Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Volvo ocean race: из Рио через Бостон – в Ирландию. Последние «океанские» этапы гонки
Тема: Volvo Ocean Race; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 96;

«Интересно, как меняется система ценностей. Раньше я считал длинной дорогой пересечение Британского канала. Теперь, когда мы снова вернулись в Атлантику, мне кажется, что я уже почти дома», – с улыбкой говорил шкипер Green Dragon Ян Вокер по прибытии в Бостон. Бостонцы, многие из которых ирландцы по происхождению, были разочарованы его результатом в шестом этапе. Не смогла Америка порадоваться и за Puma…
Но впереди ещё стоп-овер в Галвее – возможно, в седьмом этапе Ян Вокер добудет заслуженную победу?

Финишировав в пятом этапе последним, Боу Беккинг не упал духом и пообещал «догнать и перегнать» Ericsson 4. Но и с результатом пятого этапа Боу не хотел мириться. Судейский комитет получил от него заявление о возмещении за инцидент на старте в Циндао. Напомним: за пять минут до старта в Китае Telefonica Blue ударила килем подводную скалу, которой, по словам Боу, не было на карте. Шкипер обвинил Судейский комитет в ненадлежащем исследовании дна в районе стартовой линии, что, в конце концов, повлияло на результат гонки.
Это уже второй поход шкипера Telefonica Blue «за правдой» к Судейскому комитету. Но, как и в Сингапуре, Боу остался ни с чем. Комитет всесторонне рассмотрел его заявление и в пространном тексте детально изложил свой отказ по всем пунктам. «У нас есть причины требовать повторного рассмотрения. Но скоро портовая гонка. Мы должны к ней готовиться и выходить на воду», – комментировал положение Беккинг. Совершенно иная позиция, чем у руководителей BMW Oracle и Alinghi, – но это другая история.
Другие команды также готовились к портовой гонке. Если одни отдыхали после самого длинного этапа, то другие, наоборот – просто рвались в море. Telefonica Black и Delta Lloyd уже более недели находились в Рио. Чтобы не терять форму, две команды решили провести ряд небольших спаррингов «на пиво». Был отработан старт и протестирован после ремонта рангоут. С неофициальным счётом 2:0 победила испанская команда. «…Мы теперь должны покупать всем пиво – заявил Роберто Бермундез, шкипер Delta Lloyd, – зато отлично потренировались и испытали новые паруса».
Тренировка пошла на пользу голландской команде. Это показала уже официальная портовая гонка, которая состоялась 5 апреля при лёгком южном ветре и сильном течении. Трудно сказать, что стало причиной неудачного выступления Торбена Граэля в «родных пенатах»: то ли заклинание Боу Беккинга, то ли присутствие женщины на борту? Её Высочество Принцесса Швеции Виктория посетила Ericsson 4. И в результате у этой команды – четвёртое место в портовой гонке.
Но такой расклад не был бы столь удивительным, если бы на третьем месте не оказалась Delta Lloyd! В действительности Бермундез после первого знака шёл вторым, но Кену Риду удалось занять своё постоянное второе место уже на последнем отрезке. Боу Беккинг не словом, а делом доказал, что победа на воде для него важнее, чем судебная волокита – Telefonica Blue в обоих стартах была первой. Утомлённая длительным переходом и переживаниями Ericsson 3 пришла последней, пропустив вперёд и Яна Вокера, и Педро Кампоса, который стал за руль Telefonica Black.
Несмотря на сенсационность появления на подиуме Delta Lloyd и победы Telefonica Blue, позиции в турнирной таблице не изменились, но разрыв между вторым и третьим местом уменьшился. Теперь, чтобы достать Ericsson 4, нужно побеждать несколько этапов подряд, а вот стать вторым (для Боу Беккинга) или удержать второе место (для Кена Рида) – это уже реальные тактические задачи шестого этапа.
…11 апреля в 15.00 местного времени в акватории Копакабана был дан старт шестого этапа гонки протяжённостью в 4900 миль. Лёгкий ветер 5-10 узлов гарантировал чистое пересечение стартовой линии, где Puma и Green Dragon предпочли правый конец линии, а Фернандо Ечаварри стартовал у знака и быстро вышел вперёд. Торбен Граэль стартовал поздно, но знание местных условий позволило ему уверенно пройти сквозь флот на второе место. На выходе в открытое море Telefonica Black продолжала демонстрировать хороший яхтинг и шла первой в отрыве от всего флота по направлению к зачётной марке Фернандо де Норонья. Эту марку у бразильских берегов флот уже огибал на первом этапе гонки.
