Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
И снова о «лучшей крейсерской яхте»
Тема: ------; Автор: oio; Страница в журнале: 52;

Много яхт различных проектов от разных производителей и в любое время выставляются на продажу на сайтах в Интернете, и эти предложения – хорошая база для сравнений и поиска лучших вариантов покупки.
В старой пословице говорится: «Сладость низкой цены забывается быстро, а горечь от плохого качества остаётся надолго». Это не означает, что реконструированные гоночные или крейсерско-гоночные яхты не могут считаться хорошими крейсерами. Некоторые из них после переделки хороши как в гонках, так и в крейсерских плаваниях, другие не годятся ни для того, ни для другого. Среди крейсеров есть множество Баварий, Бенето и Каталин (серийные яхты, проектировавшиеся как крейсерско-гоночные – Прим. перев.), совершивших кругосветные плавания. Как крейсерские используются и многие старые гоночные яхты формулы IOR. Они в основном имеют хорошую обитаемость и неплохие ходовые качества (в частности, на острых курсах). Если в ваши планы входит кругосветное плавание в «обратном направлении», с запада на восток (против господствующих ветров и течений – Прим. перев.), такая яхта может оказаться идеальным выбором. Однако большинство владельцев крейсерских яхт предпочитает ветер с направлений сзади от траверса.
Следует детально ознакомиться и с приёмами рыночного обмана, в частности, при продаже новых яхт. Много лет назад я побывал на бот-шоу, где новая сверкающая 40-футовая яхта была объявлена «королевой выставки». Её представляли как яхту для дальних переходов. Приятный декор интерьера, привлекательные диваны, ваза со свежими фруктами, бутылка вина и умиротворяющая музыка из стереосистемы создавали впечатление домашнего тепла. Покупатель с неискушённой душой мог влюбиться в это с первого взгляда, выписать чек и мечтать о плавании под парусом в лучах заходящего солнца. Более опытный и «осознанно компетентный» увидел бы, что яхта годилась разве что для перехода от родной марины через залив Сан Франциско и обратно, и что ни одна из шикарно оборудованных коек не годилась для переходов в открытом море с креном 15-20 градусов. С другой стороны, если яхта хорошо спроектирована, комфортабельна даже в открытом море – она будет хороша и для проживания в ней у причала или на якорной стоянке.
При покупке яхты вам необходимо найти хотя бы один или несколько проектов, соответствующих вашим потребностям и бюджету. После этого можно приступить к оценке конкретных яхт по критериям их возраста, состояния, оборудования и цены. При этом вы можете решить, какую яхту купить – новую или подержанную.
Сам я покупал и новую, и подержанную яхты, и в обоих случаях был доволен. Нет ничего великолепнее сверкающей яхты, снабжённой всеми новейшими приспособлениями и устройствами, построенной по вашему заказу. На якорной стоянке она станет предметом всеобщей зависти. С другой стороны, необходимо знать, что после подписания соглашения о покупке до дня вашей радости и триумфа пройдёт год или больше. Для полного обследования и испытаний новой яхты потребуется от нескольких месяцев до года. И не забудьте добавить к отпускной цене производителя ещё 10-12 процентов на обеспечение отхода от причала, снабжение нового судна всем необходимым для плавания. Необходимо учитывать и амортизацию – основной (и в последнюю очередь учитываемый) значительный фактор издержек при владении яхтой. Яхты (здесь в смысле – "яхты массовой крупносерийной постройки" – ред.) в большинстве теряют не менее половины стоимости за семь лет с момента постройки и оцениваются в зависимости от качества, состояния и оборудования. В настоящее время поиск подходящей яхты на рынке относительно несложен. Хороший яхтенный брокер даст вам ценные советы и окажет помощь в поиске яхты, но избегайте каждого, кто с целью получения быстрой прибыли просто пытается сбыть вам то, что стоит в доке. Основная часть работы хорошего брокера – консультирование. Если же он не тратит времени на детальное выяснение ваших требований и явно сводит ваши запросы к определению цены – пусть советует другим, менее сообразительным.
Оценивая подержанные яхты, избегайте влюблённости. Будьте абсолютно безжалостны, ищите любые возможные недостатки и дефекты – всё, что не в порядке. Сохраняйте отстранённость и некоторую сдержанность. Если продавец или брокер почувствует, что вы влюбились в яхту, он крепко вцепится в вашу чековую книжку.
