Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Спорт-круизеры от Buster: XL и XXL Cabin
Тема: Buster; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 100;

Инженеры Inha Works создают удивительно многоцелевые лодки, каждая из которых – "верный друг" и на ходу, и на пикнике, и на рыбалке... Но младшие "Бустеры" – лёгкие, мобильные и экономичные – сподручнее, конечно же, в "ближнем радиусе действия", когда нет несколькочасовых марш-бросков и зубодробительной волны. Просто физика: длиннее и тяжелее лодка – комфортнее ход.
Переходим к спорт-круизёрам верфи, более уместным на разливах водохранилищ и в морском каботаже.

Buster XL
На бот-шоу (напоминаю: осматриваю и испытываю в Хельсинки) лодка пестрит красным "uutuus" ("новинка"). Именно так, это уже третье поколение созданной в 1993-м модели. Кратко для посвящённых: новая лодка длиннее предыдущей на 30 см (вес остался практически прежним!), на корме добавлены очень практичные алюминиевые ступени-рундуки, полностью переделаны консоли и дверь в носовой кокпит.
Теперь подробнее. Двухконсольник – самая логичная конфигурация для универсала-дальнобойщика: кормовой кокпит надёжно укрывает за сплошным ветровым стеклом всю семью, зато в месте назначения открытые пространства на носу и корме одинаково желанны и на рыбалке, и на пикнике. Пошёл дождь – от ветрового стекла до рецесса ставится сплошная "кабина" (тент с большими окнами и хорошей вентиляцией), переднюю его часть (высокий козырёк над стеклом) можно оставить, если на ходу забрызгивает. Носовой кокпит на ходу – очень ёмкий грузовой отсек, на стоянке – вотчина рыбака со спиннингом.
В самом носу «Бустера» – уже привычный "пятачок" алюминиевой палубы с грубой насечкой (чтобы не поскользнуться), входящий с пирса держится за релинг. Под палубой – шкиперский рундук, у правого борта – удобная подножка. Остальное пространство, до консолей, можно оставить свободным (перед рыбалкой), а можно дополнить двумя съёмными сидениями: одиночным у правого борта и длинным двойным – у левого. Сидения – многократно мною "воспетые" (обожаю прагматичные решения!) полиэтиленовые ящики с мягкой крышкой на резиновой застёжке (поверх можно дополнительную подушку на кнопках пристегнуть).
При закрытой форточке ветровое стекло – сплошная (от борта до борта) защита с высокими боковинами (ходовой комфорт при холоде и брызгах). Стекло (в т.ч. на форточке) ударо- и царапоустойчивое, только дополняющая форточку дверца из материала попроще (оргстекло). В открытом положении дверца прижимается к консоли магнитом – проходящим не мешает и на ходу не дребезжит. На "рулевой" секции стекла – мощный дворник, обе секции поддерживаются со стороны проёма солидными ухватистыми стойками.
Консоли достаточно объёмные, в каждой устроен рундук с дверцей в проход. Со стороны сидящих – удобные подножки и по одному подстаканнику (с прорезью для ручки кружки – толково!), перед пассажиром – подобие стола (для карты или лоции) с рундуком под крышкой (туда кладут ключи-мобилки). Перед рулевым – шикарная по площади панель, здоровенный дисплей (фишфайндер-чартплоттер) помещается, плюс пара электронных циферблатов (полный контроль всех ходовых и моторных параметров).
Сидения рулевого и пассажира – глубокие, комфортные, с подстройкой (двигаются вперёд-назад) под рост седока. Расстояние от дивана до сидений (в нормальном положении) – коленки помещаются, но не более. Именно в этом месте – самая заметная разница с XXL, на котором в корме танцевать можно (там маленький столик ставится).
Мягкий диван – во всю ширину кокпита, с неширокими откидными участками у бортов (чтобы открыть ступеньку для входа с кормы и не топтать подушку). Под диваном – конечно же, большой рундук. А под мягкой спинкой устроена глубокая ниша, куда тент прячется вместе с дугами. Одним движением спинку отбросил, тент поставил, закрыл – весьма функционально. Если тента нет – туда кранцы кладут.
На корме – стандартная для всех "старших" (от XL) лодок Buster нового поколения конфигурация: пара широких алюминиевых ступеней (под верхней – шкиперский рундук) по каждому борту, между ними – рецесс. Забортный трапик (нержавейка) прилагается.
На ходу лодка себя ведёт абсолютно адекватно весу и размеру: на волнах более комфортная, чем Х, но заметно уступает XXL. Думается, на Днепре существенно сбавлять ход придётся лишь на больших разливах (в Кременчугском и Каховском вдхр.) в раскатанную волну, речные же участки для XL не помеха в любую погоду. На манёврах Buster динамично кренится, укладываясь в весьма небольшой радиус, при этом отлично держит воду. Брызги от гребней (средний ветер в открытом с моря заливе) проносятся мимо сидящих. Где бы кто ни сидел, у каждого под руками минимум один поручень – безопасность на привычно высоком уровне. Сюда же отношу и захват воздуха винтом при попытке "прыгнуть за собственным хвостом" – лихач просто не сможет выбросить пассажира за борт. Лодка мало чувствительна к изменению дифферента: при пересадке пассажиров скорость не меняется. Управлять удобно, правая рука легла на подлокотник, обзор отличный даже в переходном режиме. Вяловатый разгон при полной загрузке? Так просто винт не подобран (кстати, на обеих испытанных лодках винты оказались "тяжеловатыми", двигатели не развивали номинальные обороты). Словом, так и не нашёл, к чему придраться.

