Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Volvo Ocean Race - этап I
Тема: Volvo Ocean Race; Автор: Бидзиля Иван; Страница в журнале: 100;

«Никто и не говорил, что будет просто, ведь это самая сложная гонка в мире», – так прокомментировал ситуацию, которая сложилась в первом этапе Volvo Ocean Race, Грант Дальтон, СЕО новозеландской команды. Конечно, все готовились к серьёзным испытаниям, но вряд ли кто-то ожидал подобного. В помощь регате брошены четыре корабля торгового флота, предоставлены дальние рейсы грузовых самолётов, перемещаются целые производственные цеха – кажется, весь мир работает на гонку Volvo Ocean Race.

Долгожданный старт Volvo Ocean Race 11/12 состоялся 4 ноября в Аликанте. К этому моменту команды уже прилично попрактиковались друг на друге во время портовой гонки, официальной квалификации, а также длительных переходов, совершённых летом и осенью 2011 года. Таким образом, накопилась некоторая история результатов, которая, однако, не стала прозрачнее для букмекеров и фаворитов.
Равновесие сил во флоте Volvo Ocean Race достигалось, с одной стороны, присутствием сплошь титулованных яхтсменов и работой опытных дизайнеров. С другой стороны, все команды были достаточно профинансированы, а паритет бюджетов обеспечивался новыми правилами гонки.
Конечно, никакие правила соревнований не могут дать преимущества во времени подготовки экипажей. Однако и с этой точки зрения все 6 участников были достаточно равны. CAMPER with Emirates Team NZ получили свою новую лодку первыми и прошли на ней тренировочных миль больше всех. С другой стороны, Abu Dhabi Ocean Racing хоть и дольше остальных строили лодку, но сразу же выиграли на ней Fastnet 2011, да ещё и с новым рекордом дистанции! В равной степени были хорошо подготовлены и PUMA Ocean Racing by BERG, которые выиграли одну из трансатлантических гонок летом; Groupama Sailing Team и Team Telefónica месяцами тренировались в Атлантике. Пускай Team Sanya последней вошла в состав участников, но здесь многое компенсируется фигурой шкипера Сандерсона и его талантом – среди участников он единственный шкипер-победитель гонки. Одним словом, более равного по силам флота VOR, пожалуй, ещё не видала.
Результаты предварительных соревнований только подтверждают этот факт. 9 октября официальную 320-мильную квалификационную гонку вокруг Балеарских островов выиграла Team Telefónica. 28 октября в официальной тренировочной гонке на короткой воде первыми пришли CAMPER /Emirates Team New Zealand. А уже на следующий день, в зачётной портовой гонке, с фантастическим отрывом в 14 минут победила Abu Dhabi Ocean Racing, а местная Telefónica пришла последней!
Все эти результаты развили интригу вокруг первого океанского этапа до фантастического уровня. В день старта гоночную деревню в Аликанте посетили 40 000 человек! Согласно официальным данным, портовую гонку и старт первого этапа VOR11/12 транслировали 28 телекомпаний из разных стран мира. Проводить команды прибыли испанский принц Фелиппе, футболист Зинедин Зидан и ещё целый ряд знаменитостей. Одним словом, испанцы умеют устроить праздник.
Но впереди было 6500 миль ходу, и командам не терпелось быстрее вырваться в открытое море, подальше от телекамер и ревущей толпы. Наспех побросав гостей в воду (приглашённые «звёзды» прошли с командами старт и выход на первый знак), флот из 6 яхт устремился навстречу приключениям. А первый этап их приготовил немало.
В течение первых же 24 часов флот покинули сначала Abu Dhabi Ocean Racing, а немного позже – Team Sanya. У арабской лодки сломалась мачта, а китайцы на своей лодке предыдущего поколения умудрились проделать дыру в носовой части. Разочарованию этих экипажей не было предела. Шкипер Abu Dhabi Ocean Racing Ян Вокер решил быстро заменить мачту и вернуться в гонку, однако в этот момент флот уже вышел в Атлантику и шансы воссоединения были призрачны. Команда прекратила участие в этапе и начала готовиться к отправке лодки в ЮАР на корабле.