Ночью ветер сник, и за 18 часов гонки флот смог преодолеть менее 100 миль. Все страдали от большого волнения, которое образуется здесь благодаря возвращающейся от берега волне. Telefonica Black уступила лидерство Blue, так как баковый команды Эчаварри повредил ногу и был эвакуирован с борта на вспомогательном судне. Green Dragon быстро пришёл в форму после отдыха и занял вторую позицию. Но пока лидеры пользовались выгодами береговых бризов, Ян Вокер писал, что «силуэты Ericsson 4 и Puma уверенно увеличиваются».
Несмотря на слабый ветер, все шли с малыми стакселями. «Если бы не волнение, мы бы подняли наш Код Зеро. Но на волнах парус ударяется о краспицы и может легко порваться. Наш спец по парусам Мартин Стромберг сказал, что это очень реально», – объяснял Густав Морин с борта Ericsson 3.
Важнее всего в те дни было найти способ раньше всех войти в пассаты. Если Яну Вокеру и Боу Беккингу удавалось лидировать за счёт близости берега, то остальной флот, находясь в удалении от влияния берега, мог раньше получить чистый ветер.
Ян Вокер решил всех перехитрить и отойти от берега ещё до появления пассата. Вероятно, к этому его подтолкнули данные компьютерных моделей погоды. Позже навигатор Telefonica Black назовёт эти модели «слишком оптимистичными». «Пассаты сильно задержались. Нас обошли все и с подветра, и с наветра, – жаловался навигатор Роджер Нильсон. – Получилось так, что мы оказались как бы посередине разделенного флота: одни шли под берегом, другие – дальше в море. И всем удалось нас обогнать, потому что мы получили ветер последними».
На третий день гонки первыми вошла в пассат Delta Lloyd. Пускай обогнать Боу Беккинга ей не удалось, но остальной флот был позади. Бермундез рассчитал время появления ветра вернее всех. Ян Вокер наверняка почувствовал, что в открытом океане будет лучше, но уже поздно было выполнять маневр. Green Dragon отстал на 30 миль от лидера и был на последнем месте. Ирландцев могло радовать разве что присутствие на шестом, пятом и четвёртом местах как прежнего лидера Telefonica Black, так и многообещающих Puma и Ericsson 3. А это значило, что борьба за очки на знаке ещё впереди.
Второй день подряд, находясь на втором месте, Вербраак сетовал на нелёгкую работу на борту Delta Lloyd. «Скорость, скорость и ещё раз скорость. Но кто сказал, что пассаты устойчивые? Пришло много облаков, ветер часто меняет направление и силу. А это требует постоянной смены парусов. Мы уже не успеваем мыть посуду после кофе, который всё время пьём». Ирландская команда сделала самый большой суточный переход. Но и другие не очень отстали. Расстояние между первой Telefonica Blue и последним Green Dragon составляло всего 37 миль.
Не избалованная вниманием медиа, Delta Lloyd теперь постоянно мелькала на фото и в заголовках новостей. На протяжении четвёртого и пятого дней гонки Бермундезу удалось навязать борьбу за второе место самому Торбену Граэлю. 14 апреля Ericsson 4 удалось на 8 миль вырваться вперёд Delta Lloyd, но уже на утро 15 апреля Бермундез наверстал упущенное. А ещё в этот день флот достиг позиций первого этапа, завершив, таким образом, кругосветку.
Вербраак не преувеличивал количество работы по смене парусов, которую приходилось выполнять всем командам. Значительная облачность напоминала минное поле: одни облака несли шквалы, другие были совсем безветренные. 17 апреля труды Боу Беккинга (не только в этом этапе) вознаградились: впервые за гонку Telefonica Blue первой достигла зачётной марки и получила 4 очка. А вот Бермундезу было из-за чего расстраиваться: очередной виток схватки с Ericsson 4 не принес ему ничего лучшего, чем 3 очка за третье место на знаке. Но в тоже время ему удалось опередить Puma на целую минуту – вот так результат! Кен Рид был лишь четвёртым.
