня не выскочил! Уж поверьте: одно дело набрать 110 км/ч за 15 секунд и совсем другое – за 9…
RXT – трёхместные гидроциклы, самые длинные и тяжёлые, больше других подходящие для моря. И хоть в день, когда я их обкатывал, серьёзных волн не было, большой ходовой комфорт ощутил. Что закономерно – просто физика. А ещё понравилась настройка рукояток "под себя" (механизм A.E.S.) – лично мне оказалось комфортнее изменить углы установки относительно заводских. Заглубление спонсонов тоже настраивается (3 положения). Для "катальщика", может, это и несущественно, но для гонщика мелочей не бывает.
Наконец сажусь на премьерный RXP-X 260 – несомненный предсезонный "хит". Он короче, легче и спортивнее RXT. Впрочем, "сердце" то же самое – многократно усовершенствованный и "вылизанный" 1503 XHO Rotax 4-TEC, с наддувом и промежуточным охлаждением. На борту – все уже известные нам "интеллектуальные" системы и настройки, включая спонсоны (разве что без подрессоривания).
Команда BRP-шников выставила гоночную дистанцию (даже соревнования на ней устроила), которую я "обкатал" с полной выкладкой на каждом гидроцикле. И именно на спортивных поворотах проявились главные "фишки" новой модели. Во-первых, в лицо летит заметно меньше брызг: конструкторы изменили форму носа и добавили козырьков-уловителей. Во-вторых, на резком развороте кормовая часть мягче проскальзывает (все присутствовавшие спортсмены это отметили) – следствие скругления борта и "хитрых" обводов (Т-формы: на полном ходу работает пониженная килеватая "лыжа", на поворотах и малом ходу "включаются" боковые поверхности). И, в-главных: здесь я совсем по другому работаю корпусом. Дизайнеры резко сузили сидение в районе коленей – на повороте упор на "внешнюю" ногу, которая удобно упирается в скошенную подножку. В итоге заметно меньше напрягаются мышцы бедра. Согласен с Шарлем: «Идея простая и гениальная, даже странно, почему никто раньше так не сделал».
Из доп-аксессуаров отмечу легкосъёмный багажник, который цепляется сзади на сидение. Ажурный, ёмкий, из небьющегося пластика, с крышкой на "липучке" (хотя липучка рано или поздно забьётся) – несомненно полезная вещица.
Перехожу к лодкам Sea-Doo. Их идеология – приёмистость и маневренность гидроцикла в сочетании с ёмкостью и ходовым комфортом боурайдера. Резвость им обеспечивают всё те же проверенные Rotax 4-TEC, "интеллектуальные" опции управления дросселем и соплами водомётов также позаимствованы у аквабайков.
Чем лодки Sea-Doo отличаются от сходных по размеру мотолодок? Во-первых, мизерной осадкой (на стоянке – 30,5 см, на ходу и того меньше) – можно лихо проскакивать мелководья. Во-вторых, защищённостью пропульсивной установки – под днищем нет колонок или винта, которые можно отбить о притаившийся под водой камень. А в-третьих – необыкновенной пилотажностью. Особенно "младшие" модели, приземистые и очень широкие (отношение длины к ширине – почти 2/1!). Ну на какой ещё лодке можно резким выворотом руля развернуть лодку на 180 градусов, продолжая по инерции двигаться кормой вперёд??! А на "спидстерах" можно!
Но меня интересуют модели постарше, хоть и не такие вёрткие, зато более комфортные и функциональные.
Симпатичный краснобокий Challenger 210 – полноценный боурайдер. В носу – пара мягких шезлонгов, между ними – проход на нос, где под крышкой люка может быть забортный трапик (опция, на нашем не было). Вмонтированный в центр прохода "стакан" подсказывает, что в носу и столик можно поставить. Сплошное ветровое стекло с центральной "форточкой" дополнено прозрачной дверцей – на ходу задувать не будет. В кормовом кокпите – пара кресел и П-диван. В центре ставится столик, кресла разворачиваются к нему "лицом" – получилась кают-компания на 5-6 человек. В корме – купальная платформа, над ней могут "нависать" пара пристроенных к транцу очень уместных здесь сидений (на SE-модификации, я изучаю S). "Сухие" и "мокрые" рундуки (в сумме – на 160 л), в одном из них "живёт" столь любимый американцами термоящик, штатный тент-бимини, подсветки, пневмоподъёмники крышек (не всех, только тяжелых) рундуков, подлокотники, подстаканники, магнитола с колонками (на всех моделях в комплекте) – словом, "фарш" вполне достойный. Управление привычное, с одной рукояткой (на спортивных лодках – с раздельными рукоятками газа и реверса). На манёврах очень хорош – показалось, что даже "вертлявее", чем рыскающий неподалёку 180 SP. Но, главное: лодка не только для "полетать", но и для дневного летнего отдыха (семьёй или с друзьями) вполне удобна.
Ещё солидней и комфортабельней – Wake 230. Большой П-диван в основном кокпите переходит по левому борту в шезлонг, на корме – небольшой сан-дэк, длинные лежаки в носовом кокпите, ещё более ёмкие рундуки… Вёрткостью судно не отличается, по ощущениям пилотажа – катер катером. Зато, в полном соответствии с названием, здесь вейкбордеру – просто "пир души": тауэр с держателями для бордов, подвешенные к нему аудиоколонки, индивидуально заполняемые балластные цистерны (в носу и по каждому борту) для "настройки" волны. Сенсорный дисплей позволяет отобразить и настроить многое – в частности, "снять" пройденный спортсменом трэк или индивидуальную настройку (и то, и другое сбрасывается на флэшку), чтобы потом за секунды её восстановить.
Как и гидроциклы, лодки укомплектованы "интеллектуальными" системами контроля движения. Задаются режимы:
ECO – скорость автоматически выставляется на самый экономичный глиссирующий режим (максимальный пробег на баке горючего);
SKI – заранее программируется ускорение на старте (5 вариантов) и скорость катания. Осталось, не глядя, "положить" ручку до упора – компьютер в точности выполнит заданное;
DOCKING – пониженная максимальная скорость, то есть "растянутый" диапазон управления газом (для удобства и безопасности при парковке);
CRUISE – поддержание заданной скорости (снова-таки, не глядя, ручку до упора – компьютер сам всё сделает).
Я проверил всё: реализовано толково, пользоваться удобно.

Словом, для активных и спортивных "водоплавающих" BRP придумал ВСЁ – остаётся лишь выбрать.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор BRP в Украине – компания «Логос Спорт».