Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Эксплуатация яхт в Европейском Союзе. НДС - проще простого!
Тема: Международная юридическая служба; Автор: Маланчий Надежда; Страница в журнале: 70;

Всё чаще наши клиенты озадачиваются вопросами эксплуатации яхт в территориальном море государств-членов ЕС и уплаты налогов, в частности, налога на добавленную стоимость (НДС). На сегодня ставка НДС в ЕС составляет от 15% до 25% в зависимости от конкретного государства-члена. Поэтому мы решили систематизировать ключевые рекомендации по данному вопросу.

Общие положения законодательства ЕС предусматривают, что на все яхты, которые импортируются в ЕС, необходимо уплатить НДС прежде, чем яхта зайдёт в территориальное море государств-членов ЕС.
Существует, как минимум, два возможных способа избежать обязательств по уплате НДС при эксплуатации яхты в пределах ЕС:

  1. Полное освобождение от уплаты НДС возможно в случае, если собственником яхты является нерезидент ЕС, и яхта эксплуатируется в территориальных водах ЕС в режиме временного ввоза, то есть ввозится в ЕС без уплаты таможенных пошлин и НДС при условии её дальнейшего вывоза по истечении срока временного ввоза.

    В данном случае яхта может быть зарегистрирована под «удобным флагом» на безналоговую или низконалоговую оффшорную компанию, например, в Панаме.
    В соответствии с налоговым законодательством ЕС, если судно не перевозит пассажиров между европейским и неевропейским портами (в данном случае «европейский» означает «в пределах государств-членов ЕС»), не осуществляет перевозку промышленных или коммерческих грузов, то считается, что это – прогулочное судно, даже если оно зарегистрировано как коммерческая яхта. И условия эксплуатации коммерческой яхты в режиме временного ввоза в пределах ЕС те же, что и для прогулочной.
    В соответствии с режимом временного ввоза необходимо соблюдать следующие основные требования:
    а. Яхта должна быть зарегистрирована вне ЕС на лицо, также зарегистрированное вне ЕС;
    б. Лицо, которое эксплуатирует яхту в территориальном море государств-членов ЕС, также должно быть зарегистрировано вне ЕС.

  2. Полное освобождение от уплаты НДС возможно при осуществлении истинно чартерной деятельности. Например, в случае, если мальтийская компания приобретает коммерческую яхту с целью чартеринга, нет необходимости, во-первых, в пребывании яхты в территориальном море Мальты, а, во-вторых, в уплате НДС, который возникает при покупке такой яхты.

Необходимо обратить внимание, что в данном случае уровень интереса таможенных органов государств-членов ЕС к подобным яхтам намного выше в связи с освобождением от уплаты НДС. Таможенные органы отслеживают соблюдение условий коммерческого использования, то есть арендного пользования яхтами. В случае, если таможенные или другие органы получают сведения, что лица, использующие яхту, не являются её арендаторами, как если бы яхта регистрировалась в качестве судна для личного использования (прогулочная яхта), могут возникнуть неблагоприятные последствия.
По общему правилу аренда яхт в пределах государств-членов ЕС рассматривается как поставка услуг, поэтому подлежит обложению НДС. Однако есть некоторые исключения.
Яхта, зарегистрированная вне ЕС, собственник или фрахтователь которой также зарегистрированы вне ЕС, может зайти в территориальное море государств-членов ЕС в режиме временного ввоза. При этом НДС не будет начисляться ни на общую стоимость яхты, ни на арендную плату при условии, что аренда начинается вне ЕС. Если яхта, собственником которой является нерезидент ЕС, будет сдаваться в аренду также нерезиденту ЕС, при условии, что аренда начинается и заканчивается вне ЕС, фрахтователь может зайти на этой яхте в территориальное море государств-членов ЕС и получить сертификат временного ввоза на яхту.
Тем не менее, если яхту начинают сдавать в аренду, продают или передают в распоряжение резидента ЕС, режим временного ввоза прекращается, и яхта подлежит оформлению в режиме импорта, что предполагает уплату всех импортных пошлин и НДС со стоимости яхты.

Способы оптимизации НДС
Рассмотрим оба способа освобождения от НДС при эксплуатации яхт в ЕС на примере конкретных юрисдикций.