У шкипера Team Sanya Майка Сандерсона шансов не было вообще. Экипаж сразу же начал подготовку к логистическому подвигу: лодку переправляли в Кейптаун, а цех и специалисты Salthouse Boatbuilders были доставлены в ЮАР из Новой Зеландии для постройки сменной носовой части.
Оставшиеся 4 лодки сосредоточились на первой из трёх главных навигационных задач этапа: стратегическом выборе направления на экватор. После Гибралтара флот встретился с лёгкими ветрами, и нужно было решить, идти ли далее на запад в поисках пассатов или искать счастья у берегов Африки. Последний вариант выглядел перспективным и привлёк к себе Groupama Sailing Team. В пользу «западного пути» высказались PUMA Ocean Racing by BERG и Team Telefónica. Новозеландцы мешкали с решением.
Как известно, уже через неделю оказалось, что прибрежный вариант Groupama Sailing Team не сработал, а промедление новозеландцев стало причиной их отставания от PUMA и Team Telefónica, к которым они, в итоге, примкнули. 12 ноября американская лодка вышла на первую строчку таблицы, а Groupama пришлось огибать Острова Зелёного Мыса с севера, что сильно замедлило их продвижение к флоту.
Так началась драматичная борьба между PUMA и Telefónica за победу в первом этапе. 16 ноября лидирующая пара пересекла экватор, а уже 17 ноября команды были на знаке Фернандо де Норонья. Расстояние на этих точках между PUMA и Telefónica составило не более часа. CAMPER with Emirates Team NZ шли третьими на 100-200 миль позади.
Первые тревожные звонки для PUMA прозвучали 18 ноября, когда Telefónica пошла наветренней (восточней) относительно соперника и начала показывать больше скорости. За считанные часы испанцы перехватили лидерство, но отрыв был минимальным – порядка 10-15 миль. Флот входил в зону влияния системы о.Св.Елены, где ещё можно было побороться за улучшение своего результата.
Но все надежды вернуть себе утраченные позиции для PUMA рухнули вместе с мачтой, которая переломилась в трёх местах вечером 21 ноября. Если первые две потери флота произошли, как считается, по причине сложных погодных условий в Средиземном море, то PUMA трудно было пенять на погоду. Mar Mostro шла левым галсом в восточном ветре 20 узлов и волнении порядка 3 м. То есть, по меркам кругосветной гонки такую погоду нельзя назвать экстремальной.
Соперники стремительно удалялись, а для Кена Рида и команды началась борьба за выживание. Оказавшись посреди Атлантики с малыми запасами горючего и пищи, команда должна была решать, как добраться до Кейптауна. Здесь на первые роли вышли профессионалы береговой команды. Из Аргентины вызвали грузовой корабль, который должен был на пути в Сингапур помочь Mar Mostro с топливом; в США начали готовить запасную мачту к отправке в ЮАР самолётом; в Кейптауне нашли корабль, на котором лодку можно было бы забрать с о.Тристан да Кунья, куда своим ходом отправилась Mar Mostro. Интересно отметить, что даже в этой работе есть своё соперничество. Mar Mostro пока проигрывает другим пострадавшим в «работе над ошибками», впрочем, по вполне понятным причинам. Abu Dhabi Ocean Racing уже в Кейптауне, а на Team Sanya даже успели поставить заплатку. Но вряд ли кто-то из этих команд будет готов к портовой гонке ранее, чем за день-два до её старта.
