Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Vendee Globe 08/09: «50% уцелевших лодок – это наша цель»
Тема: ------; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 90;

Известнейшая гонка, титулованные участники и знаменитые лодки. «Венди Глоуб», как всегда – самая экстремальная гонка в мире парусного спорта. В этом сезоне «Венди» побила много рекордов – по количеству шкиперов, зрителей, времени прохождения дистанции. Но среди достижений есть и грустные показатели, о которых стоит задуматься организаторам. Количество сошедших с дистанции лодок превысило все предыдущие показатели. Хронология событий, мнения шкиперов, дизайнеров и спонсоров – всё, из чего состоит парусный спорт.

«Венди Глоуб» стартовала 9 ноября 2008 года: 30 шкиперов вышли на дистанцию безостановочной гонки вокруг света. Лёгкий юго-западный ветер в Бискайском заливе к ночи превратился в шторм. После нескольких часов на воде четыре шкипера возвращаются в Ле Сабль д’Олон для устранения неполадок: Доминик Варв, Бернард Стамм, Алекс Томсон и… Мишель Дежуа.
11 ноября. Шторм был беспощаден: Groupe Bel, Aquarelle.com и DCNS лишились мачт. Через два дня Алекс Томсон (Hugo Boss) также заявил о прекращении участия в гонке. После быстрого ремонта Мишель Дежуа (Foncia) снова вышел на дистанцию. Жан-Баптист Дежанти и Деррик Хетфилд – вернулись на старт для ремонта. На то время лидировали Люка Пейрон (Gitana Eighty), Себастиан Хосе (BT) и Жан-Пьер Дик (Paprec-Virbac 2).
21 ноября. Люка Пейрон первым пересёк экватор. В Зоне расстояние между лодками было всё ещё очень небольшим: ведущая пятёрка находилась в 30 милях друг от друга, а первые 12 лодок растянулись всего на 200 миль. Такой «ближний бой» продлится до Индийского Океана. Кроме Люка Пейрона впереди идут: Себастиан Хосе, Жан-Пьер Дик, Армель ле Кле (Brit Air), Жан ле Кам (VM Materiaux), Винсент Риу (PRB), Ян Эллис (Generali), Джереми Бейу (Delta Dore) и Ролан Жардин (Veolia Environment). Мишель Дежуа уже сократил своё отставание от флота вдвое – до 330 миль.
26 ноября. Джереми Бейу вынужден идти в Бразилию из-за поломки распорок мачты. Жан-Баптист Дежанти (Maisonneuve) возвращается на дистанцию из Ле Сабль д’Олон. Себастиан Хосе выхватил лидерство у Gitana Eighty.
4 декабря. Мишель Дежуа уже в первой десятке. Флот вышел на «ревущие сороковые» и средняя скорость составляла 18 узлов.
6 декабря. Себастиан Хосе первым достиг Индийского океана. Для баска Унаи Басурко (Pakea Bizkaia) гонка закончилась 7 декабря – сломан шверт правого борта. Мишель Дежуа отстаёт от лидера на 100 миль.
10 декабря. Gitana Eighty теряет мачту, и Люка Пейрон сообщает о прекращении гонки – ещё один фаворит выбывает из строя. Осталось только 23 лодки. Лидерство захватил Жан-Пьер Дик (Paprec-Virbac 2).
12 декабря. Temenous II лишается бульба киля, и Доминик Варв следует на о. Кергелен. К нему скоро присоединится Бернар Стамм: Cheminées Poujoulat бросило на скалы – поломка бушприта и рулевого управления. Лидером стал Майк Голдинг, но… всего на несколько часов: вскоре Ecover также теряет мачту.
16 декабря. Самый молодой участник Жан-Баптист Дежанти покидает дистанцию из-за нескольких повреждений яхты. Остаётся только 19 лодок. Мишель Дежуа возглавляет гонку и с этого момента остаётся бессменным её лидером. Тем временем Paprec-Virbac 2 получает повреждение руля. Жан-Пьер Дик начинает ремонт, который поможет ему вернуться в гонку.
18-20 декабря. В гонке происходит драматичный поворот: в 800 милях от Австралии Ян Эллис во время перестановки парусов на своей Generali ломает бедро. Марк Жильмо и Саманта Девис спешат на помощь. Марку удаётся прибыть ранее австралийской спасательной миссии. Через 48 часов военный фрегат австралийских ВВС принимает Яна Эллиса на борт. Это спасение взволновало весь мир – Марк снял всё происходящее на видео. В строю теперь только 18 лодок.
23 декабря. Дежуа выходит в Тихий океан. Его ближайшие преследователи разделились на две группы. В одной – Риу и ле Кле, во второй – Девис и Жильмо.
27 декабря. Ещё один из фаворитов вынужден прекратить участие. ВТ Себастиана Хосе накрыло большой волной, и лодка получает повреждение рулевой системы. Через час канадец Дерек Хетфилд (Algimouss Spirit of Canada) сообщает о поломке распорок мачты и также покидает гонку. Мишель Дежуа отрывается от преследователей с каждым отчётом. Кажется, только Ролан Жардин и Жан ле Кам способны за ним угнаться. Скорость ветра превышает 45 узлов.
1 января. За день до этого Жан-Пьер Дик прекращает участие после столкновения с обломками айсберга. На 53 день гонки на дистанции оставалась ровно половина стартовавших – 15 лодок. Лидировали: Мишель Дежуа, Ролан Жардин, Жан ле Кам, Армель ле Кле, Винсент Риу, Марк Жильмо и Саманта Девис – англичанка, которая с самого начала поразила всех своим чувством юмора и удовольствием от гонки.