Buster ХХL Cabin
Читатели со стажем наверняка помнят тест-драйв («Фарватер», №3/2008) первой версии "кабины" от Inha Works. Мне нравилась та очень необычного вида лодка со множеством любопытных инженерных новшеств. Куда она делась? Антти Киостила, менеджер по продажам верфи:
– Buster XXL AWC выпускался 2 года и мы были довольны спросом. Однако он оказался низкорентабельным. Розничную цену диктует очень плотный рынок, а себестоимость собранного из очень многих частей корпуса получилась слишком высокой – прибыль не оправдывала вложений. Пришлось снять модель с конвейера и разработать новую, которую сейчас и презентуем.
Насколько же они разные, AWC и ХХL Cabin! Носовая палуба заменена кокпитом, вместо "траулерной" (с обратным наклоном ветрового стекла) рубки – обычная, а в корме появился опциональный второй пост управления. Семейно-круизный потенциал нового проекта (читай – объём каюты), несомненно, уменьшился, зато лодка стала явно универсальнее в использовании – с носового кокпита удобнее рыбачить и швартоваться, там безопаснее (чем на открытой высоко поднятой палубе), особенно при болтанке… Словом, не зря ХХL Cabin закупают профессионалы (например, германская и финская водные полиции).
На носовом "пятачке" – нескользящее покрытие, под руками – ухватистые нержавеющие поручни разрезного релинга. Шаг на удобную ступеньку шкиперского рундука, второй шаг – я в кокпите. Две ниши в широких бортах лодки служат держателями кранцев – перед швартовкой они всегда под рукой, только выдернуть из-под прижимающей резинки. Пара небольших ступенек по бортам – для выхода на "бортовую палубу" (я взял в кавычки – уж узкая очень), если понадобится, мореман легко и быстро обойдёт лодку, не заходя в каюту.
В кабину ведёт полноценной высоты дверь – стеклянная, с держателем в откинутом положении и внушительными задрайками. Центральный проход кабины – в полный рост, аж до кормовой двери. Зато сидения обоих бортов установлены на подиумах – рулить можно стоя, высунув голову в широкий люк. Последний фиксируется в 3-х положениях, не ездит туда-сюда на волне.
Общее расположение незатейливо: по паре передних и задних сидений у бортов, полная симметрия. За спинками кормовых сидений обнаруживаются закладные доски, из специальных (ну всё продумают эти финны!) ниш в комингсах достаём подушки – собираем двуспальную лежанку. Передние сидения не конвертируются, зато они с больстерами, боковой поддержкой и – главное! – с подрессориванием, что весьма ощутимо при скачке по волнам.
Приборная панель рулевого укомплектована дисплеем, размер которого сделал бы честь и намного большему катеру. Плюс пара циферблатов и ряд выключателей – необходимый минимум и ничего лишнего. Компас – у подволока. Под ногами – эргономичный упор, а за ним – практичная ниша для всяческих сумок или ящиков (это было первое, чем мы воспользовались на испытаниях).
Такие же упор и ниша – перед "штурманом" (переднее пассажирское место). Только консоль у него попроще: плоская поверхность (на которой, действительно, карту/лоцию можно развернуть), под пластиковой дверцей прячется бардачок, в лицевую панель врезана магнитола. Плафоны над сидениями включаются индивидуально, обе секции ветрового стекла укомплектованы дворниками – всё по делу.
Единственная деталь интерьера, нарушающая симметрию – небольшой откидной столик у левого борта. Скажу честно: не уверен в его практичной полезности при таких-то размерах.
Через сдвижную дверь переходим в кормовой кокпит, подковой огибающий рецесс. На бортах и вокруг рецесса – уже привычные мощные поручни, в толстом борту – ниша для пары кранцев (фиксируются резинкой), по бортам – ступени выхода на кормовые площадки (правая – с забортным трапиком). Ступени дополнены откидными фрагментами, позволяющими сидеть лицом как в кокпит (на ходу), так и в корму ("медитируя" на поплавок удочки, например). Как уже упоминалось, здесь может быть и дублирующий пост управления – просто находка при швартовках и троллинге.
Что ещё забыл? Поручни под подволоком у бортов, рундук под входными ступенями, фары и радарно-антенную арку на крыше кабины, штатный обогреватель Webasto (северяне – народ основательный)…
На просторе нас ожидали сильный ветер и злые короткие волны, лодка иной раз откровенно ухала с гребня в ложбину, разбрасывая мириады брызг. Благо, в каюте сухо и уютно, дворники смахивали с ветрового стекла залётные капли, корпус спокойно отыгрывал все водные препятствия – "напрягающих" моментов не обнаружилось даже на полном ходу (70 км/ч!). Солидный ход, полный контроль на манёврах и косом волнении, хорошее сцепление с водой на самых резких поворотах – словом, судно честно делало свою работу. Видимо, это и оценили придирчивые водные бундес-полисмены, после недельного теста восьми достойных претендентов выбрав именно ХХL Cabin.