Поразительно короткой была штилевая зона на нынешнем пересечении экватора. Отпраздновав свои 4 очка, Telefonica Blue спокойно пересекла экватор и подхватила новую серию пассатов силой в 20 узлов. Пока флот входил в зону, Боу Беккинг успешно наращивал превосходство и уже 18 апреля оторвался на 100 миль от группы преследователей. Последняя также претерпела изменения: Puma вернулась на своё второе место, отодвинув Граэля на 18 миль. Green Dragon подошёл вплотную к Telefonica Black и Ericsson 3.
Кен Рид во сне уже видел дом. В день лодки покрывали 400-500 миль. Вопрос скорости снова был на первом месте. «Оранжевые лодки (Ericsson) просто прилипли к нам. На пресс-конференции Магнус Ольсон сказал, что уверен, будто я знаю кратчайший путь к Бостону, и он будет следовать строго за мной. Я тогда не воспринял его слова серьёзно! – шутил Кен Рид. – В целом сейчас, вероятно, самые приятные дни за всю гонку: море спокойное, вода тёплая, нет жары и в то же время мы просто летим. Надеюсь, так будет ещё пару деньков», – закончил своё письмо на сушу шкипер Puma.
Но не тут-то было. Флот стремительно приближался к зоне низкого давления, которая развернулась за широтой Карибских островов. Telefonica Blue уже потеряла половину своего превосходства. И хотя самым неудачливым выглядел Green Dragon, Боу Беккингу ничего не оставалось, как 23 апреля войти в Stealth режим, дабы сохранить своё лидерство. А Ян Вокер просто не успел проскочить группу облаков, которые значительно ослабили ветер. «Кажется, всем удалось приблизиться к лидеру, кроме нас. Никаких поломок, все здоровы и паруса целы, просто облака…», – сетовал шкипер Green Dragon.
Путь на Бостон был переполнен неожиданностями. На смену зоне высокого давления ожидалось развитие депрессии. Существовала опасность столкновения с одними из самых охраняемых животных в мире – североатлантическими китами, которые очень медленно плавают на поверхности океана. Навигаторы мучительно перебирали варианты развития событий. Лучшим ответом мог бы стать пример лидирующей лодки, но она уже была в «невидимом» режиме. Ericsson 3 особенно сетовала на своих «старших» коллег, потому что 23 апреля в 10.00 GMT Торбен Граель перешёл в Stealth режим.
«Зря я жаловался на то, что лодки Ericsson постоянно сопровождают нас. Теперь они получили всю выгоду своего западного положения и полностью исчезли впереди», – снова шутил Кен Рид. Puma отставала от единственной видимой из опережавших её лодок – Ericsson 3 – на 15 миль. За спиной, в 60 милях, шла упорная борьба за пятое место между Delta Lloyd и Telefonica Black. У этой пары успех переходил из рук в руки. Идущему последним в 131 миле от лидера Яну Вокеру с трудом удавалось избегать увеличения отставания. «Если мы всё делаем правильно, наша награда – это сохранение дистанции до лидера. Если же случается малейшая ошибка или просто невезение – тут как тут ещё дополнительные 10 миль!»
На утро флот столкнулся с ветром в 30 узлов. «На борту полный хаос: мы пытаемся взять рифы и сменить стаксель на штормовой. Подчас рулевому приходится становиться в левентик, чтобы усмирить хлопающие паруса. Лодка ударяется о волны, всё вокруг вибрирует, стекает и взлетает…», – характеризовал обстановку медиа-менеджер Ericsson 3 Густав Морин. Но вероятно ребятам удавалось справиться с ситуацией, так как рулевой всё ещё лидирующей Telefonica Blue кричал своим товарищам: «Синий поезд приехал!», что означало стремительное приближение лодок Ericsson к испанской команде.
Но с борта Telefonica Blue не было видно озабоченных лиц команды Граэля. В самое неподходящее время на борту Ericsson 4 сломалась помпа опреснителя воды. «Мы разделили всю имеющуюся воду на каждого в команде. Получилось по 1,5 л в день. Этого катастрофически мало, так как дегидрация – главная проблема такой гонки. Даже незначительный процент нехватки влаги приводит к существенному снижению умственных и физических способностей. Но что самое плохое – я назначен ответственным за воду, и команда уже начинает на меня мрачно посматривать, – докладывал Гай Салтер с борта Ericsson 4. – Чувствую, последние несколько дней будут настоящим испытанием для меня», – закончил медиа-менеджер.