5 января. На 56 день гонки Foncia первой огибает мыс Горн. Ролан Жардин был вторым через 9 часов. За день до этого Джонни Мальбон на Artemis теряет грот и выходит из гонки. В море только 14 лодок.
6 января. Нет связи с Жаном ле Камом: VM Materiaux в 200 милях от мыса Горн теряет бульб киля и опрокидывается. Нефтяной танкер отмечает место происшествия. Армель ле Кле и Винсент Риу спешат на помощь. Через 20 часов Риу удаётся спасти Жана, который провёл много времени в рубке перевёрнутой лодки. Но при этом PRB теряет мачту и оба шкипера направляются в Чили. Сей случай приводит к беспрецедентному решению судейского комитета: за проявленное мужество и добрую морскую практику Винсент Риу досрочно и вне зависимости от исхода гонки занимает третье место. То есть, на подиуме будет как бы два третьих места: «реальный» шкипер и «приравненный» к третьему месту PRB. Интересно, что и реальный третий шкипер также будет отодвинут на четвёртое место по решению судейского комитета.
9 января. Veolia Environment сталкивается с китом. Вокруг степса мачты и в киле появляются трещины. В 178 милях от лидера Ролан Жардин, похоже, последний, кто может реально соперничать с Мишелем Дежуа.
11 января. Саманта Девис огибает мыс Горн четвёртой после Дежуа, Жардина и ле Кле. Марк Жильмо останавливается снова, чтобы забраться на мачту Safran для ремонта. Однако это не приносит пользы, и остальную часть пути до финиша лодка идёт с уменьшенной парусностью.
15 января. Для тройки подходивших к мысу Горн шкиперов прогноз предвещал большой шторм. Но, несмотря на порывы до 65 узлов, Ди Каффари, Браян Томсон и Арно Бюисси успешно обогнули мыс. В Тихом океане оставались ещё Стив Вайт, Рич Вильсон, Рафаэль Динели и Норберт Седлачек.
20 января. Мишель Дежуа пересекает экватор на 20 часов впереди Ролана Жардина. Третьим спокойно прошёл Армель ле Кле, а вот за четвёртый результат боролись Саманта Девис и Марк Жильмо. Последний, казалось, выбрал более удачный проход ближе к побережью Бразилии, однако не без приключений: некоторое время Safran преследовал разъярённый рыбак, чьи сети были порваны яхтой.
29 января. Veolia Environment теряет киль. Ролан Жардин смог дойти до Азорских островов, но был вынужден прекратить гонку, так как ожидался шторм с порывами до 50 узлов. К финишу идут только одиннадцать лодок.
1 февраля. Мишель Дежуа финиширует в Ле Сабль д’Олон и становится первым шкипером, которому удалось выиграть «Венди Глоуб» дважды. Поразительное достижение для яхтсмена, особенно если вспомнить, что в начале гонки ему пришлось преодолеть отставание в 670 миль.
4 февраля. Норберт Седлачек огибает мыс Горн одиннадцатым и последним из уцелевших.
7 февраля. Армель ле Кле финиширует вторым. Для молодого шкипера это также знаменательный результат.
9 февраля. В борьбе за третий результат Safran теряет киль, но Марк Жильмо принимает решение продолжать гонку, несмотря на то, что впереди ещё 1000 миль.
14 февраля. Саманта Девис возвращается в Ле Сабль д’Олон и становится первой женщиной, финишировавшей в этом сезоне «Венди Глоуб». Но чтобы стать действительно третьей, ей нужно было ждать финиша Марка Жильмо, так как последнему была предоставлена компенсация в 50 часов за спасение Яна Эллиса. Если Safran финиширует в этих временных рамках, он станет третьим.
16 февраля. Управляя своей яхтой, как швертботом, Марк Жильмо финиширует в Ле Сабль д’Олон и отнимает у Саманты третье место. В этот же день финишируют Браян Томсон и Ди Каффари. Ди становится первой женщиной, которая прошла вокруг света без остановки в обоих направлениях. На подиум поднимутся три француза, а три британца займут четвёртое, пятое и шестое места. «В 2012 будет наоборот», – шутит Сэм Девис.
22 февраля. Арно Бюисси (Akena Verandas) финиширует седьмым. Его лодка – одна из самых старых во флоте, но, несмотря на это, две трети дистанции он упорно преследовал более новые суда Ди Каффари и Браяна Томсона.
26 февраля. Вопреки многочисленным поломкам смельчак Стив Вайт (Toe in the Water) финиширует восьмым.
10 марта. После 121 дня на дистанции финиширует Great American III. Американец Рич Вильсон провёл большую часть времени в одиночестве, особенно в Тихом океане, так как был всегда в удалении от флота.
14 марта. Рафаэль Динели (Foundation Ocean Vital) закончил своё второе путешествие вокруг света из четырёх предпринятых попыток. Но в этот раз он улучшил свой результат на две позиции, став десятым вместо двенадцатого в прошлой гонке.
15 марта. Австриец Норберт Седлачек, после 126 дней в море, стал последним шкипером гонки. Он проиграл лидеру 42 дня, но, безусловно, одержал победу над стихией.
Доминик Варв: «Резюмируя, я бы хотел напомнить, что «Венди Глоуб» – самая экстремальная гонка. Это гонка на выживание с возможностью выбывания участников, так как внешняя помощь запрещена. Правила не будут изменены, но мы должны стремиться к сохранению половины лодок на финише. А 30% уцелевших, как сейчас, – это уже слишком…»


