Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
The 30th International Istanbul Boat Show
Тема: ------; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 94;

Не ручусь за весь мир, но в Европе и Средиземноморье эта выставка однозначно уникальна. Пока в Генуе и Дюссельдорфе меряются, кто потерял меньше клиентов, а небольшие бот-шоу вообще сокращаются в разы или даже борются за выживание, выставка на стыке континентов стабильно растёт из года в год!

Вспомним статистику позапрошлого года ("Фарватер", №6/2009) и сравним с нынешней:

  • 300 компаний-экспонентов против 178 в 2009-м;
  • более 650 выставленных брэндов против 585 на 28-м бот-шоу;
  • более 380 плавсредств (от 3 до 50 м длиной) против 273 два года назад;
  • более 80000 посетителей против 31500 в 2009-м.

Динамика впечатляет, не правда ли? Отнюдь не бахвалился генеральный директор выставки, обещавший вывести Istanbul Boat Show в число ведущих европейских всего за несколько лет. Помогает ему в этом турецкий рынок яхт и катеров, который меньше других пострадал от мирового финансового кризиса. Стабильно работают местные чартерные компании (основные покупатели парусного "мэйн-стрима" и гюлетов), не переводятся и клиенты-частники. Цены в маринах растут из года в год – судов всё добавляется. Добавляются и точки береговой инфраструктуры, что снова-таки обернётся новыми клиентами. Правительство продолжает всячески поощрять туристический бизнес, который давно стал "золотой жилой" для страны. Молодцы, что и говорить, Украине бы пример взять…
Но я о бот-шоу, которое выросло не только в количественном измерении. Главное новшество – большой павильон для стендов снабжения и сопутствующих товаров. Здесь же – вход на выставку. Красные ковролиновые дорожки выложены так, что на пути к пирсам посетители проходят через павильон и мимо большинства береговых экспозиций – вероятности что-то пропустить почти никакой. С точки зрения эффективности продаж – довольно мудро.
Уже на входе очень заметно, что, в отличие от Украины, Турция – держава таки яхтенная. Лучший индикатор – количество стендов с судовыми приборами, системами и механизмами, а также снабжением и сопутствующими товарами. Здесь ими занята внушительная площадь (только в павильоне 4000 кв.м.). А на отечественных бот-шоу – практически одни суда: рынок только формируется и насыщается, спрос на ремонт и доукомплектацию пока слабенький...
Ещё один показательный пункт – литература. Несколько стендов плотно заставлены картами, справочниками и учебниками на турецком языке – клондайк для парусников и моторников, взрослых и детей. Молча завидуем.
Спрос рождает предложение, а спрос на яхты и катера в Турции стабильный. Потому ведущие мировые брэнды (Atlantis, Azimut, Bavaria, Bayliner, Beneteau, Cranchi, Dufour, Elan, Fairline, Feeling, Ferretti, Jeanneau, Regal, Sea Ray, Sunseeker…) – "на товсь", стройными рядами. Но и местным верфям есть что противопоставить – здесь умеют строить суда. И не только аналоги пластикового "мэйн-стрима", интересные лишь своей бюджетностью (относительной, надо сказать). Турки сохранили собственную культуру и стиль малого яхтостроения – пожалуй, самое "вкусное" на стамбульской выставке.
Речь, конечно же, о восточно-средиземноморской классике: корпуса с разваленными штевнями (оконечностями), узким транцем (или вообще вельботной кормой) и визуально большой погибью палубы – формы, отточенные столетиями рыболовной практики. Очень многие верфи и корпуса делают деревянными, «под лак» – этакие «скрипочки» на воде, высокая поэзия для любителей, с высочайшей культурой исполнения. Но даже если корпус пластиковый, внутри обычно та же глубинная люксовость деревянного интерьера, причём в основном из массива. Даже на скромных по размеру пластиковых катерах для среднего класса дерева гораздо больше, чем у европейских аналогов (про американские молчу – там им вовсе не пахнет). Словом, кто это ценит – возьмите турецких корабелов на заметку.