«Мы уже совершенно на пределе в этих ветрах. Я должен отвечать на сотню вопросов в минуту. Такое впечатление, что я на экзамене. Пусть мы выиграли 15 миль у Telefonica Black и стали пятыми наконец, у них лучший угол к ветру и впереди ещё самая настоящая схватка, – писал Воутер Вербраак с Delta Lloyd. – Но пожалуй самая важная новость до появления лодок из Stealth режима, это возвращение к нам Green Dragon. Ребята хорошо прошли этот шторм!»
И тут пришёл час Х. Telefonica Blue появилась на экранах других лодок и оказалось, что последние 12 часов были полным поражением для Боу Беккинга. «Не то плохо, что, сменив галс слишком рано, мы проиграли Ericsson 4. Хуже всего, что мы пропустили вперёд и остальных». 24 апреля, за считанные дни до финиша, расклад сил на дистанции кардинально изменился. Green Dragon после неудачной недели переместился сразу на пятое место, оставив Бермундеза и Эчаварри спорить за шестое; на четвёртом месте Боу Беккинг шёл с отставанием в 41 милю от лидера Граэля, за которым находились верная второму месту Puma и третья – Ericsson 3.
Пришло время Кену Риду показать, на что он способен. Речь шла о расстановке сил на финише в его родном городе, и нужно было воспользоваться случаем, который так удивительно перетасовал флот. Находясь в потенциально выгодном положении, в одной системе с лидерами, Puma разыгрывает Stealth карту. До финиша в Fun Pier оставалось порядка 350 миль. Шёл пятнадцатый день гонки. Шторм снова сменился зоной высокого давления.
«Теперь, когда я привык к ручной помпе для опреснителя воды, я могу привести некоторую статистику. Например, чтобы попить кофе, нужно сделать 180 качков насосом. Если же вы захотите угостить кофе ваших друзей по вахте, – нужно будет качать несколько часов подряд, – делился впечатлениями от жизни на борту триммер Ericsson 4 Горацио Корабелли. – А кофе хочется всем, потому что ночью достаточно холодно, как было в Китае. Но только ветра совсем нет – мы остановились на 4 долгих часа, сумев пройти за это время только 3 мили».
Ericsson 3 cумела обойти эту дыру и временно вышла на первое место с преимуществом в 1 милю. Пока Puma всё ещё находилась в невидимом режиме, флот снова переместился, но уже незначительно: Green Dragon cнова оказался в конце списка, а Delta Lloyd вернулась на пятое место.
В этом этапе воздушные системы сменяли одна другую со стабильным постоянством. Находясь в невидимом режиме и в ожидании предсказанного усиления ветра, Кен Рид пропустил вперёд всех и лишился своего второго места. Холодный фронт пришёл чуть позже обещанного срока, и смелое решение превратилось в бомбу замедленного действия. В отличие от ситуации с Telefonica Blue у американской команды уже не было времени исправлять ошибки.
Ericsson 4, Ericsson 3, Telefonica Blue финишировали в пределах 17 минут от первого до третьего места около 16 часов 26 апреля. Кен Рид пришёл четвёртым в той гонке, которую вероятнее всего предпочёл бы выиграть. Вместо этого американская команда не только проиграла тактическую борьбу на дистанции, но и в общей зачётной таблице уступила второе место Telefonica Blue. Пускай только пол-очка отделяли соперников, но всё же до финиша следующего этапа команда Кена Рида будет находиться на одну строчку ниже в турнирной таблице.
Поскольку Green Dragon находился в значительном удалении, испанским шкиперам двух команд осталось бороться это пятое место. Эчаварри вёл эту борьбу с Бермундезом на протяжении почти всей гонки. Испанское дерби закончилось в пользу Telefonica Black. Но Delta Lloyd уверенно сражалась на этом этапе, и шкипер заявил, что доволен результатом, состоянием лодки и новыми членами команды.
