Статьи
Авторизация
В продаже - № 3(78) 2017
Тест-драйв
>

 

 

 

Поиск по журналу
Настройки поиска:
в номере:
по рубрике:
тема:
статьи автора:
Targa 32
Тема: Targa; Автор: Парфенюк Богдан; Страница в журнале: 28;

Мой многоопытный коллега как-то признался, что был в шоке от количества мелких повреждений на моторной яхте именитой европейской верфи, всего-то проделавшей полторы сотни миль по открытому морю. Любой профи-капитан наверняка признается в своих чувствах при виде мебели, которая "гуляет" по угрожающей амплитуде относительно борта даже на среднем волнении. А кому из выходивших в море не знакома дикая головная боль от постоянных ударов о гребни, когда корпус действительно "и стонет, и плачет"?
Будем честны: подавляющее большинство круизеров и моторных яхт не рассчитано на бурную погоду. Ни по крепости, ни по мореходности, ни по комфорту хода. Быстро и долго идти в жёстких условиях (читай – слабо зависеть от погодных капризов) способны лишь «морские внедорожники», столь ценимые опытными путешественниками. Это суда очень прочные и мореходные, предельно функциональные и надёжные, комфортные на ходу и добротные даже на уровне деталей. Лучшие из таковых строятся на финской верфи Botnia Marin.

