Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Кременчугское водохранилище
Тема: ------; Автор: Горбань Сергей; Страница в журнале: 74;

Описание днепровских водохранилищ. Часть 6-я.
Итак, мы прошлюзовались, вошли в Кременчугское водохранилище и обследовали его северный участок от Канева до Черкасс. Теперь продолжим плавание по южному участку, наиболее обширному и малоизученному.

Южный участок Кременчугского водохранилища начинается сразу за Черкасским мостом. Его начало невозможно не заметить, равно как и остаться равнодушным к этой красоте. Река за мостом стремительно раздаётся вширь и вдаль, и впереди, насколько видно глаз, раскинулось огромное пресноводное море. Протяжённость этого участка водохранилища по прямой составляет более 100 км, а максимальная ширина 27 км. Это также наиболее глубоководный участок реки, со средними глубинами свыше 6 м, хотя в северной его части, вблизи Черкасс, вне фарватера имеется множество отмелей и банок.
Госгидрография классифицирует этот участок водохранилища как акваторию с исключительно озёрными условиями плавания. Речное течение здесь практически отсутствует, и движение воды формируется за счёт волн. На Кременчугском водохранилище были зарегистрированы волны 3-метровой высоты, поэтому нет нужды говорить о мощи и величии этой акватории. Недаром при создании водохранилища в конце 1950-х были спроектированы 3 порта-убежища для судов: в Черкассах, Адамовке и Светловодске. Свидетельством жестоких штормов и крутой высокой волны здесь служат ржавеющие остовы нескольких барж, выброшенных стихией на отмелые берега, а также драматичные истории градижских рыбаков о кораблекрушениях промысловых баркасов, «ладуг». Вместе с тем Кременчугское море часто бывает ласковым и приветливым, а его живописные дикие берега и необитаемые острова манят путешественников прохладой лесов и множеством красивых песчаных пляжей.
Подойдя сверху по течению к Черкасскому мосту, следует соблюдать осторожность: высота судоходного пролёта при высоком уровне воды может составлять не более 13 м, при этом на подходах к мосту увеличивается свальное течение, которое быстро несёт яхту к пролётам моста. Поэтому, если вы не уверены, проходите ли мост по высоте своей мачты, следует подходить к пролёту на самом малом ходу, по диагонали и с включенным двигателем. В прошлом году я на своём «Атлантисе» (Bavaria 30 Cruiser) с высотой мачты 14,1 м не смог пройти под Черкасским мостом. Яхту нужно было где-то оставить на несколько дней. Пришлось повернуть обратно и пойти в яхт-клуб гостиничного комплекса «Селена» (20 км вверх по течению от Черкасс, в селе Свидовок). Заход с фарватера в протоку правого берега, ведущую в «Селену», находится возле красного буя №72, координаты места N 49°30’18”; E 31°59’45”. В маленькой бухте стоит несколько приличных бонов с ошвартованными катерами. Место премиумное. Стоянка, пожалуй, дороговата: 200 грн. в сутки.
Но возвратимся в Кременчугское море. Пройдя под пролётами Черкасского моста, выходим в разлив моря. В двух километрах ниже моста справа открываются Черкассы – живописный и зелёный приднепровский город. В Черкассах есть довольно большой индустриальный порт – он находится ниже по течению. Но для маломерных судов и яхт порт не очень интересен и неудобен для стоянки или швартовки. Куда приятнее зайти в Черкасский яхт-клуб «Парус», расположенный на правом берегу в полутора километрах от моста. Акваторию яхт-клуба защищает длинный и узкий остров, вытянутый вдоль фарватера справа. Обходить остров можно как с «приверха» на северной стороне, так и с южной, с «ухвостья». Обходя остров с северной стороны, следует соблюдать осторожность: вне фарватера справа очень мелко – затопленная вырубка, – поэтому сворачивать с фарватера к острову нужно под прямым углом, уже практически поравнявшись с ним, и проходить метрах в 25-50 от него – там хорошие глубины. Подход к яхт-клубу с южной стороны (с «ухвостья») свободен от опасностей, нужно только держаться середины канала, ведущего внутрь акватории клуба (яхты с осадкой более 1,5 м – воздержитесь! – Ред.).