Однако для портовой гонки в Бостоне Бермундез решил всё же усилить состав опытным олимпийцем – партнёром Торбена Граэля по добыче медалей Марселио Ферейра. Другие команды также провели ряд перестановок. В частности, нынешний спортивный директор Alinghi, а ранее – триммер этой команды и партнёр Дениса Коннора на борту Stars & Stripes – будет на борту Green Dragon. Напротив, Ericsson 3 и 4 не проводили изменений в составе, но на пресс-конференции пообещали бороться до последнего.
Как и в Рио, 9 мая лёгкий ветер 5-8 узлов предопределил победителя. Икер Мартинез за штурвалом Telefonica Blue обеспечил Боу две победы. Сенсационным стало второе место Delta Lloyd в первой гонке, которое ей повезло занять именно благодаря следованию в кильватере испанской команды. Green Dragon также выглядел прилично, но на последнем отрезке столкнулся с Ericsson 3, за что вынужден был раскрутиться и финишировал последним.
Вторая гонка погрузилась в туман, который поднялся во время короткого перерыва. Окрепший ветер привёл к значительному движению в предстартовой зоне, вследствие которого Ericsson 4 и Puma оказались на фальстарте и вынуждены были стартовать снова. Telefonica Blue ушла в отрыв без преследования. Delta Lloyd пыталась удержаться на второй позиции и это удавалось Бермундезу, пока ветер не отошёл западнее, выводя вперёд группу Telefonica Black, Puma и Ericsson 4. Ян Вокер снова остался в хвосте флота.
Итоговое распределение очков за портовую гонку в Бостоне стало нелёгкой задачей для судей. Было решено принимать во внимание лучшие результаты, и команды распределились следующим образом: Telefonica Blue – 4 очка; Ericsson 4 – 3.5; Delta Lloyd – 3; Ericsson 3 – 2.5; Telefonica Black – 2; PUMA – 1.5; Green Dragon – 1 очко. Как видно, Кен Рид не прошёл «испытание домом»: похоже, американец не врал на пресс-конференции, когда заявил, что не имеет представления о местных особенностях залива, поскольку никогда здесь раньше не ходил.
Перед стартом седьмого этапа первая тройка выглядела следующим образом: Ericsson 4 – 81 очко, Telefonica Blue – 68,5; PUMA – 65,5 очков. Впереди предстоял матч-рейс до Галвея, в Ирландию через Атлантику. Флот должен был оставить правым бортом зачётную марку на юге Ньюфаундленда.
Команды провели незначительные изменения в составе. Саймон Фишер уступил место Икеру Мартинезу и по заданию шкипера должен был хорошенько отдохнуть перед последними этапами гонки. Ericsson 3 сменила триммера. Остальные команды остались без изменений.
Старт последнего океанского этапа гонки, как и вторая портовая гонка, состоялся в условиях тумана. Это привело к ряду инцидентов на дистанции в заливе Бостона. Из-за того, что судьи отложили старт гонки на 20 минут, нескольким участникам пришлось возвращаться обратно, так как они не разглядели флаги на судейском судне. Затем, уже после огибания первого знака, когда в лидеры вышли Puma, Telefonica Blue, Delta Lloyd, в заливе появился гигантский грузовой корабль. Часть флота была вынуждена изменить курс во избежание столкновения. Больше всех пострадала Delta Lloyd, оказавшаяся в хвосте.
Казалось бы, 2550 миль до Европы – ничто по сравнению с предыдущими этапами. Но многие ветераны гонки выходили на дистанцию с грустными воспоминаниями. Именно в Атлантике в 2006 году Боу Беккинг и команда Movistar потеряли свою лодку и были спасены ABN AMRO Two. Последняя за несколько дней до этого пережила страшную трагедию – с борта смыло Ганса Горвеца. Команде удалось развернуть лодку и поднять тело товарища на борт, но, не приходя в сознание, Ганс умер.
Казалось, будто и погода грустит вместе с 77 гонщиками. Плотный туман, серое небо и ветер напоминали картины из жизни моряков прошлого, когда смерть в море была обычным делом. Флот шёл плотной группой на расстоянии 11 миль от лидера Puma до отошедшей южнее всех Telefonica Black. До первой зачётной марки оставалось 400 миль. Акватория была заставлена сетями для ловли лобстеров, и если радаром можно было «увидеть» рыбацкие лодки, то сети показывались только вперёд смотрящему.