Строго придерживайтесь списка ваших требований. Если вы поступитесь требованиями, то пожалеете об этом. Старайтесь принять решение, основанное на фактах и ни на чём, кроме фактов. Если найдёте яхту, которая вам подходит, предлагайте меньшую, но приемлемую цену, обычно на десять процентов ниже запрашиваемой: в зависимости от того, насколько реально продавец оценил яхту. Помните, что продавец обычно эмоционально сильно привязан к своей яхте и защищает свою привязанность, поэтому предложение необоснованно низкой цены может быть воспринято как оскорбление и вы не услышите встречного предложения. Это не означает, что нельзя попытаться предельно сбить цену, если почувствуете, что продавцу необходимо срочно сбыть товар, особенно в сегодняшних рыночных условиях. Проведя подготовительную работу, вы должны знать примерный диапазон цен яхт конкретного проекта.
Любое предложение цены подержанной яхты с вашей стороны должно быть условным до достаточно полного её изучения и испытания в море, или же необходимо оговорить возврат выплаченной суммы в полном объёме. Морские испытания, естественно, проводятся за счёт покупателя, поэтому прежде чем потратиться на испытания, серьёзно отнеситесь к своему выбору. Если по любой причине вас что-либо не устраивает, откажитесь от покупки – выплаченная вами сумма должна быть возвращена. Настаивайте на том, чтобы деньги условно депонировались на счёт имеющего хорошую репутацию агентства регистрации судов или на трастовый счёт третьей стороны. Никогда не передавайте деньги непосредственно владельцу, его агенту или брокеру.
Даже если вы уверены в своих способностях и уровне знаний, советую пригласить на морские испытания постороннее лицо, имеющее достаточный опыт в яхтинге, человека честного и не боящегося сказать вам о любой причине, по которой не стоит покупать данную яхту. Это поможет установить равновесие оценок, поскольку брокер или владелец будут пытаться приуменьшить значение обнаруженных вами недостатков.
Во время морских испытаний не будьте пассажиром. Ведите яхту жёстко, уверенно, как этого требует практика. Поработайте с парусами – поднимите и опустите, зарифьте и уберите рифы, проверьте работу закруток. Проверьте каждый элемент оборудования, все системы. Включите всё, что имеет кнопки, выключатели и рукоятки включения, и убедитесь в работоспособности включаемого оборудования. Выполните повороты оверштаг, фордевинд и проверьте, как яхта лежит в дрейфе. Запустите двигатель и проверьте, как он работает на малых оборотах на переднем и заднем ходу. Проверьте, сможете ли вы войти в док, маневрировать при постановке в марине, будучи усталым после длительного перехода, а ваш партнёр болен и не в соостоянии вам помочь. Проверьте яхту на ходу при различных погодных условиях. Убедитесь, что можете свободно передвигаться по палубе, во внутренних помещениях, в кокпите, особенно при крене. Убедитесь также, что можете готовить пищу, питаться; что есть где уединиться и поразмышлять; что есть условия для штурманской работы, отдыха; что койки удобны и вы не выпадете из них при повороте, плохой погоде и волнении. Спросите себя, сможете ли в море жить в этих условиях в течение дней, месяцев, лет? Если нет, сможете ли изменить или улучшить то, что не нравится? Каких затрат это потребует? Сможете ли смириться с тем, что не в состоянии изменить? После морских испытаний некоторое время поразмышляйте. Запишите все положительные и отрицательные впечатления в две колонки и оцените итог. Если позитив существенно не перевешивает негатив, откажитесь от покупки. Если яхта успешно прошла морские испытания, и вы думаете, что уже полюбили её – всё равно подождите. Не сейчас! Необходимо сделать ещё кое-что.
Обратитесь к самому кошмарному, самому придирчивому, самому педантичному морскому инспектору, какого только сможете найти, чтобы он осмотрел яхту на берегу. Вымойте корпус струёй воды с хорошим напором, потом струёй промойте палубу и все надводные поверхности, чтобы обнаружить (если есть) возможные протечки и оценить, насколько они серьёзны. Убедитесь, что приглашённый инспектор намерен осмотреть каждый квадратный дюйм яхты, откройте все люки, загляните за все крышки ревизионных отверстий, под каждый пайол. Проверьте, нет ли влаги в корпусе и надстройках, нет ли вздутий и раковин, расслоения пластика и ржавчины. Тщательный осмотр должен включать проверку всего оборудования яхты. Если продавец не представил полный список оборудования, он должен быть в наличии после покупки. Не позволяйте себя обобрать.
Ни в коем случае не пользуйтесь услугами инспектора, рекомендованного яхтенным брокером: может оказаться, что брокер платит инспектору. Если брокер выражает неудовольствие по поводу приглашённого вами инспектора – очевидно, вы сделали правильный выбор! Если же затрудняетесь с приглашением подходящего инспектора, возможно, ваш морской страховой агент может предложить несколько кандидатур. Если выбранный вами инспектор хорош, плата за осмотр стоит того, и он ещё избавит вас от мороки при осмотре.