Яхты здесь швартуются либо на длинном железном боне, перпендикулярном берегу, либо на один из стояночных якорей вдоль бетонной стенки. Как правило, вахтенный клуба, завидев входящую яхту, укажет, где лучше ошвартоваться. Если же на причале никого не оказалось, то лучше временно ошвартоваться лагом к железному бону, сойти на берег и узнать, куда лучше стать. Будьте осторожны, маневрируя в акватории клуба, чтобы не запутаться во множестве «муринг-лайнов» – становых, мёртвых якорей, положенных возле бетонной швартовой стенки.
Яхт-клуб «Парус», построенный черкасскими энтузиастами ещё в 1980-х, на мой взгляд, один из лучших и гостеприимных клубов на всей акватории Среднего Днепра, несмотря на его визуальную простоту и скромность. В нем есть всё необходимое для удобства и комфорта: бетонная стенка со стационарным краном с ручным управлением, удобная и умная организация стоянки яхт на берегу, хорошая организация вахтенных и хозяйственных служб, благоустроенная территория, где есть даже теннисные корты. Отдельного внимания заслуживает яхт-клубовская кафешка: деревянные столы с лавками под большим зелёным тентом, где можно вкусно и недорого поесть и попить холодного пива. Во время парусных регат, когда яхт-клуб принимает яхтсменов и гостей из разных уголков Украины, это место превращается в шумный и весёлый морской паб. В яхт-клубе можно подзарядить аккумуляторы, за воротами находятся большие мусорные баки (вот, правда, за питьевой водой нужно идти с километр к колонке). В яхт-клуб можно легко вызвать такси – и через 5 минут вы будете в супермаркете «Велика кишеня», где можно пополнить запасы провизии. Из Черкасс каждые полчаса отправляются маршрутки в Киев (время в пути 2,5 часа).
Моё первое знакомство с Черкасским яхт-клубом состоялось в октябре 1991 года во время плавания на «Финне» из Украинки в Днепропетровск. И с тех пор я всякий раз с удовольствием захожу сюда передохнуть перед путешествием в открытом Кременчугском море.
Но настало время покинуть гостеприимный Черкасский яхт-клуб и выходить в море. Напротив Черкасс, на левобережной стороне фарватера, есть симпатичный остров (я его называю Атолл – из-за подковообразной формы). Это излюбленное место отдыхающих и рыбаков, но также этот остров удобен для маломерных судов, чтобы укрыться от ветров и волн любых направлений. Его внутренняя бухта мелковата, но зайти туда можно и, бросив якорь на глубине, растянуться на длинном конце к берегу с кормы и вполне комфортно переночевать. Остров зарос кустами и невысоким ивняком.
Сразу за Черкассами Кременчугское море стремительно разливается вширь, и от Черкасс левого берега уже не видно совсем. Фарватер, хорошо обставленный знаками и исправно освещаемый в тёмное время суток, выходит в море на несколько километров и двигается на Ю-В вдоль правого берега. Дальше в море фарватер становится осевым. До начала 1990-х годов в Кременчугском море функционировало 3 фарватера: центральный, правобережный и левобережный, причём два последних сходились и присоединялись к центральному в начале и конце водохранилища. «Береговые» фарватеры использовались для подходов к сёлам по обоим берегам моря. Теперь остался только один фарватер, осевой, по которому довольно редко проходят крупные суда. Левобережные водные пути остались для путешественников и рыбаков. Надо отметить, что осевые знаки расположены на значительном удалении друг от друга, поэтому иногда приходится использовать бинокль, чтобы найти следующий буй, на который нужно держать курс.
Берега Кременчугского водохранилища живописны и разнообразны. Правобережье в общем холмистое. В районе сёл Сагуновка, Топиловка, Боровица и дальше берега покрыты сосновыми лесами, высокие лёссовые обрывы перемежаются балками. Здесь есть длинные и широкие песчаные пляжи, почти как в Юрмале. Вместе с тем подход к этим берегам совершенно невозможен из-за малых глубин – песчаные банки вытягиваются на сотни метров от берега в море. Есть также низменные, заросшие камышом протяжённые участки береговой линий. За Адамовкой и Великой Андрусовкой рельеф правого берега снова становится высоким, холмистым и изрезанным многочисленными оврагами. Надо отметить, что Кременчугское море находится на границе лесостепной и степной климатических зон Украины, поэтому берега здесь покрыты не таким густым лесом, как в Каневском море. Холмистый изрезанный рельеф продолжается до самого Светловодска и оканчивается поистине величественным полуостровом, выдающимся в море. Дикий, платообразный, полностью заросший густым лесом, этот «Затерянный мир» мне ещё предстоит исследовать в будущем.