Первой жертвой ловцов лобстеров (кроме самих лобстеров) стал Green Dragon. Отчаянно маневрируя между ними, лодка в конце концов поймала одну нить на правый шверт. Канат содрал ламинат со шверта, который нужно было немедленно восстанавливать, иначе шверт полностью вскроется. «Как всегда, нас настиг злой рок. Надеюсь, мы сумеем починить шверт до того, как начнётся лавировка», – писал Ян Вокер. Вынужденная остановка добавила 20 миль отставания «зелёной» команде.
На третий день гонки зачётная марка была в 171 миле восточнее от лидера Puma. Температура значительно упала, и все сумки для одежды опустели. «Подумать только: на мне семь слоёв одежды, а я всё ещё мёрзну», – жаловался Магнус Ольсон с Ericsson 3. Айсберги окружали флот, но, в отличие от ситуации в Южном океане, канадские и американские береговые службы проводят ежедневный осмотр айсбергов с самолёта.
Никто не застрахован от столкновения с предметом или животным в воде. Однако гораздо хуже, когда ты просто не можешь понять, что мешает лодке идти с максимальной скоростью. Все четыре дня от старта Боу Беккинг с командой неустанно проверяли дно и плавники лодки в надежде найти причину торможения. Снова и снова процедура повторялась, пока не решили просто пойти задним ходом. «Кажется, это сработало. Медленно мы подбираемся к лидеру – нам очень нужны эти 4 очка!» – писал Боу Беккинг. И они получили их, обойдя Кена Рида всего на 1 минуту.
Пока лидеры боролись за очки на зачётной марке, Ян Вокер предпринял смелую попытку сблизиться с Telefonica Black в их «южном» предприятии. «Пускай мы будем последними на зачётной марке, но зато выиграем выгодную позицию перед подветренной частью этапа», – делился своими соображениями Вокер. Уже к вечеру оказалось, что идея сработала в краткосрочной перспективе: позиции флота перевернулись с ног на голову. Фернандо Эчаварри оказался первым на пути к Галвею, Green Dragon сидел у него на хвосте в 1 миле. Кен Рид, лидировавший от Бостона почти до самой марки, оказался в 8 милях третьим.
Конечно, это совсем ещё не победа. Но Яну Вокеру просто необходимо было сделать решительное движение, чтобы обеспечить боевой дух на борту. Флот покидал зону Гольфстрима и входил в Лабрадорское течение. Температура воды за несколько часов поднялась с +12 до +17 градусов. «Очень приятно снова видеть горизонт и наших соперников, – писал Гай Салтер с Ericsson 4. – Надеюсь, у Магнуса Ольсона всё хорошо – только что они столкнулись с китом, которых здесь очень много. Мы сами чудом избежали столкновения».
«Прямо перед стартом мы захватили с собой запасной шверт и теперь просто счастливы. – сообщил 20 мая Густав Морин. – Когда после столкновения мы вытащили шверт, оказалось, что он уже не пригоден. Но у нас был запасной, и всего за час мы смогли его установить. Как и наши бывшие лидеры, мы оказались в конце списка из-за решительных действий Delta Lloyd и Green Dragon. И теперь ситуация выглядит просто ужасно. Но на борту есть оптимисты. Магнус Ольсон всегда в таких случях говорит: «Всё может случиться в яхтинге и в хоккее!» – закончил медиа-менеджер Ericsson 3.
21 мая улыбки сияли уже на борту Delta Lloyd. Сделав вчера дополнительный поворот, Бермундез сумел вырвать зыбкое лидерство у Green Dragon и Telefonicka Black. Всего одна миля преимущества, но как приятно! «Весь секрет в том, чтобы предугадать изменения в течении. Конечно, мы получаем свежайшие данные со спутника, но лучший помощник тут – обычный термометр на дне лодки, – делился секретами Воутер Вербраак. – Восход сегодня был красным, и мы сразу начали готовиться к шторму, следуя старой морской пословице. Позже компьютер подтвердил её – вечером и ночью ветер более 30 узлов».