Доминик Варв (шкипер Temenous и Президент IMOCA): «Безусловно, поломок много, и мы должны рассмотреть этот вопрос. Я вижу несколько причин. Во-первых, много новых лодок, которые недостаточно ходили до старта. Условия были жёсткими, особенно в первую ночь. ... Во-вторых, в предыдущих сезонах было меньше штормов, и дизайнеры, вероятно, забыли, что такое «Венди Глоуб». Такое впечатление, что лодки рассчитаны на Трансат, а не на кругосветку…»

Люка Пейрон: «Кое-кто считает, что мы относимся очень круто к лодкам. Но я не думаю, что дело в этом…Ломается самая слабая и, как правило, дешёвая деталь. А потом идёт цепная реакция, которая приводит к катастрофе. В действительности дело в протяжённости гонки: такой длинной дистанции нет больше нигде, и это по-настоящему экстремально!»

Мерф Оуэн, Owen Clarke Design Group (дизайнер Aviva, Ecover, Temenos II): «Я не удивлён количеством поломок флота. Каждая авария имеет свою причину, и нельзя обобщать… Как правило, в «Венди» финиширует половина лодок, значит, впереди ещё несколько инцидентов..»

Люка Пейрон: «По сравнению с Volvo Ocean Race наши бюджеты ничтожно малы… Как следствие – разработка наших лодок сейчас на не высоком уровне. Возможно, некоторые лодки чрезмерно облегчены. Но это всегда компромисс между прочностью и скоростью».

Кен Рид (шкипер PUMA, участник Volvo Ocean Race 08/09): «Если мы построим очень крепкую, но тяжёлую лодку, наши спонсоры просто не поймут, почему мы плетёмся всё время сзади. Я представляю, какой серьёзный разговор (со спонсорами – Авт.) был у тех команд, которым пришлось идти на ремонт в Тайвань (в четвёртом этапе VOR 3 команды вынуждены были остановиться в портах для ремонта лодок – Авт.). Поэтому продавать спонсорские пакеты в яхтинге очень сложно. Но это тоже часть соревнования!»

Марк Ломбар (дизайнер Veolia Environment и VM Materiaux): «Первый урок, который я получил в этой гонке, – значительно возросшие скорости и интенсивность борьбы за лидерство… А мачты всегда ломались, это нормально. Многое зависит от того, как с ней обращаться…»

Жульен Бенуа, PR менеджер компании Fonciа: «Нашей главной задачей было поднять уровень узнаваемости брэнда. Также мы хотели сплотить коллектив вокруг общей цели. Мы привезли 350 наших сотрудников на старт и финиш гонки. А во время гонки провели кампанию «Все без ума от Foncia»: наши сотрудники постоянно поддерживали Мишеля фотографиями, рисунками, стихами…»

Доминик Варв: «Рано ещё делать выводы, но в первую очередь мы рассмотрим возможность упрочнения корпуса и киля, так как это угрожает жизни шкипера. Также нужно обратить внимание на доступность связи и лекарств в опрокинутой лодке, как это было в случае с Жаном ле Камом».