Левый берег не такой низменный, как в Каневском море. Начиная от Ирклиева, береговая линия приподымается и приобретает вид невысоких лесистых холмов, изредка обрывами спускающихся к воде. Вершины холмов преимущественно ровные – там распаханные поля. Подходы к берегу почти везде заросли высоким, 3-4 м камышом. Когда разгулявшаяся волна с моря накатывает на эти камышовые плавни, они волнообразно раскачиваются в такт, при этом глуша силу и звук волны. Поскольку во многих местах глубина составляет 2-3 м, то я на своём швертботе «Тинувиэль», бывало, удачно прятался в этом очерете от шторма, вытравив на глубину два якоря, положенные «гуськом» на максимальной длине якорного конца. Качка, конечно, приличная, и камыш скрипит и трётся о борт лодки, но переждать непогоду можно.
Ирклиев – старинный компактный городок, славящийся своими мётлами и вениками, а также крупным рыбхозяйством, расположенным по обе стороны узкого судоходного канала, ведущего вглубь коренного берега. Идя по этому каналу, будьте готовы, что к вам подъедет на моторной лодке с бесшумным электродвигателем местный рыбинспектор, чтобы поинтересоваться, зачем вы пожаловали в их края. Ирклиевский канал оканчивается тихим озером, диаметром метров 400, на берегу которого когда-то был причал, но сейчас от него ничего не осталось. Сам городок расположен в стороне от воды, и поэтому идти в магазин за продуктами или водой придётся пешком не менее часа в одну сторону. Здесь также есть АЗС, где можно заправить канистры топливом.
Двигаемся дальше по течению, вдоль берегов, заросших очеретом. Очертания береговой линии здесь умеренно-извилистые, есть несколько выдающихся в море небольших мысков, за которыми можно спрятаться от волны в случае непогоды. Но по-настоящему надёжного укрытия от волн и ветра на отрезке между Ирклиевом и островом Жовнино нет. Исключение составляют две небольшие бухточки, внутри которых расположены базы промысловых рыбаков: возле сёл Ковраи и Васютинцы. Вход в эти бухты совсем незаметен с воды из-за того же густого очерета, скрывающего узкий канал вглубь бухты. Местные рыбаки не откажут в ночёвке в «их бухте» и помогут в случае экстренной ситуации. Несколько лет назад небольшую яхточку «Орияна 21», на которой путешествовали мои друзья, на тот момент ещё не совсем опытные яхтсмены, прибило к этим камышам сильным прижимным ветром и полутораметровой волной. Буквально вдавленная в один из таких «камышовых» каналов, яхта внезапно оказалась в относительной безопасности: от выбрасывания на берег её удерживала 20-метровая полоса густого очерета и смягчённая волна уже не могла положить швертбот на борт. Подъехали на моторной лодке рыбаки, сняли с борта женщин и детей и приютили их на ночь у себя в бытовке. А наутро море успокоилось и путешественники продолжили путь.
Двигаемся дальше на юго-восток. Вот прямо по курсу, в нескольких километрах от левого берега, показались два небольших островка, расположенные между сёлами Васютинцы и Веремеевка. Однажды, стоя на якоре у одного из островков, я наблюдал игры нерестящейся крупной рыбы – вода буквально «кипела» у самого берега. Также эти островки облюбовали бакланы. Из-за их едких экскрементов деревья вокруг лишились листьев и стали известково-белыми, придавая островку довольно зловещий вид.