Шторм значительно поднял скорости флота. Финиш первой лодки ожидался 23 мая. Но не всем удалось справиться с гонкой. Идя в 30 узлах ветра на фордевинде, Puma теряет правый руль. «Мы прекрасно летели в порывах до 30 узлов, и тут я услышал громкий хлопок за спиной. Я молился, чтобы это был удар погона гика, но оказалось, что отлетело перо руля. Лодку сразу же увалило, и мы поняли, в чём проблема. Нам удалось перевести управление лодкой на паруса и установить временные рули. Мы продолжаем лететь в Галвей», – закончил описание инцидента Кен Рид.
Тем временем флот разделился на две группы на расстоянии примерно 75 миль друг от друга. Ночью Green Dragon и Ericsson 3 повернули северней за лидером Ericsson 4. В южной группе остались вчерашний лидер Delta Lloyd и остальные лодки. Puma потеряла 25 миль к лидеру и шла четвёртой, проигрывая также и Бермундезу, и Беккингу. Ян Вокер начал снова набирать скорость и приближаться к лидеру, как тут на борту произошло замыкание. Пришлось отложить наступление. На утро 22 мая ситуация была под контролем, и Ян Вокер уже раздумывал над тем, как встретить новую депрессию, которая ждала флот впереди. «Вопрос в том, когда сделать последний поворот на Галвей? Мы можем пройти по краю депрессии, избегая штормовых ветров, либо пройти сквозь неё на большой скорости и с надеждой выйти на том конце целыми», – рассуждал шкипер Green Dragon.
Как всегда перед решающим маневром, шкиперы начали прятаться. Первой в «невидимый» режим вошла Puma. «Кроме прочего я чувствую, что нам необходима передышка от трёхчасовых отчётов о положении лодок. Они просто делают обстановку на борту нервозной. Стелз-режим – это, если хотите, возвращение в прошлое, когда, как мне рассказывали, ты мог узнать о своём турнирном положении только в доке, увидев, кто уже пришвартован!» – философствовал Кен Рид. В действительности это был безусловно защитный ход. Puma удалось наверстать потерянные из-за поломки мили и выбраться на второе место. Флот уже подходил к заливу, схватка велась на каких-то 200 милях до финиша. Ветер ослабевал. Вскоре почти все перешли в «невидимый» режим.
Галвей затаил дыхание, наблюдая за близкой борьбой в заливе. Если Ericsson 4 находилась в сравнительно безопасной позиции и её финиш ожидался около часу ночи 23 мая, то борьба за второе место была в разгаре. Кен Рид и Ян Вокер шли нос в нос. «Сейчас уже не место для тактики. Весь вопрос в скорости. Мы подняли всех на палубу. Уверен, никто в мире не хочет финишировать вторым больше, чем мы сейчас», – прокричал шкипер Green Dragon во время сеанса радиосвязи.
Но этого оказалось недостаточно. Вероятно, не хватило простого везения. Два шкипера, на чью долю в седьмом этапе выпали все испытания, вошли в залив Галвея с разницей в несколько минут. Здесь уже давал интервью Торбен Граэль, выиграв третий этап подряд. Но толпа ждала «своих» – Яна Вокера и Green Dragon. И пускай они пришли третьими, уступив 11 минут Кену Риду в схватке, которая длилась более суток, праздник продолжался всю ночь. «Это особенное ощущение: быть ирландцем, на ирландской лодке и закончить свой лучший этап в ирландском городе! Уверен, никто из нас этого никогда не забудет», – сказал Ян Вокер, сойдя на берег.
Создалось впечатление, что все уже забыли об остальных участниках. Тем временем Боу Беккинг привёл свою команду четвёртой. «Конечно, мы рассчитывали на большее. Но мы счастливы, что удалось получить максимум очков на зачётной марке, так как знали, что далее каждый может вырвать победу», – комментировал свой результат шкипер Telefonica Blue.
Остальные лодки пришли к утру 24 мая. Последним финишировал Магнус Ольсон. «Мы очень расстроены, будем горевать ещё несколько дней, а потом забудем об этом. Мы хорошо прошли этот этап, но нам просто не повезло на этот раз», – сказал на боне лидер Нордик Тим. И ему действительно удастся справиться с волнением – Ericsson 3 придёт третьей во второй портовой гонке 30 мая. Но это уже начало восьмого этапа…


5 апреля в Рио и 10 мая в Бостоне исполнительный директор VOR Нат Фостард провёл первые презентации текущих показателей гонки и планов на будущий сезон 2011-12 годов. Аудиторию составляли спонсоры, представители будущих и нынешних команд-участниц, представители принимающих гонку городов, медиа.