Итак, на воде в активном состоянии остались 3 лодки и треть дороги до финиша. Флот вышел на скоростной отрезок дистанции, где в прошлом сезоне был установлен рекорд суточного перехода для однокорпусных яхт – 596 миль (Ericsson 4). 24 ноября Team Telefónica отметила преодоление 548 миль за 24 часа на средней скорости в 22,8 узла. В тот же день CAMPER with Emirates Team New Zealand прошли 554 мили на средней скорости 23,09 узла, за что позже удостоились приза от спонсора гонки – часовой компании IWC. Пик скорости, который был зафиксирован командами в этот день, составил 28 узлов! Однако, несмотря на такие впечатляющие данные, рекорд суточного перехода от Ericsson 4 сохранился нетронутым.
До Кейптауна оставалось несколько сотен миль, и CAMPER with Emirates Team NZ фактически лишились шансов догнать Telefónica. Несмотря на полную концентрацию экипажа, новозеландцы отдавали милю за милей из-за менее выгодного положения лодки относительно ветра и соперника. За последние дни их отставание увеличилось с 90 до 200 миль.
У Groupama Sailing Team дела обстояли ещё хуже: французы находились в другом ветре, чем лидеры флота, и попали в штилевое пятно. 25 ноября у них было всего 5 узлов скорости, и отставание команды росло каждую минуту. За последние дни они увеличили свой дефицит с 300 миль до 680!
В субботу, 26 ноября, в 20.14 местного времени испанская лодка Team Telefonica пересекла финишную линию у Кейптауна. Победа испанцев в первом этапе просто «перевернула» турнирную таблицу. После портовой гонки в Аликанте 4 ноября Team Telefónica закрывала таблицу, так как финишировала в той гонке последней. Но благодаря победе в первом этапе Team Telefónica набрала 30 очков и сейчас с 31 пунктом возглавляет таблицу.
На втором месте с 29 очками находится CAMPER with Emirates Team NZ, которые пришли в Кейптаун утром в воскресенье 27 ноября. Преодолев ещё несколько дней сначала очень слабого, а потом, уже у берегов ЮАР, очень сильного ветра, Groupama 4 наконец-то прибыла в Кейптаун в 19.28 местного времени 30 ноября. Многие критикуют браваду французов с «восточным проходом», но с 22 очками команда Groupama Sailing Team сейчас занимает третье место в турнирной таблице и может спокойно пить пиво, пока другие, "более умные", бегают по всему западному полушарию, пытаясь доставить мачты-лодки в Кейптаун к старту портовой гонки 10 декабря!


Несколько интересных фактов о нынешнем сезоне гонки:
Состав участников Volvo Ocean Race 11/12 самый малочисленный за всю историю гонки – всего 6 вымпелов. Самое большое количество участников было в сезоне 1981/82 гг., когда на старт вышло 29 лодок от 43 до 80 ф длиной. Зато впервые в гонке участвуют команды из Ближнего и Дальнего Востока: Abu Dhabi Ocean Racing и китайская Team Sanya. Кстати, Team Sanya – единственная из всего флота, которая пользуется парусами производства не North Sails, а Doyle!
В нынешнем сезоне Volvo Ocean Race масса инноваций. Сами лодки построены по усовершенствованным правилам, и это уже третье поколение класса Volvo Open70. Количество портовых гонок увеличено до 10, тогда как ранее их было 7. В каждой команде должно быть не менее трёх молодых яхтсменов возрастом до 30 лет (ранее – только один). Количество парусов, которые могут использоваться командой на протяжении всей гонки, составляет всего 10 единиц. Ранее это количество не ограничивалось. Запрещены компании с двумя лодками и ещё порядка 100 изменений были внесены в правила гонки после сезона 2008/09.
1-5 ноября в Аликанте состоялась самая крупная регата с участием яхт из прошлых сезонов VOR и Whitbread. Прибыли 16 «ветеранов», самыми возрастными из которых были Tauranga (1973-74), Adventure (1973-74, 1977-78) и Great Britain II (гонялась с 1973 по 1990!), а самыми молодыми – участницы прошлого сезона Telefónica Black и Green Dragon. Победа досталась французской L'Esprit d'Equipe – победителю сезона 1985/86. За рулём этой яхты был тот самый шкипер – Лионель Пен.