Подытожим
Спорт-круизёры от «Бустер» позволяют семейству или компании друзей взять с собой больше, заехать дальше и меньше зависеть от состояния акватории. А на ХХL Cabin – ещё и меньше обращать внимания на дождь или прохладу. В остальном концепция Buster неизменна: надёжные, практичные и универсальные лодки, которые верой и правдой будут работать десятилетиями.

Фото автора и из официального фотоархива Inha Works.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».


Любопытно, как оценивают ходовые характеристики "Бустеров" мои многоопытные коллеги из Kippari – самого влиятельного специализированного издания Финляндии. Речь, конечно же, о сравнении с очень похожими по характеристикам и назначению изделиями соседской верфи Silver: поклонники обеих брэндов устроили прямо-таки "священную войну", доказывая преимущества над конкурентом.
Объективно: конструкторы компаний придерживаются различных философий, проектируя свои лодки. "Сильверы" имеют более острые носовые обводы, что позволяет им отлично резать волну. "Бустеры" одновременно разрезают и подминают гребни – их носовые части более объёмные. А вот на транце килеватость изделий Inha Works выше, чем у лодок конкурентов.
Испытатели констатируют: на волне Silver идёт чуть мягче и стабильнее, с меньшим шумом встречая гребни. Но чем острее форштевень, тем больше шансов "воткнуться" в достаточно крутую волну – последствия могут быть непредсказуемы. Нос "Бустера" в подобных условиях всегда вынырнет, не зароется – на бурной акватории лодка изящно прыгает с волны на волну, мягко приводняясь своим "глубоким V". Поэтому профессионалы Kippari, оценивая мореходность обоих брэндов в целом очень высоко, предпочтение всё же отдают именно "Бустеру".
Второе их наблюдение: "Сильвер" более стабилен на курсе, но с "меньшей охотой" входит в вираж – всё тот же острый нос стремится оставить лодку на курсе. У "Бустера" более спортивный характер, он маневреннее, чуть больше кренится на поворотах – словом, будет явно по нраву любителям пилотажного вождения.
Пункт третий: частично подминая носом воду, "Бустер" образует значительно меньше брызг – нередко в одинаковых условиях на "Сильвере" уже снижают ход, именно чтобы уменьшить забрызгивание, в то время как конкурент подобных неудобств не испытывает.