Панама
В Панаме функционирует открытый судовой реестр. Собственником яхты, зарегистрированной под флагом Панамы, может быть любое юридическое или физическое лицо, независимо от национальности и статуса яхты.
Морская администрация Панамы предусматривает возможность зарегистрировать яхту в качестве прогулочной или коммерческой.
В соответствии с законодательством Панамы прогулочная яхта не может сдаваться в чартер. Такое право имеет только коммерческая яхта, так как она рассматривается как пассажирское судно. В связи с этим к коммерческим яхтам применяются отличные от прогулочных яхт требования, связанные, прежде всего, с соблюдением международных морских конвенций.
Процедура регистрации яхты под флагом Панамы предусматривает временную и постоянную регистрацию.
Панама является безналоговой юрисдикцией, таким образом в Панаме отсутствуют:

  • подоходный налог, тоннажный сбор на яхты;
  • налогообложение деятельности судовладельческой компании, зарегистрированной в Панаме;
  • ограничения и налогообложение от продажи или передачи акций компании, владеющей яхтой, зарегистрированной в Панаме;
  • налоги и сборы при продаже яхт;
  • налоги и пошлины на прибыль от коммерческого использования яхт;
  • ограничения в отношении возраста и тоннажа яхт;
  • требования по предоставлению Сертификата сюрвейера о техническом состоянии яхты (Certificate of Survey).

Яхта, зарегистрированная под флагом Панамы, может эксплуатироваться в ЕС без уплаты НДС в режиме временного ввоза. Главное требование, которое предъявляется к такой яхте, – выход за пределы ЕС по истечении 18 месяцев и закрытие временного ввоза.

Мальта
В соответствии с национальным законодательством в судовом реестре Мальты яхту можно зарегистрировать в качестве прогулочной или коммерческой. Судовой реестр не предусматривает возможности коммерческого использования (сдачи в аренду) прогулочной яхты, так как такие яхты подпадают под действие международных морских конвенций.
В отношении яхт, регистрируемых на Мальте, не существует каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, тоннажу и т.д.
Главные преимущества регистрации коммерческой яхты под мальтийским флагом следующие:

  • Мальта – член ЕС, поэтому яхта, зарегистрированная под мальтийским флагом, может эксплуатироваться в пределах ЕС без каких-либо ограничений, в том числе налоговых;
  • существует особая система регистрации коммерческих яхт – яхты регистрируются в специализированном Реестре коммерческих яхт в соответствии с Кодексом коммерческих яхт (Commercial Yachts Code);
  • на Мальте установлен благоприятный налоговый режим;
  • на Мальте отсутствует НДС с доходов, полученных в результате эксплуатации коммерческих яхт.

Мальтийский флаг предусматривает определённые ограничения в отношении владельцев коммерческих яхт. Так, яхта может быть зарегистрирована в качестве коммерческой только гражданином Мальты, государством-членом ЕС, компанией, зарегистрированной на Мальте или в любом другом государстве – члене ЕС. В то же время в отношении национальности собственника мальтийской компании не существует ограничений.
Как указывалось выше, коммерческая яхта может быть зарегистрирована любой компанией, зарегистрированной в ЕС. Однако для коммерческих яхт, которыми владеют и управляют компании, зарегистрированные на Мальте как налоговые резиденты, мальтийский флаг предоставляет дополнительные преференции, а именно:

  • судоходная компания освобождается от уплаты НДС при покупке коммерческой яхты независимо от страны регистрации продавца (член ЕС или нет), а также на любые другие сопровождающие товары (например, топливо) и услуги (например, ремонтные работы, заправка), напрямую связанные с осуществлением коммерческой деятельности;
  • деятельность мальтийских компаний, владеющих яхтой в коммерческих целях (чартеринг), облагается налогом на прибыль по ставке 4,17%;
  • нет ограничений по национальности капитана и других членов экипажа яхты;
  • отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или передачи акций компании, владеющей яхтой, которая зарегистрирована на Мальте, иным способом;
  • отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или залога яхты, зарегистрированной под мальтийским флагом.

Необходимо подчеркнуть, что яхты, зарегистрированные на Мальте в качестве коммерческих, могут эксплуатироваться только в коммерческих целях. В связи с предоставлением больших льгот коммерческое использование таких яхт подлежит контролю со стороны таможенных и иных властей.
Выбор за вами…

Международная юридическая служба
Украина, Киев – Одесса – Николаев