Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Сверхнадежный мотор, или Неубиваемый Mercury 150 EFI
Тема: Mercury; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 86;

Именно так: новый 4-тактник американские инженеры-моторостроители решили сделать супервыносливым и долгоживучим. Для чего сначала провели "разведку боем"...

В "сражение" бросили сразу 5 представителей лучшей на рынке 150-сильной модели. Издевались над ними изощрённо: гоняли каждый двигатель от 300 до 500 часов, на максимальных и переменных оборотах, на стендах и в море – словом, испытания на выносливость включали более 68 сравнительных тестов. После чего все моторы (два из них такой нагрузки не вынесли – сломались) разобрали в поисках слабых мест. Ими оказались шестерни редукторов (малый запас прочности), шестерни балансировочного вала (их сгубила вибрация), верхние опоры (выходили из строя от нагрева). Плюс мелочи типа подтекания масла.
Вооружившись столь ценными данными, приступили к созданию изделия неубиваемого.
Для начала снабдили новую 150-ку 3-литровым объёмом. Более чем солидно: с такого литража "снимают" до 250 л.с., а тут на целую сотню меньше! Небольшая удельная мощность означает:

  • меньшую нагрузку на двигатель;
  • высокий крутящий момент (т.е. резкий старт, быстрое ускорение, повышение максимальной скорости);
  • увеличенный ресурс двигателя.

Затем взялись за клапанный механизм. Решили довольствоваться парой клапанов на цилиндр: проверенная временем одновальная конструкция проще (значит, надёжнее) двухвальной, то есть – меньше движущихся частей – меньше потерь на трение. Ещё одно преимущество: для регулировки клапанов двухвального клапанного механизма (DOHC), как правило, требуется квалифицированный специалист (клапанную крышку и распред-валы снимать, зазоры регулировать). А здесь механизм необслуживаемый, тем более снабжён цепным приводом вместо ременного. Выгода двойная – ниже эксплуатационная стоимость, больше времени на воде.
Четырёхцилиндровые рядные двигатели на высоких оборотах вибрируют в направлении движения поршня. Так происходит, когда силы инерции (поршней и шатунов) первого и второго порядков совпадают по фазе. Новый двигатель оснащён вспомогательной балансировочной системой, компенсирующей эти явления. Конструктивно это два стальных вала с противовесами, вращаемые в противоположных направлениях с двойной частотой коленвала. Минимальная вибрация – плавная работа и повышенный ресурс!
Длинный впускной коллектор хорошо формирует поток – это способствует увеличению крутящего момента на низких и средних оборотах. Чтобы уменьшить габариты системы, коллектор сделали спиральным. А для уменьшения веса детали выполнены из высокотехнологичных композитных материалов.
Компьютер дозирует впрыск топлива, повышая экономичность мотора и упрощая его старт (как горячего, так и холодного). Топливная система герметична, мотор чище и экологичнее.
Казалось бы, мелочь – выхлопной канал изолирован от адаптерной плиты. Но именно нагрев корпуса выхлопными газами при тяжёлой работе приводит к выходу из строя верхних опор. Ещё один плюс в копилку повышения ресурса и надёжности!
В конструкции выхлопа использованы уплотнительные кольца, рассчитанные на сверхвысокое давление. Этим снизили сопротивление на выходе, ещё повысив мощность двигателя.
Столь же серьёзно подошли и к охлаждению масла. Насос, укреплённый на адаптерной плите (выхлоп её не греет, как мы помним), прогоняет эту жидкость через радиатор, охлаждаемый водой. Температура масла постоянна, в нём не образуется конденсат, исключено также попадание сюда топлива.
Ещё одно ноу-хау, которое наверняка придётся по вкусу рыбакам, практикующим троллинг. Это специальная система глушения выхлопа на малом и холостом ходу. При низких оборотах выхлопной резонатор заполняется водой и отработанные газы отводятся через акустический экран в отдельное отверстие.
Современные лодки зачастую буквально напичканы энергопотребителями – навигационными и рыболовными приборами, освещением, бытовой техникой… Соответственно ёмкими должны быть аккумуляторы и мощной – система их зарядки. Инженеры Mercury предусмотрели и это: на новом моторе стоит 12-вольтный генератор с номинальным током 60А(!) – заряд бортовых батарей гарантирован даже на малых оборотах. Приводится в действие ремнём (меньше нагрев и вес), хорошо защищён от коррозии твёрдым анодированием.
Верхние крепления подвески не просто усилили, но и развернули на 45 градусов в разные стороны – так они лучше гасят вибрацию. Их демпферы теперь не нагреваются – стало быть, прослужат дольше. И установлены снаружи адаптерной плиты – чтобы к ним добраться, теперь не нужно снимать блок цилиндров, в целом двигатель получился компактнее.
И не просто компактнее – самым компактным в классе! Не в последнюю очередь благодаря остроумному решению – повороту блока цилиндров на 11 градусов (кто сказал, что поршни обязательно вдоль лодки "ходить" должны?!). А схема SOHC вместо DOHC позволила уменьшить количество комплектующих на 18% и соответственно облегчить двигатель – он почти на 10 кг легче "одноклассников". И всего на 11 кг тяжелее 2-тактного 2,5-литрового OptiMax!
Мощному мотору с высоким крутящим моментом требуется и редуктор усиленный. На новом 150 EFI он более чем достойный – диаметром 4,9", с солидными шестернями, почти как на 300-сильниках. Передаточное число увеличили до 1,92:1 – при тех же оборотах двигателя гребной вал крутится медленнее, позволяя установить винт большего шага – отсюда более высокий КПД, более ранний выход лодки на глиссирование и дополнительная экономия топлива.
Защита от коррозии – особый "пунктик" у Mercury. Компания производит собственный алюминиево-кремниевый сплав, более стойкий, чем медесодержащие. Плюс особая технология гальванического покрытия и порошковая термопокраска. Нержавеющие детали – из высокостойкой стали. И – длинный перечень совсем не мелочных мелочей: герметичные электрические соединения, заземляющие перемычки, водоразделяющие перегородки в верхней крышке… Словом, Mercury даёт 3-летнюю гарантию на отсутствие коррозии.
Двигатель весьма демократичен в инсталляции – адаптирован и к механической "рулёжке", и к гидравлической, и даже к управлению румпелем (опция Big Tiller). "Дистанционка" (газ/реверс) – тросовая. Измерительные приборы могут быть как аналоговыми, так и цифровыми (SmartCraft).
Мотор достаточно прост в обслуживании. Первый регламент ему потребуется через 100 часов работы или 1 год. Некоторые, привычные на других моторах пункты обслуживания здесь упразднены. А напоминание об очередном ТО появится на дисплее цифрового прибора SmartCraft.
Если возник сложный вопрос, необязательно "перекапывать" Интернет в поисках инструкций. Достаточно сосканировать на iPhone QR-код (прямо на блоке цилиндров) и перейти по ссылке.
И последнее: новинку можно заказывать с января. Думается, желающие найдутся – аппарат действительно достойный.

«Фарватер» информирует: эксклюзивный дистрибьютор Mercury/Mercruiser в Украине – компания «Адвенчер Ленд».