«Мы ввели ряд новаций, – начал свою речь в Рио топ-менеджер гонки. – Это сделало нынешний сезон гонки самым успешным за всю историю соревнований. В основе успеха – присутствие медиа-менеджера с возможностью съёмки в HD на борту всех лодок; наш мобильный портал стал очень популярным – обращения к нему происходят каждую секунду; и, конечно же, никто не предсказывал ошеломительный успех игры, участниками которой стали уже порядка 200 000 человек из 200 стран мира!». Другие маркетинговые показатели гонки, обнародованные на встрече, говорят сами за себя:
2 350 392 человека посетили «гоночные деревни» на тот момент;
547 251 706 человек составили общую ТВ аудиторию;
2 410 000 уникальных посетителей сайта www.volvooceanrace.org
319 телекомпаний мира принимали видеосигналы;
420 журналистов было аккредитовано только в Циндао;
5 000 обращений к специальному фотобанку гонки.
Эти презентации стали первыми из цепочки таких мероприятий, на которых планируется ознакомить заинтересованные стороны с изменениями, запланированными в следующем сезоне. Такие изменения направлены, в первую очередь, на увеличение количества участников и снижение расходов команд, а также на увеличение прибыли спонсоров.
В частности, в сезоне 2011-12 на 40% будет сокращено количество парусов, которыми может пользоваться команда в течение гонки, а также будет введена скрутка на стаксель. Это позволит уменьшить количество членов команды на одного человека. Кроме этого, каждая команда обязана будет иметь трёх (вместо двух, как сейчас) участников моложе 30 лет на момент старта гонки.
Что касается дистанции, то стало известно, что она будет начинаться и заканчиваться в Европе. Остановок станет меньше, чем в нынешнем сезоне, соответственно, длительность гонки сократится на один месяц. «Присутствие гонки в Азии стало очень успешным и мы планируем развивать этот успех», – комментировал Нат Фостард.

 


В начале апреля бразильская ивент-компания «Brazil 1», которая была организатором одноимённой яхты в гонке 2005-06 годов, заявила о планах участия этой команды и в сезоне 2010-11. Процесс возглавил Ларс Граэль – младший брат Торбена Граэля, политик и бизнесмен, дважды бронзовый медалист Олимпиад 1988 и 1996 годов в классе «Торнадо». Учитывая договорённость менеджмента VOR с испанскими властями, можно предположить, что три команды сезона 2010-11 уже известны: «Brazil 1» и две команды от Испании. Одна из них, вероятнее всего, будет El Desafio: по последним новостям команда сменила собственника и прекратила своё участие в Кубке Америки с целью направить все силы на участие в VOR.

 


135 000 человек посетили гоночную деревню в Бостоне. В целом казна города получила 20 миллионов долларов от мероприятий вокруг гонки. Неудивительно, что к началу мая 81 портовый город выразил заинтересованность в участии в следующем сезоне VOR. В частности, среди желающих – пять городов из Африки, четыре из Ближнего Востока, одиннадцать из Индии и Дальнего Востока, шесть из Австралии / НЗ, тринадцать из Латинской и пять – из Северной Америки. 22 июня будет оглашён шорт-лист 32 городов, 8 из которых примут следующий сезон VOR.
Во время второго «круглого стола» менеджмента и партнёров гонки Нат Фостард заявил, что отбор портов будет происходить по новой формуле. Если ранее портовые города отбирались согласно национальности или расположению штаб-квартиры компании-спонсора, то в следующем сезоне VOR будет концентрироваться на сотрудничестве именно с властями города.
Подтверждением этого курса стало перемещение штаб-квартиры самой гонки из Великобритании в испанский город Аликанте, откуда стартовала нынешняя гонка. Согласно договорённости между менеджментом VOR и властями Аликанте, три следующих сезона гонки будут стартовать именно отсюда. Чтобы добиться такого статуса, власти Аликанте обязались способствовать участию не менее двух испанских команд в каждом новом сезоне VOR. Кроме этого, базы команд получат налоговые льготы, а также в городе будет создан музей гонки, который станет туристической достопримечательностью.