Как раз в этих местах несколько лет назад я увидел невероятное природное явление – водяной смерч. Мы двигались вдоль левого берега, как вдруг посреди Кременчугского моря, за много километров южнее от нас, облако начало вытягиваться трубкой вниз. Одновременно с этим дымка у поверхности воды потянулась вверх и через какое-то время обе трубки соединились. Это было похоже на «кишку»: раскачиваясь, извиваясь, вырастая и толстея, она, казалось, быстро приближалась к нам. Мы быстро смайнали паруса, лихорадочно готовясь к каким-то действиям. Прошло минут пять, смерч не приближался, а простояв ещё минут десять-пятнадцать, стал расплываться, размываться и в конце концов растворился в дымке на горизонте…
Но мы движемся дальше, и впереди по курсу показывается первый из двух наиболее значительных островов Кременчугского моря – остров Веремеевский, расположенный в 6 км от двух безымянных островков и в полутора километрах от левого коренного берега. Глубины на подходах к Веремеевскому непостоянны, чистые глубокие участки воды перемежаются мелководными банками, заросшими водорослями. Поэтому продвижение к острову требует внимательности и постоянных лавировок между полями травы. Здесь также нередки промысловые рыбачьи сети, и чем ближе мы подходим к островам Веремеевский и Жовнино, тем их больше. Поравнявшись с Веремеевским, видим знаменитый остров Жовнино. Оба острова лежат в двух километрах друг от друга, и вытянулись вдоль левого берега почти на 15 км! Острова и коренной берег разделяет очень красивый пролив шириной около полутора километров.
Острова Жовнино и Веремеевский, мыс Жовнино и устье Сулы – это, на мой взгляд, уникальный и прекрасный природный заповедник, хотя такого статуса у них нет по сей день. Остров Веремеевский раза в четыре меньше, чем Жовнино, и более низменный, болотистый. А на Жовнино рельеф более возвышенный, сухой. Наветренные берега обоих островов, обращённые к открытому водохранилищу, – это сплошной песчаный пляж, на который с рокотом накатывает совершенно морская волна. По берегам растёт невысокий сосновый лес, почва песчаная. Глубоких подходов к берегу с этой стороны нет вовсе, песчаные отмели тянутся на сотни метров в море вдоль всей береговой линии. Судоходство также осложняется большим количеством промысловых рыбачьих сетей, порою вытянувшихся на сотни метров. Подветренная же сторона островов, наоборот, изрезана бухточками и проливчиками, заросшая камышом и осокой и покрытая густыми деревьями по берегам. Именно на подветренной стороне острова Жовнин стоит искать место для якорной стоянки и вылазки на берег. Длина острова более 8 км при максимальной ширине в километр. Внутри острова есть много озёр, как чистых, так и совсем заболоченных. Сосновые леса на сухих песчаных пригорках сменяются широколиственными рощами, а между ними много заболоченных понижений рельефа. Остров необитаем, однако в летнее время в приверхе и на подветренном берегу рыбаки разбивают свои стационарные базы. На острове живут бобры, лисицы, кабаны, лоси. Однажды мы наблюдали, как молодой лосёнок вплавь перебирался с острова на коренной берег. Стараясь не напугать отважного малыша, мы проследили, как он переплыл пролив, выбрался на берег и ускакал в лес.
Но основная достопримечательность острова Жовнино находится в его восточной части, вблизи ухвостья. Эта «Сказка», как назвали её черкасские яхтсмены, – большая внутренняя бухта, разветвлённая на несколько озёр, соединенных между собой протоками. Примечательно, что сухие берега этой бухты находятся на возвышенности и окружены сосновым лесом. Здесь есть несколько замечательных мест для ночёвки и разбивки лагеря. С берегов «Сказки» можно выйти на наветренный пляж острова и любоваться закатом над морем. Места очень красивые и дикие. К «Сказке» ведёт извилистый пролив, вход в который отыскать непросто. Двигаясь вдоль острова вниз по проливу Жовнино, уже у самого ухвостья увидите большой полукруглый залив, довольно далеко вдающийся в остров. Вход в протоку к «Сказке» находится слева, он непростой, изобилует мелями, поэтому продвигаться нужно на самом малом ходу и следить за показаниями глубины. Пролив, ведущий внутрь бухты, петляет среди камышей, наконец расширяется и выходит во внутреннее озеро. К сожалению, яхтам с осадкой больше 1,5 м не войти в «Сказку». А при низкой воде яхтам и с меньшей осадкой вход в бухту может быть закрыт. Но это место определённо стоит, чтобы туда попасть.