Соотечественников, убеждённых в дешевизне всего турецкого, разочарую – к яхтам и катерам это не относится. Но добротные плавсредства здесь найти можно. Вот, к примеру, Likia 40 от Setmarin – моторно-парусный семейный круизер. Ну просто "мой дом – моя крепость": длинная килевая линия, мощный корпус, развитая рубка, исключительно уютный кокпит (комингсы не ниже 20 см) с большим съёмным столом. Одна из "фишек" яхты – отдельный кокпит для рулевого в корме, традиционный турецкий массивный деревянный штурвал с резными рукоятками. Вдоль борта ведут широкие потопчины, защищённые, помимо двух рядов лееров, толстенным фальшбортом 10-сантиметровой высоты. Высокий комингс рубки – это и поручни на удобной высоте, большой плюс к безопасности на волне. А ещё рубка такого типа отлично работает на остойчивость при запредельных кренах ("угол заката" наверняка не меньше 150-160 градусов). В носу широкий бушприт, мощнейшее якорное устройство и пара закруток – для смены стакселей достаточно, не выходя из кокпита, один смотать, другой размотать. Точка крепления внутреннего штага в шторм усиливается бакштагами. А гребни попутных волн вряд ли способны "забросить" корму – она закруглена. Внутри яхты – две отдельные двуспальные каюты, санузел, камбуз и обеденный стол (конвертируется в кровать). Высоко, но проходы не широкие, везде толстые ухватистые поручни – опытные морские скитальцы оценят. Вообще по идеологии и основательности исполнения обстановка напоминает породистые Hallberg-Rassy, но что касается деталей, то шведы, конечно, делают добротнее.
Турки строят и отличные "гончаки" – M.A.T., дизайна именитого Марка Миллза. Каждая из выставленных моделей – "1010" и "12" – с узкой ватерлинией, широким открытым транцем, глубоким Т-килём и парой углепластиковых штурвалов. По идеологии это "перфоменс круизер" (гоночная оснастка, но внутри – круизный комфорт): просторный кокпит, "германская" разводка гика-шкота, три пары лебёдок, дробное вооружение на гибкой мачте, максимально облегченная мебель (из лёгких сэндвичевых панелей), элементы которой переклеены с корпусом (работают на общую жесткость), а в днище заформован "паук", разносящий нагрузку от киля. В каюте светло, просторно и очень опрятно – глаз радуется. Представитель верфи: "Я регулярно отдыхаю под парусом с женой и детьми, всем комфортно". Наряду с этим – отличные результаты в многочисленных регатах разного уровня, недаром эти яхты активно заказывают англичане, большие любители погоняться. Не говоря уже о местных гонках – через неделю яхта, которую я изучал (Matrix), победила в группе IRC II крупнейшей регаты восточного Средиземноморья – Marmaris International Race Weeк. Скажу больше: все три участвовавших M.A.T. 1010 в итоге царили на пьедестале.
Лично меня больше всего заинтересовала система набивки стоячего такелажа – поддомкрачиванием шпора мачты! Представитель верфи: "На углепластиковом рангоуте нельзя перетягивать одну снасть, нагрузка всегда должна быть распределена строго равномерно. Набивка тюннингуется один раз – в начале навигации. А потом перед гонкой в сильный ветер достаточно лишь приподнять мачту – такелаж равномерно обтягивается". Домкрат ставится на специальные "пятки" степса и упирается в мощный брус, проходящий сквозь профиль мачты у шпора. Система привычна на "больших" гончаках, от которых M.A.T. многое заимствует.
Напоследок – подсмотренная остроумная идея швартовки динги у борта супер-яхты: на гибких удочках, "отыгрывающих" волны, но за счёт своей длины не позволяющих лодочке касаться борта судна. Простой и эффективный способ избавиться от потёртостей и царапин на сверкающем корпусе. Конгениально!

Без сомнения, эта выставка не из числа "усечённых копий" Дюссельдорфа, Генуи или Канн, в Турции есть свои судостроительные "изюминки". Страна для нас безвизовая, слетать туда не слишком дорого, в октябре ещё не холодно, а лишний раз прогуляться по Стамбулу – любой повод хорош. Словом, рекомендую.