Попросите продавца представить документы (товарные чеки или паспорта), свидетельствующие о возрасте стоячего такелажа. Стоячий такелаж, которому больше десяти лет, считается ненадёжным и при поломке рангоута вам может быть отказано в выплате страховой суммы. Если яхта имеет стационарный двигатель и электрогенератор, пригласите для их проверки квалифицированного механика или инспектора по двигателям. Необходимо проверить компрессию в каждом цилиндре и наличие металлических частиц в смазке двигателя и трансмиссии.
Тщательно осмотрите каждый парус или, что ещё лучше, доверьте это парусному мастеру, чтобы определить, сколько времени прослужат паруса до перешивки или замены. Подумайте, достаточен ли парусный гардероб для реализации ваших будущих планов. Если нет, оцените затраты на его пополнение. Потребуйте документы на всё оборудование и системы, чтобы проверить, проводились ли ремонты и профилактика.
Если планируются дальние плавания, неплохо приобрести яхту, сертифицированную по категории 1 Offshore Requirements (Требования к яхтам открытого моря – Прим. перев.). Это необходимо для возможного участия в океанских гонках или крейсерских ралли и потребует соответствующего страхового обеспечения. Некоторое увеличение затрат будет оправдано знанием того, что яхта спроектирована и построена для условий открытого моря.
Всё это требует затрат и подразумевает немалый объём работ, но пренебрежение рекомендациями, недостаточное обследование будущей покупки обернётся потерями времени, которое можно использовать для отдыха и жизни на борту. Не бойтесь отказаться от яхты, имеющей существенные недостатки или дефекты, или если её цена серьёзно опустошит ваш бюджет. Ищите то, что вам подходит. Отнеситесь к затратам на обследование яхты как к необременительной страховке или плате за опыт и обучение – и действуйте. Не бросайте деньги на ветер и не позволяйте эмоциям влиять на рациональность ваших решений.
Будучи вооружённым протоколом обследования яхты, в котором отражены каждый возможный дефект, каждый повреждённый трос, протекающий в корпусе фитинг, дефект обшивки, пятно сухой гнили, протечка масла и ржавый хомут на шланге, вы имеете возможность планировать ремонт и замену всего, что не в надлежащем состоянии, изношено или отслужило свой срок. И теперь следует вернуться к начатым переговорам. Продавец, возможно, уже тратит деньги, которые должен получить, и меньше всего хочет срыва сделки. Вежливо попросите исправить все обнаруженные дефекты или уменьшить цену на величину стоимости ремонта.
Если что-либо не в порядке и продавец с этим согласен – чудесно. Должен сказать, что я не доверил бы проведение любого серьёзного или сложного ремонта продавцу, потому что ремонт будет поручен тому, чьи услуги наиболее дешевы, а компетентность и умение минимальны. Лучше договориться о компенсационном изменении цены и поручить работу вызывающим доверие специалистам или произвести ремонт самостоятельно. Если двигатель стар и изношен, возможно, удастся оговорить сумму компенсации за его ремонт, но лучше купить новый, более надёжный и мощный, чем обращаться в ремонтные центры, в которых вряд ли удастся без проблем произвести ремонт или найти запасные части. Эта последняя стадия переговоров требует терпения и компромиссов. Видимо, вам не удастся скорректировать цену или получить компенсацию за каждый недостаток. Ещё раз проанализируйте сделку и подумайте, есть ли смысл подписывать договор. Помните, что самое мощное в ведении торговых переговоров слово – «нет». Но, если предложений относительно немного, оцените время, в течение которого вы планируете купить яхту. Если яхта соответствует всем вашим обязательным требованиям и большинству дополнительных и близка к тому, чего вы хотите, не отказывайтесь от покупки и экономьте на пиве в течение последующих пяти или десяти лет. Подпишите договор и приступайте к реализации своих планов. Но… Вносите изменения и ремонтируйте что-либо только по абсолютной необходимости, когда надо выйти из ситуации без потерь. Разве не для плаваний вы купили крейсерскую яхту?
Могу рассказать многочисленные истории о людях, которые безнадёжно застряли в своих маринах. Я называю таких «доковая картошка». Они откладывают выход в море на следующий сезон. Они редко или никогда не ходят на своих яхтах и годами занимаются ремонтами, стараясь перед выходом в море привести всё в идеальный порядок. Они устанавливают на борту всё больше и больше оборудования и ватерлинии их яхт поднимаются на один-два дюйма с каждым подъёмом на берег. Они транжирят драгоценные годы своей жизни, которые могли бы провести в плаваниях к прекрасным и экзотическим берегам. Согласитесь: ни одна плавающая яхта не может быть доведена до стопроцентного совершенства. Поэтому старайтесь обеспечить мореходность, а заботу о несущественных деталях отложите на потом: через несколько тысяч миль ваши взгляды на то, что требует приложения усилий, кардинально изменятся.
До встречи на голубых дорогах!

George BACKHUS
Перевод Геннадия САХАРОВА.