Targa – не просто брэнд. Это родоначальник и эталон для всего направления морских «4х4». Наряду с повышенной мощностью (толщина сплошного пластика на днище – 20 мм!), и мореходностью (почти все – с категорией «B» offshore), они обладают ещё и редкой способностью идти быстро даже в бурном море. Тяжёлые корпуса уцентрованы так, что форштевень почти не выходит из воды – ударов днищем практически нет. Targa не прыгает по волнам, она их пронзает с минимальными толчками. Отсюда и ходовой комфорт, и долгий срок службы – даже через десятки лет судно не «дышит» и не дребезжит, соответственно – очень медленно теряет рыночную стоимость. Прибавим сюда исключительную безопасность компоновки "walk around" с широкими бортовыми проходами; удобство оперирования даже в одиночку; глубинную люксовость массива благородных пород вкупе с исключительным качеством исполнения; широкий выбор опций (к примеру, движитель может быть даже водомётным!) и высокий уровень кастемизации (вплоть до серьёзной перепланировки)…
Не удивительно, что Targa встречается на всех широтах – от ледяных вод Гренландии до жаркого Средиземноморья – и используется как для отдыха (путешествия, морская рыбалка, дайвинг), так и для работы (полиция, патрульная и спасательная службы…).
Если большинство верфей мира завлекают клиента свежими идеями и оперативно внедрёнными инновациями, то финны никуда не торопятся: свои новшества они проверяют и «доводят» годами. Новый проект никогда не запускается в серию без опытных образцов, на которых «в натуре» прорабатывают разные варианты компоновки, придумывают всё новые «трансформерные» конструкции, выверяют положение всех деталей. В результате получаются предельно удобные, эргономичные и универсальные лодки без недоделок и "узких" мест.
Живой пример – новая Targa 32, которую я увидел на бот-шоу в Хельсинки. Слово владельцу верфи Йохану Карпелану:
Это судно призвано заменить нашу очень успешную 31-ю модель. Все 10 лет её продажи мы собирали отзывы и предложения от клиентов, эксплуатировавших лодку в разных морях и условиях. И большинство из них нашло отражение в "новичке". Его корпус на 22 см шире и чуть выше – судно даже визуально стало более солидным. А внутренние объёмы выросли очень заметно, особенно в носовой каюте и салоне (кабина "раздалась" на целых 40 см!). Стал комфортнее санузел, транец получил обратный наклон, добавилось полезных опций, в большинстве уже опробованных на старших и младших моделях… Впрочем, вам лучше оценить лично.
Давно привычная, отточенная десятилетиями эксплуатации палубная компоновка: просторные носовой и кормовой кокпиты плюс "траулерная" рубка с реверсивным наклоном ветрового стекла. Широкие и удобные "корабельные" бортовые проходы опоясаны высокими (только толстый пластиковый фальшборт до 80 см, а поверху ещё поручень!..) бортами по всему периметру – с такой защитой даже на ходу в бурном море риск упасть за борт минимальный. В двух местах организованы "калитки" для удобного выхода через борт; под ногами (и под руками) – тик; вода свободно уходит в большие шпигаты.
Носовой кокпит – с П-образным сидением на четверых. На стоянке в его центре ставится столик – получите кают-компанию под открытым небом. Столик убирается в штатное "ложе" одного из просторных носовых рундуков (три под сидением и один под палубой носа). Разрезной релинг позволит с удобством выходить с носа на пирс, вниз откидывается нержавеющая "скоба" – ступень для схода на низкий берег.
Привычна и обстановка в корме: просторный кокпит с минимумом мебели – пара двойных сидений (с рундуками) у бортов и откидные у рубки. Полная свобода действий: на отдыхе ставим лёгкий раскладной стол или шезлонги, либо надуваем матрац-солярий, на рыбалке раскладываем снасти и забрасываем спиннинги, дайверам более чем достаточно места для аквалангов… В центре широкого кринолина – полезнейший люк (водоросли или намотанную сеть с винтов колонок снять), в транце – душ, под ногами – конечно же тик.
Немаловажная деталь – держатели для пяти кранцев под сидениями флайбриджа, с прижимными резинками. Вынимаются из кокпита одним движением. Так что и на ходу эти объёмные "сосиски" никому не мешают, и перед швартовкой легко доступны.
Флайбридж по-скандинавски аскетичен: это именно ходовой мостик, а не зона отдыха. Двойное пассажирское сидение и одинарное – для рулевого, полнофункциональный пост управления с большим монитором чартплоттера, нержавеющая радарная арка, традиционная "корабельная" мачта (флагшток и клотик). И – одно из последних ноу-хау от Targa! – откидное ветровое стекло в нержавеющей раме в комплекте с прозрачным тентом. Солнце, лёгкий ветерок, недлинный маршрут – ветровое стекло отброшено к козырьку-ветроотбойнику, не мешает наслаждаться набегающим потоком свежего воздуха. Но если ветер холодный, а в лицо летят сотни брызг (дождь или шторм), самое время спрятаться за ветровым стеклом и всё "торпедо" закрыть тентом (чтобы не намочить карту или лоцию, к примеру).
Сдвижные двери по обеим сторонам кабины – одна из замечательных особенностей Targa. Здесь капитану не нужно, как на большинстве круизеров, причалив к стенке, стремглав бежать от штурвала через весь салон в кокпит – швартов закладывать. А чуть что не так – бежать обратно… Здесь всё проще: от руля до борта – всего шаг через дверь, можно даже одной рукой контролировать рукоять (чтобы подработать винтом, если нужно), а второй – подать швартов.
Пост управления – справа. Циферблаты и дисплей контроля двигателей – сверху (под подволоком), большой монитор чартплоттера, все клавиши и ручки управления – в тумбе. Эксклюзив (больше нигде такого не видел, только у Targa) – откидная панель с основными элементами контроля лодки (штурвал, рукоятки дросселя, джойстик «подрульки», несколько клавиш и кнопок), которая одним щелчком подстраивается для управления сидя, стоя или чтобы не мешала на стоянке. Под ногами – откидная подножка. Ветровое стекло с обратным наклоном не даёт бликов, меньше забрызгивается и резко добавляет объёма в кабине.
Ещё одна привычная особенность Targa – камбуз слева от поста управления. В какой-то мере место не самое удачное: зажатая между плитой и приборной панелью столешница небольшой площади, да к тому же она ещё и люком в переднюю каюту работает (т.е. или не загромождать, или во время готовки в каюту не ходить). Но и достоинства у такой компоновки весомые: неизбежный сквозняк (пара дверей по разные стороны рубки) эффективно уносит из помещения не всегда приятные и зачастую очень стойкие (при жарке рыбы, например) кухонные запахи, да и коку в знойный день здесь (а не в глубине помещения, где жарче) наверняка комфортнее. Тумба камбуза небольшая, но это обман зрения – продуктовые отсеки "разбросаны" по всей рубке: холодильник пристроили под сидение рулевого, у правого борта – бар и полки для утвари, под пассажирским сидением – ящики для продуктов.
А на ходу, когда пищу не готовят, камбузная плита закрывается ажурной деревянной панелью, и вся поверхность влево от рулевого поста становится штурманским столом. Под крышкой центральной секции – прокладочный инструмент и подручные полезности. Плюс несколько подстаканников в отдельной секции.
Остальной объём кабины – кают-компания. Небольшая, на 4 человека, но вполне комфортная: столик на пилоне (его можно убрать под подволок) опоясан мягким П-диваном с удобными спинками. За кормовой секцией – полочка и форточка в окошке (через неё, кстати, можно рулевому на флайбридж чаю подать). Носовая секция дивана – с реверсивной спинкой, на ходу она (секция) конвертируется в двойное пассажирское сидение.
В корму от бара, по правому борту – вход в каюту. Точнее, сначала в коридорчик с платяным шкафом, вешалками для курток, полками и дверью в санузел. Помещение последнего непривычно высокое (для судов такого размера), с вакуумным унитазом, мини-душем, биде и зеркальным шкафчиком над умывальником. Чего не хватает, так это полноценного душа (он только на корме).
В кормовой каюте лягут спать трое: у левого борта широкая двойная (204х140 см!) кровать, у правого – компактная одинарная. Конструкторы изящно разрешили "входной конфликт": ажурный нержавеюще-краснодерёвый трапик, ведущий в салон, откидывается, освобождая доступ к одинарной кровати. (Для ребёнка – ещё та романтика!).
А если дети уже подростки или на борту гости, для них – вторая каюта, в носу. Вход скрывается под центральной секцией штурманской столешницы, внутри – пара кроватей (V-конфигурации), небольшие шкафчики да полки.
В моторном отсеке лодки можно установить один или пару Volvo Penta суммарной мощностью от 370 до 740 л.с. Соответственно, максимальная скорость будет от 34 до 44 узлов, крейсерская – 28-36 узлов. Это данные производителя, поскольку на бот-шоу, где я осматриваю судно, тест-драйвы, увы, не предусмотрены.

Послесловие
Думается, заказчики рассматривают Targa 32 как бюджетную версию 37-й модели – практически та же компоновка с малозаметной разницей (нет душевой кабины в санузле, чуть скромнее носовая каюта, компромиссы в кормовой…). Размер судна очень "семейный": достаточно большой для хорошего ходового комфорта, удобный для экипажа любителей, при этом ещё не слишком "деньгоёмкий" по ходовым тратам и обслуживанию.
Targa 31 была бестселлером компании – за 10 лет их построено 300 единиц! Наверняка новую 32-ю ждёт та же участь – быть очень востребованной...

«Фарватер» информирует: официальный дилер Targa в Украине – компания «НТ-Марин Украина».



Статьи