За мысом Жовнино открывается огромный Сульский залив. Очень красивая акватория, глубоководная почти на всех участках. Вода в устье серовато-синего цвета, ведь Сула приносит сюда потоки своих вод. Выходя за мыс Жовнин, нужно быть готовыми к изменённому направлению и силе ветра, ветровой и волновой режимы здесь отличаются от остальной части Кременчугского моря, ведь разлив акватории Сульского залива составляет почти 15 на 20 км! Однажды я попал в ловушку, став на якоре на своей «Тинувиэли» в подветренный берег у одного из необитаемых островов в середине залива. Носовой якорь был заведен на глубину, а корму я привязал концом к дереву на берегу (до берега 2-3 м). На подветренной стороне острова было тихо и спокойно. Но за 20 минут ситуация кардинально изменилась: внезапно с подветра пришла грозовая туча-«наковальня» и в считанные минуты, пока я размышлял, как скоро придётся убираться отсюда, всё вокруг потемнело, ветер развернулся на 180 градусов и обрушился с неистовой силой на остров. Река вокруг вскипела метровой волной и внезапно «Тинувиэль» оказалась на прижимном ветру, швыряемая крутыми метровыми волнами на песчаный пляж в двух метрах за кормой. От выбрасывания на берег яхту удерживал носовой якорь, который, как потом выяснилось, зацепился за корягу на дне и оттого не пополз.
В Сульском заливе расположены четыре крупных необитаемых острова и несколько мелких. Острова совершенно дикие, заросшие густым мрачноватым лесом. Берега этих островов изрезаны бухточками и проливами, ведущими во внутренние озера. Но большинство из них из-за очень малых глубин недоступны даже для швертбота. А вот рыбалка здесь великолепная. Вообще Сульский залив – место малолюдное, лишь рыбаки на своих сейнерах виднеются…
За мысом Жовнино, в большом открытом заливе на горе стоит село Жовнино. Когда-то это был немаленький город, одна из самых южных застав Киевской Руси. Здесь регулярно происходили битвы славян с печенегами, половцами и хозарами. Об этих событиях напоминают многочисленные курганы на распаханных полях. Дорога от воды в село Жовнино занимает полчаса пешком и ведёт через живописные овраги и леса, постепенно поднимаясь выше на гору. Село довольно большое, есть несколько продовольственных магазинов.
Береговая линия за Сульским заливом постепенно повышается и в районе Градижска являет собой высокие отвесные кручи, обрывами спускающиеся к воде. Градижск – городок рыбаков. Здесь издавна базируется несколько крупных рыбачьих артелей, а градижский рыбный базар славится по всей Украине. Несколько рядов рыбы свежевыловленной; рыба вяленая, сушёная, копчёная. Импровизированные кафе, где вам пожарят на гриле свежие рыбьи стейки, да в комплексе с наваристым полтавским борщом, да с холодным пивом!
Отдельно нужно отметить Липовские острова прямо в центре Кременчугского моря – Змитниця, Пивиха, Обелиск… – всего восемь крупных и ещё несколько более мелких островов, которые раскинулись на акватории 20 на 8 км. На этих островах приятные песчаные пляжи, а их удалённое расположение от цивилизации, красивейшие восходы и закаты солнца в море, общее ощущение «робинзонады» определённо стоят того, чтобы их однажды посетить.
Но вот Кременчугское море оканчивается длинной бетонной дамбой, ведущей к Светловодску, где находится шлюз. Живописный, уютный и зелёный Светловодск построен в 1960-х годах на месте Новогеоргиевска, затопленного при создании Кременчугского водохранилища. На подходах к Светловодску по правому берегу, за высоким мысом Нагорным открывается большой залив, уходящий далеко вглубь правого берега. На южной стороне этого залива, примерно в трёх километрах от мыса, есть бухта, в которой расположен Светловодский яхт-клуб. Здесь можно оставить яхту на несколько дней и просто погостить у местных яхтсменов. В яхт-клубе есть бетонная причальная стенка, базовая инфраструктура, несколько домиков, но от яхт-клуба до самого города пешком идти довольно далеко.

Итак, мы прошли по наиболее интересным, с моей точки зрения, местам Кременчугского водохранилища, путешествовать по которому – удовольствие, приключение и настоящее испытание как для яхтсмена, так и для его судна.

P.S.
Все вышеописанные походы по Каневскому и Кременчугскому морям были совершены в период с 1989 по 1992 год, а также с 2004 по 2010 год.